конспекты уроков по монголо-татарскому нашествию 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Лозяная Людмила Владимировна

в конспектах есть документы с вопросами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_6_klass.rar114.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ Руси

УРОК № 1

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ.

ПЛАН УРОКА:

  1. письменность и образование.
  2. прочтение источника.
  3. летописание.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: миниатюра, заставка, буквица, инициал, кириллица, титло, пергамен,  граффити, писало.

ГРАФФИТИ (от итал. graffiti),

 Различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Могут быть магическими заклинаниями, тайными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, обозначая собственность или являясь своеобразной перепиской, обменом информации.

ИНИЦИАЛ (от лат. initialis — начальный),

 укрупненная заглавная буква раздела в тексте книги; в рукописных книгах инициалы (буквицы) украшались сложным орнаментом.

КИРИЛЛИЦА, одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла  Создана на основе греческого уставного письма в кон. 9 — нач. 10 вв. с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян.

ТИТЛО (от греч. titlos — надпись), надстрочный знак, указывающий на сокращенное написание слова или цифровое значение буквы в средневековых латинской, греческой и славянской письменностях.

ПЕРГАМЕНТ

Название  г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент. Недубленая  кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Используется для изготовления музыкальных инструментов (напр., барабанов), некоторых деталей машин (напр., гонков ткацких станков). В прошлом пергамент служил основным материалом для письма.

МИНИАТЮРА (франц. miniature, от лат. minium — киноварь, сурик),

 Художественное  произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др. красками иллюстрации, инициалы, заставки и т. п. в рукописных книгах.

ХОД УРОКА

  1. урок рекомендуется начать с вопросов:
  1. что вам известно о возникновении письменности на Руси?
  2. с именами, каких исторических деятелей это связано?
  3. Подумайте, как возникновение государства повлияло на создание азбуки у восточных славян?
  4. Почему письменность была необходима жителям киевской Руси?
  5. Знаете ли вы, каким образом записывали необходимые сведения славяне до возникновения славянской азбуки?
  6. Как отразилось принятие русью христианства на распространение в государстве письменности? Назовите причины.
  1. Далее  уместно обсудить с классом вопрос об отношении князей к распространению грамотности и просвещения на Руси. Учащиеся могут опираться на ранее полученные сведения. Вопрос о грамотности лучше всего расскажет сам учитель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

  1.  Почему ученые долго считали, что грамотными на Руси люди, были только священники и боярство?
  2. Прослушайте фрагменты текстов берестяных грамот, найденных в Новгороде в 1951г., и скажите, какой важный вывод о распространении грамотности на Руси сделали ученые, используя данные находки.
  1. «Поклон от Марии к сыну моему Григорию. Купи мне немного добра. А купы яз давала Давиду. И ты, чадо, избей при себе да привези семя».
  2. «Поклон к Юрию и максиму от всех крестьян. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас продает, и мы им ограблены. Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам уезжать. Из-за него мы погибаем. Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем».
  3. «Поклон от Якова куму и другу максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения».

Можно дать учащимся дополнительное задание. Написать небольшие сообщения на темы:

Техника изготовления чернил;

Орудия для письма;

Материалы для письма.

  1. Подготовить учащихся к чтению источника. Раздать на парты славянскую азбуку и фрагмент «Остромирова евангелия». Перед работой целесообразно познакомить класс с кириллицей, внешним оформлением книги и стилями письма.

        В основу современных славянских систем письменности лег алфавит «кириллица», насчитывавший 43 буквы. С 10 по 20 век азбука претерпела значительные изменения, которые выразились в исключении буквенных обозначений, ненужных для передачи звуков современной речи. Исчезли юсы, кси, пси, фита, ижица, омега и т.п.

