ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНЫХ РАБОТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО
статья по информатике и икт

Столяров Игорь Васильевич

Из опыта работы рассматривается организация и сопровождение проектных работ технического направления студентов среднего профессионального образования. Приведены конкретные примеры проектов создания приборов с применением информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ito_troitsk_2019_1.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНЫХ РАБОТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Столяров Игорь Васильевич (stivts3@mail.ru)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саровский политехнический техникум имени дважды Героя Социалистического Труда Бориса Глебовича Музрукова» (ГБПОУ СПТ им. Б.Г.Музрукова), г.Саров, Нижегородская область

Аннотация

Из опыта работы рассматривается организация и сопровождение проектных работ технического направления студентов среднего профессионального образования.  Приведены конкретные примеры проектов создания приборов с применением информационных технологий.

Автор данной статьи имеет большой опыт руководства проектной и исследовательской работой учащихся и студентов [1-3]. В последние два года в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Саровский политехнический техникум имени дважды Героя Социалистического Труда Бориса Глебовича Музрукова» был создан ряд интересных проектов технического профиля с применением информационных технологий.

В проекте студентов 4 курса Алексея Исаева и Дмитрия Ларина «Универсальный малогабаритный искатель» был создан малогабаритный универсальный искатель «Электромаг» для поиска скрытой проводки и определения наличия магнитного поля и его полярности.

Универсальный прибор «Электромаг» сочетает в себе три индикатора, позволяя при этом не только определять скрытую проводку, но и определять наличие или отсутствие внешнего магнитного поля и его полярность.

Данный прибор состоит из двух независимых устройств в одном корпусе:

  1. индикатора скрытой электропроводки;
  2. блока индикации полярности внешнего датчика магнитного поля.

Новизна данного проекта состоит в том, что существующие в настоящее время приборы, всевозможные «отвертки» и «пробники», выполняют обычно только одну функцию, и стоят достаточно дорого. Данный проект и восполняет нишу тех бюджетных приборов, которые могут пригодиться электрику или монтеру, работа которого с электропроводкой и определением наличия электромагнитного поля.

Составлен бизнес-план производства данного прибора под названием «Электромаг» на базе производственных мощностей ГБПОУ СПТ им. Б.Г. Музрукова. Исходя из проведенного экономического исследования и анализа, можно сделать вывод, что  данный проект является прибыльным, т.к. уровень рентабельности в течение трех лет равен 24% при норме от 15 до 50%.

Малогабаритный универсальный искатель может применяться лицами, чья производственная деятельность связана с электропроводкой и электромагнитными полями, и послужить основой для создания на его основе достаточно простых с точки зрения реализации, и в тоже время дешевых и надежных приборов такого типа.

Продолжением этой работы стал новый проект – «Гауссметр GM-01», который был разработан в этом году студентами 2 и 3 курса ГБПОУ СПТ им. Б.Г. Музрукова Оставненко Андреем, Галановым Сергеем и Новиковым Владимиром.

Созданный в ходе работы над проектом прибор  «Гауссметр GM-01» позволяет уже не только определять наличие или отсутствие внешнего магнитного поля, но и производить его измерения.  

Портативный прибор «Гауссметр GM-01» позволяет поводить измерения магнитной индукции: максимальное значение в двух направлениях ~6000 Гаусс, обладает высокой чувствительностью  - 0,4 мВ/Гаусс и обеспечивает погрешность измерений не более 2%.  Напряжение питания 9В (1 элемент типа «Крона» в батарейном отсеке). Датчик  может находиться на складываемой антенне (модель GM-01), также он может находиться на конце штыревой антенны длиной до 30см или гибкого кабеля длиной 100см. Прибор имеет USB-порт для подключения к ПК.

Низкая стоимость прибора по сравнению с существующими гауссметрами (тесламетрами) позволяет провести его широкое внедрение и распространение. Простота конструкции и легкость работы нашего прибора «Гауссметр GM-01» позволяют проводить измерения без дополнительных навыков работы и не требуют специального обучения.

Составленный  бизнес-план производства прибора «Гауссметр GM-01» показал, что  данный проект является прибыльным, т.к. он дает прибыль уже через 3 месяца, а уровень рентабельности в течение одного года находится в норме от 15 до 50%.

Портативный малогабаритный прибор «Гауссметр GM-01» может применяться лицами, чья производственная деятельность связана с измерениями параметров магнитных полей в промышленности, материаловедении, электротехнике, а также в лабораторных исследованиях магнитных систем различного назначения.

Надо отметить, что все эти проекты получили свое признание. В их активе -  дипломы I степени X Всероссийской конференции студентов и школьников «Ступень в науку», дипломы I степени III Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Умные и талантливые». Они стали лауреатами I степени Всероссийского проекта «Научный потенциал» 2017-2018  и 2018-2019 годов, проводимого Малой академией наук «Интеллект будущего».

Успешность студента в проектной работе просто невозможна без признания его личного вклада, успеха на различных конкурсах и конференциях. И в этом аспекте, хотелось бы отметить результаты наших студентов на конкуре  «Нобелевские надежды КНИТУ-2018».

15 мая 2018 года в г. Казань на базе Казанского национального исследовательского технологического университета прошел финальный этап конкурса «Нобелевские надежды КНИТУ-2018».  Он прошел в формате конференции научно – исследовательских и творческих работ участников, которые прошли заочный этап.

На заочном этапе было представлено около двух тысяч работ, на очный этап было приглашено свыше 350 финалистов по сорока номинациям из различных городов и населенных пунктов Самарской, Нижегородской и Кировской областей, Удмуртии, Чувашии, Татарстана и Казахстана. После успешной защиты своих проектов и исследовательских работ наши студенты Исаев Алексей и Ларин Дмитрий и заняли первое места в своей номинации.

Среди успехов наших студентов можно также отметить участие двух наших проектов в крупнейшем в России научно-техническом конкурсе - Балтийском научно-инженерном конкурсе в г. Санкт-Петербург в феврале 2019 года. Два года подряд наши студенты занимают 1 место по направлению «Радиоэлектроника, оптика, приборостроение» на областном конкурсе работ научно-технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций в г. Нижний Новгород (2018 год – Исаев Алексей, Ларин Дмитрий, 2019год  - Оставненко Андрей, Галанов Сергей и Новиков Владимир).

Хочется, отметить, что признание личного вклада и заслуг на различных конференциях и конкурсах позволяет студенту чувствовать свое самоутверждение и мотивирует его на дальнейшую проектную и исследовательскую работу. В заключение хотелось бы добавить, что, на мой взгляд, успехи студентов, прежде всего, определяются тем, что тематика всех их проектов была связана с их будущей профессией.

Литература

  1. Столяров И.В. О проектной работе учащихся по информатике. Сборник научных трудов Всероссийской конференции «Информационные технологии в образовании XXI века». – М.: НИЯУ МИФИ, 2011, с.336-339.
  2. Столяров И.В. Путь одного школьного проекта: от идеи до патента // Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов – М.: НИЯУ МИФИ, 2015, с.375-378.
  3. Stolyarov I.V. Peculiarities of organization of project and research activity of students in computer science, physics and technology // Proceedings of the International Scientific-Practical Conference «Information Technologies in Education of the XXI Century» (ITE – XXI). – Melville, New York, American Institute of Physics Publishing, 2017. -  AIP Conference Proceedings, vol. 1797, 040006 (2017); doi: 10.1063/1.4972462. http://dx.doi.org/10.1063/1.4972462
  4. Исаев А.А., Ларин Д.А. Универсальный малогабаритный искатель // Гагаринские Чтения – 2018: сборник тезисов докладов XLIV Международной молодежн. науч. конф. - М.: Изд-во МАИ, 2018. – Т. 2. – С. 158-159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.

С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и восп...

Использование информационных технологий в проектной деятельности

Сегодня в современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Метод проектов – это «специально организованный...

Применение информационных технологий в проектной деятельности

Применение инфоримационных технологий в проектной деятельности. Этапы работы над проектом....

Использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов по немецкому языку.

Данный материал вошел в сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования" и освещает ...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе раскрыта суть технологии гуманитаризации математического образования и представлен опыт ее реализации с использованием информационных технологий в МБОУ СОШ №10 г. АрзамасаКлючевые слова: гума...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ научно-техническое направление «Информатика»

Программа рассчитана для детей 8-16 лет. Срок реализации 2 года.Цель: Формирование информационной культуры, овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для  работы с компьютерной гра...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...