Рабочая программа по истории для 9 класса
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Представленная программа представляет собой интегрированный кур изучения двух блоков "Истроия России. 20 век" и "Новейшая история. 20 в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_kl.docx101.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

ГОРОДА БЕЛАЯ КАЛИТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»

на заседании школьного МО

от «__» ______ 2011 г.

«Согласовано»

на заседании школьного методического совета

«___»___________2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 17

___________ /О.И. Шкондина/

от «___»___________2011 г.

                                                       

                                               Автор-составитель:  Керенцева Н.Г.

учитель истории и обществознания.

2011 – 2012 уч. год

Структура рабочей образовательной программы по курсу

«История»  для 9 класса:

  1.      Пояснительная записка
  2.      УМК и дополнительная литература по курсу
  3.      Основное содержание предмета
  4. Требования к уровню подготовки учащихся
  5.     Учебно-тематический план программы
  6. Календарно-тематическое планирование

     

Пояснительная записка

Образовательная область «Общественные дисциплины. История» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России.

 История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин.

Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории. В рамках основной школы реализуется  первый концентр (5-9 класс).

Цель концентра - создание целостной картины мира через личное восприятие; понимание через среду, личный опыт.

Изучение курса истории XX века направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
  2. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
  3. Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
  4. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Цель учителя:

  1. Сформировать знания в рамках программы;
  2. Сформировать умения работы с источниками, исторической картой, умение называть характерные, существенные черты, сравнивать исторические события, хронологические умения;
  3. Воспитать интерес к истории и культуре народов стран мира и России, ценностные ориентиры и убеждения.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (М.: Просвещение, 2010), программы по истории 5-9 класс под редакцией Л.Н. Алексашкиной (М.: Просвещение,  2010), базисного учебного плана. Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и требования к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа составлена на 102 часа по принципу интеграции двух курсов в один из расчета : новая история  -  34 часов, история России - 68 часов (по 3 часа в неделю).

 При изучении курса истории используются учебники О.С. Сороко-Цюпа,  А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX –начала XXI века», учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт  «История  России. XX –начала XXI века»  (является первой частью единого комплекта учебников данных авторов с 6 по 9 класс, что обеспечивает преемственность в обучении истории России в основной школе), которые соответствуют требованиям государственного стандарта исторического образования, обязательному минимуму содержания образования. Они включают необходимый фактический и теоретический материал, снабжены фрагментами исторических документов, имеют развернутый методический аппарат: иллюстрации, карты, вопросы для повторения. Учебники включены в федеральный перечень учебников РФ на  2011-2012 учебный год, рекомендованы  МО РФ.

       При планировании истории России учтен региональный компонент в рамках 10-15% учебного времени.

Дополнительными средствами обучения являются атлас, рабочие тетради.

Используемые УМК:

  1. О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» - учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2008. – 304 с.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт  «История  России. XX –начала XXI века» 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 381 с.
  3. Новейшая история зарубежных стран XX –начала XXI века. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа\ авт-сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина – Волгоград: Учитель, 2007 г
  4. История России. 9 кл. часть I: поурочные планы по учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 9 кл» - М.: Просвещение, 2002 г\ авт-сост. Е.Н. Сорокина - Волгоград: Учитель, 2003 г
  5. История России. 9 кл. часть II: поурочные планы по учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 9 кл» - М.: Просвещение, 2002 г\ авт-сост. Е.Н. Сорокина - Волгоград: Учитель, 2003 г
  6. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история»\ М.В. Понамарёв – М., изд-во «Экзамен», 2011г.
  7. Тесты по истории России. XX –начала XXI века. 9 класс: к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт  «История  России. XX –начала XXI века»\ Е.В. Симонова - М., изд-во «Экзамен», 2010г.
  8. Рабочая тетрадь «Новейшая история. 9 класс» - Саратов:Лицей, 2008 г.
  9. Рабочая тетрадь «История России. 9 класс» - Саратов:Лицей, 2008 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.hrono.ru – исторический портал
  2. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
  3. http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
  4. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
  5. http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
  6. http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
  7. http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.

     Основное содержание предмета «история» 9 класс,

рассчитано на 102 часа

1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.

Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

II. Великая российская революция. Февральская  революция 1917 года в России. Особенности политики  Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

III. СССР и мир в 1920-1930гг.

Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание  СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны

IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.

СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые  послевоенные десятилетия

Политика СССР в Восточной Европе и причины  «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз  в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20  съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы.  Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.  «Великое общество» 1960-х гг. в США.

VI. СССР в 1965-1991 гг. СССР от реформ  к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений  в начале 1980гг. 

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.

VII. Мир во второй половине 20 в.

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.

VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.

 Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.

Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны:

  1. Называть:

- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;

- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.

2.  Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

3.  Называть:

     - место, обстоятельства, участников событий;

     - крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;

     - основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных     представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;

     - известных полководцев, участников военных событий.

4.  Показывать на исторической карте:

     - территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;

     - промышленные центры, крупнейшие стройки;

     - места военных сражений.

5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).

6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.

8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.

9. Составлять описание:

   - зданий, технических сооружений, машин;

   - предметов быта;

   - памятников художественной культуры.

10. Соотносить факты и общие процессы и явления:

   - изменения политического строя России в ХХ в.;

   - внутренней и внешней политики;

   - модернизации, индустриализации;

   - развития общественной мысли, художественной культуры.

11. Называть характерные, существенные черты:

   - политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;

   - экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;

   - развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

   - внешней политики, наиболее значительных военных событий.

12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.

14. Сравнивать:

   - развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;

   - темпы и характер модернизации в России и других странах;

   - политические режимы в России и других странах.

15. Излагать суждения о причинах и последствиях:

   - российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;

   - Гражданской войны;

   - прихода большевиков к власти;

   - установления однопартийной системы;

   - утверждение тоталитарного режима и культа личности;

   - победы в ВО войне;

   - «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;

   - перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.

16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:

   - поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;

   - известных исторических личностей.

18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

«История»для  9 «В»  класса  рассчитан на 102  часа / 3 часа в неделю


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

Форма контроля

1

2

1-2

Индустриальное общество в начале XX века

2

Входной контроль

3

Государство и российское общество
в конце ХIХ – начале ХХ в.

1

4

Экономическое развитие страны

1

5

Политическое развитие в начале XX века

1

6

Общественно-политическое развитие России в 1894– 1904 гг.

1

7

Внешняя политика. Русско-японская война 1904– 1905 гг.

1

8-9

Первая российская революция. Реформы политической системы

2

Тест «Россия в 19000-1905 гг»

10

Экономические реформы

1

Тест «Первая российская революция»

11

Политическая жизнь в 1907–

1914 гг.

1

12

Духовная жизнь «Серебряного века»

1

13

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

1

14

Россия  в Первой мировой войне

1

15

Мирное урегулирование. Версальско-вашингтонская система.

1

Тест «Первая мировая война»

16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 1900-1914 годах.»

1

Контрольная работа №1

17

Свержение монархии

1

18

Россия весной
и летом 1917 г.

1

19

Октябрьская революция

1

Тест «Февральская революция»

20

Формирование советской государственности

1

Тест «Октябрьская революция»

21

Начало Гражданской войны

1

22

На фронтах Гражданской войны

1

23

Наш край

в годы Гражданской войны

1

24

Экономическая политика красных
и белых

1

Тест «Гражданская война»

25

Экономический
и политический кризис начала
20-х гг.

1

26

Последствия войны: революции и распад империй.

1

27

Капиталистический мир в 20-е годы.

1

28

Страны Европы и США в 20-е годы

1

29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая российская революция. 1917–1921 гг.»

1

Контрольная работа №2

30

Переход  к нэпу

1

31

Образование Союза Советских Социалистических Республик-

1

32

Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг.

1

33

Политическое развитие СССР

в 20-е гг.

1

34

Духовная жизнь СССР в 20-е гг.

1

Тест «Россия в 20-е годы»

35

Социалистическая индустриализация

1

36

Коллективизация сельского хозяйства

1

37

Политическая система СССР

в 30-е гг.

1

38

Мировой экономический кризис

1

Тест «Россия в 30-е годы»

39

США: «новый курс» Ф.Рузвельта.

1

40

Демократические страны Европы в 30-е годы. Великобритания, Франция.

1

41-42

Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия, Германия, Испания.

Фашизм

2

Самостоятельная работа

«Тоталитарные режимы»

43

Восток в первой половине XX века

1

44

Латинская Америка в первой половине ХХ века.

1

45

Культура и искусство первой половины ХХ века.

1

Тест «Страны Востока и Латинской Америки в пп 20 в»

46

Международные отношения в 30-е годы.

1

Самостоятельная работа «Духовная жизнь»

47

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 30-е годы»»

1

Контрольная работа №3

48

Вторая мировая война. 1939-1945 гг.

1

49

СССР  накануне Великой Отечественной войны

1

50

Начало Великой Отечественной войны

1

51

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

1

Тест «Начальный этап Второй мировой войны»

52

Советский тыл в Великой Отечественной войне

1

53

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

54

Народы СССР в борьбе
с немецким фашизмом

1

Тест «Коренной перелом в годы ВМВ»

55

СССР  на завершающем этапе Второй мировой войны

1

56

Итоги Второй мировой войны

1

57

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

58

Повторительно-обобщающие уроки по темам: «Вторая мировая война 1939 -1945 года»

1

Контрольная работа №4

59

Послевоенное мирное урегулирование.

1

60

«Холодная война». Военно-политические блоки.

1

61

Завершение эпохи индустриального общества.1945-1970 гг.

1

62

Восстановление экономики

1

Тест «Послевоенное развитие стран Европы и США»

63

Политическое развитие

1

64

Идеология и культура

1

65

Внешняя политика СССР
в 1945–1953 гг.

1

66

Изменения политической системы

1

Тест «Послевоенное развитие СССР»

67

Экономика СССР в 1953–1964 гг.

1

68

«Оттепель» в духовной жизни

1

69

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

1

70

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 1945-1960-х гг».»

Контрольная работа №5

71

Консервация политического режима

1

72

Экономика «развитого социализма»

1

73

Общественная жизнь в середине 60-х – середине  80-х гг. ХХ в.

1

74

Политика разрядки: надежды
и результаты

1

75

Кризисы 70-80-х годов. Становление информационного общества.

1

Тест «СССР в середине 60-х – сер. 80-х гг»

76

Политическое развитие стран Запада.

1

77

Гражданское общество. Социальное движение.

1

78

Соединённые Штаты Америки.

1

79

Великобритания

1

80

Франция.

1

81

Италия.

1

82

Германия: раскол и объединение.

1

83

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг.

1

84

Латинская Америка во второй половине ХХ века

1

Тест «Страны Европы и Америки в середине 60-х – сер. 90-х гг»

85

Страны Азии и Африки в современном мире.

1

86

Япония. Китай. Индия.

1

87

Международные отношения.

1

Тест «Страны Востока и Латинской Америки во вп 20 в»

88

Повторительно-обобщающий урок по разделам «Мир в 1970-1990 гг.»

1

Контрольная работа № 6

89

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

1

90

Экономические реформы 1985-1991 года

1

91

Политика гласности: достижения и издержки

1

92

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

1

93

Российская экономика  на пути к рынку

1

Тест «Перестройка в СССР»

94

Политическая жизнь в 1992-1999 гг

1

95

Духовная жизнь России

1

96

Строительство обновленной Федерации

1

97

Геополитическое положение и внешняя политика России

1

98

Россия  на пороге ХХI в.

1

99

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия и мир

в конце ХХ – начале ХХI в.»

1

Контрольная работа №7

100-101

Культура второй половины ХХ века

2

102

Глобализация в конце ХХ – ХХI века

1

Тест « Культура вп 20 в»

103

Итоговый повторительно-обобщающий урок

1

104-105

Резерв учебного времени

2


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

                                        ___________

«_____»______________20__г.

Календарно-тематический план  по предмету: ИСТОРИЯ  на 2011 - 2012 учебный год

        для учащихся : 9 класса                                                       учебный класс  9 «В»                             учитель: Керенцева Н.Г.


п/п

Тема урока

Тип урока

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Основные понятия:

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2

Индустриальное общество в начале XX века

Школьная лекция
с элементами беседы

Характеризовать основные  направления социально- экономического и политического

Империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество.

Входная

 Контрольная

 работа

 § 1-2 (уч-к Всеобщая история)

3

Государство и российское общество
в конце ХIХ – начале ХХ в.

Школьная лекция
с элементами беседы

Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала ХХ в. и многонациональном составе ее населения.

Знать особенности российского варианта модернизации.

Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале ХХ в.

§ 1, вопросы и задания, с. 12 (уч-к «История России»)

4

Экономическое развитие страны

Школьная лекция

Иметь представление об особенностях экономического развития Российской империи, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Знать о причинах
и формах государственного вмешательства в экономику, о влиянии иностранного капитала на развитие российской промышленности.

Знать особенности развития сельского хозяйства в начале ХХ в.

Уметь характеризовать причины низкой рентабельности сельскохозяйственного производства

монополия, формы монополий, многоукладная экономика

Анализ диаграмм

Фронтальный опрос Таблица «Монополистические объединения в России начала ХХ в.»

§ 2, вопросы и задания,

с. 18–19

(уч-к «История России»)

5

Политическое развитие в начале XX века

Комбинированный урок

Выделять главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале ХХ века.

Знать политические партии и движения начала ХХ века.

Уметь характеризовать партии и политические системы.

Демократия, республика, монархия,либерализм, радикалы, национализм

Фронтальный опрос,

 Таблица «Политические партии»

§ 3 (уч-к Всеобщая история)

6

Общественно-политическое развитие России в 1894– 1904 гг.

Комбинированный урок

Уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью.

Уметь характеризовать перспективы развития России
в контексте Витте-Плеве.

Уметь анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций

политическая партия, многопартийность

Фронтальный опрос,

 Таблица «Политические партии»

§ 3, вопросы и задания,

с. 28–29

(уч-к «История России»)

7

Внешняя политика. Русско-японская война 1904–
1905 гг.

Школьная лекция

Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале ХХ в., экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе.

Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране

агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация

Таблица «Основные события русско-япон
ской войны»

§ 4, вопросы и задания, с. 34

(уч-к «История России»)

8-9

Первая российская революция. Реформы политической системы

Школьная лекция с элементами беседы

Знать причины, этапы и итоги революции 1905–1907 гг., основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Государственной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии

Государственная дума, избирательные курии, либеральные и монархические партии, Советы, фракция

Тест «Россия в 19000-1905 гг»

Фронтальный опрос

Таблица «Первая российская революция»

§ 5, вопросы и задания, с. 45–49, составление опорного конспекта (уч-к «История России»)

10

Экономические реформы

Комбинированный урок

Иметь представление о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху».

Знать политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.

 Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами

кооперация, отруб, хутор

Работа
с документами

Тест «Первая российская революция»

§ 6, вопросы и задания, с. 51

(уч-к «История России»)

11

Политическая жизнь в 1907–

1914 гг.

Комбинированный урок

Знать причины краха столыпинских реформ.

Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвертой Государственной думы.

Знать причины нарастания революционных настроений

Фронтальный опрос

§ 7, вопросы и задания, с. 56 (уч-к «История России»)

12

Духовная жизнь «Серебряного века»

Урок-презентация

Иметь представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века».

Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве

Знать основные персоналии данного периода

Основные понятия: акмеизм, модернизм, русская религиозная философия, «Серебряный век» русской культуры, символизм, футуризм

Реферат «Развитие русской культуры “Серебряного века”»

§ 8, вопросы и задания, с. 63 (уч-к «История России»)

13

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

Интегрированный урок

Знакомятся с основными причинами мировой войны; Сравнивают цели стран-участниц; характеризуют и оцениваю военные действия на Западном и Восточном фронтах в 1914 году

Излагать причины, ход  Первой мировой войны.

Ультиматум, план Шлиффена, мобилизация, позиционная война

Фронтальный опрос

Таблица «Первая мировая война»

§ 4, вопросы (уч-к Всеобщая история)

14

Россия

в Первой мировой войне

Интегрированный урок

Знать причины втягивания России в мировую войну.

Уметь анализировать отношения партий к войне.

Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном и Западном фронте в 1914–

1916 гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти-

Основные понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, позиционная война, «распутинщина», кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного доверия», радикализация общества, революционное оборончество, пораженство, пацифизм

Фронтальный опрос Таблица «Основные события Первой мировой войны»

§ 9, вопросы и задания, с. 73, подготовка к конференции (уч-к «История России»)

15

Мирное урегулирование. Версальско-вашингтонская система.

