Главные вкладки

    "Формирование логических универсальных учебных действий на уроках английского языка"
    статья по английскому языку по теме

    Данная работа представляет педагогический опыт и расматривает тему развития логических УУД на уроках английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_opyt.docx40.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование логических универсальных учебных действий на уроках английского языка»

    «Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей,

     личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)

    Введение

    Согласно федеральному государственному образовательному стандарту важнейшей задачей становится развитие у школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий.  

    Два года назад я стала работать в начальных классах, обучение которых уже реализовывалось по новым стандартам.  Таким образом передо мной встала задача - понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Также мне необходимо было научиться проектировать урок так, чтобы  у учащихся формировались не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. Развитие логического мышления учащихся на уроках является одним из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество современного образования. Поэтому одним из направлений моей работы стало формирование логических универсальных учебных действий на уроках английского языка. Бесспорно, эта тема актуальна не только для меня, но и для других работников образовательной сферы. Цель моей педагогической деятельности – создать условия, способствующие эффективному формированию логических познавательных универсальных действий на уроках английского языка.

    Научно-методическое обоснование

    Логика мышления не дана человеку от рождения. Он овладевает ею в процессе жизни, в обучении. Лучшим периодом для развития логического мышления является возраст до 12–14 лет, поскольку психологи отмечают, что к этому возрасту складываются все основные логические операции и в дальнейшем существенных изменений не происходит. Целенаправленная работа по развитию логического мышления школьников необходима и должна быть специально организована. Это могут быть интеллектуальные игры, упражнения, задачи для развития логического мышления. Для того чтобы на уроке можно было проработать каждую мыслительную операцию, нужно правильно этот урок спроектировать. Для этого следует более подробно рассмотреть, что такое универсальные учебные действия и какими они бывают.

    Понятие «универсальные учебные действия»

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Виды универсальных учебных действий

    личностные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

    умение организовывать свою деятельность

    умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

    умение общаться, взаимодействовать с людьми

            

    Рассмотрим отдельно логические познавательные УУД

            

    Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

    Под логическими универсальными учебными действиями понимают:

    • анализ;
    • синтез;
    • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
    • подведение под понятие, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений;
    • доказательство;
    • выдвижение гипотез и их обоснование.

    Для работы с каждой мыслительной операцией существует широкий выбор методов и приемов, подходящих не только для учителей английского языка, но и для всех остальных, независимо от предмета, который вы преподаете, и возраста детей с которыми вы работаете. Также в приложении 1 представлены некоторые упражнения, системное использование которых направлено на формирование логических универсальных учебных действий.

    Описание сущность педагогического опыта

    Для обучения английскому языку применяются разнообразные методы и приемы, посредствам которых, так или иначе, формируется логическое мышление. Если мы хотим формировать его осмысленно достаточно найти  для себя наиболее интересные приемы и  подобрать к ним соответствующие упражнения.

    В своей практике я использую много приемов. Ниже представлены некоторые из них:

    1. Прием организации языковых или речевых единиц, их классификации. Эти приемы лежат в основе целой группы упражнений, в которых учащиеся выполняют речевые действия, соотносимые с познавательными. К этим упражнениям относятся идентификация, выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование. Сопряженность упражнений позволяет многократно повторять лексические единицы в единстве с разнообразными мыслительными операциями.
    2. Приемы, стимулирующие речемыслительную деятельность и вовлекающие их в иноязычное общение. Такие приемы могут подводить учащихся к формулированию правила, пониманию закономерностей функционирования речевых единиц, к воспроизведению образцов речевых действий, выбору, варьированию, комбинированию речевых образцов и речевых единиц. Эти методические приемы реализуются в различных видах вопросно-ответной работы, при использовании учителем перифраза.
    3. Информационное неравновесие – восполнение информационных пробелов посредствам речевого общения. Этот прием реализуется в разнообразных коммуникативных упражнениях, нацеливающих учащихся на обмен информацией по типу «мозаики».
    4. Приемы вопросно-ответной работы стимулируют речемыслительную деятельность. Посредствам такой работы хорошо развиваются логические действия анализа.
    5. Восстановление – учебно-методический прием, когда учащиеся выполняют учебно-речевые действия  реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста. Прием восстановления реализуется учащимися в следующих видах упражнений: заполнение пропусков, дополнение, перегруппировка.

    Целью подобных заданий является создание условий для овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям через опору на родной язык. Для того чтобы лучше понять как используются эти приемы на практике, можно более подробно ознакомится с технологической картой одного урока и ее описанием  в приложении 2.                 Также, при работе с разными приемами я активно применяю знаково-символические средства. Учащиеся обучаются работе с лингвистической информацией, представленной в разных формах (например, цветовыми и шрифтовыми выделениями в тексте, дифференцированными по степени сложности таблицами, диаграммами), постепенно овладевают различными схемами решения учебных и практических задач. Также важно чтобы работа по формированию логических УУД велась на всех этапах урока.

    Трудоемкость и доступность опыта

    Поскольку хорошее логическое мышление помогает детям не только в учебе, но и в жизненных ситуациях, то и развивать мы его можем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности и классных часах. Следует только правильно спроектировать урок и подобрать подходящие упражнения для развития определенных мыслительных операций.

    Результативность

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс развития логического мышления педагогически управляем.  При осуществлении этого управления на практике позволяет достичь хороших результатов, но для этого необходима целенаправленная работа по обучению основным приемам мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), что будет способствовать развитию логического мышления.

    Конечно же, в достижении предметных результатов положительная динамика наблюдается не у всех. Но определенно нужно отметить высокую мотивацию к изучению иностранного языка и хорошие достижения в метапредметных результатах.  

    Список использованной литературы

    1. Асмолов А.Г., Бурменская И.А., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2010 г.
    2. Балашова А.И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. – № 5. – С. 69–73.
    3. Вербицкая М.В. Английский язык: программа: 2-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
    4. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – № 5. Т.2.
    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

    Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС»

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

    «Формирование логических универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ»

    В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком и на успешную сдачу Единого Государственного Экзамена,  проблеме понимания изучения английского языка...

    Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе (в рамках раздела по теме «В любую погоду»)

    Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершен...

    Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

    Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...