Рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Князева Ольга Владимировна

Программа рассчитана на 68 часов, 2 занятия в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_10_kl.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 История

Класс 10л

Учитель:  Князева Ольга Владимировна

Учебный год: 2012-2013

Количество часов по программе: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Санкт-Петербург

2012

  1. Пояснительная записка к программе курса истории в 10 классе

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента  Государственного стандарта основного общего образования и  Примерной программы основного общего образования  по истории МО РФ 2004 г., программы Волобуева О.В. «История. Россия и мир. 10-11 кл.», - М., Дрофа, 2009.; программы  Журавлевой О.Н  «История  России  с  древнейших  времен  до  середины  XIX в.».

Используемый учебно-методический комплект: учебник «История. Россия и мир» (авторов О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина – М., «Дрофа», 2009 г, методическое пособие к учебнику Волобуева В.А., Игнатова А.В. - М.: «Новый учебник», 2007, тесты по истории России Саяпина В.В., Ростов – на - Дону: «Легион» 2009.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Курс «История. Россия и мир» отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XXI века. В центре курса находится история России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

Методической основой программы курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории учащимися 10 класса на базовом уровне, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам  с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Она рассчитана на 68  учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю; 26  часов – всеобщая история, 40 часов – история России, 2 часа – повторительно-обобщающие уроки.

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:

•        Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся.

Задачи курса:

1.        Обобщить знания на теоретическом уровне;

2.        Сформировать представление о мировом историческом процессе в его единстве и многообразии;

3.        Сформировать у учащихся историческое мышление, понимание причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;

4.        Создать условия для того, чтобы учащиеся осознали место России в истории человечества, взаимосвязь истории страны с мировой историей, вклад России в мировую культуру;

5.        Воспитать у учащихся гуманистическое видение мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам;

6.        Сформировать у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств.

В результате изучения программы  учащиеся 10 класса должны

знать/понимать:

•        основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

•        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

•        изученные виды исторических источников.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

1)        Умения работать с текстовыми и историческими источниками:

•        Осуществляет самостоятельный поиск  информационных источников;

•        Отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов исторических источников;

•        Работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими первоисточниками, общественно-политической литературой, научно-популярной и художественной литературой;

•        Пользуется библиографическими справочниками по истории;

•        Использует мультимедийные, Интернет-ресурсы;

•        Систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме);

2)        Умения работать с внетекстовыми источниками информации:

•        Получает, анализирует и систематизирует информацию из любых картографических источников, графиков, диаграмм;

•        Использует фонды музейных композиций, документальные и художественные кино- видеозаписи по исторической тематике;

•        Дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника;

•        Систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников и включает ее в содержание раскрываемой темы.

3)        Речевые умения:

•        Владеет различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическая беседа;

•        Дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации;

•        Ведет защиту своего реферата;

•        Рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.

4)        Умения письменной фиксации знаний:

•        Составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая учебную лекцию;

•        Пишет аргументированное эссе по истории;

•        Самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и сравнительные таблицы, логические схемы.

5)        Хронологические умения:

•        Отслеживает историческое событие, процесс в динамике;

•        Выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет основания для их периодизации;

•        Соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой периодизации.

6)        Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:

•        Самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия исторических событий;

•        Сравнивает исторические события, явления, процессы на основе самостоятельного выделения линий сравнения;

•        Конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;

•        Применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории, обществознания, географии для анализа исторического объекта.

7)        Оценочные суждения:

•        Различает субъективные и объективизированные исторические оценки;

•        Высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира;

8)        Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:

•        Самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности по истории;

•        Анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;

•        Участвует в проектной деятельности, в историческом научном и художественном творчестве;

•        Создает базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности, в том числе с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

•        Самостоятельно создает реферат;

•        Применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения современных педагогических технологий: индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий:  учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся, а также проблемного обучения, ИКТ, проведение дебатов, дискуссий, игр.

В курсе «Россия и мир» решается ряд принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов реалистической, целостной картины мира во всем его многообразии, без которой трудно ориентироваться в современной жизни.

Всемирная история представлена здесь как процесс взаимосвязанных перемен в социально-экономической, общественно-политической жизни народов не отдельных стран, а крупных регионов, отличающихся общностью исторических судеб, близостью культур, уровня и характера развития.

Специфика различных стран, регионов рассматривается (в рамках данного курса) в качестве цивилизационных особенностей, влияющих на возможности и характер проведения модернизационной политики, готовность и способность общества решать проблемы социальных и межэтнических отношений, воспринимать демократические ценности и идеалы.

Курс «Россия и мир» обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории и истории зарубежных стран. Это позволяет продемонстрировать, что Россия в современном мире выступает неотъемлемым и весьма важным звеном мировой цивилизации; показать, что на протяжении всей истории  наша страна играла самую активную, деятельную роль в развитии человечества.

Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы.

Главным при этом остается лишь основная цель исторического образование школьников – формирование гражданского самосознания молодых россиян, воспитание патриотизма. Структура программы позволяет более успешно, чем прежде, выделить основные взаимосвязи исторического процесса, главное содержание исторического развития нашей Родины. Центральное место в программе занимают проблемы человека: его быт, обычаи, интересы и заботы, способы достижения целей.        

Программа содержит ряд новых научных подходов и выводов. Вместе с тем они не подменяют традиционных взглядов и оценок, а позволяют проводить дискуссии по наиболее актуальным проблемам истории. Это позволяет  строить работу в рамках программы на разных уровнях, с учетом способностей конкретного учащегося.

Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Основными формами организации учебных занятий в старшей школе являются: лекция, комбинированный урок, семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие. Срок реализации программы 1 год. 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История России» и «Всеобщей истории» на базисном уровне, в том числе в 10 и 11 классах по 70 ч из расчета 2 ч в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельных работ учащихся.

2.1. Содержание курса

Для базового уровня изучения истории в старшей школе  программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Классы

Объем учебного времени

Разделы программы

повторительно-обобщающие уроки

кол-во контрольных работ

Всеобщая история

История России

X класс

68 ч

Всеобщая история (с древнейших времен до XIX в.) –26 ч.

История России  (с древнейших времен до XIX в.) – 40 ч.

2

9

Содержание программы:

Введение -1 ч.

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.

Раздел  1 Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья -6ч

Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия — крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия — родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.

Раздел 2 Древняя Русь -9 ч

Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян.Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.

Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.

Раздел 3 Западная Европа в XI—XV веках – 4ч

Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. 

Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

Раздел 4 Российское государство в XIV—XVII веках – 9 ч

Москва во главе объединения русских земель.

Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского.           Куликовская   битва   и   ее   значение.   Василий I.

Василий П. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва— третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура. Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.

Раздел 5 Запад в Новое время – 7 ч

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV—XVI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».

Раздел  6 Российская империя в XVIII веке -8ч

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины П. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение западных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Раздел  7 Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации -8 ч

Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Поход Наполеона в Россию и гибель «Великой армии». Заграничные походы русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848—1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства. Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.

Раздел 8 Россия на пути модернизации -9 ч

Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость    внутренней    политики.    Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 18601870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней политике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

Раздел  9 Культура XIX века – 5 ч

Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.

Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Заключительные уроки – 2 ч

Историческая игра «Умники и умницы», написание контрольного тестирование в форме проблемно-тестовых заданий.

3.1. Тематическое (поурочное) планирование

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Основной

вид учебной деятельности

Тип

урока

Вид контроля

Элементы содержание урока

Домашнее задание

Россия и мировая история - две точки отсчета

1

проблемная лекция

урок изучения нового материала

опрос

Периодизация истории. Значение изучения истории для современности и будущего.

написать эссе

Древний Восток и античный мир

1

работа в группах

комбинированный

урок

опрос

Понятие античности. Черты цивилизаций Древнего Востока.

п.1, вопросы на стр. 12 - 13

Рождение европейской средневековой цивилизации

1

лекция

комбинированный

урок

опрос, работа с картой

Особенности европейской средневековой цивилизации.

п.2, написать рецензию на х.ф. "Рим"

Страны Западной Европы в раннее Средневековье

1

работа в парах

комбинированный

урок

опрос

Социально-экономическое развитие стран Западной Европы в раннее Средневековье.

п.3, выписать тезисы

Византийская империя и восточнохристианский мир

1

лекция

комбинированный

урок

опрос

Характеристика византийской империи. Форпост христианства на Востоке.

п.4, составить список реформ для Византийской империи

Исламский мир

1

эвристическая беседа

комбинированный

урок

понятийный диктант

Зарождение ислама. Особенности развития  исламской цивилизации.

п.5, повторить главу 1, подготовиться к тесту

Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья

1

индивидуальная работа

повторительно-обобщающий урок

контрольный

тест

Повторение по теме.

ответить на вопросы на стр. 43

Народы Восточной Европы

1

лекция

урок изучения нового материала

опрос

Особенности жизни народов, населяющих Восточную Европу. Община.

п.6, работа с источниками

Восточные славяне в древности

1

семинар

комбинированный урок

доклад

Характеристика племен восточных славян. Экономика, политическое устройство, культура.

п.7, анализ Повести временных лет

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси

1

проблемная беседа

комбинированный урок

опрос

Причины образования государства. Норманская и антинорманская теории. Правление первых русских князей. Крещение Руси – причины, последствия.

п.8, заполнить таблицу на стр. 62

Государство и общество

1

работа в группах

комбинированный урок

проверка таблицы

Особенности формирования государства восточных славян. Социальная структура общества.

п.9, составить схему управления Древней Русью

Церковь и культура

1

проблемная лекция

комбинированный урок

проверка схем

Развитие культуры Древнерусского государства. Значение церкви в жизни общества.

п.10, подготовить доклады

Раздробленность Руси

1

семинар

комбинированный урок

доклад

Причины раздробленности, последствия.

п. 11, заполнить таблицу

Русь между Востоком и Западом

1

дискуссия

комбинированный урок

проверка таблиц

Завоевания Чингисхана. Русь в борьбе с кочевниками.

п. 12 - 13, написать рецензию на х.ф. "Чингисхан"

Монголо-татарское иго на Руси

1

лекция

урок изучения нового материала

проверка рецензий

Понятие монголо-татарское иго. Этапы нашествия монголо-татар, последствия ига.

п.12 -13, подготовиться к дискуссии "Последствия ига"

Древняя Русь

1

дискуссия

повторительно-обобщающий урок

опрос

Повторение по теме «Древняя Русь с 6 – 13 вв».

повторить главу 2, подготовиться к тесту

Экономическое и политическое развитие

1

лекция

комбинированный урок

тест

Развитие европейской цивилизации. От ремесленной мастерской к мануфактуре.

п.14, ответить на вопросы на стр. 104

Взаимодействие средневековых цивилизаций

1

работа в проектных группах

комбинированный урок

защита проектов

Крестовые походы. Международная торговля. Синтез культур.

п.15, сделать коллаж

Культура средневекового Запада

1

лекция

комбинированный

урок

проверка коллажа

Литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка в средневековой Европе.

п.16, заполнить таблицу

Западная Европа в 11-15 вв.

1

проблемная беседа

повторительно-обобщающий урок

проверка таблиц

Повторение.

повторить главу 3, подготовиться к тесту

Москва во главе объединения русских земель

1

лекция

комбинированный

урок

тест

Причины объединения. Москва – центр объединения. Этапы объединения.

п.17-18, написать эссе по теме: "Почему Москве царством быти?"

Россия: третье православное царство

1

работа в парах

урок изучения нового материала

проверка эссе

Концепция «Москва-Третий Рим».

п.19, выполнить задания на стр. 139

Кризис государства и общества. Смутное время

1

лекция

комбинированный

урок

опрос

Причины Смуты. Этапы Смуты. Историография Смуты.

п.20, рецензия на х.ф. "Смута"

Последствия Смуты

1

работа в парах

комбинированный

урок

проверка рецензий

Итоги Смутного времени. Деулинское перемирие. Столбовский мир.

стр. 148 -149, подготовить доклад

Становление самодержавия Романовых

1

семинар

комбинированный

урок

доклад

Земский собор. Избрание Романовых на престол. Правление Михаила Федоровича.

п.21, ответить на вопросы на стр. 155 - 156

Начало формирования многонационального государства

1

лекция

урок изучения нового материала

опрос

Собирание земель после Смуты. Национальная политика России.

п. 22, подготовить аналитическую записку

Русская культура

1

работа в группах

комбинированный

урок

опрос

Особенности развития культуры: от феодальной раздробленности до самодержавия.

п.23, заполнить таблицу

Российское государство в 14 -17 вв.

1

проблемная беседа

повторительно-обобщающий

урок

проверка таблиц

Политическое устройство. Экономика. Социальная структура.

повторить главу 4, подготовиться к тесту

Тенденции развития России в 14-17 вв.

1

лекция

комбинированный

урок

тест

Тенденции развития российского государства.

ответить на вопросы на стр. 172

Европа в начале Нового времени

1

лекция

урок изучения нового материала

опрос

Новое время. Особенности развития европейских стран.

п.24, заполнить таблицу "Великие географические открытия"

Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке

1

проблемная беседа

комбинированный

урок

проверка таблиц

Развитие государств Зап. Европы  в 17 веке. Абсолютизм.

