Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз  первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе

Тема: « СССР в 1953-1964 г.г.»

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз  первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи урока:

  1. Проверка глубины усвоения знаний обучающимися по данной теме, отработка умений и навыков анализа и интерпретации исторических фактов, использования и анализа исторического источника по теме ,умения давать характеристику историческим деятелям ,доказательства различных точек зрения.
  2. Отработка и закрепление навыков работы с заданиями части А,В и С ЕГЭ по истории в соответствии с Кодификатором для проведения ЕГЭ по истории
  3. Привитие интереса к изучению истории своей страны, формирование гражданской позиции, воспитание толерантности.

Содержательные элементы проверки:

- борьба за власть после смерти Сталина

- 20 съезд КПСС и осуждение «культа личности»

- начало реабилитации жертв политических репрессий

- экономические реформы в период « оттепели»

- « оттепель» в духовной жизни

- внешняя политика СССР

Виды заданий на :

-хронологию событий;

-систематизацию фактов;

-анализ исторической ситуации;

-анализ исторических версий и оценок;

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, памятки для работы с документами, раздаточный материал с заданиями части С

Этапы урока

  1. Оргмомент. Актуализация знаний.
  2. Работа с заданиями части А
  3. Релаксационная пауза
  4. Работа с заданиями части В
  5. Работа с заданиями части С
  6. Заключительный этап. Рефлексия. Домашнее задание.

                                              Ход   урока:

1.Организационный момент:

Накануне проведения итогового урока обучающиеся распределились на 4 группы, каждая из которых получила задание, подготовить небольшие презентации по темам, охватывающим изучаемый период: « Политическая жизнь в СССР после смерти Сталина», « Экономические реформы», « Развитие науки и искусства», « Внешняя политика СССР» В начале урока организуется их просмотр с целью повторения.

Проблемный вопрос: Г. Попов сказал о деятельности Хрущева, что это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии два тома: в белой и в черной обложках…Что вы обернете в черную или белую обложки?

 2. Работа с заданиями части А

Обучающимся предлагается работа с презентацией, выведенной на экран:

1.Какое из событий произошло позже остальных:

1) отставка Хрущева

2) смерть Сталина

3)Потсдамская конференция

4) разгром антипартийной группы Молотова-Кагановича

2. В ходе реформ А. Н.Косыгина :

1) создавалась госприемка продукции промышленных предприятий

2) в деревне получило развитие фермерское хозяйство

3) часть предприятий передавалась в аренду частным лицам

4) в работу предприятий вводились начала хозрасчета

3. Какие события в СССР объединяют даты 1957 и 1961:

1) выступления населения против реформ Хрущева

2) испытания ядерного и водородного оружия

3) начало и завершение освоения целинных земель

4) достижения в освоении космоса

4. Одним из претендентов в борьбе за высшую власть после смерти Сталина был:

1)А. Н.Громыко

2)Д.Ф. Устинов

3)Г. М. Маленков

4) А. Н. Косыгин

5.Что стало одним из последствий наступления « оттепели» в советской культуре в 1950-1960 гг.:

1) публикация произведений о жертвах репрессий

2) отказ большинства деятелей культуры от метода социалистического реализма

3) отмена всех цензурных запретов

4) создание союза советских писателей6.Начавшееся в период « оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно

6.Начавшееся в период « оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно осужденных людей называется:

1) легитимизация

2) гласность

3) репатриация

4) реабилитация

7.Организация Варшавского Договора была создана для решения задач:

  1) совместного сооружения газопровода « Дружба»

  2) привлечения в блок социалистических стран государств « третьего мира»

  3) обеспечения совместной безопасности СССР и социалистических стран Европы

  4) расширения экономического сотрудничества социалистических стран

8.Какое внешнеполитическое событие произошло в 1956 г.:

  1) разрыв отношений с Югославией

2) подавление советскими войсками восстания в Венгрии

3) урегулирование Карибского кризиса

4) подписание руководством СССР Хельсинских соглашений

9.Решения 20 съезда способствовали:

1)усилению единства и идеологической сплоченности общества

2) раскрепощению сознания советских людей

3) прекращению попыток руководителей создавать культ личности

4) укреплению отношений со всеми социалистическими странами

10.Прочтите слова советского государственного деятеля и определите, кому они принадлежат:

  « Я уже стар и устал. Пусть теперь справляются сами. Главное я сделал. Отношения между нами, стиль руководства поменялись в корне. Разве кому-нибудь могло пригрезиться, что мы сможем сказать Сталину, что он нас не устраивает, и предложить ему уйти в отставку, от нас бы мокрого места не осталось, теперь все иначе. Исчез страх и разговор идет на равных. В этом моя заслуга. А бороться я не буду…»

  1. Н.С. Хрущев
  2. Л.И. Брежнев
  3. Ю.В. Андропов
  4. М.С. Горбачев

3.Релаксационная пауза

4.Работа с заданиями части В ( работа с презентацией)

