Информациионые технологии в обучении
статья по истории (5 класс) по теме

Рыбчинская Елена Виталиевна

Применение ИКТ в обучении истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informacionnye_tehnologii_v_obuchenii.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

             ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ.

             Рыбчинская Елена Виталиевна (Saratovlena@yandex.ru)

                                 МОУ “СОШ №93” г. Саратова

                            Учитель истории и обществознания

                                                  Аннотация:

 Возможности и приоритеты информационных технологий в обучении

  1. Тезисы к докладу:

  Развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с интересом работал на уроке. Решение этой задачи видится в сочетании традиционных методов обучения и современных информационных компьютерных технологий.

    Создано множество сайтов, ориентироваться в которых учатся и сами учителя и обучающиеся. Главная проблема: отыскать для себя качественную информацию. Сейчас нет, например, единого стандарта электронной публикации исторического источника или ценного издания. Среди сайтов по истории можно отобрать для себя соответствующий материал. Наблюдается рост сайтов педагогический поддержки в использовании ИКТ. Грамотное использование электронных ресурсов позволяет подготовить мультимедийную презентацию к уроку.

    Мультимедиа имеют соответствующие возможности и методические преимущества. Мультимедийная презентация – это удобство демонстрации, так как в ней соединяются все средства ТСО: видео, таблицы, звуки, диаграммы и т.п.

    Существуют и проблемы применения ИКТ, которые следует учитывать. Материальное обеспечение учебного заведения, отдельного учителя и обучающегося. Здоровьесберегающий фактор – нагрузка на зрение, переход от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

     Важным достижением ИКТ является возможность проектной деятельности. Учащиеся не просто пассивные слушатели, а самостоятельные творческие участники учебного процесса, которые осуществляют поиск информации в различных источниках, её классификацию и обработку.

  1. Текст доклада:

                                                   Вступление

    ИКТ можно эффективно использовать в учебном процессе. Для этого надо овладевать уровнем информационной культуры. Существуют богатейшие ресурсы электронных учебников, энциклопедий, тренажёров. Для успешного использования этих ресурсов необходимы дидактические приёмы, которые раскрывают деятельность ученика в группе, индивидуально. ИКТ выступает инструментом в организации работы

      Ориентация в сайтах и возможности мультимедиа

     Компьютер даёт учителю очень гибкие и широкие возможности соединения текстовых, визуальных, аудио и видео источников. Мультимедиа расширяет возможности построения структурно-логических схем. Используются возможности программного обеспечения, например PowerPoint. Один из способов применения ИКТ в учебном процессе – проектная деятельность. Существует дистанционная поддержка профильного обучения (http://edu.of.ru/profil). Этот сайт рекомендуется использовать при проектировании и реализации базовых, профильных и элективных курсов по предметам базисного учебного плана. Сетевое обучение методистов на сайте (http://som.fio.ru) размещает материалы по курсам общеобразовательной школы, в том числе по истории, обществознанию. Федерация интернет-образование в России создала сайт (http://fio.ru) , цель которого информатизация среднего образования. Существует сайт (http://www.profil-edu.ru) посвященный профильному обучению в старшей школе и предпрофильной подготовке. Количество веб-сайтов, содержащие тексты исторических документов, их электронные копии, изобразительный материал исчисляются сотнями. В интернете можно найти электронные копии архивных документов, отсканированные страницы исторических источников, коллекции исторических фотографий. Обеспечен доступ к большому количеству исследовательских статей и книг. Ведутся виртуальные круглые столы по ряду актуальных направлений исторической науки. Возникают и вопросы: как установить идентичность электронной версии и оригинала исторического документа? Как цитировать фрагменты электронной копии, если учесть, что соответствующий сайт может изменить адрес или исчезнуть? Играет роль и репутация сайта, цель обращения к нему. Если цель обращения к электронному источнику – ознакомление с текстом, то нет необходимости в точном соответствии между электронным текстом и его книжным источником; для исследователя, который собирается работать с различными летописями, электронное издание не имеет ценности. Сейчас нет единого стандарта электронной публикации исторического источника или ценного издания. Сайтов конкретно по истории недостаточно, и не все они надлежащего качества, хотя наблюдается их рост. Одним из хороших сайтов можно назвать сайт исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (http://www.hist.msu.ru/eri). Под термином электронные ресурсы здесь понимаются исторические источники. В электронной библиотеке есть тексты, выставлены версии различных исторических документов. Такими текстами представлены эпохи от истории Древнего востока до советской истории, например, на сайте выставлено полное издание Соборного Уложения 1649 года. Присутствует научная строгость. Учителю, таким образом, требуется ориентировать в “Море” сайтов.

         Методические преимущества мультимедийной презентации

     Мультимедийная презентация – это удобство демонстрации; возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернутся к предыдущим слайдам. Активизируется мнемонические центры личности, что приводит к повышению заинтересованности. Создаются психологические предпосылки активной речевой деятельности, творчества. Творчество – это постоянный спутник детского развития. Вся дидактика творческого взаимодействия делает акцент на развитие творческой активности личности, неравнодушного отношения к проблемам урока. Подготовка урока с использованием ИКТ требует от учителя творческой сосредоточенности. Изучаемая тема с использованием ИКТ обретает прочный зрительный, слуховой, деятельный ассоциативный комплекс. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

                           

                                Проблемы применения ИКТ

- Нет компьютера в домашнем пользовании;

- Отсутствие контакта с учителем информатики;

- В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей интернета;

- В школьном расписании не предусмотрено время для использования интернета на уроках;

- При недостаточной мотивации к работе учащиеся могут отвлекаться на игры;

- Существует вероятность, что увлекшись применением, ИКТ на уроках учитель перейдёт от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам;

- Повышается нагрузка на зрение.

                       

                             Проектная деятельность учащихся

   Учащиеся – не просто пассивные слушатели. Цель учителя: формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приёмами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Отличительными чертами проектной работы является то, что в процессе её выполнения:

- Осуществляется поиск информации в различных источниках, её классификация, обработка;

- Защита требует выработки навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию;

- Работа в группе требует навыков коллективной работы, межличностного общения;

   Создание творческого мультимедийного проекта учащимися – это инструмент, позволяющий формировать у детей знание и познавательные приёмы; развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. Учителю в этом дидактическом процессе принадлежит ведущая роль.

  1. Приложение: Мультимедийная презентация урока

                                                  Литература

  1. Дрофа Е.В. Применение ИКТ на уроках истории – электронный ресурс;
  2. Лехтина Л.П. - Модели педагогических информационно-комунникационых технологий.- электронный ресурс;
  3. Беляков Е.В. – Понятие информационно-комунникационых технологий (ИКТ) и их роль в образовательном процессе. – электронный ресурс;
  4. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие под ред. Д.Ш. Матроса.-М.: Педагогическое общество России, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения

Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с э...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...