Школьная лекция

Характеризуют социально-экономическое и политическое положение стран после окончания войны; анализируют условия Версальского мирного договора и дают оценку его экономическим условиям; уясняют причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы.

«14 пунктов», репарации, мандат, демилитаризационная зона, третейский суд, «21 условие».

Тест «Первая мировая война»

Фронтальный опрос

§ 6, вопросы(уч-к Всеобщая история)

16

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Россия и мир в 1900-1914 годах.»

Урок контроля знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и стран Запада .

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

17

Свержение монархии

Школьная лекция

Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия.

Уметь характеризовать внутреннюю
и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции

Основные понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание

Таблица «Февральская революция»

§ 10, вопросы и задания, с. 81

(уч-к «История России»)

18

Россия весной
и летом 1917 г.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы.

Уметь показать своеобразие и противоречия развития

политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков

Основные понятия: коалиционное правительство, Корниловский «мятеж», кризис власти

Фронтальный опрос

Тест «Февральская революция»

§ 11, вопросы и задания, с. 89 (уч-к «История России»)

19

Октябрьская революция

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать причины

победы леворадикальных сил осенью
1917 г., иметь пред-
ставление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками.

Знать содержание декретов о мире, о земле

Основные понятия: аннексия, декрет, контрибуция

Таблица «Октябрьская революция»

§ 12, вопросы и задания,

с. 95–96 (уч-к «История России»)

20

Формирование советской государственности

Комбинированный урок

Знать причины
и суть изменения взглядов большевист-

ского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции
и революционной войны.

Уметь показать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917 г. к весне-лету 1918 г.

Знать факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

Основные понятия: диктатура пролетариата, коалиционное советское правительство, национализация, сепаратный мир, рабочий контроль, чрезвычайная продовольственная политика, Учредительное собрание

Работа
с документами

Тест «Октябрьская революция»

§ 13, вопросы и задания, с. 105, составление опорного конспекта (уч-к «История России»)

21

Начало Гражданской войны

Урок-исследование

Знать причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы, события первого этапа Гражданской войны, характеризовать эволюцию взглядов
Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, раскрывать цели и политическую программу Белого движения.

Уметь определять социальный состав Белого движения

Основные понятия: Гражданская война

Фронтальный опрос

§ 14, вопросы и задания,
с. 111–112 (уч-к «История России»)

22

На фронтах Гражданской войны

Комбинированный урок

Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции.

Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров

в Гражданской войне.

Знать специфику войны советской России с Польшей.

Знать результаты Гражданской войны

Основные понятия: красный и белый террор, «Демократическая контрреволюция», интервенция

Таблица «Белые и красные: соотношение сил»

§ 15, вопросы и задания,
с. 121–122 (уч-к «История России»)

23

Наш край

в годы Гражданской войны

Школьная лекция

Знать ход военных действий на территории Дона в годы Гражданской войны

Фронтальный опрос

Сообщение «Герои Гражданской войны»

24

Экономическая политика красных
и белых

Комбинированный

урок

Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения.

Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых

Основные понятия: военный коммунизм, продразверстка

Тест «Гражданская война»

§ 16, вопросы и задания,
с. 127–128

25

Экономический
и политический кризис начала
20-х гг.

Комбинированный урок

Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг.

Знать основные положения политики военного коммунизма

Основные понятия: «Малая» Гражданская война

Фронтальный опрос

§ 17, вопросы и задания,
с. 133–134, подготовка к конференции

26

Последствия войны: революции и распад империй.

Школьная лекция

Знакомятся с причинами подъёма революционного движения в послевоенные годы; уясняют причины, характер, итоги и последствия революций в Странах Европы и Азии;

Мировая революция, пацифизм, центризм, Веймарская республика, Киминтерн,

Фронтальный опрос

§ 7, вопросы (уч-к Всеобщая история)

27

Капиталистический мир в 20-е годы.

Комбинированный урок

Особенности экономического восстановления 20-х годов. Международные отношения.

План Дауэса

Фронтальный опрос

§ 8, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

28

Страны Европы и США в 20-е годы

Школьная лекция

Знать особенности экономического развития стран Европы и США после I мировой войны. Выявить новые тенденции в развитии европейских стран и США, давать им оценку

Фронтальный опрос

§ 9, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая российская революция. 1917–

1921 гг.»

Урок- контроль знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России  и стран Запада.

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

30

Переход
к нэпу

Школьная лекция

Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа. Знать факты кризиса хлебозаготовок 1927–28 гг.

Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчет, концессия,
ГОЭЛРО

Сравнительная таблица «Военный коммунизм
и нэп»

§ 18, вопросы и задания, с. 142 (уч-к «История России»)

31

Образование Союза Советских Социалистичес ких Республик-

Комбинированный урок

Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны.

Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг.

Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация

Работа
с документами

Фронтальный опрос

§ 19, вопросы и задания, с. 149

(уч-к «История России»)

32

Международное положение и внешняя политика СССР

в 20-е гг.

Школьная лекция

Знать причины сближения советской России с Германией.

Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики 1920-х гг.

Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений
со странами Восто ка, причины создания и суть политики Коминтерна  

Основные понятия: мировая революция, «полоса признания»

Таблица «Международное признание СССР»

Фронтальный опрос

§ 20, вопросы и задания,
с. 154–155 (уч-к «История России»)

33

Политическое развитие СССР

в 20-е гг.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать содержание резолюции Х съезда РКП (б) «О единстве партии».

