Использование компьютерных прикладных программ в формировании универсальных учебных действий учащихся
статья по информатике и икт (6 класс) по теме

Формируем универсальные учебные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon формирование ууд59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №585 Кировского района Санкт-Петербурга

Любимова Елена Валерьевна

Учитель

Название статьи: «Использование компьютерных прикладных программ в формировании универсальных учебных действий учащихся».

Аннотация: Формируем универсальные учебные действия

Контактный телефон: 8(911)270-11-89

E-mail: lub_lena@mail.ru

План статьи

  • Сущность научно-деятельностного подхода
  • Универсальные учебные действия
  • Задание в компьютерной прикладной программе

Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.

                Конфуций

Новые цели образования на первое место ставят общекультурное и личностное развитие учащихся, и только потом познавательное. В сложившихся современных условиях,  когда к человеку поступает огромный поток информации, все познать невозможно. Да, и нужно ли знать всё? Источников  информации много и они доступны для всех. Для каждого человека возникает необходимость уметь отфильтровать этот поток, выделить прогрессивное и полезное, как для самого индивида, так и для всего общества.

Согласно новым стандартам школа призвана привить подрастающему поколению ключевую компетенцию как «научить учиться».

Из концепции В.В. Краевского, И.Я. Лернера: «…культурный опыт каждого человека складывается из знаний о различных областях действительности, опыта выполнения известных способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к объектами и средствам деятельности человека». [1]

В знаниевой форме обучения у учащегося вырабатывался определенный набор знаний умений и навыков. В новом системно-деятельностном подходе построения стандартов образования задания и форма обучения должны быть построены так, чтобы сформировать у учащихся разные виды универсальныых учебных действий.

Виды универсальных учебных действий таковы:

  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • знаково-символический;
  • коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия направлены на осознание учащимися связи между мотивом осуществления учебной деятельности  и результатом учения.  Учащиеся нравственно оценивают усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно ставят цель того, что нужно узнать, планируют свои действия, контролируют их, сличая свои результаты с результатами эталона, корректируют и оценивают собственный результат. Волевая саморегуляция - как способность к самомотивации, мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий, достижению цели.

         Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, построение модели (пространственно-графической или знаково-символической) и её преобразование.

Коммуникативные действия обеспечивают  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  определение цели, функций участников, способов взаимодействия,   разрешение конфликтов, управление поведением партнера,  оценка действий партнера,  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации, владение грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Пятнадцать лет назад, компьютер позволявший качественно набрать текст и вставить в него графические объекты, считался мечтой любого студента. На персональных компьютерах такого класса можно было выполнять и трудоемкие вычисления лабораторных работ по физике.  Сейчас уже никого не удивить компьютерной графикой, видео и звуком, тем более текстом. Так уж сложилось, наибольшую популярность и распространение получили прикладные офисные программы – MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. С их помощью можно решить широкий круг задач, и качественно использовать в обучении.

Каждый ученик использует эти программы в своей научно-исследовательской  деятельности, подготавливает реферат, презентацию или выполняет какие-либо вычисления.

Все мы пользуемся глобальной сетью, как одним из основных источников информации. Но очень часто приходится видеть заимствованный из открытых источников реферат, изменённая часть, которого не отредактирована и не форматирована. К примеру, взяли текст из «Википедии»,  а стиль оставили такой же как в источнике, с ссылками на неизвестный источник литературы номер три.

Для формирования у учащихся универсальных учебных действий, выполнив которые он сможет представить свою работу в более презентабельном виде, я даю задание коррекции текста на компьютере в MS Word.

