Приёмы продуктивного обучения письму
учебно-методический материал по английскому языку

Фатеева Татьяна Алексеевна

Как сделать интересным процесс речетворчества и создать интересный сотворческий образовательный продукт?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy-produktivnogo-obucheniya-pismu-fateeva-t.a.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы продуктивного обучения письменной речи Автор : Фатеева Т.А. МБОУ КСОШ №2

Слайд 2

Главные приоритеты продуктивного обучения Потребности; Результат; Организация; Опыт, оригинальность; Умения, успех, универсальность; Коммуникативность , компетентность; Творчество…

Слайд 3

Продуктивное умение Product-oriented writing ( обучение письму, направленное на создание собственного текста) Process-oriented writing ( обучение письму, направленное на овладение процессом создания текста)

Слайд 4

Алгоритм определения мыслительных навыков Анализ (Выбери из списка слов те, которые относятся к… Выбери из списка героев тех, которые… Подчеркни в предложениях только слова с…). Синтез (Назови одним словом… Какому процессу (или объекту) соответствуют эти характеристики… К каким частям речи относятся эти группы слов…). Сравнение (Сравни два предложения…Что общего между ними? В чем разница?). Установление причинно-следственных связей (Расположи в логической последовательности… Продолжи ряд слов… Вставь недостающее слово…). Вывод (Сделай вывод на основании предложенных текстов…).

Слайд 5

ТРИЗ - Что онА дает детям? помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок…; регулярная тренировка творческого мышления (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений); на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях

Слайд 6

Составление паспорта героя Имя – Лягушка Прописка – болото Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая. Где впервые встречается – на болоте Личные качества – любопытная, смелая, решительная, хвастливая, изобретательная, жизнерадостная, оптимистичная. Заветное желание – побывать на юг е «Лягушка-путешественница » .

Слайд 7

Приём «Если бы…» У . Давайте представим сказку « Лягушка – путешественница» в виде цепочки событий. Если бы..., то... Д. Если бы уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото. Если бы они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят. Если бы лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову. Если бы лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками. Если бы лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели. Если бы утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться. ... Если бы лягушка не была хвастлива, то она долетела бы вероятно до юга. Если бы лягушка не упала в болото, то она не смогла бы столько нафантазировать про своё путешествие.

Слайд 8

При чтении сказки или рассказа дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке или рассказе. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже будет план произведения. Раскадровка

Слайд 9

Алгоритм работы 1. Прочитай текст. 2. Раздели его на части. 3. Составь раскадровку . Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется его настроение. 4. Обсуждаем каждый кадр: – Что делает этот герой? – Зачем он это делает? – Что получает в результате? 5. Составляем пословицы по модели: Кто… (характер), тот… (результат). Кто… (действие), тот… (результат). Кто… (цель), тот… (результат). 6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: – Какие кадры для вас самые важные? – Какая пословица для вас самая важная? На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя. 7. Составляем пословицы по первому и последнему кадрам. 8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.) 9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)

Слайд 10

Картинка без запинки Шаг 1: Состав картинки “ Divide!” — определение состава. Наводим глазок "камеры" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и фиксируем их названия в кружочках на доске (имена существительные). Шаг 2: Связи и взаимодействия между объектами " Unite!” - нахождение связей. Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы это сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в соединенных кружочках (глаголы). Шаг 3:Характеристики объектов и действий “ Sense and say!” - Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях (имена прилагательные, сравнительные обороты).

Слайд 11

Шаг 5: “ Forward - Back !" — выстраивание временной последовательности . Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим причинно-следственные свя зи

Слайд 12

Шаг 6: “ Express yourself !" — Переход на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя, в ином состоянии, или берем того же героя в другое время, в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ

Слайд 13

Экспертиза аналогичная замена или копирование. Например, сохранив сюжет, внести изменения в описания, диалоги героев. Гомологичная замена: замена одного или нескольких элементов на элементы, отличающиеся по строению, но выполняющие такие же функции. Например, изменение внешнего вида героя, жилища и т.д. Элементная новизна: создание нового элемента, но при этом сам сюжет остается без изменений. Например, создание нового акта действия в произведении. Системная новизна: создание нового сюжета из известных или с добавлением новых героев. Пионерская новизна: создание нового произведения в новом направлении, т.е. фантазирование.

