ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
статья

Ищенко Виктория Александровна

В данной статье автор анализирует особенности использования музыкального материала в качестве средства обучения иностранным языкам школьников. Представлены дидактические характеристики музыкальной наглядности. Сделан вывод о важности включения музыкальной наглядности в содержание школьного иноязычного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_na_uroke.docx21.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Аннотация: в данной статье автор анализирует особенности использования музыкального материала в качестве средства обучения иностранным языкам школьников. Представлены дидактические характеристики музыкальной наглядности. Сделан вывод о важности включения музыкальной наглядности в содержание школьного иноязычного образования.

Ключевые слова: поликультурная направленность обучения, музыкальная наглядность, современный песенный материал.

 В современной методике обучения иностранным языкам широкое распространение получила идея поликультурной направленности обучения и личностно-деятельностной организации образовательного процесса. Задача школы сегодня заключается не только в обеспечение учащихся необходимым объемом знании и практических умений, но и в активном развитии духовно-эмоциональной сферы обучаемых, их способностей и желания участвовать в общении на межкультурном уровне и самостоятельно совершенствоваться и овладеваем ими деятельности.

Для достижения данных целей видится необходимым специальным образом организовать учебную деятельность сделав акцент на овладении общечеловеческими ценностями [2, c. 4 1 ] Наиболее эффективным образом это можно сделать через познание иностранных языков и культур в узком и в широком смысле слова , понимания и толерантного восприятия образа жизни носителей языка , их национального характера , менталитета и т.д.[ 3 , c .76].

Познание различных областей действительности страны изучаемого языка безгранично. Каналы получения информации об иноязычной культуре разнообразны. Одним из них является музыкальный материал. Его формальным выражением могут стать произведения различных музыкальных жанров, используемые на занятиях иностранным языком в качестве форм наглядности. Поскольку , по мнению многих отечественных и зарубежных ученых  современная музыка играет важную роль в жизни молодых людей , помогает им идентифицироваться, формирует их эстетические вкусы , оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие художественного восприятия старшеклассников , использование со временных музыкальных материалов в процессе обучения иностранному языку видится обоснованным и логичным .Кроме того эмоционально-эстетическая составляющая музыки в целом способна оказать позитивное влияние на мотивацию молодых людей к обучению, вовлечь их учебный процесс и создать положительную атмосферу на занятиях .

С позиций методической науки музыкальные материалы прибавляют сбой музыкальную наглядность (В.Ф. Аитов, Е. В. Воробьева, Е.Н. Горькальцева, Н. Ф. Орлова, Ю.А. Макковеева, С. Ф. Шатилов и др.), которой присущи свои особые черты и характеристики. С одной стороны, музыкальная наглядность — это вид искусства, поэтому ей присуща нравственная и эстетическая ценность. С другой стороны, музыкальная наглядность — это комплекс таких видов наглядности, как слуховая, образная, зрительная (при предъявлении учащимся печатного текста воспринимаемой песни). Значит, музыкальная наглядность многорецепторная.

Можно утверждать, что музыкальная наглядность объектная, т. к. объектом служит звучащее музыкальное произведение. В то же время музыкальная наглядность может быть описана и как образная, поскольку, являясь видом искусства, создает определенные образы, воспринимаемые слушающими.

В силу того, что три презентации музыкальной наглядности учащийся воспринимает непосредственно предъявляемый объект, музыкальная наглядность относится к перцептивной наглядности. Однако прослушиваемый музыкальный фрагмент воспринимается не одномоментно, а в «процессуально - временной развёртке» [4, с. 56]. Иными словами, мнемические действия позволяют удерживать в памяти образ прослушиваемой песни, который на всем её протяжении динамичен. Следовательно, музыкальная наглядность обладает перцептивно - мнемическими признаками.

С другой стороны, музыкальная наглядность — это комплекс таких видов наглядности, как слуховая, образная, зрительная (при предъявлении учащимся печатного текста воспринимаемой песни). Значит, музыкальная наглядность многорецепторная.