Уметь характеризовать основные противоречия нэпа: несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жестокого авторитарного режима, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина

Основные понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм

Фронтальный опрос

§ 21, вопросы и задания,
с. 162–163 (уч-к «История России»)

34

Духовная жизнь СССР

в 20-е гг.

Комбинированный урок

Иметь представление о причинах идеологического наступления на культуру, о перестройке народного образования.

Уметь характеризовать взаимоотношения власти и интеллигенции, власти
и церкви. Знать достижения
и потери русской культуры в 1920-е гг.

Основные понятия: теория пролетарской культуры, «сменовеховство»

Тест «Россия в 20-е годы»

§ 22, вопросы и задания,
с. 169–170 (уч-к «История России»)

35

Социалистическая индустриализация

Комбинированный урок

Знать цели, задачи
и особенности индустриализации
в СССР.

Уметь анализировать экономические, социальные и политические последствия индустриализации, понимать истоки трудового героизма советских людей
в годы первых пятилеток

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское  движение, форсированная индустриализация

Фронтальный опрос

§ 23, вопросы и задания,
с. 175–176 (уч-к «История России»)

36

Коллективизация сельского хозяйства

Комбинированный урок

Знать причины и сущность перехода
к политике сплошной коллективизации, цели и задачи «нового курса в деревне».

Уметь анализировать экономические, социальные и политические результаты коллективизации

Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации сельского хозяйства. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание

Фронтальный опрос

§ 24, вопросы и задания,

с. 181–182 (уч-к «История России»)

37

Политическая система СССР

в 30-е гг.

Школьная лекция

Иметь представление о сущности политической системы
в СССР в 1930-е гг.

Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства
и общества.

Знать примеры репрессивной политики Сталина.

Уметь анализировать ее последствия

Основные понятия: «большой террор», репрессии, ГУЛАГ, культ личности, командно-административная экономика

Фронтальный опрос

§ 25, вопросы и задания,
с. 190–191 (уч-к «История России»)

38

Мировой экономический кризис

Школьная лекция

Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса

экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика.

Тест «Россия в 30-е годы»

§ 10, вопросы, Создание

конспекта (уч-к Всеобщая история)

39

США: «новый курс» Ф.Рузвельта.

Лекция

с элементами проблемной

беседы

Знать особенности экономического развития США в 30-е годы. Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта

«Новый курс»

Составление тезисов

§ 11, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

40

Демократические страны Европы в 30-е годы. Великобритания, Франция.

Лекция

с элементами проблемной

беседы

Знать особенности экономического развития европейских государств и программы реформистских движений

Фронтальный опрос Составление тезисов

§ 12, вопосы (уч-к Всеобщая история)

41-42

Тоталитарные

режимы в 30-е годы. Италия, Германия, Испания.

Фашизм

Проблемная беседа

Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма

Основные понятия: тоталитаризм, фашизм, милитаризм.

Самостоятельная работа

§ 13-14, вопросы, таблица

(уч-к Всеобщая история)

43

Восток в первой половине XX века

Школьная лекция

Адекватно понимать информацию.

Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока

Основные понятия: экспансия, модернизация, реформы.

Фронтальный опрос

§ 15-16, вопросы (уч-к Всеобщая история)

44

Латинская Америка в первой половине ХХ века.

Школьная лекция

Объяснить особенности экономического и политического развития Латинской Америки.

Фронтальный опрос

§ 17, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

45

Культура и искусство первой половины ХХ века.

Комбинированный урок

 Уметь объяснять субъективные и объективные предпосылки.

Знать основное содержание и последствия «культурной революции».

Знать достижения и противоречия развития советской науки

Основные понятия: «культурная революция», метод социалистического реализма

Тест «Страны Востока и Латинской Америки в пп 20 в»

Реферат «Советское искусство 20–
30-х гг.»

§ 26, вопросы и задания,
с. 197–198 (уч-к «История России»)

§ 18, вопросы (уч-к Всеобщая история)

46

Международные отношения в 30-е годы.

Школьная лекция

Знать причины

и сущность изменения внешней политики. Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики руководства

Знать причины

и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг.

Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства

в системе международных отношений.

Знать факты и причины сближения СССР с Германией

Основные понятия:

Лига Наций, система коллективной безопасности

Самостоятельная работа «Духовная культура»

§ 19, вопросы (уч-к Всеобщая история) § 27, вопросы и задания, с. 204, подготовка к конференции (уч-к «История России»)

47

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 30-е годы»»

Урок-проверка знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада и Востока .

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

48

Вторая мировая война. 1939-1945 гг.

Школьная лекция

Знакомятся с масштабами второй мировой войны, особенностями тактики и стратегии; сравнивают военно-экономический потенциал стран; раскрывают причины успехов Германии.

Блицкриг, «странная война», «новый порядок», коллаборационизм, квислинги, холокост.

§ 20-21, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

49

СССР
накануне Великой Отечественной войны

Школьная лекция

Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной и ее народами накануне Великой Отечественной войны.

Знать содержание
и суть советско-германского договора о ненападении и секретных протоколов к нему.

Знать причины и итоги войны с Финляндией.

Знать суть планов «Барбаросса» и «Ост»

Основные понятия: секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война»

§ 28, вопросы и задания,
с. 210 (уч-к «История России»)

50

Начало Великой Отечественной войны

Интегрированный урок

Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией.

Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах Великой Отечественной войны.

Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

Знать ход военных действий конца

1941 г.

Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда

Основные понятия: Великая Отечественная война, блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар

Работа
с документами

§ 29, вопросы и задания, с. 218 (уч-к «История России»)

51

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

Интегрированный урок

Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г., иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г.

Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны.

Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы.

Уметь анализировать причины размаха партизанского и подпольного движения

Основные понятия: контрнаступление, антигитлеровская коалиция, оккупационный режим

Таблица «Великая Отечественная война»

Тест «Начальный этап Второй мировой войны»

§ 30, вопросы и задания, с. 225 (уч-к «История России»)

52

Советский тыл в Великой Отечественной войне

Комбинированный урок

Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны.

Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования и науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства

Основные понятия: эвакуация, заводы-дублеры

§ 31, вопросы и задания,
с. 231–232 (уч-к «История России»)

53

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Интегрированный урок

Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Уметь анализировать события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: сражения на Курско-Орловском направлении.

Уметь анализировать значение Тегеранской конференции и итоги второго периода войны

Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива, тотальная война

Таблица «Великая Отечественная война»

§ 32, вопросы и задания, с. 237 (уч-к «История России»)

54

Народы СССР
в борьбе
с немецким фашизмом

Школьная лекция
с элементами беседы

Иметь представление о вкладе многонационального народа СССР в победу над фашизмом.

Уметь анализировать межнациональные отношения и национальную политику СССР в годы войны.

Знать о национальных движениях в годы войны и способах их подавления, иметь представление о морально-политическом единстве советского общества в годы войны

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения
в годы войны. Националистические организации. Национальная

политика советского руководства в годы войны. Депортация.

Основные понятия: национальная политика, депортация, национализм

Тест «Коренной перелом в годы ВМВ»

§ 33, вопросы и задания, с. 242 (уч-к «История России»)

55

СССР
на завершающем этапе Второй мировой войны

Интегрированный урок

Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций Красной Армии в 1944 г.

Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил в Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций.

Основные понятия: демилитаризация, денацификация

Работа с документами

§ 34, вопросы и задания, с. 252 (уч-к «История России»)

56

Итоги Второй мировой войны

Интегрированный урок

Знать историческое значение победы

советского народа
в Великой Отечественной войне

Фронтальный опрос

§ 20-21, вопросы, (уч-к Всеобщая история)

§  34 (уч-к «История России»)

57

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Комбинированный урок

Знать основные события и персоналии Сталинградской битвы, ее роль в ходе войны

Оборона Сталинграда. Крупнейшая битва в Великой Отечественной войне

Сообщения «Сталинград
в судьбе твоей семьи»

Подготовка к контрольной работе

58

Повторительно-обобщающие уроки по темам: «Вторая мировая война 1939 -1945 года»

Урок-проверка знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада .

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

59

Послевоенное мирное урегулирование.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с основными положениями соглашений стран Антанты на конференциях; анализируют положение Германии после войны; уясняют причины создания и сущность ООН.

Демилитаризация, ООН, право «вето».

Фронтальный опрос

§ 22, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

60

«Холодная война». Военно политические блоки.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся  с причинами начала «холодной войны»; раскрывают социально-экономическое и политическое положение стран Европы и Азии после войны; уясняют причины и последствия краха колониальной системы и вовлечения бывших колониальных стран в «холодную войну».

На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны»

«Холодная война», доктрина Трумэна, «план Маршалла», НАТО, ОВД, СЭВ, социалистический лагерь, биполярный мир, деколонизация, самоопределение, Карибский кризис.

Фронтальный опрос

Таблица

§ 23, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

61

Завершение

эпохи индустриального общества.1945-1970 гг.

Школьная лекция
с элементами беседы

Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от ндустриального

Фронтальный опрос

Составление тезисов

§ 24, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

62

Восстановление экономики

Комбинированный урок

Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период.

Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей ее реформирования.

Знать примеры героических усилий советского народа по восстановлению экономики СССР

Основные понятия: дефицитная экономика, диспропорции, репарации, репатриация, ВПК

Тест «Послевоенное развитие стран Европы и США»

§ 35, вопросы и задания, с. 259

(уч-к «История России»)

63

Политическое развитие

Школьная лекция

Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период.

Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий, характеризовать особенности национальной политики

Основные понятия: номенклатура

Фронтальный опрос

§ 36, вопросы и задания, с. 264

(уч-к «История России»)

64

Идеология и культура

Школьная лекция
с элементами беседы

Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период, о характере научных дискуссий, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры.

Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства

Основные понятия: «железный занавес», космополитизм

Фронтальный опрос

§ 37, вопросы и задания, с. 269(уч-к «История России»)

65

Внешняя политика СССР
в 1945–1953 гг.

Школьная лекция

Знать истоки и сущность «холодной
войны».

Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами.

Знать причины обострения отношений СССР и США

Основные понятия: «холодная война», ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, военный блок, НАТО, ОВД

Фронтальный опрос

§ 38, вопросы и задания, с. 274

(уч-к «История России»)

66

Изменения политической системы

Комбинированный урок

Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина.

Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период Уметь давать оценку Хрущеву как политическому деятелю.

Знать основные идеи доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС

Основные понятия: ротация, волюнтаризм, реабилитация, общенародное государство

Тест «Послевоенное развитие СССР»

§ 39, вопросы и задания, с. 281

(уч-к «История России»)

67

Экономика СССР
в 1953–1964 гг.

Комбинированный урок

Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране.

Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики.

Знать примеры новаций 1953–64 гг.

Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953–1964 гг.

