Технологическая карта урока по теме "Создание движущихся изображений ", 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Скареднева Татьяна Борисовна

Технологическая карта урока по теме "Создание движущихся изображений " (3 часа)

5 класс
УМК Л.Л.Босова
Информатика
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_dvizhushchihsya_izobrazheniy_tk_5_klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

УМК Л.Л.Босова

Информатика

Технологическая карта урока

Авторы разработки: Т.Б.Скареднева, Н.Д.Барботько, И.Н.Невская, Е.В.Николаева,

Тема

Создание движущихся изображений (3 часа) Слайд 1

Цели

Сформировать представление о простейших способах создания движущихся изображений.

Ввести способы создания движущихся изображений

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Основное содержание темы

Актуализация знаний о графических объектах. Освоение приемов использования анимации по заданному сюжету в программе PowerPoint

Термины и  понятия

Анимация, графический объект, настройка анимации, план действий, презентация, редактор презентаций, слайд, сюжет..

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Пете;

- позитивное отношение к процессу создания и оформления анимации;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «анимация», «анимированные изображения»,  «сюжет», «презентация», «слайд», выражения «эффекты анимации» и использовать их в активном словаре;

- определять различие нарицательных и собственных, и обосновывать свое мнение;

- определять имена собственные в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять способ образования имени собственного и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для участия в конкурсах

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить учебные действия с известным правилом;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- иметь представление о

 программном средстве для создания движущихся изображений 

- создавать движущиеся изображения с помощью программы Power Point.

- создавать анимации для участия в конкурсах

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – К. Чуковский. «Айболит».

Окружающий мир

Тема – «Красота любимого города».

 

Информационный материал

Учебник Босовой Л.Л.    «Информатика 5 класс»

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Электронный диск к учебнику УМК

Карточки с географическими названиями: Москва, улица Лесная, Орел, Зима, Мама.

Изображения предметов: винтик, кнопка, роза, дельфин, дружок», снежок.

Портреты литературных  героев «Винтик, «Кнопка», «Дельфин».

Раздаточный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Пети.

Слайд 2

Для учащихся основной школы проводился районный конкурс анимационных работ «Мультяшка», в котором предлагались разные номинации. Пятиклассник Петя решил принять участие в этом конкурсе и подготовил работу в номинации «Лучшая  анимированная картинка». Ученик подготовил работу и показал учителю, чтобы получить рекомендации, необходимые для участия в конкурсе. (Учитель предлагает школьникам посмотреть его работу). Просмотрев работу, учитель не смог рекомендовать ее на конкурс.

Ребята, почему работу Пети учитель не рекомендовал для участия в районном конкурсе анимационных работ «Мультяшка»?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений, создавать анимацию.

Есть ли у вас желание попробовать себя в роли мультипликатора и научиться  анимировать картинку, чтобы на конкурсе составлять конкуренцию сверстникам?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Пете.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Работа с графическими объектами и сюжетом анимации

Цели:

• Ввести понятие «анимация», «анимированные изображения», «сюжет».

• Научить:

- определять анимацию в представленной работе и обосновывать свое мнение;

- перечислять анимированные изображения;

- определять объекты анимации;

- озаглавливать анимацию;

- разрабатывать сюжет анимации для Петиной работы

- предлагать вариант анимации для Петиной работы;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

Слайд3

Анимация (англ. animation — одушевление, лат. animare — оживить) – это движение объектов, которыми  могут быть графические объекты (изображения, картинки), текст.  Движущиеся изображение называются анимированными.

В недавнем прошлом художники-мультипликаторы создавали свои фильмы вручную. Чтобы передать движение, им приходилось делать тысячи рисунков, которые различались небольшими изменениями. Затем эти рисунки переснимались на кинопленку.

В наше время компьютер значительно упростил  процесс создания мультфильмов, благодаря использованию редактора презентаций PowerPoint. С помощью программы PowerPoint возможно создание движущихся изображений (т.е. анимации).