п.25, заполнить таблицу "Особенности абсолютизма"

Эпоха Просвещения

1

лекция

комбинированный

урок

проверка таблиц

Характеристика эпохи Просвещения. Просветители.

п.26, написать тезисы

Революции 18 столетия

1

лекция

комбинированный

урок

проверка тезисов

Причины революций 18 века, их последствия.

п. 27 -28, заполнить таблицу  "Революции 18 века"

Тенденции развития европейской культуры 16 -18 вв.

1

лекция

комбинированный

урок

проверка таблиц

Особенности европейской культуры 16-18 вв.

п.29, подготовить доклад

Запад в Новое время

1

работа в группах

комбинированный

урок

доклад

Повторение.

повторить главу 5, подготовиться к тесту

Развитие западноевропейской цивилизации в новое время

1

индивидуальная работа

повторительно-обобщающий урок

тест

Тестирование.

ответить на вопросы на стр. 215 -216

Российская империя в 18 веке

1

работа в группах

урок изучения нового материала

опрос

Характеристика российской империи в 18 веке.

стр. 217 - 218, написать эссе

Власть и общество

1

лекция

комбинированный

урок

проверка эссе

Правление Петра 1, Екатерины 1. Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина 2.

п.30, сравнить реформы Петра 1 и Екатерины 2

Социально-экономическое развитие страны

1

диспут

комбинированный

урок

опрос

Социально-экономическое развитие страны в 18 веке. Проблемы, пути решения.

п.31, выполнить задание на стр. 232, №1

"Золотой век" российского дворянства

1

работа в группах

урок изучения нового материала

опрос

Жалованная грамота дворянству. Привилегии высшего сословия.

стр. 231, привести примеры

Расширение территории государства

1

лекция

комбинированный

урок

опрос

Присоединение новых территорий к российской империи в 18 веке.

п.32, анализ статистики на стр. 236

Образование

1

практикум

комбинированный

урок

опрос

Развитие образования в России. Роль Петра 1.

п.33, написать сочинение "Если бы я жил в России в 18 веке"

Наука и культура

1

проблемная беседа

повторительно-обобщающий урок

проверка сочинений

Развитие науки и культуры России в 18 веке. Повторение.

п. 33, повторить главу 6, подготовиться к тесту

Россия в 18 веке

1

индивидуальная работа

повторительно-обобщающий урок

тест

Тестирование.

подготовить доклад

Становление индустриальной цивилизации на Западе

1

семинар

урок изучения нового материала

доклад

Индустриальная цивилизация. Промышленный переворот и его последствия.

написать рецензию на ист. фильм "1812"

Эпоха наполеоновских войн

1

лекция

комбинированный урок

проверка рецензий

Причины наполеоновских войн. Основные битвы. Итоги.

п.34, ответить на вопросы на стр. 260

Промышленный переворот и страны индустриального Запада

1

работа в парах

комбинированный урок

опрос

Особенности прохождения промышленного переворота в странах Запада.

п.35, составить тезисы

Революции и реформы

1

работа в группах

комбинированный урок

проверка тезисов

Революции 19 века.

Либеральные реформы.

п.36-37, выполнить задания на стр. 279

Идейные течения и политические партии

1

лекция

комбинированный урок

опрос

Либерализм, консерватизм, социализм. Создание новых партий.

п.38, заполнить таблицу на стр. 286, вопрос №2

Колониальные империи

1

проблемная беседа

комбинированный урок

проверка таблицы

Образование колониальных империй. Борьба за колонии.

п.39, подготовиться к дискуссии

Особенности развития стран Запада во второй половине 19 века

1

дискуссия

повторительно-обобщающий урок

опрос

Черты развития стран Западной Европы во вт. Пол. 19 века. Повторение.

п.40, повторить главу 7, подготовиться к тесту

Запад в 19 веке

1

индивидуальная работа

повторительно-обобщающий урок

тест

Тестирование.

ответить на вопросы на стр. 301

Россия на рубеже 18-19 вв

1

лекция

урок изучения нового материала

опрос

Социально-экономическое развитие России. Правление Павла 1.

составить исторический портрет Павла 1

Правление Александра 1

1

работа в группах

комбинированный урок

опрос

Внутренняя и внешняя политика Александра 1.

п.41, ответить на вопрос № 1, на стр. 310

Царствование Николая 1

1

работа в группах

комбинированный урок

опрос

Внутренняя и внешняя политика Николая 1.

п.41, написать эссе по высказыванию на стр. 310, вопрос №2

Общественная жизнь в первой половине 19 века

1

лекция

комбинированный урок

проверка эссе

Общественно-политические движения пер. пол.19 века. Южное и Северное общества. Восстание декабристов.

