Рабочая программа курса "Информатика", 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Рабочая программа курса информатики для 8 класса составлена для УМК И.Г.Семакина и др. в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_8_klass.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
  2. Федеральный закон Республики Татарстан «Об образовании» (№68-3РТ от 22.07.2013 г.)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 (далее – ФГОС ООО);
  4. Примерная программа изучения информатики, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №36» (принята на заседании педагогического совета, протокол от 20.10.2018  №3, утверждена приказом от 20.10.2017 №102-о);
  6. Авторская программа курса «Информатика» для основной школы: методическое пособие /  Семакин И.Г., Цветкова М.С — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 166 с;
  7. Учебный план МБОУ «Гимназия №36» на 2018-2019 учебный год;
  8. Годовой календарный учебный график МБОУ «Гимназия №36» на 2018-2019 учебный год.

Учебный курс «Информатика» по ФГОС ООО изучается в 7-9 классах. Согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику МБОУ «Гимназия №36» в  8 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Уровень изучения – базовый.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий:

1. Учебник  «Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017

3. . Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).

4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

Текущий контроль проводится в форме тестов, зачетов, практических, контрольных и самостоятельных работ, защиты проектов, устного опроса. Промежуточная аттестация представляет из себя выставление годовой оценки на основании четвертных оценок.


РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА «ИНФОРМАТИКА»

8 класс

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие  результаты освоения учебного предмета.

Личностные  результаты:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  2.   Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
  3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные  результаты:

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  5. Формирование и развитие компетентности в области  использования ИКТ.

Предметные  результаты:

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры.
  2. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
  3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  4. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с  компьютерными программами.

Соответствие между предметными результатами, определенными ФГОС ООО,

и содержанием программы 8 класса

Предметные результаты ФГОС ООО

Соответствующее содержание программы

8 класса

1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств:

1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры

1.1.Формированию данной компетенции посвящены все темы курса

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

 

1.2.«Аппаратное и программное обеспечение сети» в рамках темы «Передача информации в компьютерных сетях»

1.3.Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

1.3.Практические работы на компьютере при изучении всех тем курса

2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойства

«Информационное моделирование»,

«Табличные вычисления на компьютере»

3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования

На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса.

глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», § 10 «Основные понятия»: вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа даннв1х; § 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения; § 14 «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций; глава 4 «Табличные вычисления на компьютере», § 21 «Деловая графика. Условная функция», § 22 «Логические функции и абсолютные адреса»: об использовании логических величин и функций в электронных таблицах

4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование».

глава 2 «Информационное моделирование», § 7 «Графические информационные модели», § 8 «Табличные модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»; дополнение к главе 2, 2.1 «Системы, модели, графы», 2.2 «Объектно-информационные модели».


Планируемые предметные результаты освоения курса 8 класса

Тематический модуль

Обучающийся научится

Обучающийся может научиться

Передача

информации

в компьютерных сетях

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

Информационное моделирование  

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственнографической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту- оригиналу и целям моделирования.
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
  • строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Хранение и

обработка

информации

в базах данных

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • проектировать и создавать однотабличную базу данных

Табличные

вычисления

на компьютере

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА»

8 класс

Общее число часов: 35 часов. Резерв учебного времени: 2 часа

  1. Повторение материала, изученного в курсе 7 класса. (3)

Инструктаж по ТБ и правилам поведения в компьютерном классе. Повторение тем «Человек и информация», «Аппаратное и программное обеспечение компьютера», «Кодирование информации», «Текстовая информация», «Графическая информация», «Технология мультимедиа».

2. Передача информации в компьютерных сетях 7 ч. (3+4)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

3. Информационное моделирование  3 ч. (2+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

4. Хранение и обработка информации в базах данных 8 ч. (4+4)

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.  Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

  1. Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.                               Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.  Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

  1. Повторение материала, изученного в курсе 8 класса. (2)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА»

8 класс

Название модуля

Название темы

Повторение курса

7 класса

(3 часа)

Правила техники безопасности. Повторение тем «Человек и информация», «Аппаратное и программное обеспечение компьютера».

Повторение темы «Кодирование информации», «Текстовая информация», «Графическая информация», «Технология мультимедиа».

Стартовая контрольная работа.

Передача

информации в

компьютерных сетях

(7 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа с архиваторами (практическая работа).

Аппаратное и программное обеспечение сети. Скорость передачи данных.

Сеть Интернет. Информационные услуги: электронная почта, телеконференции, файловые архивы, энциклопедии. Информационная система WWW.

Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами, энциклопедиями (практическая работа)

Поиск информации в сети  Интернет. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора (практическая работа)

Контрольная работа.

Информационное моделирование

(3 часа)

Назначение и свойства моделей. Натурные и информационные модели.

Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере.

Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей (практическая работа)

Хранение и обработка информации в базах данных

(8 часов)

Базы данных, информационные системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ.

Системы управления БД и принципы работы с ними. Создание и редактирование БД.

Создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей (практическая работа).

Основы логики: Логические величины и формулы.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.

Формирование запросов на поиск с простыми  и сложными условиями (практическая работа).

Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам. Поиск и удаление записей (практическая работа).

Контрольная практическая работа.

Табличные

вычисления

на компьютере

(10 часов)

История чисел и систем счисления.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.

Представление чисел в памяти компьютера.  

Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Редактирование и сортировка строк.

Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи.  (практическая работа).

Формулы, встроенные функции. Относительная и абсолютная адресация.

Табличные расчеты с применением встроенных функций, формул с относительной и абсолютной адресацией (практическая работа).

Решение задач с использованием условной и логических функций (практическая работа).

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц (практическая работа).

Контрольная практическая работа.

Повторение курса

8 класса

(2 часа)

Повторение и обобщение материала 8 класса.

Итоговая контрольная работа.

Резерв – 2 часа.

Итого – 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...