Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) по теме

Чекмарева Кристина Николаевна

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rossii_7.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ,

7 КЛАСС

НА 2011-2012 УЧ.Г.

Автор-составитель:

Чекмарева Кристина Николаевна

учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

Москва, 2011 год


Рабочая программа

по Истории России  XVII – XVIII в.в. (7 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2009

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012учебный год»

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей[1]:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса учащиеся должны:

объяснять значение понятий: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепо стничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн I крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальни ков, ученых, представителей культуры;

показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни ос новных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономическо го, социального, духовного и политического развития;

Программа:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.». - М.: Просвеще ние, 2009.

Учебник:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008;

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.. - М.: Просвещение, 2008.

2. Содержание изучаемого курса

2.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=68 часа).

Название раздела, темы ( № п/п )  

Всего часов

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.

15ч

Введение

1 ч

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв.

4 ч

Тема 2. Россия в XVII в.

8 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

2 ч

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

13 ч

Тема 1. Преобразования Петра I.

8 ч

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг.

4 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1 ч

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

13 ч

Тема 1. Внутренняя политика России второй половины XVIII в.

6 ч

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в.

3 ч

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в.

3 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1 ч

ИТОГОВЫЙ УРОК

итого

42 часа


РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв. (15 часов)

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (6 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо рис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей[2]. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Вос стание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский ла герь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Осво бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина.

Тема 2. Россия в XVII в. (9 ч)

Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де ятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше ний. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смолен ская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турец кие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крым ские походы. Завершение присоединения Сибири.

 Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту ра. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов седневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия раздела

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Итоговое повторение и обобщение.  Россия и мир на рубеже XVII—XVIII вв. (1 ч)

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (15 ч)

Тема 1. Преобразования Петра I. (9 часов)

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697— 1698 гг.

Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и при казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско го управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж дение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству.

Образование Российской империи. Абсолютизм

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ре месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско го каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Цена и последствия реформ Петра I.

Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, мер кантилизм, цех.

Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский по ход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи отеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко робов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет ская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде ние Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней по литики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-швед ская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П. А. Ру мянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (10 ч)

Тема 1. Внутренняя политика правителей второй половины XVIII в. (7 часов)

 Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.  Вольное экономическое общество. Уложен ная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалован ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен ней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни чества. Оформление сословного строя.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи ческого развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либе ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь ба самодержавия с вольнодумством.

Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу гачева. 

Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Внутренняя политика Павла I. 

Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со ставления законов Российской империи. Репрессивная по литика.

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в. (3 часа)

Основные направления внешней по литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз делах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Ук раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в.

Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо мин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение рус ской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента лизм, деспотия.

Итоговое повторение и обобщение Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. (1 ч)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ в»[3]

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв. ( 15 часов)

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (6 ч)

1

Россия в конце ХVI века

1

Вводный урок

Урок – рассказ с элементами повторительной беседы

Территория Рос сийского государ ства, население, социально-экономи ческая характери стика, политиче ский строй

Знать понятия: Сословно-представительная

монархия.  

Уметь: Работать с ис торической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

Введение, записи в тетради.

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы.  

Царь Федор Ива нович. Обострение социальных и поли тических противоре чий.

Пресечение дина стии Рюриковичей. Борис Годунов

Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское вос стание уметь:

отмечать основные тенденции развития государства,  работать с картой и текстом, сравнивать со циально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты

§1

3-4

Смутное время.

2

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы.  

Польская и швед ская интервенция. Династические, со циальные и меж дународные при чины Смуты. Восстание И. Болот никова.

Понятия: Смута, интервенция

Опреде лять причины Смутного времени, показывать по карте города, охва ченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода

§ 2

5

Окончание Смутного времени. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский.

1

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы.  Работа с картой.

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против ин тервентов. Начало династии Романовых

Понятия: Семибоярщина.

Делать выводы о причинах и итогах  экспансии. Работать с текстом, выступать публично

§ 3

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XVI – XVII веков”

1

Урок проверки знаний

Тест

Тема 2. Россия в XVII в. (9 ч)

7-8

Новые явления в экономике.

Основные сословия российского общества.

Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Развитие торговых связей. Мануфактуры.

2

Изучение нового материла

школьная лекция

Ликвидация последствий Смуты. Возникновение ма нуфактур и наем ного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.

Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, рассеянное предприятие, ярмарка. Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономиче ское положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять причины отстава ния России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы

§ 4, 5

9

Политическое развитие страны.

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Приказная система. Отмена местничества.

1

комбинированный урок

Работа с документами (практикум)

 

«Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное

закрепощение кре стьян. Казачество.

Начало становле ния абсолютизма

Понятия: Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие.

Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между на емным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Сравнивать структуру управления в России со структурой стран Европы.

§ 6

10

Власть и церковь.

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

1

Урок - изучение нового материала

школьная лекция с элементами беседы

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Понятия: Протопоп, церковный раскол, старообрядчество

Уметь: Объяснять причины конфликта власти и церкви.

Давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума

§ 7

11

Социальные движения второй половины ХVII века. С. Разин.

1

комбинированный урок

Урок – беседа, работа с материалами учебника

Социальные движения второй по ловины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина

Понятия: «Бунташный век»,

прелестные письма

Называть причины выступлений. Знать основные персо налии, показывать на карте основные терри тории, охваченные движениями

§ 8, заполнить таблицу «Народные движения»

12

Внешняя политика России в XVII веке. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Завершение присоединения Сибири

1

Изучение нового материала

Работа с картой и текстом документов. Практикум.

Присоединение Левобережной Ук раины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Гетман, реестровые казаки.  

Знать  и показывать по карте основные направления внешней по литики. Называть причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ

§ 9

13-14

Обмирщение культуры в XVII веке. Быт и нравы допетровской Руси.

2

Изучение нового материала

Работа в группах с документами

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчест во, образование, литература, живопись, крупнейшие представители ду ховной и художест венной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Понятия: «Обмирщение»,  секуляризация культуры.

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

§§ 10, 11

15

Россия и мир на рубеже XVII—XVIII вв

1

повторительно-обобщающий урок

Тест

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (15 ч)

Тема 1. Преобразования Петра I (9 часов).

16

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.

1

Урок - изучение нового материала

рассказ. Работа со схемами и картой

Усиление западного влияния на Рос сию Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы.

Понятия: Регентство, гвардия.  

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника

§ 12, заполнить таблицу «Предпосылки петровских преобразований»

17

Петр I.

Преобразования I четверти XVIII века. 

1

комбинированный урок

рассказ. Работа с текстом учебника

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ре месленные цехи. Развитие путей сообщения.

Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм.

Уметь: составлять схемы, объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства

§ 13, 16

18-19

Создание регулярной армии и флота. Северная война 

2

комбинированный урок

рассказ. Работа с текстом учебника и картами

Северная война. Основание Петер бурга. Полтавская битва.

Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных дейст вий. Объяснять причи ны войны. Рассказывать об архитектуре Петер бурга, становлении рус ского флота.

§ 14, заполнить хронологическую таблицу «Северная война»

20- 21

Реформы Петра Первого.

Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству.

2

комбинированный урок

школьная лекция

Упразднение Боярской думы и при казной системы. Учреждение сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско го управления. Церковная реформа.

Понятия: Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Указ о престоло наследии Подчинение церкви государству..

§ 15, схемы

22

Социальные движения  первой чет верти XVIII в.

1

комбинированный урок

практикум. Работа с документами и материалами учебника

Последствия соци альной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи озные выступления. Восстания работных людей К. Булавин

Работные люди, отходники, посес сионные крестьяне ревизия, челобитная

Знать причины восста ний, участников, их требования. Уметь показывать рай оны восстаний, объяснять причины восстаний и пора жения

§ 17, заполнить таблицу

23

Русская культура

эпохи Петра 

1

Урок - изучение нового материала

презентация.

Изменения в культуре, в быту. Школа математи ческих и навигаци онных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Плани ровка городов. Барокко в архитек туре и изобрази тельном искусстве.

