Методическая копилка. 5 класс.
материал (5 класс) по теме

Игнатова Татьяна Леонидовна

Полезные материалы для учителей коми языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Проверочная работа по разделу «Человек».

                                                       I вариант                

  1. Перепишите слова, переведите на русский язык.

            Син, юр, кок, чунь, пель, чужӧм.        

  1. Перепишите словосочетания, напишите  правильно окончания.

      Менам синмыс, сылӧн вомыд, сылӧн кокыс, менам чуньӧй, тэнад юрсиӧй.                                                         

  1. Перепишите текст,  подставьте  нужные послелоги:  моз или кодь.

    Машуклӧн синмыс сэтӧр …. сьӧд. Петялӧн бумага … еджыд чужӧм.   Зоя чойыс …. бура йӧктӧ. Гриша батьыс …. радейтӧ серпасасьны. Мамлӧн чужӧмыс ӧмидз … алӧй. Пашук ыджыд батьыс … бура ворсӧ гитараӧн.

                       Проверочная работа по разделу «Человек».

                                               II вариант

  1. Перепишите слова, переведите на русский язык.

     Вом, син кым, ки, юрси, плеш, льӧб.

  1. Перепишите словосочетания, напишите  правильно окончания.        

    Сылӧн юрыс, тэнад пельӧй, менам льӧбыд, тэнад чужӧмӧй, сылӧн син кымыд.

  1. Перепишите текст,  подставьте  нужные послелоги:  моз или кодь.

    Мишалӧн синмыс енэж …. лӧз. Ыджыд мамлӧн   ӧмидз … алӧй чужӧм.   Света нывъёртыс …. бура йӧктӧ. Гриша пӧльыс …. радейтӧ вӧчасьны пуысь. Митя вокыс ….. бура ворсӧ баянӧн. Света мамыс …. мича юрсиа.

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тöдысьяслöн вермасьöм. (Состязание знатоков)

(игра по станциям)

5-6 классы

5 станций:

1. Лэбачьяс (Птицы).

2. Тшак да вотöс (Грибы и ягоды).

3. Вöрса пемöсъяс (Лесные животные).

4. Гут-гаг (Насекомые).

5. Коми ворсöмъяс (Коми игры).

Каждая команда готовит себе название.

Ведущий: Дорогие ребята, мы приветствуем вас на «Состязянии знатоков» («Тöдысьяслöн вермасьöм»), где вы проверите свои знания по коми языку. В конце игры выявим, какая из команд является самым лучшим знатоком коми языка («Медбур тöдысь»).

- Капитанам каждой команды выдаётся маршрутный лист, где расписан путь по станциям. Названия станций написаны на дверях кабинетов:____________________________.

На каждой станции вам даётся 5 минут для выполнения заданий. При выполнении заданий оцениваются знания, активность (все ли участвуют), дисциплина (хорошо ли себя ведёте).

- Сейчас капитаны команд впишут в маршрутный лист класс и название.

- После того, как пройдёте все станции, встречаемся в этом кабинете для подведения итогов.

- Итак, каждой команде желаю показать хорошие знания по коми языку, всем активно участвовать при выполнении заданий и хорошо себя вести.

Станция «Вöрса пемöсъяс»

   Из данных букв образуйте названия лесных животных, переведите на русский язык, а из оставшихся букв составьте словосочетание.

 За каждое слово + перевод – 2 балла. Всего – 24 балла.

 За словосочетание – 4 балла.

 За всё задание – 28 баллов.

в

к

к

р

ö

в

с

а

М

с

ь

ö

д

б

ö

ж

о

о

р

у

ч

и

с

р

ы

л

й

и

в

й

ь

н

к

ы

н

ь

з

к

ö

р

и

а

н

ч

а

я

я

р

а

з

н

н

с

т

о

р

д

а

ь

ь

а

л

у

Станция «Гут-гаг»

Из перепутанных букв составьте названия насекомых и переведите на русский язык.

За каждое слово + перевод – 2 балла. Всего – 24 балла.

  1. ТУГ – гут (муха).
  2. ОМН – ном (комар).
  3. РАЧЕНЬ – черань (паук).
  4. ЗIМА – мазi (пчела).
  5. БУБОВ – бобув (бабочка).
  6. ГАГЕН – енгаг (божья коровка).
  7. КОТУВДЗОК – кодзувкот (муравей).
  8. ИСЮРГУСЬ – юрсигусь (стрекоза).
  9. ЗIКАНЧУШ – чушканзi (оса).
  10. РОМЫН – номыр (червь).
  11. ЗЛÖД – лöдз (овод).
  12. БЕГ – геб (мошка).

Станция «Лэбачьяс»

Карточки с названиями птиц распределите в 2 группы: зимующие и перелётные птицы. Названия птиц переведите на русский язык.

За каждое слово + перевод – 2 балла. Всего – 24 балла.

Зимующие: дозмöр (глухарка), байдöг (куропатка), пыста (синица), уркай (клёст), пышкай (воробей), тар (тетерев).

Перелётные: чикыш (ласточка), кöк (кукушка), юсь (лебедь), варыш (сокол, ястреб), ябыр (скворец), тури (журавль).

Станция «Тшак да вотöс»

Образуйте домино. «Ягоды» - 10 баллов. «Грибы» - 10 баллов.

Всего – 20 баллов.

  1. «Грибы».

ГРУЗДЬ/ЕДЖЫД ГОБ - БЕЛЫЙ ГРИБ/УРТШАК -  СЫРОЕЖКА/ПОНТШАК – ПОГАНКА/ГУТ КУЛАН ТШАК – МУХОМОР/ГÖРД ГОБ – ПОДОСИНОВИК/ ЯГСЕР – ВОЛНУШКА/ВИЖ ГОБ – МОХОВИК/ВА ГОБ – ПОДБЕРЁЗОВИК/ РЫЖИК – РЫЖИК/ЕЛЬДÖГ

  1. «Ягоды».

ОЗ/СМОРОДИНА – СЭТÖР/ ЧЕРЁМУХА – ЛЬÖМ/ МОРОШКА – МЫРПОМ/ЧЕРНИКА – ЧÖД/МАЛИНА – ÖМИДЗ/ГОЛУБИКА – ЧÖДЛАЧ/БРУСНИКА – ПУВ/ ШИПОВНИК – ЖЕЛЬНÖГ/КЛЮКВА -  ТУРИПУВ/ЗЕМЛЯНИКА

Станция «Коми ворсöмъяс».

Игра «Пышкай»(«Воробей»). С помощью жеребьёвки выбирают воробья. Завязывают ему глаза. Остальные, взявшись за руки, идут по кругу и поют (слова песни написаны на доске):

Миян гажа сад йöрö

Токтic пышкай да сьыдö:

- Пышкай, пышкай, эн вуграв,

Кодi нявöстас, тöдмав.

Все замолкают, а кто-то из круга мяукнет, стараясь изменить свой голос. Воробей угадывает, чей это голос. Если угадает, то тот, кто мяукнул, становится водящим. Если не угадает, то остаётся водящим. Игра продолжается.

Игра «Гезйöн ворсöм» («Игра с верёвкой»). Игроки встают в круг, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....