п.42, заполнить таблицу


"Декабристы"

Реформы 1860 - 1870-х гг.

1

проблемная лекция

комбинированный урок

проверка таблиц

Правление Александра 2. Либеральные реформы.

п.43-44, выполнить задания на стр. 331

Общественное движение в России во второй половине 19 века

1

работа в группах

комбинированный урок

опрос

Общественно-политические течения вт. пол.19 века. Народники.

ответить на вопросы на стр. 338

Россия – многонациональная империя

1

работа в группах

повторительно-обобщающий урок

опрос, рефлексия

Национальная политика в российской империи. Повторение.

п. 46 - 47, повторить главу 8, подготовиться к тесту

Россия на пути модернизации

1

индивидуальная работа

повторительно-обобщающий урок

тест

Тестирование.

ответить на вопросы на стр. 354

Культура 19 веке

1

лекция

урок изучения нового материала

опрос

Развитие отечественной культуры в пер. пол. 19 века. Золотой век русской литературы.

написать эссе

Научно – технический прогресс и общество

1

проблемная беседа

комбинированный урок

проверка

эссе

НТП. Предпосылки, этапы, значение.

п.48, подготовиться к круглому столу

Круглый стол по теме "Проблемы внедрения научно-технических достижений в России "

1

дискуссия

круглый стол

опрос

Круглый стол.

написать выводы

Мировая литература и художественная культура

1

лекция

комбинированный урок

опрос

Тенденции развития мировой художественной культуры 19 в.

п.49

Культура России в 19 веке

1

лекция

комбинированный урок

опрос, задания по карте

Развитие культуры России во вт. пол. 19 веке. Повторение.

п.50, повторить главу 9, подготовиться к тесту

Особенности развития мировой культуры в 19 веке

1

работа в группах

повторительно-обобщающий урок

опрос

Повторение.

повторить понятия курса, основные даты, события

Историческая игра "Умники и умницы"

1

игра

повторительно-обобщающий урок

опрос

Игра.

подготовиться к итоговому тесту

Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века

1

индивидуальная работа

повторительно-обобщающий урок

тест

Тестирование.

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.

5.1. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся

Критерии для оценивания учащихся на уроках истории:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного мате-риала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

6.1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально- техническое обеспечение ученого предмета.

  1.  DVD- диски.
  2. Компьютер.
  3. Проектор

Учебно-методическое обеспечение предмета.

1.        Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы - М: Просвещение, 2006.

2.        Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание «Академический учебник» 5-11кл. - М: Просвещение, 2008.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kremlin.ru - Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации  
  2. http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html- Библиотека думающего о России
  3. http://old.russ.ru/ist_sovr/express- «Век в зеркале прессы»: ретроспектива газет от «Биржевых новостей» и «Правды» до «Независимой газеты» и «Завтра» по каждому десятилетию ХХ века
  4. http://oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
  5. http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина»
  6. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории
  7. http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории»
  8. http://www.rusarchives.ru-  сайт «Архивы России»
  9. http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».
  10. http://praviteli.narod.ru- сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС.
  11. http://www.warheroes.ru- биографии Героев Советского Союза и России
  12. http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html-  Сайт Библиотеки Конгресса «Всесторонний анализ бывшего Советского Союза»
  13. http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения
  14. http://www.levada.ru - Левада – Центр
  15. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
  16. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – Интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
  17. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
  18. http://it-n.ru- российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
  19. http://lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  20. http://www.school.edu.ru- Российский Общеобразовательный Портал
  21. http://www.school-collection.edu.ru –  единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7.1. Список литературы

Литература для учителя

  1. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания/ Методическое пособие. О.Н. Журавлёва - М., «Вентана-Граф», 2010.
  2. Загладин Н.В. Всемирная история России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс
  3. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. 10 класс
  4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс
  5. Сахаров А.Н. История России XVII - XIX века. 10 класс.
  6. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс. Профильный уровень. – М: Дрофа, 2007.
  7. Павленко Н.И. История России 18-19 века.10 класс. Профильный уровень. – М: Дрофа, 2007.

Литература для учащихся

  1. Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2003.
  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. ,2002.
  3. Загладин Н.В. История России и мира  в ХХ веке. M.2002.
  4. Словарь терминов и понятий по отечественной истории ХХ века \ Научный ред. В.Кривошеев. – М., 2003.
  5. Хрестоматия по истории России: ХХ век /Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, любое издание.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ школы № 600

Ореханова Н.М.

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...