разработки уроков
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

 Волоскова Марина Леонидовна

разработки уроков истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  «Обществознание» в 9 классе  

Тема урока: Семейное право

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основами семейного права;

 - продолжить формирование общеучебных умений: работать с текстом, находить необходимую информацию в учебнике;

Развивающие:

- Развивать мышление, внимание;

 - Развивать положительные эмоции;

 - Развивать мотивацию к знаниям;

Воспитательные:

- развивать у учащихся стремление быть лучше;

 - способствовать формированию ответственного отношения к семье, к своим родителям.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы познания: наблюдение, сравнение, анализ, проблемный

Средства обучения:

А.Ф. Никитин «Основы Обществознания», 9 класс,

М., «Дрофа», 2004 год

А.Ф. Никитин «Основы обществознания», методическое пособие 9 класс, М., «Дрофа», 2001 год

В.О. Мушинский «Основы правоведения», М., «Центр гуманитарного образования», 1996 год

А.А. Федоренко Рабочая тетрадь к учебнику В.О. Мушинского, М., 1995 год

Русские поговорки и пословицы, М.. «Советская Россия», 1983 год

Понятия для усвоения: брак, семья, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, Семейный кодекс РФ.

Реализация целей урока будет достигнута на основе:

рассказа об интересных исторических фактов из «Семейного права»

работы с текстом учебника и умением отбирать материал

опыта учащихся и вовлечение их в беседу

умение самим выбирать ответ на поставленный вопрос

умение слушать и воспринимать новую информацию

разбор ситуаций и поговорок о семье

Здоровье и психосберегающая среда будет обеспечена через создание хороших доброжелательных отношений учителя и учащихся, сменой видов деятельности, внимательном отношении к каждому ученику.

Эпиграф к уроку: «Жениться совсем не трудно, трудно

                         быть женатым»     Унамум

                              «Жениться – это значит наполовину

уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»      Шопенгау

Ход урока:

Структура урока        

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

Оргмомент        

Проверяет готовность класса к уроку, отсутствующие        

Готовят рабочее место до урока

Актуализация        

Рассказ о семье: два варианта – положительная и отрицательная        

Думают, от чего и от кого это зависит

Целеполагание        

Акцент на эпиграф урока        

Сами ставят цель урока, анализируя эпиграф

Изучение нового материала        

Формирует представление отталкиваясь от д/з, а затем факты из истории «Семейного права»        

Отвечают по д/з, вспоминают отрасли права, слушают, стараются запомнить интересные факты

Применение знаний        

Дает задание,

Помогает делать выводы,

Задает вопросы        

Работают самостоятельно с текстом, выписывают, а затем проверяем. Свое мнение на основе жизненного опыта

Проверка уровня усвоения знаний        

Приводит поговорки о семье        

Свое мнение

Рефлексия        

Возвращаемся к эпиграфу урока        

Подводят итог урока и делают вывод

Д/з        

П.26, письменно вопросы, поговорки о семье        

Зписывают д/з

 Рубрика – олимпиада, тесты, конкурсы

Повторение по теме «Древняя Греция»

 1.Местоположение и природные условия Древней Греции:        

А) определите словами местоположение Греции                               2 км

Б) чем природные условия Греции отличаются от природных условий Древнего Египта?                                                         3 км

В) какие трудности испытывали греческие земледельцы?                3 км

Г) какие полезные растения хорошо росли на почвах Греции?            2 км

Д) куда вывозили эти продукты на продажу?                                     1 км

Е) что покупали взамен?                                                                               1 км

2.Города-государства Греции        

А) как назывались города-государства?                                                    1 км

Б) почему не было единого государства Греции?                                   3 км

В) два главных города-государства Греции?                                              1 км

3.Греко-персидские войны        

 А) назвать главные сражения и даты                                                          3 км

 Б) в чем состоял подвиг царя Леонида и 333т спартанцев?                 5 км

 В) что предложил Фемистокл афинянам перед вторым походом  персов и почему?      3 км

 Г) как назывались корабли и два приема ведения морского боя?          2 км

 Д) какова главная причина побед греков?        2 км

4.Афинская рабовладельческая демократия        

 А) что такое демократия?                                                                               1 км

 Б) после войн кто управлял афинским государством?                          1 км

 В) кому принадлежала верховная власть?                                        1 км

Г) главные функции Народного собрания                                                 3 км

Д) для чего выбирали главного стратега?                                                 1 км

Е) почему Перикла избирали 15 раз?                                                          2 км

Ж) кто не принимал участие в голосовании?                                             2 км

5.Культура        

А) чем отличаются ионические колонны от дорических?                      2 км

Б) назвать три части, на которые делится театр                                       

2 км

В) чем отличаются образование спартанцев от афинян?                      2 км

Г) на чем писали и чем афинские ученики?                                              1 км

40-50 км        

«5»

30-39 км        

«4»

20-29 км        

«3»

                   

Разработка урока в 6 классе по теме  «Культура Руси в период раздробленности»

Задачи:

Раскрыть основные направления культуры Руси XI-XIII в.

Пробудить у школьников чувство уважения к произведениям искусства и их творцам.

Воспитывать патриотическое отношение и любовь к Родине.

Активизировать познавательный интерес к истории через различные исторические источники,   репродукции картин, икон, музыкальные и литературные произведения.