Слайд 14

Морфологическая таблица The turnip Grandfather Grandmother Granddaughter The cat The dog The mouse Big + Little + Nationality The turnip Grandfather Grandmother Granddaughter The dog The cat The mouse Russian + English + Irish + French + Greek + Spanish +

Слайд 15

Системный оператор The turnip Grandfather Grandmother Granddaughter The dog The cat The mouse Sleep + Cook + Dance + Play + Wash + Eat +

Слайд 16

метод каталога Цель : научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо незнакомой книги. Учитель задаёт вопрос детям, ответ на который ребёнок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают название и пересказывают её.

Слайд 17

КРУГИ на ВОДЕ B I R D S I N ROOF DOOR HEDGE OPEN UPSTAIRS STAIR EAGLE I like April, because the birds come back and every day they sit on the roof of my house. They fly into the door of the attic. I see a hedge at a distance. The door is open. I go upstairs. My stair is high. And in the sky I see an eagle. It appears suddenly. I enjoy watching the birds flying in the sky and thinking that it’s beautiful indeed. We must save and preserve the world in which we live.

Слайд 18

Двухчастный дневник Цитата Комментарии Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю

Слайд 19

шестиугольный метод обучения Почему шестиугольники? Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. дать ученикам время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему. Это и есть цель «шестиугольного обучения

Слайд 20

Варианты использования 1.Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материа л распределяется по видовым признакам.

Слайд 21

Изобретение идеальной книги: Найти противоречия: Если книга рукописная, то: + произведение искусства - дорогая, Если страницы глянцевые, то: + … - … И т. д. Вывод: идеальная книга должна быть…

Слайд 22

Таблица РАФТ (Роль, аудитория, форма, тема) Роль Аудитория Форма Тема Кто может написать данную тему? (выявление социальных групп) Для кого может быть написан текст? (предполагаемая аудитория) В какой форме может быть написан текст (выбор жанра) О чем будет тот или иной текст? Какие идеи постарается донести автор? (определение тематики) РАФТ развивает: способность рассматривать тему с разных точек зрения; RAFT-технология

Слайд 23

Алгоритм работы Роль - директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д. Аудитория - подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п. Форма - эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д. Тема - Праздник последнего звонка в моей школе. Ход работы: 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы. 2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров. Задача - услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя на празднике последнего звонка, о чем бы он непременно захотел бы рассказать и как. 3. Письмо. В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам. 4. Правка. Когда текст записан, а отведенное время закончено, можно помочь друг другу совершенствовать написанное. Автор может работать и самостоятельно, если в тексте содержится что-либо сокровенное. 5. Читка в читательском кресле. 6. Работа в группах. Ознакомившись с текстами друг друга, необходимо выделить основные суммарные моменты. Это одна из форм мониторинга. Можно обсудить эти суммарные моменты текстов , разницу в изложении одних и тех же фактов. Поговорить о неоднозначности всего происходящего. 7 Представление

Слайд 24

RAFT-технология Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся: - готовность к импровизации; - свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник); - анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру; - формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий продуктивного обучения на уроках информатики

Применение технологий продуктивного обучения на уроке  информатики в 9 классе по теме : « Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур». Учитель: Музыченко Т.Е....

Концепция базовые условия продуктивного обучения иностранным языкам младших школьников.

Наша задача организовать работу детей таким образом, чтобы постепенно формировать у них потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком. Систематическое повторение язык...

Презентация "Методы и принципы продуктивного обучения"

Данная презентация содержит материал о продуктивном обучении....

Статья "Реализация регионального компонента в продуктивном обучении детей с ОВЗ"

В статье рассказано о реализации регионального компонента на уроках географии и во внеклассной деятельности....

«Технология продуктивного обучения как основа профессионально-личностного самоопределения школьника»

Современная школа рассматривается нами как школа, создающая условия для саморазвития и самоопределения школьника, строящаяся на основе личностно ориентированного подхода с приоритетом продуктивного ко...

Обучение письму: личные и деловые письма

В статье представлен материал, раскрывающий разницу в написании писем делового и личного характера...

Технологическая карта по уроку обучения письма по теме "Письмо заглавной и строчной букв П, п"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления и формирования навыка каллиграфически правильного письмазаглавной и строчной букв П, п.Задачи урокаДидактичес...