Конспект выступления "Использование ИКТ в процессе обучения английскому языку".
статья по английскому языку по теме

Панова Юлия Александровна

В данном выступлении раскрываются возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ikt.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

38A511A1

Современная концепция образования предполагает переход от знаниевого к компе-тентностно - ориентированному подходу. Задачи учителя - активизировать деятель-ность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой ак-тивности. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называ-ется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавлива-ется строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид под-готовки.
Целью обучения является развитие не только практической, но и информационной ком-петенции, т.к. информационное общество XXI века выдвинуло перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной дейст-вительности проблемы и искать рациональные пути их решения, используя совре-менные технологии; быть способным принимать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения опре-деленной проблемы факты, анализировать их, обобщать, сопоставлять, делать выво-ды, применять их для решения новых проблем);
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому, презентаций.

Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иност-ранных языков

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образо-вания, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационны-ми технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический матери-ал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обосно-ванный выбор наилучшего варианта обучения.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное приме-нение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудирова-нию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, кото-рый организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. Испо-льзование компьютеров на уроках английского языка - потребность времени.

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентирован-ный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную рабо-ту каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет препода-вателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуника-тивных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Учебное значение использования компьютерных телекоммуникаций в образовании состоит в том, что они:

- стимулируют и облегчают обмен опытом преподавания различных предметов;

- повышают интерес учащихся к учебному процессу;

- расширяют коммуникационную практику учащихся;

- делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.

Использование ресурсов сети Интернет.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на ос-нове проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой совре-менного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка.

        Презентации можно использовать (в отличие от Интернета) и на начальном этапе обу-чения и на продвинутом.

         Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифи-цировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой  настенный  экран или персональный компьютер (ноутбук) для каждого учащегося.

         Эффективность воздействия  учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного мате-риала делает его ярким,  убедительным и способствует интенсификации процесса его ус-воения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на зна-чимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в ви-де иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на  несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

         Обладая такой  возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации  позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности  приводит к более интенсивному участию в процессе обучения  самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запомина-ния учебного материала.

         Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее фор-мы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

         Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративно-го материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эф-фективность урока.

         Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

         - повысить мотивацию учащихся;

         - использовать большое количество иллюстративного материала;

         - интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;

         - вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков. 

         В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Таким образом, компьютерные телекоммуникации -  интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использование глобальной сети – обещают современные пе-ревороты в методах и формах обучения. Учебное значение использования компьютерных телекоммуникаций в образовании состоит в том, что они:

- повышают интерес учащихся к учебному процессу;

- расширяют коммуникационную практику учащихся;

- делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.

 Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления зна-ний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компью-терных презентаций в образовании.

         Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

         - повысить мотивацию учащихся;

         - использовать большое количество иллюстративного материала;

         - интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;

        - вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков; 

   - как бы ни было модно, интересно и заманчиво применять компьютерные технологии на каждом уроке, ничто не может заменить самого учителя. Только хорошо продуманное комплексное сочетание всех имеющихся в арсенале педагогических приемов и ТСО может дать запланированный результат. ИКТ – это только один из компонентов учебного процес-са и применять его следует, основываясь на принципе целесообразности;

  - использование ИКТ во внеклассной работе способствует расширению сферы приме-нения языковой компетентности в комфортной обстановке, убирает психологические барьеры, способствует самовыражению, развитию навыков самооценки и взаимооценки, помогает отдельным учащимся укрепить авторитет.

Все вышеперечисленное ведет к повышению уровня успеваемости, к совершенствованию языковой компетентности учащихся, повышению их общей культуры, самоутверждению, а, следовательно, и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики в процессе обучения английского языка.

Каждый учитель мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать ...

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...