Понятия: Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифир ные школы, преле стные письма

Готовить сообщения на заданную тему,

выступать с докладом

§§ 18-19

24

Роль петровских преобразований в истории страны

1

Повторительно-обобщающий урок по теме

контроль

Тест

Излагать свою точку зрения, приводить аргу ментацию и доказа тельства

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

25-26

Дворцовые пере-

вороты. Фаворитизм.

2

Изучение нового материла

Рассказ. Работа с текстом и схемами

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в го сударственной жизни

Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конститу ционная монархия, кондиций. Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и дейст вующих лиц.

§ 20, 21, заполнить таблицу «Дворцовые перевороты»

27

Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг.

Расширение прав и привилегий дворянства.

1

комбинированный урок

Работа с текстом учебника. Практикум

Расширение привилегии дворянства. Манифест о воль ности дворянской. Усиление крепостничества

Манифест о вольности дворянской. Особенности внутренней политики россий ских императоров после Петра

§ 22

28

Внешняя политика

России в середине

XVIII в.

1

Изучение нового материла

Лекция. Работа с картами и таблицами

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Ра ботать с картой. Составлять хронологи ческие таблицы

§ 23, заполнить таблицу

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (10 ч)

Тема 1. Внутренняя политика России во 2 половине XVIII в. (7 часов)

29-30

Просвещённый абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя.                                                                        

2

Изучение нового материала

Урок рассказ. Работа с документами

Просвещенный абсолютизм. Жало ванные грамоты дворянству и горо дам. «Золотой век» русского дворянст ва. Уложенная комис сия. Губернская ре форма. Проникно вение либераль ных идей в Россию. А. Н. Радищев.

Понятия:

Просвещенный абсолютизм, либерализм.  

Анализировать политику Екатерины 2, определять значение ее реформ для России, объяснять особенности и  сходства с политикой императоров 18 века. Работа с документами, рабо та с текстом

§ 24

31

Социальные движения. Е. И. Пугачёв.

1

комбинированный урок

практикум. Работа с таблицами и картами. Рассказ.

Социальные движения второй по ловины XVIII в. Восстание под предводительст вом Е. Пугачева

Крестьянская война, уложенная комиссия.  Объяснять причины, итоги, различные оцен ки восстания. Давать аргументированные суждения. Показывать на карте район восстания

§ 25, заполнить таблицу

32-33

Экономическое

развитие России

во второй полови-

не XVIII в.

2

Изучение нового материала.

Лекция

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промыш ленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономиче ского развития

Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники.

Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влия нии крепостного права на развитие отраслей экономики.

§ 26

34

Россия при Павле I

1

комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

Павел I. Попытки укрепления режи ма. Внутренняя политика, измене ние порядка престолонаследия. Манифест о трех дневной барщине

Показывать противоре чивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота,  работать с текстом учебника и картой

§ 29

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в 1725 – 1762 годах»

1

Урок проверки знаний

Тест

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в (3 часа)

36-38

Россия в войнах второй половины XVIII в. АВ. Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Присоединение новых территорий.

3

Изучение нового материала

презентация

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Су воров, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Протекторат, повод и причина воины.  Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные при ращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

§§ 27-28, заполнить таблицу

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в. (3 часа)

39

Светский, рациональный характер культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов.

1

Изучение нового материала

Работа с документами и материалами учебника

Сословный харак тер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление оте чественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Москов ского университета. Географические экспедиции

Устанавливать связь между развитием эко номики, политики и культуры, работать с дополнительной лите ратурой, делать доклад на заданную тему

§ 30

40

Литература  искусство второй поло вины XVIII в.

1

комбинированный урок

Работа в группах

Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музы кальном искусстве

Ода,  барокко,  классицизм, классиче ская архитектура. Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся дос тижения и имена дея телей культуры. Работать с иллюстра цией, описывать памят ники культуры

§§ 31-32

41

Быт и жизнь во второй половине XVIII в.

1

комбинированный урок

Работа в группах

Быт народов Рос сии.

Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

Самосознание, нация, патриотизм.  Описывать образ жизни различных слоев обще ства

§ 33

42

Россия накануне XIX века

1

Итоговый урок



[1] См. стандарт основного общего образования «История»

[2] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[3] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе

Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...

Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс

Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс...

Тематическое поурочное планирование по истории 9 класс

Тематическое поурочное планирование по истории 9 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс...