Программа "Одаренные дети"
рабочая программа

Курчатова Наталья Святославовна

Цель программы состоит в определении стратегии, принципов психолого- педагогического и научно-методического обеспечения ее реализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение. Целесообразность углубленного обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.

        Сегодня к школе предъявляются все более высокие требования. По этой причине работа с одаренными детьми является одним из пунктов программы развития образовательного учреждения и подразумевает целенаправленную деятельность на всех ступенях обучения, включающую в себя поиск, поддержку и сопровождение талантливых детей в период становления личности вплоть до осознанного ею выбора жизненного пути.

        К формам работы с талантливыми учащимися можно причислить предметные олимпиады, кружки, факультативы и групповые занятия, занятия в профильных классах и классах с углубленным изучением отдельных предметов.

        Углубленное обучение – наиболее приемлемая форма, так как, во-первых, именно оно позволяет на протяжении всех лет нахождения ребенка в образовательном учреждении анализировать особые успехи и достижения учащегося, диагностировать его потенциальные возможности.

        Ниже, в качестве примера, приведены фрагменты годовой диагностики достижений учащихся группы с углубленным изучением английского языка по четырем видам деятельности: аудирование, чтение, письмо и устная речь.

 

Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми включает в себя анализ полученных результатов освоения учащимися образовательной программы с одной стороны, и педагогического сопровождения с другой, а так же построения на их основе траектории дальнейшего взаимодействия.

Вторая причина, по которой предпочтение отдается углубленному обучению – это его включение в учебный план в качестве основного предмета, и, следовательно, с надлежащей нагрузкой и серьезным подходом к его освоению. Чего нельзя сказать о кружках и факультативах.

Углубленное изучение дисциплин начинается, как правило, с 5 или 7 класса (зарубежный опыт показывает, что этот возрастной период является определяющим с психологической точки зрения). Объясняется это тем, что далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности. Углубление на ранних этапах может нести «авторитарный» характер или слишком раннюю специализацию, что, в свою очередь, может нанести ущерб общему развитию ребенка.

Наряду с углублением существуют и другие подходы в обучении одаренных детей, такие как:  ускорение, обогащение или проблематизация.

Но поскольку ускорение позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития, и, как правило, учитывает потребности одного отдельно взятого ребенка; а обогащение и проблематизацию можно отнести к составляющим углубления, то в контексте обучения одаренных детей в общеобразовательном учреждении наиболее приемлемым подходом остается углубление.

Углубление имеет две формы – внутреннюю и внешнюю. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях относится к внутренней форме, так как обучение проходит в классах / группах (второе предпочтительнее) общеобразовательной школы. Внешняя форма предполагает отбор талантливых детей для обучения в нетиповом образовательном учреждении. Некоторое время назад мне довелось побывать в одном из таких заведений, и теперь мне есть с чем сравнивать.

Данное учреждение является закрытым учреждением, а порядок в нем излишне строг не только в отношении обучающихся, но и гостей. Кроме того, подростки лишены какой бы то ни было возможности социализации: подросткам не предоставлена возможность обслуживать себя, они имеют слабое представление о событиях, происходящих в мире. В общежитии, на тот момент, отсутствовало элементарное – телевидение.  Но самое главное, таким детям приходится жить вдали от родителей и учиться в атмосфере элитарности. Они обречены на успех, и не каждый выдерживает такое испытание.

Рискну сделать предположение, что с ростом квалификации педагогов, с внедрением новых стандартов, использованием ресурсов Интернет вполне возможно, что необходимость во внешней форме углубления постепенно отпадет.

Кстати, учебно-методический комплекс, по которому в то время работали в лицее, процентов на 90 совпадало с УМК обычной общеобразовательной школы. Разница по большей части заключалась в количестве учебных часов.

Стоит отметить, что программы, разработанные для групп или классов с углублением в школах так же, как и программы лицея, построены на постоянном усложнении, а порой – чрезмерном увеличении объема учебного материала. Что может привести к физическому и психическому истощению учащихся.

Эту проблему необходимо решать, применяя специальные техники преподавания, смешивая методы творческого характера – поисковые, исследовательские, проектные, никогда не давая резко негативную оценку ответам детей.

Таким образом, необходимо признать, что при ближайшем рассмотрении вопроса о работе с одаренными детьми, наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней» дифференциации. Сомнений в целесообразности выбора углубленного обучения не возникает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...