Оборудование:

Проигрыватель, магнитофон, удлинитель, тройник.

Репродукции: икона Владимирской Богоматери, Васнецов А. «После боя», картины – Софийский собор в Киеве, ювелирные изделия, предметы вооружения.

Книга «Слово о полку Игореве».

Пластинки: «Хоровое пение», А.П. Бородин фр. оперы «Князь Игорь», Н.А. Римский-Корсаков фр.оперы «Сказание о невидимом граде Китеже», П.И. Чайковский 1ч. симфонии №1, песня «Про татарский полон».

Подлинная икона XVIII в.

Ход урока

Оргомомент.

Тема урока «Культура Руси периода феодальной раздробленности».

Наша задача познакомиться с некоторыми направлениями культуры Руси:  литературы, живописи, музыки.

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

 Многими красотами и прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…»

 (из «слово о погибели земли Русской» история Отечества.М.1983, стр.373) на фоне музыки П.И.Чайковского, на доске картина «Киев-столица Древнерусского государства»

 Так наши далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры – например, вам уже знакомый прекрасный Софийский собор в г.Киеве, расположенный на высоком берегу Днепра, блестя куполами. Храм поражал всех роскошью внутреннего убранства.

   

 

Изумительной красоты были ювелирные изделия киевских ремесленников того времени: ожерелье, серьги, перстни и браслеты.

 Произведением искусства были предметы вооружения: шлем, кольчуга, меч, наконечники для стрел.

 До сих пор мы восхищаемся ими. Ведь это истоки русской культуры. (на фоне музыки Н.А. Римского-Корсакова «Сеча при Кержи») «О стонать Русской земле!

 Поминая прежнее время и прежних князей!

 Того старого Владимира». («Слово о полку Игореве», М.1964г., с.48)

Как вы думаете, о каком Владимире здесь идет речь?

А почему вспоминают именно этого князя?

За что его прозвали Красное Солнышко?

А почему в это время (конец XI-начало XII в.?

 

А дело в том, что со II п. XI в. Киевское государство начинает распадаться на отдельные княжества. Владельцы спешили мечом решать споры между соседями, ото дня в день, истощая силы и лишая страну единства.

 Эти события нашли отражение в устном народном творчестве, литературных памятниках, живописи, музыке.

 1185 год. Междоусобные войны. Жертвой их стал новгородский князь Игорь.

 

Он собрал небольшой отряд и выступил против сильного войска половцев.

Давайте вспомним, а кто такие половцы?

А почему они стали нападать на русские земли?

О судьбе этого похода рассказывает замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор переживает за судьбу Родины, осуждает раздоры, ослабившие границы. Автор словами героя обращается к князьям:

 «уж ведь выпали вы из дедовой славы…

 Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую.»

Почему так думает автор?

Автор поэмы «Слово…» выступает как патриот. Главное внимание он уделяет причине поражения русских дружин в борьбе с половцами. Он верит, что Русь будет спасена только в единстве. «Слово…» вдохновляло многих авторов, живущих много веков спустя. Они преклонялись перед героической гибелью павших за Родину героев и воспевали их в своих произведениях.

 (на фоне музыки А.П.Бородина, фр.оперы «Князь Игорь», репродукция картины В.И.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича»)

 «Пали полки Игорева. Тут кровавого вина недостало,

 Тут пир окончила храбрые русские,

 Сватов напоили и сами полегли за Землю Русскую».

 Значение «Слово…» в том, что оно является свидетельством высокой древнерусской культуры, образцом письменности. Но не только половцы разоряли землю. С Востока над Русью нависла новая угроза, страшнее прежней.

 (на фоне музыки Н.А.Римского-Корсакова звучит фрагмент оперы «Сеча при Кержи»)

 «Золотая Орда пронеслась над Русью подобно туче саранчи,

 Подобно урагану, сокрушающем все, что встречалось на его пути…»

 (Герцен М, 1956, т.7, с.158)

 Погибло огромное количество людей, уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесленников. Например – смальта)

Над Русью нависло ненавистное иго.

 В это время создаются музыкальные памятники: плачи, песни. Примеров является «Песня про татарский полон» (на фоне музыки звучит рассказ о песне) – грудной младенец был увезен в Орду, а через несколько лет и мать попала в полон. В песне поется о встрече матери с дочерью, о боли  унижении, которое перенесла мать, прежде чем встретилась с дочерью. Скорбь матери отражена в живописи – через иконы.

 На фоне хорового пения смотрим на репродукции икон.

 

Как вы думает, все ли они относятся к этому периоду?

Как вы это определили?

Кто из вас видел настоящую икону? Где?

Мы коснулись совсем чуть-чуть некоторых направлений культуры. Но уже можно понять. Что история и культура – это две нити. Которые вьются неразрывно.

Закрепление

Какие эпизоды истории Руси мы вспомнили сегодня на уроке?

В каких музыкальных произведениях они отражены?

В каких литературных…?

А на картинах каких художников они изображены?

(ответы записать в тетрадь)

Вывод – В период феодальной раздробленности происходит расцвет культуры. Очевидцы тех событий в своих произведениях стремились показать, что Русь должна быть единой, тогда она будет сильной, могучей и недосягаемой для врагов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...