Для создания анимационных фильмов мультипликаторы разрабатывают сценарий (основная идея мультфильма), придумывают сюжет и персонажей (героев). Персонажи оживляются мультипликатором согласно сюжету. Сюжет — это последовательность отображаемых событий.

Задание 1 (З) Слайд 4

Перечислите/выделите анимированные изображения

(на слайде представлены картинки: двигающиеся и статические)

Задание 2 (З) 

Назовите значение понятия «сюжет».

Задание 3 (П)  

Является ли работа Пети анимацией? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что анимация Пети имеет сюжет? Ответ обоснуйте.

Задание 4 (У) 

Определите объекты в анимации Пети.

Озаглавьте Петину анимацию.

Задание 5 (У)           с взаимопроверкой

Разработайте сюжет анимации для Петиной работы.

Предложите вариант движения объектов в Петиной работе.

(Сначала появляется облако с дождиком, дождик поливает кактусы, затем облако с дождиком исчезает, снова светит солнце, кактус растёт, на кактусе распускаются цветы)

Диагностические задания

1. Рассмотрите изображение на тему «Колобок» и перечислите объекты изображения,  которые можно анимировать.

  1. Предложите вариант

 анимации на тему «Колобок».

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «анимация», «анимированные изображения», «сюжет» и использовать их в активном словаре;

- определять анимацию в представленной работе и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- перечислять анимированные изображения;

- определять объекты анимации;

- озаглавливать анимацию;

- разрабатывать сюжет анимации для Петиной работы

- предлагать вариант анимации для Петиной работы

Блок Б. Создание простейшей анимации в программе PowerPoint 

Цели:

• Ввести:

-  понятие «презентация», «слайд»,

- выражение «эффекты анимации»

- «алгоритм создания анимации  в PowerPoint»

 Научить:

- различать эффекты анимации и обосновывать свое мнение

- рассказывать алгоритм создания анимации в PowerPoint

- выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом

- подбирать эффекты анимации объектам анимации

- определять использованные эффекты анимации для объекта

-  создавать анимацию в PowerPoint

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

- согласовывать позиции с другими учениками и находить общие решения при разработке сюжета презентации по заданной теме

Сообщение учителя

Презентация – демонстративный набор слайдов.
Слайд – прямоугольная область, несущая в себе информацию.

В редакторе презентаций Power Point  выделены следующие группы эффектов анимации: вход, выделение, выход, пути перемещения (Учитель демонстрирует эффекты анимации)

Алгоритм создания анимации в PowerPoint

Чтобы создать анимацию в PowerPoint, надо:

1. Выделить графический объект на слайде.

2. Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации

3. Добавить эффект объекту.

4. Просмотреть  анимацию

Например, рассмотрим Петину  работу «Пустыня».

В презентации один слайд. На нём и разворачивается весь сюжет. Персонажи оживляются согласно сюжету.

В Петиной анимации для появления облака с дождем необходимо:

  1. Выделить облако с дождем
  2. Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
  3. Добавить эффект Пути перемещения/Вправо
  4. Нажать кнопку Просмотр

 

Задание  1 (З) 

Расскажите алгоритм создания анимации в PowerPoint. Перечислите эффекты анимации.

Задание  2 (П) 

Можно ли утверждать, что компьютер облегчает труд мультипликаторов? Обоснуйте свое мнение. 

Задание 3 (П)

Верно ли, что на один объект можно установить несколько эффектов анимации? Обоснуйте свое мнение. 

Задание 4 (П)

Подберите для каждого объекта анимации Пети эффект анимации и обоснуйте свой выбор.

Задание 5 (У)

Откройте программу PowerPoint. Загрузите файл презентации «Пустыня».

Создайте анимацию на тему «Пустыня» (раздаются карточки с подробным описанием  действий)

Диагностические  задания

  1. Определите и запишите в таблицу эффекты анимации, которые использованы  для графических объектов на предложенном слайде.