Можно утверждать, что музыкальная наглядность объектная, т. к. объектом служит звучащее музыкальное произведение. В то же время музыкальная наглядность может быть описана и как образная, поскольку, являясь видом искусства, создает определенные образы, воспринимаемые слушающими.

 Известно, что музыкальная наглядность является театрализовано - поступочной. Например, в песне как разновидности музыкальной наглядности находят свое отражение разнообразные аспекты жизни. При этом происходит переход от чувственно наглядных впечатлений, вызванных прослушиванием, к художественным образам, воплощающим определенные идеи.

Итак, обобщая вышесказанное мы определяем музыкальную наглядность как объектно-образную, перцептивно-мнемическую, много рецепторную, аналитическую, комплексно – языковую и театрализовано – поступочную.

Рассматривая проблему психологических резервов оптимизации обучения иностранному языку, И.А.Зимняя называет использование на занятии современной музыки и песен, популярных у молодежи ритмов среди рада других условий формирования познавательной потребности обучающихся. Отметив, что смысловое содержание учебных текстов обычно неинформативно, автор предлагает дополнить их текстами, в которых целенаправленно упорядоченно представлены мысли, отражающие злободневные реалии [1, с.43].

В качестве подобных текстов могут выступать современные песни на английским языке, представляющие собой образец звучащего аутентичного текста, содержащего активную лексику и наиболее распространенные в языке грамматические формы, и структуры и адекватно отражающего особенности жизни и культуры народов, говорящих на английском язык

Примечательно, что песни, включаемые в образовательный процесс, являются не только учебным материалом, но и компонентом языковой учебно-образовательной среды. В функции музыкального сегмента социальной культуры используемый на занятиях песенный материал помогает преподавателю воссоздать реалии страны изучаемого языка, передать атмосферу жизни и быта носителей языка и пр. Следует лишь, помнить, что песенные тексты должны быть подобраны так, чтобы они были не только интересны и полезны школьникам , но и содержали уже изученные ими грамматические структуры и повторяющиеся лексические единицы .

 В завершении отметим, что песни на английском языке представляют собой универсальный материал для развития умений во всех видах иноязычной речевой деятельности. По сути дела, песенная наглядность может быть эффективно использована в образовательном процессе и как компонент содержания обучения иноязычной речи, и как средство её развития.

 Список литературы

 1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.  M.: Просвещешение 1991- 222 c.

 2. Комарова Ю.A, Бирюлина А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов [Текст]/ Ю. A. Комарова, А. Бирюлина // Иностранные языки в школе, -2008. - N4. - С. 41-46.

3. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование готовим к диалогу культур [Текст] / Е.И. Пассов. - Минск: Лексис, 2003. - 184 с.

4.Тарасов Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб , cт . / Сост. А.Г. Костюк. - Киев, 1986.-С. 56-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки, используемые на уроках английского языка в начальной школе

В свете современных преобразований школы в целом и введения обязательного обучения ИЯ со второго класса, возникает вопрос: “Как учителям иностранных языков, не имеющим опыта работы с младшими школьник...

Статья :"Анализ упражнений,используемых на уроках английского языка"

Данная статья знакомит с различными типами  упражений,которые могут использоваться учителями английского языка на уроках для формирования и тренировки речевого грамматического навыка....

Музыкальные динамические паузы на уроках английского языка в начальной школе

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к её решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приёмов обучения. Надо помнить, что ...

Педагогические технологии, используемые на уроке английского языка в младшей группе.

Главной целью занятий английского языка в дошкольном возрасте я считаю пробуждение у детей интереса к изучению языка. Для реализации этой цели на уроках педагог должен использовать современные педагог...

статья "Дидактический материал,используемый на уроках английского языка"

статья "Дидактический материал,используемый на уроках английского языка"...

Система упражнений по обучению монологической речи, используемая на уроках английского языка в 5-9 классах

В данной работе представлена система упражнений, применяемая в ходе обучения монологической речи учащихся 5-9 классов....

Статья "Проблемы организации современного урока английского языка в школе"

Статья  Проблемы организации современного урока английского языка   в школе...