Основные понятия: индустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, предприятия группы Б, совнархозы, целина, экстенсивный путь развития, социальная напряженность

Фронтальный опрос

§ 40, вопросы и задания, с. 287

(уч-к «История России»)

68

«Оттепель»
в духовной жизни

Интегрированный урок

Иметь представление о путях преодоления сталинизма в области духовной жизни.

Знать и уметь характеризовать конкретные примеры

развития науки и техники.

Уметь анализировать достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры, доминирование социалистического реализма в произведениях искусства

Основные понятия: «оттепель», формализм, политехническая школа

Реферат «Оттепель»
в духовной жизни»

§ 41, вопросы и задания,
с. 291–292

(уч-к «История России»)

69

Политика мирного сосуществования: успехи
и противоречия

Интегрированный урок

Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики.

Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира».

Знать причины
и ход развития Венгерского и Карибского кризисов, их последствия

Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. Организация Варшавского договора. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их международные последствия.

Основные понятия: мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, Карибский кризис

Фронтальный опрос

§ 42, вопросы и задания,

с. 296.

Сравнительная таблица «Двухполярный мир»

(уч-к «История России»)

70

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 1945-1960-х гг».»

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада .

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

Мини-исследование

71

Консервация политического режима

Комбинированный урок

Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры.

Знать особенности смещения Хрущева
в октябре 1964 г., факты изменения политики, основные положения Конституции СССР 1977 г.

Основные понятия: ресталинизация, номенклатура, диссидентское движение, неосталинизм

Работа
с документами

§ 43, вопросы и задания, с. 301(уч-к «История России»)

72

Экономика «развитого социализма»

Комбинированный урок

Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х.

Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г.
и причины неудач
ее осуществления.

Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере

Основные понятия: теневая экономика,  продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, лимитчики, самоокупаемость, хозрасчет, экономические стимулы

Анализ диаграмм

§ 44, вопросы и задания,
с. 307–308 (уч-к «История России»)

73

Общественная жизнь
в середине 60-х – середине
80-х гг.
ХХ в.

Школьная лекция
с элементами беседы

Иметь представление об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических
и политических структур.

Знать причины зарождения диссидентского движения

Основные понятия: теория конвергенции, советский народ, концепция «развитого социализма», «магнитофонная революция», «антисистема», диссидент

Фронтальный опрос

§ 45, вопросы и задания, с. 312(уч-к «История России»)

74

Политика разрядки: надежды
и результаты

Интегрированный урок

Иметь представления о предпосылках разрядки международной напряженности, о достижении военно-стратегического паритета

между Востоком

и Западом, о пери-
одах нарастания
и спада напряженности

Основные понятия: разрядка международной напряженности, военно-стратегический паритет, ракеты средней дальности, биполярный мир, «доктрина» Брежнева

Фронтальный опрос

§ 46, вопросы и задания, с. 318

(уч-к «История России»)

75

Кризисы 70-80-х годов. Становление информационного общества.

Школьная лекция
с элементами беседы

Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ.

Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от индустриального

Информационное общество

Тест «СССР в середине 60-х – сер. 80-х гг»

§ 25, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

76

Политическое развитие стран Запада.

Школьная лекция
с элементами беседы

Идейно-политические движения и партии,, особенности политического развития

Фронтальный опрос

§ 26, вопросы(уч-к Всеобщая история)

77

Гражданское общество. Социальное движение.

Школьная лекция
с элементами беседы

Причины развития новых социальных движений, , феминизм, этническое иэкологическое движенияпацифизм и антимилитаризм

Пацифизм, антимилитаризм, социальные движения

Фронтальный опрос

§ 27, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

78

Соединённые Штаты Америки.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с основными событиями послевоенной истории США; характеризуют циклы политической жизни США; оценивают деятельность американских президентов.

Евроатлантизм, маккартизм, сегрегация, ВПК, «вьетнамский синдром

Фронтальный опрос

§ 28, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

79

Великобритания

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать особенности экономического и политического развития Великобритания, после II мировой войны.

Выявлять новые тенденции

в развитии государства давать им оценку

Фронтальный опрос

§ 29, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

80

Франция.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать особенности экономического и политического развития Франция после II мировой войны. Выявлять новые тенденции

в развитии государства давать им оценку

Работа с историческими документами Фронтальный опрос

§ 30, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

81

Италия.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать особенности экономического и политического развития Италии после II мировой войны.

Выявлять новые тенденции

в развитии государства давать им оценку

Работа с историческими документами Фронтальный опрос

§ 31, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

82

Германия: раскол и объединение.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать особенности экономического и политического развития Германии после II мировой войны.

Выявлять новые тенденции

в развитии государства давать им оценку

Работа с историческими документами Фронтальный опрос

§ 32, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

83

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с основными событиями послевоенной истории Восточной Европы;  характеризуют социально-экономическую и политическую жизнь стран в 1945-2000 годах, выявляют особенности их развития.

Народная демократия, «социализм с человеческим лицом», «доктрина Брежнева», демократические революции.

Работа с историческими документами Фронтальный опрос

§ 33, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

84

Латинская Америка во второй половине ХХ века

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с особенностями социально-экономического и политического развития  стран Латинской Америки 1945-2000 годах.

Латифундия, перонизм, хунта.

Тест «Страны Европы и Америки в середине 60-х – сер. 90-х гг»

§ 34, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

85

Страны Азии и Африки в современном мире.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с особенностями социально-экономического и политического развития стран Северной и Южной Африки в 1945-2000 годах.

деколонизация, «год Африки».

Фронтальный опрос

§ 35, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

86

Япония. Китай. Индия.

Школьная лекция
с элементами беседы

Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока

Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция.

Составление

конспекта Фронтальный опрос

§ 36, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

87

Международные отношения.