Каждому выдается файл следующего содержания:

  1. Разделите данный текст на предложения. Предложение – это группа слов, выражающая законченную мысль. На письме каждое новое предложение начинается с большой буквы и оканчивается точкой.
  2. Расставьте другие, необходимые, по вашему мнению, знаки препинания.
  3. Разделите текст на абзацы. Абзац - отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений. Каждый новый абзац должен начинаться с отступа в 1,5 см от левого поля листа.
  4. Установите все поля страницы равными 2 см.
  5. Выделите в данном тексте 5 «ключевых» слов, шрифтом синего цвета.
  6. Задайте 5 вопросов к тексту. Запишите их под текстом в виде списка.
  7. Приведите примеры по ключевым словам.
  8. Сохраните файл в своей папке под именем: Фамилия_Имя_дата.doc.
  9. Снимите скрин экрана, сохранив его в своей папке под именем: Фамилия_Имя_дата.png.

в глубокой древности возникла наука логика изучающая законы и формы мышления способы рассуждений и доказательств нас окружает множество объектов это вещи процессы явления люди животные и так далее каждый объект можно описать с помощью признаков признаками являются свойства и отношения совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в понятии понятие в языке отражается одним или несколькими словами например двоичное кодирование персональный компьютер существую слова-омонимы имеющие различные значения выражающие разные понятия но одинаково звучащие слова-синонимы выражают одно и то же понятие но звучат различно словами мы пользуемся когда говорим понятиями мы пользуемся когда думаем поэтому говорят что понятие это форма мышления

Текст рассчитан для детей 12-13 лет. В нем содержится 103 слова. Больший по объему текст, усложняет работу учащимся, подавляет мотивацию к действию, в то время как нам необходимо получить результат, готовый продукт.

На редактирование и форматирование текста отводится 20 мин. После чего учащиеся меняются местами и становятся проверяющими. Все открывают текстовый файл одноклассника, «вооружаются» голубым шрифтом. Используя свой компьютер, учитель редактирует и форматирует текст, параллельно выводя результат через проектор на доску. Учащие исправляют недочеты и ошибки своих одноклассников.

Обратимся к видам универсальных учебных действий (УУД).

Читая текст, разбивая его на предложения и абзацы, происходит самопроизвольное запоминание материала, что позволяет давать новые понятия, определения, тексты разной предметной направленности. Формируется познавательные и знаково-символические УУД.

Желание получить правильный, стилистически-грамотно оформленный текст формирует  у учащихся регулятивные УУД.

        У учащегося, анализирующего текст, выделяющего в нем ключевые слова, формируются  личностные  и познавательные УУД.

Проверяя текст, своего одноклассника, каждый учащийся учится ответственности перед другим человеком. От того на сколько качественно он проверит работу, частично зависит его оценка и его товарища.  В ходе проверки каждый вспоминает свою работу, мысленно сравнивает её  эталоном. При проверке работы у учащихся формируются  познавательные, знаково-символические,  регулятивные, личностные, и коммуникативные УУД.

Результаты проверки сдаются учителю, который и выносит окончательный решение об оценке. Оценка сообщается каждому индивидуально.

Конечно, через несколько уроков разбор текстов теряет свою новизну, становится однообразным действием. В дальнейшем, для мотивации выполнения работы, проявлению интереса к познанию,  на уроках можно поочерёдно использовать  графические редакторы и вычислительные таблицы. Специально для уроков информатики можно поменять платформу и выполнять подобные задания уже в OpenОffice.

Список литературы:

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. – 2003. - №10. с.8-14.
  2. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика/ В.С. Леднев [и др.] — М.: 2002. 59с.
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года №1662-р от 17 ноября 2008 года.
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / Школьные технологии. – 2004. - №5.
  5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции (конспект лекций)/ М.: Изд-во Московского Университета, 1971. 45с.

Список интернет источников:

  1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=797
  2. http://www.kraevskyvv.narod.ru/ papers/ierarchiya.htm
  3. минобрнауки.рф/документы/336
  4. http://www.pedlib.ru/Books/5/0306/5_0306-1.shtml
  5. http://festival.1september.ru/articles/505345/  (Мележикова А.А. Методика составления и использования тестовых заданий по информатике)
  6. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=587
  7. http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на...

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Использование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Методический семинарИспользование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка...