Методическая система учителя
методическая разработка по теме

Кострикина Татьяна Геннадьевна

Данный материал представляет собой методическую систему "Воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности на иностранном языке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_kostrikinoy.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лежневская СОШ №10

Методическая система учителя

«Воспитательный потенциал урочной и внеурочной  деятельности по иностранному языку»

Возраст учащихся-2-11 классы

Срок реализации -5 лет

Кострикина Татьяна Геннадьевна

учитель иностранного языка

п. Лежнево, 2013 год.


Уроки иностранного языка обладают огромным образовательным потенциалом. Новый закон об образовании, принятый 29 декабря 2012 года, определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его  образовательных потребностей и интересов».

В становлении личности каждого члена современного общества школа играет ведущую роль. В течение своих 10-12 лет обучения школьник проводит в школе 60-70% своего активного времени суток. На каждого среднего российского ученика приходится около 11 тысяч уроков, на которых происходит формирование характера, ментальности, привычек поведения. Именно в школе вырабатывается главный мотив жизненной стратегии активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путём многократного упражнения достигаются баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. Учителя, родители и общество в целом считают, что воспитание на уроке - это некие примеры «плохого» и «хорошего», которые должны усвоить ученики из содержания того  или иного предмета. Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание  к воспитательной функции обучения сказывается не только на искажённом отношении к учёбе, но и к жизни в целом, у подростков формируются негативные качества личности.

По утверждению социологов, системы ценностей подростков менялись несколько лет назад каждые 25 лет, теперь это происходит каждые 10 лет. Такая быстрая смена ценностных ориентаций заставляет преподавателей особенно пристально всматриваться в своих воспитанников и помнить об актуальности высказывания М.М.Пришвина, что устойчивое нравственное правило для воспитания детей нужно больше, чем хлеб. Все мы понимаем, что знание мало обогащает человека, так как важен не только практический эффект обучения, но  в большей степени вклад  его в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка состоит в его воспитательном потенциале.  

В моей методической системе я сформулировала следующие цели воспитательного компонента обучения иностранному языку: формирование у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка и, в первую очередь, к своей собственной; в воспитании культуры общения; в поддержании интереса к изучению  и формированию познавательной активности; в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. Поставленные цели реализуются посредством решения следующих задач:

  1. развитие психики личности в целом (памяти, мышления, чувств, воображения);
  2. формирование мировоззрения (системы взглядов и убеждений);
  3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, активности, целеустремлённости, любознательности);
  4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, такта, дисциплины, выдержанности);
  5. развитие эстетических взглядов;
  6. развитие различных склонностей и способностей;
  7. развитие потребности в дальнейшем самообразовании.

Данная методическая  система наполняет процесс обучения личностным отношением к происходящему на уроке; формирует критическое мышление; вооружает новыми знаниями по страноведению, регионоведению; позволяет ученику самому стать участником реализации своего проекта; учит быть патриотом России и гордиться своей малой родиной; проводит первые  профессиональные пробы; выявляет одарённых ребят и стимулирует к деятельности неактивных учащихся; использует современные педагогические технологии. При этом современные технологии не являются самоцелью учителя, наоборот, они позволяют решать воспитательные задачи в непосредственном «союзе» с образовательными, что, в свою очередь, приводит к высокой эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Воспитательные возможности урока и внеклассных мероприятий на иностранном  языке заключаются в трёх сторонах:

  1. В содержании используемых материалов;
  2. В методической системе обучения;
  3. В личности учителя и его поведении.

В моей педагогической деятельности я отвожу значительное место коммуникативному  методу обучения иноязычной культуре. Пройдя более 20 лет назад обучение данной методике в Липецком педагогическом институте у  её автора Е.И.Пассова и получив за эти годы высокие результаты,  я убедилась, что коммуникативное обучение открывает большие возможности в плане воспитания школьника.

Невозможно перечислить сегодня все  тексты, темы, проблемы, которые включены в канву урока и используются на нём. Это материалы о  науке и искусстве, истории и географии, о жизни  выдающихся людей, экологических  проблемах, национальных праздниках и традициях, молодёжных организациях, средствах массовой информации. Казалось бы, эти темы изучаются нашими  школьниками и на других предметах, таких, как история, литература, МХК, обществознание. Особенностью иностранного языка как учебного предмета является важнейшее качество воспитания: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути личностно. Очень важно, что ученик не просто передаёт содержание материала, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно такая личностная направленность воздействует на сознание,  сердце и душу ребёнка.

Не все тексты, включённые в учебные программы, направлены на решение воспитательных задач. Недостаток материала я дополняю с помощью аутентичных текстов, являющихся, как правило, статьями немецких, швейцарских газет, содержащими новизну и актуальность, нормативными с точки зрения языкового образования и содержащими лингвострановедческую информацию.  В моей методической копилке содержится обширный банк аутентичных текстов с заданиями  для учащихся, применяемые мной регулярно в учебном процессе. Это материалы по темам «Экология», «Обычаи и традиции в странах изучаемого языка», «Жизнь пожилых людей», «Живой мир нашей планеты» и множество  других.

Но включение в урок текста, его прочтение ещё не является предметом воспитания. Необходима его интерпретация и соответствующее отношение к нему учителя. Когда ученик видит неравнодушие педагога, его любовь и безграничный интерес к языку, уважение к народу-носителю этого языка, убеждается в том, что учитель способен объективно оценить всё, что связано со страной, владеет глубокими и разносторонними знаниями о государстве, народе, его истории, его взаимоотношениями с Россией, воспитательный эффект урока только возрастает. Особенно это проявляется при сравнении образа жизни у нас и за рубежом. В этом плане мне как учителю, многократно побывавшему в  странах изучаемого языка (Швейцарии, Германии) и имеющему постоянный контакт с жителями Германии, гораздо проще говорить со своими воспитанниками по этой тематике, вести диалог «двух культур», проводить сравнительные характеристики.

Воспитательный потенциал заложен и в систему обучения. Коммуникативный метод позволяет обучать общению в непосредственном процессе общения. Овладение иноязычным говорением в таком случае проходит эффективнее при коллективном обучении. Г.А.Китайгородская полагает, что складывающаяся в группах «система отношений (ответственность, коллективизм, контактность, открытость и организованность)  полностью отвечает принципам коллективности». Коммуникативное обучение имеет достаточно высокий уровень речемыслительных задач, которые развивают способности ученика  и позволяют воспитывать у него настойчивость, трудолюбие, инициативность, развивать память, воображение, волю, внимание ит.д.  Диагностические опросы моих учеников показывают, что благодаря применению данной методики отношения между учащимися в подгруппе стали более тесными, повысилась ответственность друг перед другом за порученное дело.

Одним из путей реализации идеи развития и воспитания школьников является применение в обучении  иностранного языка проектной методики. Положительным моментом использования данного метода является наличие целого ряда преимуществ, а именно:

  1. в проекте успешно реализуются разнообразные формы организации учебной деятельности, ученики  взаимодействуют  друг с другом и учителем;
  2. учащиеся имеют возможность  творчески работать  над  темой,  самостоятельно находить необходимую информацию  из учебников и других источников;
  3. занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия обучающихся, затрагивая их сферу эмоций. Это усиливает мотивацию учеников, изучающих иностранный язык;
  4. в данном виде деятельности учитываются интересы, индивидуальные способности, интересы учащихся;
  5. сотрудничество в рамках проектной деятельности учит школьников доводить начатое до конца;
  6. участие в проекте способствует воспитанию нравственности обучающихся, поскольку каждый школьник должен представить группе, в которой он работал над проектом, результаты своей деятельности;
  7. в рамках подготовки к проекту ученики проникаются его идеей, которая несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Совместно с учениками мы выполняем самые разнообразные проекты: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые. Проектная деятельность начинается уже во 2 классе и охватывает все ступени обучения. Работы, включающие краеведческую тематику, наиболее любимы и популярны среди моих ребят, их отличают глубина и личностное  участие каждого. В них ученики пополняют знания о родном крае, его традициях, истории, знаменитых земляках, достопримечательностях своего района и региона, изучают свою родословную. Но самое важное, что характерно для большинства наших проектов  –это их практическая направленность и поиск путей решения существующих проблем. Изучая достопримечательности Лежнева, мы не просто их определяем, систематизируем и представляем окружающим. Результатом совместной работы становятся уроки-экскурсии «Достопримечательности Лежнева» в 5 классе на немецком языке, создание туристического маршрута для гостей нашего посёлка на английском языке «Добро пожаловать в Лежнево!» в 10 классе, программы пребывания туристов на Лежневской земле на английском языке в 11классе.        Краеведческую тематику содержат и международные проекты, в которых мои ученики принимают участие на протяжении 4х лет. Окружное правительство Мюнстер Федеральной земли Северная Рейн-Вестфалия отмечает высокий уровень выполнения работ учениками нашей школы.

Ребята не только исследуют разные явления окружающей действительности, они пытаются решить открытые ими проблемы. Ученики 6а класса разработали проект «Задумайся о жизни бездомного животного». Результатом их работы стало проведение беседы «Братья наши меньшие» во2а, б классах и определение наших героев-тех ребят, кто приютил у себя бездомное животное. Во время работы над проектом «О чём рассказали экспонаты школьного музея» в 9а классе ученики подготовили для музея материалы об истории старинных предметов быта на русском и английском языках. К тому же сама защита работ прошла в стенах музея. Мы видим, что краеведческая работа несёт в себе большой воспитательный заряд, обладает огромной воспитательной силой.

Внеклассная работа является составной частью всего учебно-воспитательного процесса. Она способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия для формирования и развития нравственных категорий. В моей педагогической практике сложилась система внеурочной деятельности учеников, она охватывает все категории учащихся от неуспешных до одарённых. В ней находится место каждому вне зависимости от возраста и интересов. Традиционными стали в школе неделя иностранного языка, проведение научно-практической конференции на 3х языках, литературно-музыкальные гостиные на английском, немецком и французском языках, проекты «Подари открытку Санта Клаусу», «Письмо для Санта Клауса», организация выставки «Рождественский подарок» и вручение подарков ребятам школы, находящимся на домашнем обучении, Рождественские кафе и целый ряд других мероприятий. Об успешности этой работы говорит тот факт, что ребята становятся победителями  и призёрами международных, российских и  региональных конкурсов.

Наша главная задача, как было отмечено в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию, состоит в том, чтобы мы смогли научить быть, научить знать, научить делать и научить  жить вместе. «Только пережив родную культуру в живой её соотнесённости с культурами стран изучаемых языков, можно стать настоящим гражданином отечества и полноправным гражданином мира» - так писал о воспитательном значении урока учёный филолог Н.В.Барышников.

Таким образом, изучая иностранный язык, ученики должны не только усвоить его лексические,  грамматические и синтаксические особенности. Каждый урок языка – это перекрёсток культур, практика межкультурной коммуникации. Каждое иноязычное слово отражает иностранный мир  и иностранную культуру, за каждым словом стоит представление о мире, обусловленное национальным сознанием. Языковая культура является неотъемлимой  и существенной частью культуры человека в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе

   Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...

Методическая система учителя

Методическая система Учителя русского языка и литературыМКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа №2 Омского муниципального района, Омской области»Погребняк Натальи Борисовны«Формирован...


 

Комментарии

 Андрей Андрианович Канев

Татьяна Геннадьена! Вас поддержал, буду признателен, если посмотрите мою работу!