Статья "Эффективные приемы актуализации знаний и усвоения нового теоретического материала (понятий, правил, алгоритмов)".
статья по английскому языку

Статья содержит информацию об исследовательском, объяснительно-иллюстративном и проблемном методах и целесообразных приемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_aktualizatsii_znaniy.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приемы актуализации знаний и усвоения нового теоретического материала (понятий, правил, алгоритмов).

      В настоящее время в образовании достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Как же сделать учебный процесс более эффективным? Преподаватели знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

     Для поддержания мотивации, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей. Как организовать один из этапов занятия – актуализацию опорных знаний, чтобы формировать у ученика положительную мотивацию?

    Выбор метода объяснения нового материала – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

  Я бы хотела предложить остановиться на следующих методах: исследовательском, объяснительно-иллюстративном и проблемном.  Начнем с исследовательского метода.

Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности. 

Существуют различные приемы, помогающие активизировать процесс познания и повысить его самоценность:

- создание проблемных ситуаций;

- создание ситуации преодоления обыденности;

- дидактические игры, аналогии, задачи с жизненно-практическим содержанием;

- показ парадоксальных опытов;

- выдвижение гипотез;

- раскрытие красоты «интеллектуальных прорывов», сравнение их объяснительных и прогностических возможностей;

- выдвижение конкурирующих гипотез;

- проведение систематизации жизненных наблюдений; наблюдения и эксперименты;

- использование высокоэффективных технологий обучения; ознакомление с методами экспериментальной науки;

- рассказ об истории научных революций и озарениях.

В данном случае будет уместным применение таких приемов, как «Интеллектуальная разминка»,  «Удивляй!», «Ключевые термины», «Отсроченная отгадка».

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

 Что лишнее?

 Обобщить – что это …

 Что пропущено – логическая цепочка

 Какое слово скрывается и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Приёмы «Удивляй» или «Отсроченная догадка» направлены на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Он формирует умение анализировать, умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.  На уроках английского языка можно удивить и обратить внимание обучающихся на слова, с которыми они сталкиваются в жизни и имеют свои определенные значения:

А) жевательная резинка eclipse. Слово “eclipse” имеет значение “ затмение”,

Б)  фирма косметики или шоколада “Dove” переводится как “голубь”,

В) чистящее средство “ Fairy” имеет перевод“ фея, волшебница”

Еще интереснее, если подобрать на первый взгляд несовместимые слова dove, Firefox, puma, Red Bull и попросить учащихся назвать тему, которая их объединяет. Необычно, но в столь разных терминах можно найти названия животных.

Необычная подача материала привлекает учащихся,  и они с удовольствием изучают тему.

Прием «Ключевые термины» состоит в следующем:

из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или  группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью различных приемов.

Первое место, на мой взгляд, занимает мультимедийная презентация. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. 

Прием «Работа с Интернет ресурсами» – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

Сущность проблемного метода обучения состоит в том, что в его основе заложена определенная проблемная ситуация или задача, решение которой направлено на овладение учащимися навыков нахождения наиболее оптимального решения для выхода из таких ситуаций. Как показывает практика, использование проблемного метода обучения вызывает у учащихся повышение интереса к учебному процессу. Решение проблемной ситуации, обуславливает включенность в ход урока. В данном случае мне хотелось бы остановиться на таких приемах, как: «Жокей и лошадь», «Хорошо-плохо» и «Пресс-конференция».

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.

Во втором варианте учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

Есть и третий вариант: учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Приём «Хорошо-плохо» направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

 умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

 умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

 умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

И, наконец, масштабный прием – «Пресс-конференция». Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Элементы занимательности выступают как важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

Закончить свое выступление я хотела бы строчками из китайской мудрости:

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я научусь.

(Китайская мудрость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии.

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (напр...

Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс

Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...

Общие приемы учебной деятельности по усвоению математических понятий

1.наблюдение2.анализ 3. сравнение4.заключение по аналогии5. абстрагирование6.синтез7.обобщение8. индуктивное умозаключение9.основные приемы организации учебной деятельности учащихся...

Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»

Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все раз...

Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.

Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...

Приемы актуализации знаний.

Актуализация знаний — один из таких этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализироват...

Приемы организации эффективного усвоения теоретического материала при групповой работе

В разработке рассмотрен ряд педагогических приемов, облегчающих усвоение и запоминание теоретического материала....