Объект

Эффект

Солнце

Туча

Капли

Грибы

Ежик

Слова для справок: вращение, выползание, вверх, вниз, увеличение, увеличение с вращением, нарисованный пользовательский путь, мигание.

  1. Откройте презентацию «Колобок».  Создайте анимацию, используя эффект пути перемещения.

Познавательные умения:

 - раскрывать значение слова «презентация», «слайд», «эффекты анимации» и использовать их в активном словаре;

-различать эффекты анимации и обосновывать свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом

 Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

- согласовывать позиции с другими учениками и находить общие решения при разработке сюжета презентации по заданной теме.

 Предметные умения:

- рассказывать алгоритм создания анимации в PowerPoint

- подбирать эффекты объектам анимации

- определять использованные эффекты анимации для объекта

-  создавать анимацию в PowerPoint

Блок В.  Создание анимации средствами графического редактора и редактора презентаций

Цели:

• Ввести алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации

• Актуализировать знания:

- о графическом редакторе

- о сюжете

 Научить:

- рассказывать алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации

 - создавать анимацию средствами графического редактора и редактора презентаций на определенную тему

- выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом

- выполнять проверку и корректировку учебного задания

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

 - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) 

Назовите программу, в которой можно нарисовать графический объект для анимации. (Paint)

Задание 2  (З)  Слайд №

Назовите основные инструменты графического редактора Paint.

Задание 3  (П) 

Можно ли согласиться с тем, что для создания анимации не требуется продумывать сюжет? Верно ли, что для создания анимации мультипликатор придумывает и рисует героев?

Обоснуйте свое мнение.

Задание 4  (У) 

Нарисуйте объект к анимации «Небесный полет».

Сообщение учителя Слайд №

Алгоритм создания анимации средствами графического редактора

и редактора презентаций

Чтобы создать анимацию в редакторе презентации, средствами графического редактора  надо:

  1. Придумать героев и сюжет
  2. Нарисовать объекты, фон в графическом редакторе.
  3. Вставить объекты, фон на слайд, выполнив команду вставка-рисунок.
  4. Выделить графический объект на слайде.
  5. Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
  6. Определить и добавить эффект анимации объекту
  7. Просмотреть анимацию, выполнив команду Просмотр

Например,

Чтобы создать анимацию «Небесный полет»:  

  1. определяем героя – самолет; сюжет -  движение самолета из пункта А в пункт Б.
  2. рисуем  самолет в графическом редакторе.
  3. вставляем самолет  на слайд, выполнив команду вставка-рисунок.
  4. выделяем  самолет  на слайде.
  5. выбираем  пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
  6. определяем и добавляем  эффект анимации самолету «Пути перемещения»
  7. просматриваем  анимацию, выполнив команду Просмотр

Задание 7  (З) 

Расскажите алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации.

Задание 8 (П) 

Можно ли утверждать, что алгоритм создания анимации «Колобок»

  1. Рисуем колобка в графическом редакторе Paint
  2. Выделяем колобка на слайде
  3. Вставляем колобка на слайд, выполнив команду вставка-рисунок
  4. Определяем и добавляем эффект анимации колобку
  5. Определяем героя – колобок, сюжет – колобок катится по дорожке
  6. Просматриваем анимацию, выполнив команду Просмотр
  7. Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации

составлен верно? Ответ обоснуйте.

Задание 9 (У)

Создайте анимацию «Небесный полет» средствами графического редактора и редактора презентации.

Диагностические  задания:

Создайте анимацию на тему «Приведение»

Познавательные умения:

- определять необходимость использования графического редактора для создания анимации

Регулятивные умения

- выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом

- выполнять проверку и корректировку учебного задания

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

 - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации

 - создавать анимацию средствами графического редактора и редактора презентаций на определенную тему

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель

 - установить степень усвоения темы, а именно:

-  понимать назначение и возможности программы PowerPoint;

- выполнять внедрение графических объектов, созданных в программе Paint в презентацию;

- определять алгоритм  анимации и реализовывать его средствами программы PowerPoint;

- адекватно представлять использование  эффектов анимации в рамках сюжета презентации.

