Функциональная грамотность учителя.
материал

Алеева Эльза Гусмановна

Выступление на районном семинаре по теме" Функциональная грамотность учителя". Ключевые термины: функциональная грамотность, что включает в себя функциональная грамотность, отражение требований функциональной грамотности в ФГОС, PISA, роль учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleeva_eg_funktsionalnaya_gramotnost.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность учителя.

Алеева Э.Г., учитель МБОУ ВСОШ №1

Ключевые термины: функциональная грамотность, что включает в себя функциональная грамотность, отражение требований функциональной грамотности в ФГОС, PISA, роль учителя.

Что такое функциональная грамотность?

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро

 адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и

осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть 

уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий функционирование личности в 

системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для 

осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить.

Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность как общеучебная компетенция, которая на современном этапе необходима и является ключевой компетенцией для реализации задач ФГОС. Развитие и формирование функциональной грамотности дает возможность использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность включает в себя:

 - коммуникативную грамотность;

- информационную грамотность;

- общественно-политическую грамотность;

 - компьютерную грамотность;

- общую грамотность;

- бытовую грамотность;

 - грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

 - грамотность при овладении иностранными языками.

Но очевидно: для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне.

Роль учителя многогранна.

- тьютор, сетевой тьютор

-фасилитатор

- организатор, управленец

- аналитик

- конструктор

- посредник

- информатор

От преподавания — к изучению,  

от монолога — к интерактивному взаимодействию,

 от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».

Как проверить уровень функциональной грамотности?

PISA (Programme for International Student Assessment) — это международная программа по оценке качества обучения, которая появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые три года.

Главная цель этой программы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.

Так как PISA — международная программа, она определяет перемены, происходящие в системах образования в разных странах. Так оценивается эффективность нововведений в сфере образования. Многие страны с нетерпением ждут результатов этих исследований — примерно так же, как ждут выступления национальных сборных на Олимпиаде.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она определяет не просто уровень предметных знаний учеников, но и их гибкие навыки — например, умение руководствоваться логикой, применять критическое мышление, креативность при решении нестандартных задач.

Да, тестирует эта программа школьников, но, глядя на их результаты, можно судить и о том, как работают преподаватели — и насколько хорошо они сами владеют новыми компетенциями.

Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Среди 77 участников мы заняли 31-е место.

Правомерно ли требовать от учителя владеть функциональной грамотностью?

Конкретно эти требования нигде не прописаны, но если руководствоваться рядом нормативных документов, то все-таки можно сделать вывод:

функциональная грамотность — необходимая компетенция для всех российских педагогов.

Есть Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И в нем прописано следующее: «При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».

Во ФГОС прописано:

изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;

характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;

доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.

Как развить навыки функциональной грамотности?

Есть пять способов становления функциональной грамотности — они подходят не только школьникам, но и педагогам.

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, обращать внимание на конкретность цифр, суждений, идей.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль, рассматривать проблему, задачу с учетом разных позиций — своей, слушателя, автора. Не бояться выступать перед публикой на семинарах педагогического сообщества разного уровня, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, участвовать в конкурсах профессионального мастерства.  

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.

5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста): ставить перед собой профессиональные цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

    Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.

Источник информации.

  1. сайт mel.fm ,  ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686)

Приложение.

21 признак учителя 21 века

       В интернет ресурсах есть популярная электронная книга американских педагогов "21 признак учителя 21 века". В переводе Елены Годуновой  это выглядит приблизительно так:
1.Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их исследовательских проектов… и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью, которые они провели, используя скайп.
2.Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из Австралии
3.Еженедельно вы сообщаете о новостях классах… в вашем блоге.
4.Ваши ученики участвуют в уроке, …отправляя через Твиттер (это платформа, на каторой можно узнать, что происходит в мире в реальном времени, прямо сейчас) вопросы и комментарии
5.Вы просите ваших студентов исследовать и создать доклад по спорной теме…и вы оцениваете их видео презентации.
6.Вы готовите дублеров - помощников … с помощью подкастов.
7.Вы просите ваших учеников изучить литературного персонажа или историческую личность…, и они создают от его имени профиль в социальных сетях
8.Ваши ученики создают учебные проекты… работая вместе с учащимися со всего мира на тематических социальных площадках.
9.Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями… по всему миру.
10.Бюджет вашего класса ограничен…, но ничего страшного в этом нет потому, что существует так много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы можете использовать
11. Вы осознаете важность профессионального развития,… и вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам и шлете твиты для собственного развития.
12. Вы берете своих учеников на экскурсию к Великой китайской стене, … никогда не покидая при этом свою классную комнату.
13.Ваши ученики делятся историями о летних каникулах, … используя он-лайн хранилище фотографий.
14.Вы посещаете Лувр с вашими учениками,…и не тратите при этом не копейки
15.вы обучаете своих учеников не для того, чтобы они были хулиганами …или кибер хулиганами
16.Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока…потому что вы планируете их использовать на уроке.
17.Вы просите своих учеников составить пересказ последней главы и прислать его вам в виде тестового сообщения
18.Вы демонстрируете оригинальные работы ваших учеников… миру
19.Вы пьете утренний кофе, …проверяя свою ленту RSS (Really Simple Syndication – простой доступ к информации).  В XML-файле размещаются метаданные, которые содержат загаловки статей, ссылки на полную версию, дату публикации и описание контента по разным категориям и тематическим разделам. Мега библиотека всемирного масштаба.
20.Вы читаете и используете учебную литературу …..   в электронном формате.

21. Вы делитесь впечатлением о прочитанном с учителями, учащимися, их родителями …. в соц. сетях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Функциональная грамотность учителя"

Презентация по теме "Функциональная грамотность учителя"...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...