Главные вкладки

    Дистанционное образование как одна из форм обучения
    статья по информатике и икт

    Статья, посвященная дистанционному обучению, его актуальности в современном образовательном процессе, достоинствах и недостатках на примере СДО Moodle.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл distantsionnoe_obrazovanie_kak_odna_iz_form_obucheniya.docx50.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дистанционное образование как одна из форм обучения

    Клюева Анна Андреевна
    учитель информатики

    ГБОУ школы №320 Приморского района Санкт-Петербурга

    Сегодня технологии дистанционного обучения в той или иной степени применяются на всех уровнях образовательного процесса, от обучения школьников до подготовки и повышения квалификации специалистов. Существуют разные варианты реализации дистанционного обучения, но наиболее распространенным является обучение, основанное на применении сетевых технологий. Основой обучения в этом случае является использование электронных сетевых курсов. Поэтому, одной из важных задач, возникающей при организации дистанционного обучения, грамотное решение которой способствует реализации основных его принципов, таких как интерактивность и индивидуализация образования, является разработка электронных обучающих курсов по всем дисциплинам учебного плана.

     Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

    В настоящее время для активизации деятельности обучающихся применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники. Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает переход к их использованию в сетевом варианте, включая системы и средства мультимедиа, развитие электронного обучения и дистанционного образования. Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. С их распространением идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах.

    Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ. Рассмотрим эти понятия подробнее.

    Электронное обучение (ЭО) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний. Это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах. В современной быстро меняющейся среде организации, внедряющие для своих сотрудников системы ЭО, могут не бояться перемен. Более того, перемены становятся их преимуществом. В последние годы роль ЭО в решении проблемы поддержки требуемого уровня квалификации сотрудников существенно возросла. Это обусловлено значительным ростом необходимых объемов обучения, возможностями обеспечить коллективный режим обучения, оперативное взаимодействие обучаемых и обучающего (в том числе в режиме реального времени), развитием рынка дистанционных курсов и другими факторами.

     Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

    В современных условиях качество образования зависит от количества предоставляемых способов доставки информации, подключения к информационным сетям библиотек, профессиональных сообществ, информационным каналам.

    Знаковыми элементами, определяющими готовность полномасштабной реализации элементов технологии дистанционного обучения во всех формах обучения, следует признать наличие:

    • локальной сети с широкополосным выходом в Интернет;
    • системы электронного документооборота;
    • системы электронных учебно-методических комплексов с учебными пособиями, системами тестирования, авторизации и статистики;
    • системы промежуточного и итогового тестирования, баз тестов и практических заданий по всем учебным дисциплинам;
    • электронных тренажеров профессиональной деятельности специалиста и виртуальных лабораторных работ;
    • системы, обеспечивающей виртуальное интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

    Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. Дистанционное обучение заключается в самостоятельном изучении тем учебного пособия, выполнении контрольных заданий и консультировании с преподавателем посредством чата или видеоконференции. При таком обучении нет прямого, очного контакта преподавателя с учащимися.

    Дистанционное обучение по своим характеристикам настолько сильно отличается от традиционного, что успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий, передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения.

     С точки зрения Е.И. Машбиц, Б.С. Гершунский, М. Демакова использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и обучающихся, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности обучающихся.  

    А. А. Андреев среди основных отличительных черт дистанционного образования выделяет:

    • гибкость: обучаемые системы дистанционного образования, в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни; для поступления учащемуся формально не требуется какого-либо образовательного ценза; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам;
    • модульность: в основу программ дистанционного образования кладется модульный принцип; каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области; это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям;
    • параллельность: дистанционное образование может проходить без отрыва от работы;
    • дальность действия: обучающийся может находиться сколь угодно далеко от места обучения, но качество обучения – при условии хорошей связи – от этого не страдает;
    • территориальный охват: сеть услуг дистанционного обучения может покрывать огромные территории, а, значит, число обучающихся критическим не является;
    • рентабельность: дистанционное образование экономически выгоднее традиционного: экономия на содержании учебных и вспомогательных помещений, транспортных расходах; при дистанционном доступе к электронным библиотекам экономятся ресурсы на обеспечения обучающихся учебными пособиями и т.д.

