Главные вкладки

    Интерактивные технологии обучения устной речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
    материал по английскому языку

    Федулкина Анастасия Геннадьевна

    Интерактивные технологии обучения устной речи
    как способ формирования коммуникативной компетенции
    учащихся на уроках английского языка

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_2019_na_28.02.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интерактивные технологии обучения устной речи
    как способ формирования коммуникативной компетенции
    учащихся на уроках английского языка

        Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими

    Константин Кушнер

    За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.

    Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.

    За основу своей концепции я взяла хорошо известную идею о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю Алексею Алексеевичу Ухтомскому. А способ достижения цели выбрала через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Герману Константиновичу Селевко. В своей работе я использую идеи деятельностного и личностно-ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Евгении Семеновны Полат, Ефима Израилевича Пассова.

    Лев Толстой писал: «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти». Развивать ребёнка, а не натаскивать – основное правило в моей работе. Воплотить эту идею в жизнь позволяет мне применение интерактивных технологий.  

    Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, что и было продемонстрировано на моём уроке.

    Одной из интерактивных технологий , которые я применяю на своих уроках является технология «Лэпбук».

    Технология Лэпбук.  Это сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Чтобы понять концепцию лэпбукинга, важно заглянуть в историю возникновения термина и проанализировать саму систему работы этого метода.

    Лэпбукинг является отраслью технологии предметно-языкового интегрированного обучения, когда какой-то школьный предмет преподается на иностранном языке. Т.е. иностранный язык в таком контексте выступает не как цель обучения, а как средство для изучения другого материала. Впервые термин лэпбук появляется в книге  американской писательницы Тэмми Дьюби в 2006 году. Тэмми Дьюби  являлась мамой, реализующей семейное обучение в штате Вирджиния, США. Семейное обучение в США и Европейских странах весьма распространено, и есть целые сообщества мам, которые применяют лэпбуки для воспитания, обучения и развития на дому.

     Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности педагога с воспитанниками. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

    Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление и четкую структуру Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и в группах. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

    Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

    На своём уроке я продемонстрировала формат группового лэпбука.

    Если разобраться в плюсах и минусах такого варианта работы с лэпбуками именно в общеобразовательной школе, то можно увидеть, что плюсов значительно больше, чем минусов. Лэпбук – это мощный справочный инструмент, совместная проектная деятельность, дифференциация заданий,  информативность, интерактивность, наглядность, «хвасталка».

    Однако, как выяснилось, для такого использования лэпбука в классе есть несколько сложностей. Это, конечно же трудоемкость (как в создании шаблонов, так и в создании самого лэпбука), времязатратность, а также, как выяснилось, плохо развитая мелкая моторика детей. Скользить пальцем по экрану смартфона они умеют, а, вот, ножницами вырезать квадратик у детей получается хуже.

    Кроме того, мною используются и другие интерактивные технологии.

    Технология «Карусель». Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие или стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу,  а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу  через каждые 30 секунд. Таким образом прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. На моем уроке с помощью данной технологии ученики развивали умение диалогической речи по теме : «Книги».

    Перечень используемых интерактивных технологий можно продолжать до бесконечности это броуновское движение, свеча, ментальная карта и т.д

    Применяя интерактивные формы обучения на занятиях, я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:

    - стараюсь вовлечь в работу всех учащихся;

    - забочусь об их психологической подготовке. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи провожу разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

    - Стараюсь, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была  предоставлена возможность выступить по проблеме.

    - Отношусь с вниманием к подготовке помещения для работы. Класс готовлю с таким расчетом, чтобы учащимся было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами создаю для учащихся физический комфорт.

    Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник учебного процесса. Интерактивные технологии соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС и направлены как на освоение предметного содержания, так и метапредметных компетенций (общеучебных умений, универсальных способов образовательной деятельности). Кроме того, интерактивные технологии успешно применяются для профилактики развития господствующего у нынешних школьников клипового мышления. Результативность технологии интерактивного обучения видна в успехах и достижениях моих учащихся. С 2016 по 2019 год я подготовила участников, призеров и победителей олимпиад и конкурсов различного уровня. Кроме того, наблюдая за учебным процессом, вижу, как у детей растёт желание изучать английский язык, повышается мотивация.

    Современное информационное общество  предъявляет новые требования к образованности специалиста. Новые ценности образования зафиксированы в известных задачах: научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться ответственности.

    Эти задачи вполне решаемы интерактивными методами, вот почему они и рассматриваются в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях как методы 21 века. Ну а мне хочется еще раз подтвердить, что эти методы позволяют не только успешно решать задачи подготовки педагога современной школы, но и значительно интенсифицируют этот процесс и становятся условием повышения качества обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

    Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

    Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

    Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

    Ролевая игра как способ формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка в 5 классе

    Прект педагогического эксперимента по внедрению СОТ реализованного учителем в образовательном учреждении. Проектная работа....

    Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

    Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...

    Методический семинар "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка"

    Методический семинар "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка"...