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с причинами и сущностью процесса интеграции; характеризуют основные этапы интеграции Западной Европы; уясняют особенности Североатлантической интеграции

Интеграция, Евросоюз, единое пространство, евроатлантическая интеграция.

Тест «Страны Востока и Латинской Америки во вп 20 в»

§ 37, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

88

Повторительно-обобщающий урок по разделам «Мир в 1970-1990 гг.»

Урок – проверка знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития стран Запада .

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие

Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

89

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

Комбинированный

Объяснять причины перехода к политике перестройки.

Характеризовать сущность и значение преобразования по литической системы.

Составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачева, используя материал учебника и дополнительную инфор мацию.

Раскрывать причины, приведшие к обострению межнацио нальных отношений в Советском государстве

перестройка, гласность, полити ческий плюрализм, парад суверенитетов.

Работа с историческими документами

Фронтальный опрос

§ 47, вопросы и задания, с. 318

(уч-к «История России»)

90

Экономические реформы 1985-1991 года

Комбинированный

Проводить поиск информации об изменениях в сфере эко номики в годы перестройки, представ лять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки; пред ставлять их в виде устной или письменной презентации.

Объяснять причины неудач в реформировании экономики

Работа с историческими документами

Фронтальный опрос

§ 48, вопросы и задания, с. 318

(уч-к «История России»)

91

Политика гластности: достижения и издержки

Комбинированный

Проводить поиск информации об изменениях в сфере куль туры и общественной жизни в годы перестройки, представлять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Давать оценку итогов политики гласности в годы перестройки

гласность

Работа с историческими документами

Фронтальный опрос

§ 49, вопросы и задания, с. 318

(уч-к «История России»)

92

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

Комбинированный

Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки.

Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового политического мышления.

Излагать приводимые в учебнике оценки политики «нового мышления», высказывать и аргументировать свое суждение

Работа с историческими документами

Фронтальный опрос

§ 50, вопросы и задания, с. 318

(уч-к «История России»)

93

Российская экономика
на пути
к рынку

Комбинированный урок

Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и эконо мическом курсе правительства Черномырдина.

Уметь характеризовать состояние экономики России
в 1998 г-

 Основные понятия: приватизация, единая тарифная система оплаты труда, конвертируемость валюты, валютный коридор, макроэкономическая стабилизация, «шоковая терапия», ваучер, дефолт

Таблица «Переход к рынку»

Тест «Перестройка в СССР»

§ 51, вопросы и задания, с. 346

(уч-к «История России»)

94

Политическая жизнь в 1992-1999 гг

Школьная лекция
с элементами беседы

Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993 г., от советской модели организации власти.

Знать изменения
в национальной политике, анализировать причины.

Знать развитие событий первой чеченской войны, факты складывания многопартийного устройства парламента РФ

Основные понятия: правовое государство, парламентская республика, президентская республика, политический кризис, разделение властей

Фронтальный опрос

§ 52, вопросы и задания, с. 353

(уч-к «История России»)

95

Духовная жизнь России

Школьная лекция

власти средств массовой информации.

Знать конкретные примеры развития литературы и искусства 1990-х гг.

Основные понятия: концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистика идеологическое многообразие, традиционные религии,

Фронтальный опрос

§ 53, вопросы и задания, с. 360, мини-сочинение «Роль средств
массовой информации в жизни общества»

(уч-к «История России»)

96

Строительство обновленной Федерации

Комбинированный урок

Иметь представление о межнациональных отношениях накануне и после распада СССР.

Уметь анализировать национальную политику государства в 1990-е гг.

Знать содержание положений Федеративного договора и Конституции 1993 г. о принципах федеративного устройства РФ.

Знать о развитии
и мерах преодоления сепаратистских настроений внутри страны

Основные понятия: Федеративный договор, суверенитет, федерация

Фронтальный опрос

§ 54, вопросы и задания, с. 366

(уч-к «История России»)

97

Геополитическое положение и внешняя политика России

Интегрированный урок

Иметь представление о радикальном изменении геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса.

Знать об основных направлениях внешней политики РФ, об отношениях России со странами СНГ и Запада

Основные понятия: «прозрачные границы», многополярная система

§ 55, вопросы и задания, с. 372

(уч-к «История России»)

98

Россия
на пороге ХХI в.

Комбинированный урок

Знать причины неизбежной корректировки внутренней и внешней политики России на современном этапе, анализировать политику Путина как политику обеспечения гражданского согласия и единства общества.

Знать государственные символы Российской Федерации

Основные понятия: единое законодательное пространство, социально-политическая стабильность, федеральный округ

Работа
с документами

§ 56, вопросы и задания, с. 381, мини-сочинение «Мои предложения Президенту», подготовка к семинару

(уч-к «История России»)

99

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия и мир в конце ХХ –

начале ХХI в.»

Урок проверки знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада.

Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие

Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

100

Культура второй половины ХХ века

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с основными направлениями и достижениями культурной жизни стран в XX веке.

Фронтальный опрос

§ 38, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

101

Глобализация в конце ХХ – ХХI века

Школьная лекция
с элементами беседы

Знакомятся с основными «глобальными проблемами2 современности, органами призванными решать данные проблемы.

Глобальные проблемы современности, оружие массового поражения.

Тест « Культура вп 20 в»

§ 39, вопросы

(уч-к Всеобщая история)

102

Итоговый повторительно-обобщающий урок

Повторительно-обобща-
ющий урок

Знать основные

положения материала курса «История

России и мира ХХ – начало ХХI в.»

Итоговая тестирование

103-105

Резерв учебного времени

повторение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...