        Цифры славяне также обозначали буквами. При этом над буквой цифрой обязательно ставился особый знак – титло, буквы могли выделяться с обеих сторон точками. Оформление книги представляло собой целое искусство. В любом месте рукописи могла располагаться миниатюра - многоцветный рисунок, сделанный от руки. Начало, какого либо раздела книги выделяла и украшала заставка – изобразительная композиция или орнамент. В начале текста помещали заглавную букву крупного плана – это инициал или буквица. Роль инициала могли выполнять различные рисунки. Их выделяли красной краской, золотом. Переплетом для книги служили деревянные доски – крышки. Они обтягивались кожей, на которой горячими клеймами оттискивали рисунок. Скреплялись книги медными или серебряными застежками, в центре и на углах размещались металлические пластины. Книгу украшали позолотой или драгоценными камнями. Первые записи делались уставом. Буквы устава ровные правильные, для разделения между словом произвольно ставилась точка. Слова, которые часто повторялись, при написании, сокращались (из них исключались гласные буквы). Над такими словами ставился знак  «титло».

  1. ЗАДАНИЕ.
  1. Прочитайте алфавит.
  2. Составьте двух, трех и четырехзначное число.
  3. Прочитайте текст евангелия.
  4. Используя кириллицу, составьте свою фразу и запишите её уставом.

5. кратко ознакомить класс с русскими летописцами и летописанием.

Первый летописный свод появился на Руси в 966-997гг.

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: прочитать документ и ответить на вопрос.

- Какие сведения можно почерпнуть из текста о политической жизни горожан, быте нравах, верованиях и т.д.?

НОВГОРОДСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.

«Лето 6616 (1108). Поставлен Новгороду епископ Иван, попом был 20 лет…

В лето 6618 (1110). Было затмение в Печерском монастыре, явился столп огня от земли и до небес…

В лето 6627 (1119). Павел посадник заложил Ладогу град камень…

Того же лета вода была велика в Волхове, а осенью побил град всю оземь…

В лето 6652 (1144). Делали мост через Волхов, подле ветхого новый весь…

В лето 6695 (1187). В то же лето гром был страшный и молния. И падали ниц все люди, и загорелась церковь. Но своей милостью и молитвами святого Михаила бог потушил церковь, а погибли два человека.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 7, страница 43-46.

 УРОК № 20

ТЕМА: ПЕРВОЕ  СТОЛКНОВЕНИЕ  С  МОНГОЛО - ТАТАРАМИ

 ПЛАН УРОКА:

1.Монголо-татары

2.Завоевательные походы монголов в начале ХШв.

3.Битва на реке Калке

4.Русь после Калки.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

1206-провозглашение Темучина каганом всех монголов и

присвоение ему почетного имени – титула Чингисхан.

1219 - 1222гг. - завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа.

31 мая  1223г. - битва  на  реке  Калке.

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ: нойон, богатур, нукер, курултай, юрта, кибитка.
ЗАДАЧИ УРОКА: Формирование   знаний и умений  по работе  с  картой, схемами, историческими  таблицами  и  историческим источником, знакомство  со  структурой  монгольских племен.

1. Учитель  начинает урок с того, что  знакомит  класс  с  происхождением  монгольских племен, их военной  организацией, социальной  структурой об-ва.

Предки великих монголов в средние века населяли обширное пространство от Великой китайской стены до верховьев р. Селенги. Китайские летописцы называли эти племена менгу и делили белых, черных и диких. Сами монголы называли себя по-разному. На своей территории каждое племя определяло угодья для кочевий составлявших его родов и семей. Кочевали монголы куренями - сообществами, составлявшими до тысячи семей. На стойбищах они располагались кольцом: в центре располагалась ставка вождя, а по краям размещались коновязи, телеги, загоны для скота, что представляло собой своеобразные укрепления.

Вожди племени носили звучные прозвища: батор-богатырь, сэчэн-мудрость, мэрген – меткий стрелок, бильгэ - мудрый, букэ-силач. Они руководили воинами одного или нескольких племен при столкновениях с соседями из-за пастбищ или угодий для охоты. Вокруг  вождя собиралась племенная знать - нойоны, у каждого из которых была группа друзей - родственников, соплеменников (нукеров), по сути составлявших дружину нойона. Главным занятием монголов было скотоводство, существенное значение имела охота.

Земледелия монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку (кибитку). На установку войлочного шатра тратилось меньше часа, на её разборку и упаковку на спину верблюда и того меньше.

Кочевой образ жизни предопределял особенности монгольской армии. Она была одной из самых маневренных. Армии не требовалось длительного времени для подготовки к войне. Каждый мальчик с детства готовился стать воином, обучался общаться с оружием и лошадьми во время многочисленных переездов и военных походов. Это было тем более удобно, что семьи с многочисленными монгольскими воинами сопровождали воинствующую армию, и походные стойбища  располагались неподалеку от мест сражения. Основным оружием воинов был лук. В обращении с ним монголы достигли такого мастерства, что могли поразить цель с расстояния несколько сотен метров. У многих имелись копья и сабли. Обязательной принадлежностью и в мирное, и в военное время был аркан.
ВОПРОСЫ.

  1. 1. Что   вам известно о  происхождении  и  первоначальном  расселении монгольских  племен? Покажите  на  карте  территорию, откуда монголы  начали  свои  завоевательные  походы.
  2. 2.Вспомните, что  вам  известно об  основных  занятиях  монголов? Как они  повлияли  на  специфику  развития данного  народа?
  3. 3. что   вам  известно о  структуре  монгольского  войска, военной организации, вооружении монголо – татар? Какие положительные и отрицательные   черты  в  организации  монгольского  войска   вы могли  бы  выделить?

Интересным  фактом  биографии Чингисхана  является его знакомство с китайским мудрецом последователем Лао-Цзы Чань-Чунем. Дело в том, что, достигнув славы и почести великий Чингисхан, задумал обрести бессмертие и с этой целью практически насильно доставил из Китая Чань-Чуня.  Он был учеником основателя  Даосской школы Цюанъ-чжень ("Полная чистота"), а после смерти учителя сам возглавил её. Он и его последователи проповедовали учение, занимались поисками философского камня, открывавшего путь к бессмертию и безграничным возможностям. Прибыв в ставку Чингисхана. Чань-Чунь начал беседовать с ним о причинах жизни и смерти, о пути к бессмертию. Он объяснил Чингисхану, что если долго смотреть на  что-либо, то от этого портиться кровь, а если лежать страдает дыхание; от сидения изнуряется мясо, от стояния – кости - от хождения жилы. Надо помогать телу преодолевать усталость и немощь, для чего следует принимать поочередно разные позы: тигра, оленя, медведя, обезьяны и т.д.

Чань-Чунь учил Чингисхана массировать глаза и уши для сохранения слуха и зрения. Он  убеждал хана поднимать волосы вверх и больно дергать за них, чтобы они не теряли свой цвет, не становились седыми. Объяснил, что, как и все в мире, душа и тело истощаются и приходят от постоянного утомления в разрушение. Поэтому, если предаваться спокойствию и беззаботности, питаться хорошей пищей, приникать необходимые лекарства, выполнять определенные дыхательные упражнения, то можно прожить сто лет, а то и больше, достичь подлинного бессмертия.

Хан узнал, что правила приема пищи, как и её состав, строго определены и их нельзя нарушать. Всякая материальная пища сокращает жизнь, поэтому питаться нужно собственной слюной, ведь недаром древние мудрецы называли её "золотой пищей" Если научится правильно накапливать её и глотать, то человек не будет знать ть чувство голода, укрепит тело и дух. Но еще лучше питаться воздухом. Чань-Чунь рассказывал Чингисхану о возможности продлить жизнь, принимая волшебные пилюли, в состав которых входили различные вещества - киноварь, золото, серебро, чудотворная трава чжи, пять разновидностей яшмы, жемчуг, конопля. Однако чингисхан решил не рисковать, принимая пилюли, так как узнал, что  китайские императоры стремясь достичь бессмертия,         принимали пилюли и умирали.

Чань-Чунь через четыре года благополучно вернулся домой, привезя с собой бумагу, которая освобождала от налогов и повинностей всех даосов.

Ян В.Г Чингисхан

"Среди воинственных татарских ханов один, по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жестокостью к врагам, щедростью к сторонникам и стремительностью в нападениях. Этот хан Темучин раньше видел немало  бедствий. Рассказывают, что юношей  Темучину пришлось быть даже рабом и с деревянной колодкой на шее исполнять самые тяжелые работы в кузнице вражеского племени. Но он бежал оттуда, убив своей цепью сторожа, и потом много лет провел в войнах, стремясь к власти над другими ханами...Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили его великим ханом и подняли его на  "белом войлоке почета"в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов...Но Темучин подчинил всех своей воле, избрал себе новое имя Чингисхан, что  значит «посланный небом»,  разгромил и обратил в рабство непокорные племена,        а их вождей сварил живыми в котлах..."

"Он высокого роста и хотя ему уже больше 50 лет, он очень силен. Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож  на медведя, хитростью на лисицу, злобой - на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью на верблюда, а щедростью к тем, кого он хочет наградить – на кровожадную тигрицу, ласкающую своих тигрят. У него высокий лоб, длинная узкая борода, и желтые немигающие глаза, как у кошки. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет 10 воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся не задумываясь, так как они верят, что победят,  Чингисхан всегда одерживает победы".

2.Далее   переходим  к  рассмотрению  вопроса о завоевательных  походах монголов в   н. ХШв.
ВОПРОС:

  1. Что  стало   причиной  начала   активных завоевательных  походов монголов?

Можно предложить уч-ся познавательное задание. В.Г.Ян в своем романе "Чингисхан" писал:

"Сегодня какой-нибудь хан имеет тысячу лошадей, огромное стадо баранов и
сотню полуголых пастухов, всегда недовольных, всегда голодных. Потому что у каждого пастуха есть голодная жена и голодные дети... Когда хан видит,
 что его пастухам стало невтерпеж, и они рычат, как звери, он им приказывает: "Идем войной на соседнее племя! Мы вернемся сытыми и богатыми!» хан отправляется со своими пастухами в поход... А резня кончается тем, что этого хана с колодкой на шее продают вместе со скотом и пастухами по четыре дирхема за голову, а покупает их третье соседнее племя или купцы. 

Л.А.Кацва считает, что поскольку "традиционные территории кочевий оказались тесными, для разросшихся стад и табунов, начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ.

Подумайте, как авторы объясняют причины завоевательных войн между монгольскими племенами. А  как бы вы объяснили причины начала завоевательных походов монголов? Сформулируйте свой вывод.

На уроке целесообразно заполнить таблицу, чтобы систематизировать знания учащихся:

ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ МОНГОЛОВ

Дата

Событие

1206 – 1211гг.

Покорение киргизов, бурят якутов, тангурского царства

1211 – 1215гг.

Война в Китае. Покорение северного Китая.

1218г.

Завоевание Кореи

1219 – 1221гг.

Покорение Хорезма. Полное подчинение средней Азии

Для закрепления материала можно провести  беседу с  уч-ся по вопросам:

1. Чем можно объяснить победу Чингисхана над крупными государствами Азии?

2. Каковы были экономические и экологические последствия монгольских завоеваний? Сравните их с другими завоеваниями древности?

3. Как монголы поступали с побежденными народами и почему?

4.Каковы были результаты завоевательных походов для монголов?

5.Как они изменили структуру монгольского общества и государства, повлияли на структуру  и  вооружение  армии?

 РАССКАЗ      УЧИТЕЛЯ

« прибыв к Самарканду, Чингисхан выбрал местом своей столицы загородный Зеленый дворец Хорезм – шаха. Сюда стали прибывать отряды его четырех сыновей и толпы пленных, которых монголы гнали плетьми, как скотину. Все эти отряды располагались вокруг города, образовав непрерывное кольцо.

Из всех городов Хорезма, Самарканд был наиболее укреплен. Старые неприступные стены имели железные ворота с башнями и бойницами по сторонам. Гарнизон насчитывал 110 тысяч воинов. Из них 60 тысяч говорило на тюркском наречии, это были главным образом кипчаки, а остальные войска состояли из таджиков, горцев кара-китаев. Имелось еще 20 тысяч боевых слонов устрашающего вида; на их помощь очень надеялся хан. Кроме того, можно было собрать целое войско добровольцев из мирного населения, состоящего из ремесленников и многочисленных рабов.

Из выведенных в поле жителей монголы отделили искусных ремесленников, чтобы их отправить к себе в далекую Монголию. Все лучшие мастера были отданы в рабство сыновьям и родичам Чингисхана и отправлены в Монголию. Где они потом образовали особые ремесленные поселки. После взятия самаркандской цитадели Чингисхана проехал через город, где повсюду грудами лежали трупы, и вернулся в загородный дворец. Его тенистые сады умеряли начавшуюся жару, которой не выносил монгольский владыка. Страшный смрад от трупов не позволял оставаться в городе, оттуда бежали жители».

Учитель знакомит детей с теми изменениями, которые произошли при Чингисхане в монгольском войске, а учащиеся записывают в тетради в виде тезисов:

  1. Установление жестокой дисциплины, строгой подчиненности и коллективной ответственности за поведение в бою;
  2. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы;
  3. Введение особых приемов боя: ложное отступление, заманивание врага под удар главных сил;
  4. Использование осадной техники.

Описание событий столкновений монголов с половцами и русью

ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ МОНГОЛОВ

Дата

Событие

1220 – 1221 гг.

Опустошение Азербайджана

1221 – 1223 гг.

Разорение Армении, Грузии, северного Кавказа, захват крепости Сурож в Крыму

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

Преследуя Хорезм – шаха, полководцы Чингисхана Джебе - нойон и Субэдей богатур прошли вдоль берега каспийского моря и вторглись в Закавказье.  Джебе - нойон был выходцем из простых нукеров. Рашидаддин так описывает его  возвышение: Так  как Джебе был храбрый человек, Чингисхан дал ему командование над десятком; так как он хорошо служил, - сделал его сотенным над беком; так как он выказывал старание и усердие, - стал тысячником. После того Чингисхан дал ему бекство тьмы (тумена), и долгое время он состоял на службе в свите, ходил с войском и оказал
хорошие услуги". В своем романе "Чингисхан" В.Ян дает следующие описания  Джебе. Джебе был горд, самоуверен, вспыльчив. Он думал, что нигде не    сделает промаха, если на 60 шагов попадет стрелою в голову бегущего суслика. За свою меткость и стремительность он и  был прозван "Джебе"- стрела. Перед битвой  он всегда сам осматривал местность, проносясь на высоком поджаром коне по передовым опасным местам, и его не раз с трудом выручали от гибели телохранители - тургауды". В том же романе автор рисует образ Субэдея: "Субэдей с клочками седых волос на подбородке, казался стариком, никто не знал, сколько ему лет. Когда в юности он  был ранен в плечо, мышцы были перерублены, правая рука с тех пор осталась скрюченной, и он действовал одной левой рукой. Лицо его было рассечено через левую бровь, отчего левый глаз, выбитый, был всегда зажмурен, а правый, широко раскрытый, казалось сверлил и видел каждого насквозь.

Все нукеры  в войске 'говорили, что  Субудай хитер и осторожен, как старая лисица с  отгрызенной лапой, а злобный, как барс, побывавший в капкане.

О разорении и бедствиях, которые принесли монголы на Северный Кавказ и в Закавказье, повествует армянский историк 13 века. А татары многочисленные, как саранча, раскинусь по горам, полям и долинам. Зрелище было раздирающим  и достаточно горькое, земля отказывалась скрывать хоронившееся в ней. Люди мужественные падали духом опускали руки у мужей сильных.. . Мраком покрылась вся страна. Разграблены были все имущества и богатства, но жадность их  не насытилась. Они обыскали все дома и покои и не оставили в них ничего... И этой горькой  участи они обрекли многие  народы и племена.. . Неприятели, войдя в город, беспощадно умертвили мужчин, женщин и детей. Так поступали они и с другими городами.., грабя имущество, умерщвляя и увезя в неволю женщин. Стремительные их набеги с грабежами и беспощадными убийствами  повсеместны, и никто не мог остановить их".

Опустошив Грузию и Азербайджан, монголы горными тропами обошли неприступный Дербент, вышли на земли ясов и адыгеек,  перехитрив своих врагов, заставив их действовать в одиночку, монголы разгромили названные племена, после чего нанесли ощутимый удар половцам. В завершении монголы овладели Северокавказской равниной и захватилиСурож в Крыму. На границе Руси  появился доселе неведомый  враг.

Далее  уч-ся раздается документ, с которыми они должны  провести  работу.

Ход  битвы  на   р. Калке   учитель   излагает  конспективно. 'Большое   внимание следует   уделить  тому, почему   русские   потерпели   поражение   в   битве

ПРИЧИНЫ  ПОРАЖЕНИЯ:

  1. -несогласованность  действий  русских   князей;
  2. -отсутствие  единого  командования;
  3. -незнание  монгольской тактики  ведения  боя;
  4. -недооценка   противника .

1.Какую ошибку  допустили русские князья вступив в бой с монголами?  Чем   была   вызвана эта ошибка?

2. Почему   в   сражении   на   Калке участвовала лишь часть русского войска?

3. Подумайте, в чем причина того, что самая крупная из русских земель – Суздальская – осталась в стороне от происходивших событий? О  чём свидетельствует этот факт?

4.Какой важный вывод должны были сделать русские князья после

поражения в битве на Калке ?  

в  завершении урока уч-ся предлагается прочитать отрывок из «Слова о погибели русской земли» и ответить на вопрос:

какая основная мысль «Слова о погибели русской земли»? о чем сокрушается автор? К чему призывает?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. нарисовать схему битвы на реке Калке
  2. работа с контурной картой:

- отметить  территории, завоеванные Чингисханом в начале 13 века;

- выделить территории княжеств, которые приняли участие в битве на реке Калке;

- Обозначить место сражения и рядом указать его дату;

- Стрелками показать путь русских дружин к Калке.

УРОК № 2

ПЕРВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ РУСИ С МОНГОЛО-ТАТАРАМИ.

БИТВА НА КАЛКЕ

ЗАДАЧА УРОКА:

Сделать  вывод о причинах поражения русских в битве на реке Калке и о дальнейшей перспективе для Руси столь опасного соседства.

ПЛАН УРОКА:

  1. причины и повод для столкновения между русью и монголами.
  2. битва на реке Калке.
  3. потери и причины поражения русских дружин.
  4. Русь после Калки.

ХОД УРОКА

1.уделить внимание сравнению вооружения и боевого порядка монгольского войска и русской рати. Предложить классу следующие задания.

- сравните боевой порядок татарского и русского войска, сделайте выводы;

- подумайте могли бы княжеские дружины при благоприятном положении противостоять сильному противнику?

2. Ход битвы на Калке целесообразно изучить с классом при помощи документов и источников. В процессе знакомства с источниками учащиеся составляют схему битвы на Калке, указав её различные этапы.

3. потери русских дружин в битве на реке Калке школьники разбирают по учебнику. Важнее определить причины поражения русских в данном сражении. Для этого также уместно использовать документ.

«Мстислава удалого исход не устраивал. Он перешел Калку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романовича, свою дружину. Говорят, даже не посчитав нужным сообщить, что идет в атаку. Вместе с тем вполне резонно было бы оставить часть войск в резерве, так как у него было много пеших воинов. Естественно, что для атаки конных войск они были непригодны, а оборону держать на случай превратностей боя могли. Черниговскому Мстиславу надлежало свою конницу поставить в резерв и держать переправу. Отсутствие главнокомандующего, облеченного правом единовластно распоряжаться всеми силами, конечно же, лишило русских взаимодействия. Учитывая превосходство военной организации монголо - татар над феодальной структурой княжеских дружин, можно полагать, что ввод в бой всех дружин, не привел бы к иному результату. Летописцы    обвиняют Мстислава киевского, что он стоял на своей горе и равнодушно взирал. Как гибнет русское войско. А что он мог сделать? двинуть своих пеших воинов на переправу, разрушенную половцами, когда у них на пятках висела конница монголов? Подставить под верную смерть от кривых монгольских мечей пешую рать? Ему не оставалось ничего другого, как замкнуть кольцо обороны. Странно другое. Даниила, раненого. Дружинники умчали в степь. Но Мстислав. несмотря на всю славу. Кинулся в бега и даже не пытался укрыться с остатками дружины в стане Мстислава киевского. Виновен ли он был перед киевским князем своей поспешностью. А не киевский князь своей осторожностью?

ВОПРОСЫ:

  1. Как авторы определяют причины поражения русских войск в сражении?
  2. Кто, на ваш взгляд, виноват в исходе битвы на реке Калке?
  3. Почему после победы на Калке монголы не приступили немедленно к завоеванию Руси?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: мини-сочинение от лица монгольского воина, князя, дружинника о ходе сражения.

ИБН – ЭЛЬ – АСИР

« Услышав весть о них, русские и кипчаки, успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их. Известие о движении их дошло до татар, и татары обратились против них. Тогда у русских и кипчаков явилось желание напасть на них, полагая, что они вернулись со страху перед ними и по бессилию сразиться с ними. Они усердно стали преследовать их. Татары не переставали отступать. А те гнались по следам 12 дней, но потом татары обратились на русских и кипчаков, которые заметили их только тогда, когда они уже наткнулись на них. Для русских это было совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасными от татар, будучи уверены в превосходстве над ними.

Не успели они собраться в бою, как на них напали татары со значительно превосходящими силами. Обе стороны бились с неслыханным упорством. И бой между ними длился несколько дней.

Наконец татары одолели и одержали победу. Кипчаки и русские обратились в бегство, после того как татары жестоко поразили их. Из бегущих было убито много, мало кому удалось спастись. Те, кто спасся, вернулись на Русь в жалком виде.

ГАЛИЦКО – ВОЛЫНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.

Пришли князья в апреле к Днепру, к острову варяжскому. И приехали туда половцы, черниговцы, киевляне, смоленцы и многие другие. И когда переходили реку вброд, не было видно воды. Народы пришли со своими князьями и встали у Днепра станом.

Дошла до стана весть. Что пришли татары посмотреть на русские лады: услышав об этом, Даниил Романович, со многими другими князьями, погнался посмотреть на невиданную рать. Татары ушли. Юрий сказал: «Это стрелки». А другие сказали: «Это простые люди». Третьи же сказали что это ратники и хорошие воины».

Вернувшись в стан, князья посоветовались и решили идти против татар. Перешли реку в половецкую степь и стали биться там с татарами. И победили их. Русские стали гнать их в степь избивая. И захватили их скот. оттуда они шли 8 дней до реки Калки. Там встретили их монгольские сторожевые полки. Русские потерпели поражение. Потому что не было среди них мира. Татары,  победивши русских дошли до Новгорода  и обманом выманили новгородцев, а затем их убили.

ЧИНГИСХАН

«На берегу реки Калки, на высоком кургане, Субэдей богатур созвал всех своих тысячников и сотников на торжественное моление богу войны Сульдэ…

Тысячи татарских воинов расположились на равнине вокруг кургана. Они развели костры и кололи молодых кобылиц. Татары принесли оглобли и доски, оторванные от русских повозок, и навалили их на связанных князей. Триста татарских военачальников уселись на этих досках. Подымая чаши с кумысом. Они восхваляли грозного бога, покровителя монголов и славили непобедимого Чингисхана. Отказавшись от денег за выкуп знатнейших русских князей, татары жертвовали богу Сульде этих пленных. Богатуры гоготали, когда из под досок неслись стоны и проклятия раздавленных князей. Стоны и крики постепенно затихали, их заглушили песни монгольских воинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока "Борьба с монгольским нашествием"

Конспект урока "Борьба с монгольским нашествием"...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...