    Преимущества и недостатки дистанционного обучения

    Как и у всех форм обучения у дистанционного образования тоже есть свои преимущества и недостатки.

    К преимуществам можно отнести:

    • Возможность обучаться в любое время.

    Обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим обучающимся возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

    • Возможность обучаться в своем темпе

    Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

    • Возможность обучаться в любом месте

    Обучающиеся могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

    • Учеба без отрыва от основной деятельности

    Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

    • Высокие результаты обучения

    Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала обучающийся-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

    • Мобильность

    Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

    • Доступность учебных материалов

    Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается обучающемуся после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

    • Дистанционное образование дешевле

    Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Обучающемуся не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

    • Обучение в спокойной обстановке

    Промежуточная аттестация обучающихся дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость обучающегося по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

    • Удобство для преподавателя

    Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

    • Индивидуальный подход

    При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

    К недостаткам можно отнести:

    • Необходима сильная мотивация

    Практически весь учебный материал обучающийся-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

    • Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

    При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

    • Недостаток практических знаний

    Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

    • Проблема идентификации пользователя

    Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучающийся сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию обучающимся приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

    • Недостаточная компьютерная грамотность

    Особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

     Система дистанционного обучения Moodle

    Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Слово Moodle – это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда.

    Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский, и используется в 197 странах мира.

    Лидером и идеологом системы является Martin Dougiamas из Австралии. Проект является открытым и в нем участвует и множество других разработчиков.

    Moodle написана на PHP с использованием SQL-базы данных. Moodle может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM.

    По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

    Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.

    Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и обучающимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и обучающегося: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

    Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

    Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

    Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность обучающихся, время их учебной работы в сети.

    Модульная структура системы обеспечивает простоту использования системы для обучающихся и преподавателей.

     Элементы дистанционного курса Moodle

    При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:

    1)         глоссарий

    2)        ресурс

    3)        задание

    4)        форум

    5)        wiki

    6)        урок

    7)        тест и др.

    Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

    Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и обучающиеся. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

    В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

    Выполнение задания - это вид деятельности обучающегося, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

    Преподаватель может оперативно проверить сданные обучающимся файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов. Если это разрешено преподавателем, каждый обучающийся может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

    Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные обучающимся на сервер, хранятся в портфолио.

    Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки обучающимися файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Форум Moodle поддерживает структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненным другими обучающимися. Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить). Все сообщения обучающегося в форуме хранятся в портфолио.

    Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса «Wiki»).

    Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого обучающегося общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.

    Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

    1)        Вопросы в закрытой форме (множественный выбор)

    2)        Да/Нет

    3)        Короткий ответ

    4)        Числовой

    5)        Соответствие

    6)        Случайный вопрос

    7)        Вложенный ответ и др.

    Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.

    Список использованных источников

    1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение / А.А. Андреев. –М.: МЭСИ, 1997. – 254 с.
    2. Бакалов, В.П. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление / В.П. Бакалов, И.П. Крук, О.Б. Журавлева. – М.: Горячая линия - Телеком, 2008. – 108 с.
    3. Лобачев, С.Л. Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие / С.Л. Лобачев, А.Э. Попов – Шахты, ЮРГУЭС, 2003. – 90 с.
    4. Официальный сайт системы управления курсами Moodle [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://moodle.org
    5.  Преимущества Moodle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd
    6. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://edutools.h12.ru/compare


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

    Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

    Интегрированный урок как одна из форм обучения

    Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются интегрированные уроки. Именно на таких уроках учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, испол...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Математические диктанты как одна из форм обучению математики"

    Математические диктанты как одна из форм обучению математики...

    Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

    Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

    В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...

    Дистанционное образование как одна из форм обучения

    Статья, посвященная дистанционному обучению, его актуальности в современном образовательном процессе, достоинствах и недостатках на примере СДО Moodle....