Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе
Тема: « СССР в 1953-1964 г.г.»
Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
- Проверка глубины усвоения знаний обучающимися по данной теме, отработка умений и навыков анализа и интерпретации исторических фактов, использования и анализа исторического источника по теме ,умения давать характеристику историческим деятелям ,доказательства различных точек зрения.
- Отработка и закрепление навыков работы с заданиями части А,В и С ЕГЭ по истории в соответствии с Кодификатором для проведения ЕГЭ по истории
- Привитие интереса к изучению истории своей страны, формирование гражданской позиции, воспитание толерантности.
Содержательные элементы проверки:
- борьба за власть после смерти Сталина
- 20 съезд КПСС и осуждение «культа личности»
- начало реабилитации жертв политических репрессий
- экономические реформы в период « оттепели»
- « оттепель» в духовной жизни
- внешняя политика СССР
Виды заданий на :
-хронологию событий;
-систематизацию фактов;
-анализ исторической ситуации;
-анализ исторических версий и оценок;
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, памятки для работы с документами, раздаточный материал с заданиями части С
Этапы урока
- Оргмомент. Актуализация знаний.
- Работа с заданиями части А
- Релаксационная пауза
- Работа с заданиями части В
- Работа с заданиями части С
- Заключительный этап. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Накануне проведения итогового урока обучающиеся распределились на 4 группы, каждая из которых получила задание, подготовить небольшие презентации по темам, охватывающим изучаемый период: « Политическая жизнь в СССР после смерти Сталина», « Экономические реформы», « Развитие науки и искусства», « Внешняя политика СССР» В начале урока организуется их просмотр с целью повторения.
Проблемный вопрос: Г. Попов сказал о деятельности Хрущева, что это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии два тома: в белой и в черной обложках…Что вы обернете в черную или белую обложки?
2. Работа с заданиями части А
Обучающимся предлагается работа с презентацией, выведенной на экран:
1.Какое из событий произошло позже остальных:
1) отставка Хрущева
2) смерть Сталина
3)Потсдамская конференция
4) разгром антипартийной группы Молотова-Кагановича
2. В ходе реформ А. Н.Косыгина :
1) создавалась госприемка продукции промышленных предприятий
2) в деревне получило развитие фермерское хозяйство
3) часть предприятий передавалась в аренду частным лицам
4) в работу предприятий вводились начала хозрасчета
3. Какие события в СССР объединяют даты 1957 и 1961:
1) выступления населения против реформ Хрущева
2) испытания ядерного и водородного оружия
3) начало и завершение освоения целинных земель
4) достижения в освоении космоса
4. Одним из претендентов в борьбе за высшую власть после смерти Сталина был:
1)А. Н.Громыко
2)Д.Ф. Устинов
3)Г. М. Маленков
4) А. Н. Косыгин
5.Что стало одним из последствий наступления « оттепели» в советской культуре в 1950-1960 гг.:
1) публикация произведений о жертвах репрессий
2) отказ большинства деятелей культуры от метода социалистического реализма
3) отмена всех цензурных запретов
4) создание союза советских писателей6.Начавшееся в период « оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно
6.Начавшееся в период « оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно осужденных людей называется:
1) легитимизация
2) гласность
3) репатриация
4) реабилитация
7.Организация Варшавского Договора была создана для решения задач:
1) совместного сооружения газопровода « Дружба»
2) привлечения в блок социалистических стран государств « третьего мира»
3) обеспечения совместной безопасности СССР и социалистических стран Европы
4) расширения экономического сотрудничества социалистических стран
8.Какое внешнеполитическое событие произошло в 1956 г.:
1) разрыв отношений с Югославией
2) подавление советскими войсками восстания в Венгрии
3) урегулирование Карибского кризиса
4) подписание руководством СССР Хельсинских соглашений
9.Решения 20 съезда способствовали:
1)усилению единства и идеологической сплоченности общества
2) раскрепощению сознания советских людей
3) прекращению попыток руководителей создавать культ личности
4) укреплению отношений со всеми социалистическими странами
10.Прочтите слова советского государственного деятеля и определите, кому они принадлежат:
« Я уже стар и устал. Пусть теперь справляются сами. Главное я сделал. Отношения между нами, стиль руководства поменялись в корне. Разве кому-нибудь могло пригрезиться, что мы сможем сказать Сталину, что он нас не устраивает, и предложить ему уйти в отставку, от нас бы мокрого места не осталось, теперь все иначе. Исчез страх и разговор идет на равных. В этом моя заслуга. А бороться я не буду…»
- Н.С. Хрущев
- Л.И. Брежнев
- Ю.В. Андропов
- М.С. Горбачев
3.Релаксационная пауза
4.Работа с заданиями части В ( работа с презентацией)
Задания части В – это задания повышенной сложности. Они предполагают следующие действия:
- установление хронологической последовательности событий
- группировку фактов
- соотнесение двух рядов информации (событий и дат, дат и имен, явлений и характеризующих их признаков)
-анализ источника ( определение явления, события, личности, о которых идет речь)
1.Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и напишите название международного кризиса времен « холодной войны», о начале которого в нем говорится:
« Напомню, что с первых шагов кубинской революции СССР оказывал Кубе помощь, в том числе и военную. К весне 1962 года кубинское и советское руководство пришли к выводу о необходимости принятия мер, которые бы помешали американцам осуществить агрессию против Кубы. Тогда и было принято решение использовать как средство сдерживания размещение советских ракет на Кубе…»
2. Установите соответствие между фамилиями писателей периода «оттепели» и названиями их произведений:
1) А. Солженицын
2)Б. Пастернак
3)И. Эренбург
4)В. Дудинцев
А) « Доктор Живаго»
Б) «Оттепель»
В) « Не хлебом единым»
Г) «Один день Ивана Денисовича»
Д) « Молодая гвардия»
3. Расположите фамилии руководителей СССР в хронологической последовательности:
А) Ю.В. Андропов
Б) М.С.Горбачев
В) Н.С.Хрущев
Г) Л.И. Брежнев
4.Прочтите отрывок из информационного сообщения и напишите название города, о событиях в котором в нем говорится:
« Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении розничных цен на мясомолочные продукты, оно совпало с мероприятиями администрации местного завода по снижению расценок на оплату труда рабочих. Все это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня 1962 года рабочих завода, которая вылилась в многотысячный митинг…»
5. Установите соответствие между государственными кампаниями в жизни СССР и временем их проведения:
- А) антиалкогольная кампания и борьба за « ускорение»
- Б) кукурузная кампания
- В) освоение целины
- Г) борьба с космополитизмом
1) конец 1940-х гг.
2)середина 1950-х гг.
3) конец 1950-х - начало 1960-х гг.
4) 1970-е гг.
5) середина 1980-х гг.
6. Появление каких трех понятий относится к периоду 1953-1964 гг.:
- целинник
- ускорение
- волюнтаризм
- колхозник
- космонавт
- госприемка
7.Установите соответствие между событиями и годами:
А) Начало освоения целины
Б) Карибский кризис
В) Полет Гагарина в космос
Г) Отставка Хрущева
1) 1961 г.
2) 1964 г.
3) 1957 г.
4) 1962 г.
5) 1954 г.
8. Прочтите отрывок из воспоминаний В.М.Молотова и впишите в текст пропущенное слово:
«Я сопротивлялся такому большому освоению________. Я и теперь считаю это неправильным. Я предлагал осуществить ее в половинном размере. Не хватит людей, не хватит машин, мы это сделаем за счет других областей . Я был против совнархозов и написал письмо в Политбюро, что дело это не подготовлено.»
Физминутка
5.Работа с заданиями части С ( раздаточный материал каждому обучающемуся)
А) Дайте определение понятиям и терминам:
Реабилитация, волюнтаризм, «оттепель», десталинизация , «кукурузная эпопея», космическая эра, биполярный мир
( используется прием «Мышление под прямым углом»)
Б) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:
После смерти Сталина в 1953 году перед страной встала проблема перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.
Какие направления развития были осуществлены? (назовите не менее 3-х направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений? ( укажите не менее 2-х причин)
( используется прием « Мозговой штурм»)
В) Рассмотрение исторических версий и оценок:
Приведены две точки зрения на выступление Хрущева на 20 съезде КПСС:
- Доклад Хрущева с разоблачением культа личности Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
- Доклад Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.
Какая точка зрения ближе вам? Приведите не менее 3-х аргументов в подтверждение своей позиции . ( используется прием « Мини-дебаты» )На доске фиксируются результаты.
6.Заключительный этап:
Подведение итогов урока ( ответы на поставленный в начале урока вопрос)
Рефлексия :( заполнение каждым карточки « Пять слов об уроке»)
Домашнее задание : написать эссе на тему « Почему «оттепель» не превратилась в «весну»?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе
Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории" в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...
методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.
Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...
Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."
Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...
Методическая разработка итогового урока повторения в 6 классе
Вот, наконец тема пройдена и даже закреплена. Задачи писались, примеры решались, а что дальше? Как сделать обобщение той или иной темы интересным и нетривиальным для восприятия ребенка? Здесь лю...
Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из источника, анализировать исто...
Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».
Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...
Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....