Контрольное задание

  1. Найдите и исправьте ошибки в действиях по создания анимации «Летний день»
  1. Вставить фон, солнце, бабочку на слайд, выполнив команду вставка-рисунок
  2. Нарисовать солнце, бабочку, фон в графическом редакторе Paint
  3. Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
  4. Выделить объект  солнце на слайде
  5. Определить и добавить эффект анимации объекту: солнце – выделение/вращение
  6. Определить героев анимации – солнце и бабочка, и сюжет – закат солнца, бабочка летит к солнцу и садится на цветок
  7. Просмотреть анимацию, выполнив команду Просмотр
  8. Определить и добавить эффект анимации объекту: бабочка – пути перемещения/рисованный пользовательский путь
  1. Создайте анимацию «Летний день» средствами редактора презентаций, используя материалы папки Мои документы/5 класс/Летний день

Регулятивные умения:

 - выполнять самопроверку: просмотр  и внесение корректировки в анимации.

Предметные умения:

- составлять сюжет анимации;

- внедрять графические объекты на слайд.

-  создавать анимацию средствами редактора презентаций на определенную тему

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания анимации

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для  создания анимации

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Для учащихся основной школы проводился районный конкурс анимационных работ «Мультяшка», в котором предлагались разные номинации. Пятиклассник Петя решил принять участие в этом конкурсе и подготовил работу в номинации «Лучшая  анимированная картинка». Ученик подготовил работу и показал учителю, чтобы получить рекомендации, необходимые для участия в конкурсе. Просмотрев работу, учитель не смог рекомендовать ее на конкурс.

Ребята, почему работу Пети учитель не рекомендовал для участия в районном конкурсе анимационных работ «Мультяшка»?

Информативный вариант Слайд 13

Создай анимацию «Подводный мир», используя  алгоритм:

  1. Откройте презентацию…
  2. Поместите на слайд картинку рыбки. Подробное описание, как это делать
  3. Изобразите произвольную траекторию рыбки. Подробное описание, как это делать
  4. Изобразите произвольную траекторию осьминога Подробное описание, как это делать
  5. Просмотрите анимацию,  используя команду Просмотр

Импровизационный вариант Слайд 14

Выберите тему для анимации и создайте ее. Для этого используйте материалы папки Мои документы/5 класс/Заготовки2.

Эвристический вариант Слайд 15

Предложите тему и создайте анимацию, чтобы работа могла составлять конкуренцию другим анимационным продуктам.

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания  анимации

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для создания анимации

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- создавать анимации средствами редактора презентаций

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.  Слайд 16

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно писать имена собственные, потому что……

2. Чтобы написать приглашение без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 17

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) анимацией, которую сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление об именах собственных: образовании и видах.

Ввести правило написания имен собственных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу создания приглашения на день рождения.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении приглашения» на день рождения.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- создавать и оформлять приглашение  на день рождения.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока по информатике в 5 классе "Создание движущихся изображений"

Технологическая карта урокаПредмет: информатикаКласс: 5Тема: «Создание движущихся изображений»Учебник:  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013Тип уро...

Технологическая карта урока с использованием ЭОР. Изображение объемных геометрических фигур в графическом редакторе Paint. Конструирование из кубиков.

Данная разработка ориентирована на учащихся 6-х классов и рассматривается в курсе преподавания информатики 6-го класса (10 урок: практическая работа  №7 «Конструируем и исследуем граф...

Технологическая карта урока информатики Создание графических изображений

Предметные:§  сформировать знания о возможностях и особенностях графических редакторов;§  сформировать знания о принципах работы в графических редакторах.Метапредметные:§...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока на тему "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"

Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"....