Задания части В – это задания повышенной  сложности. Они предполагают следующие действия:

             - установление хронологической последовательности событий

- группировку фактов

- соотнесение двух рядов информации (событий и дат, дат и имен, явлений и характеризующих их признаков)

-анализ источника ( определение явления, события, личности, о которых идет речь)

1.Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и напишите название международного кризиса времен « холодной войны», о начале которого в нем говорится:

« Напомню, что с первых шагов кубинской революции СССР оказывал Кубе помощь, в том числе и военную. К весне 1962 года кубинское и советское руководство пришли к выводу о необходимости принятия мер, которые бы помешали американцам осуществить агрессию против Кубы. Тогда и было принято решение использовать как средство сдерживания размещение советских ракет на Кубе…»

2. Установите соответствие между фамилиями писателей периода «оттепели» и названиями их произведений:

1) А. Солженицын

2)Б. Пастернак

3)И. Эренбург

4)В. Дудинцев

А) « Доктор Живаго»

Б) «Оттепель»

В) « Не хлебом единым»

Г) «Один день Ивана Денисовича»

Д) « Молодая гвардия»

3. Расположите фамилии руководителей СССР в хронологической последовательности:

А) Ю.В. Андропов

Б) М.С.Горбачев

В) Н.С.Хрущев

Г) Л.И. Брежнев                                                                

4.Прочтите отрывок из информационного сообщения и напишите название города, о событиях в котором в нем говорится:

« Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении розничных цен на мясомолочные продукты, оно совпало с мероприятиями администрации местного завода по снижению расценок на оплату труда рабочих. Все это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня 1962 года рабочих завода, которая вылилась в многотысячный митинг…»

5. Установите соответствие между государственными кампаниями в жизни СССР и временем их проведения:

  1. А) антиалкогольная кампания и борьба за « ускорение»
  2. Б) кукурузная кампания
  3. В) освоение целины
  4. Г) борьба с космополитизмом

1) конец 1940-х гг.

2)середина 1950-х гг.

3) конец 1950-х - начало 1960-х гг.

4) 1970-е гг.

5) середина 1980-х гг.

6. Появление каких трех понятий относится к периоду 1953-1964 гг.:

  1. целинник
  2. ускорение
  3. волюнтаризм
  4. колхозник
  5. космонавт
  6. госприемка

7.Установите соответствие между событиями и годами:

А) Начало освоения целины

Б) Карибский кризис

В) Полет Гагарина в космос

Г) Отставка Хрущева

1) 1961 г.

2) 1964 г.

3) 1957 г.

4) 1962 г.

5) 1954 г.

8. Прочтите отрывок из воспоминаний  В.М.Молотова и впишите в текст пропущенное слово:

«Я сопротивлялся такому большому освоению________. Я и теперь считаю это неправильным. Я предлагал осуществить ее в половинном размере. Не хватит людей, не хватит машин, мы  это сделаем  за счет других областей . Я  был против совнархозов и написал письмо в Политбюро, что дело это не подготовлено.»

Физминутка

5.Работа  с заданиями части С ( раздаточный материал  каждому обучающемуся)

А) Дайте определение понятиям и терминам:

Реабилитация, волюнтаризм, «оттепель», десталинизация , «кукурузная эпопея», космическая эра, биполярный мир

           ( используется прием «Мышление под прямым углом»)

Б) Рассмотрите  историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

После смерти Сталина  в 1953 году перед  страной  встала проблема перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.

Какие направления развития были осуществлены? (назовите не менее 3-х направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений? ( укажите не менее 2-х причин)

( используется прием « Мозговой штурм»)

В) Рассмотрение исторических версий и оценок:

Приведены  две точки зрения на выступление Хрущева на 20 съезде КПСС:

  1. Доклад Хрущева с разоблачением культа личности Сталина  был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
  2. Доклад Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим  преобразованиям в СССР.

Какая точка зрения  ближе вам? Приведите  не менее 3-х аргументов в подтверждение своей позиции . ( используется прием  « Мини-дебаты» )На доске фиксируются результаты.

6.Заключительный этап:

Подведение итогов урока ( ответы на поставленный в начале урока вопрос)                

Рефлексия :( заполнение каждым карточки « Пять слов об уроке»)

Домашнее задание : написать эссе на тему « Почему «оттепель» не превратилась в «весну»?»

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе

Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории"  в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."

Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...

Методическая разработка итогового урока повторения в 6 классе

Вот, наконец тема пройдена и даже закреплена. Задачи писались, примеры решались, а что дальше? Как сделать обобщение той или иной темы интересным и нетривиальным для восприятия ребенка?  Здесь лю...

Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание  дат, фактов, понятий, причин и следствий событий,  умение извлекать информацию из источника, анализировать исто...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....