Рабочая программа по истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Витязева Вера Алексеевна

     Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в. для 6 класса составлена на основе программ:

1. История России с древности до конца XVI в. Авторы программы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкреплена учебником: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца  XVI в.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

2. История средних веков. Автор программы: В.А. Ведюшкин. Программа рассчитана на 34 часа.

Используются учебники: Агибалова Е.В. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Ведюшкин В. А. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубурьяна; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 5-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2006. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_kl.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в.

Пояснительная записка

     Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в. для 6 класса составлена на основе программ:

1. История России с древности до конца XVI в. Авторы программы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкреплена учебником: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца  XVI в.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

2. История средних веков. Автор программы: В.А. Ведюшкин. Программа рассчитана на 34 часа.

Используются учебники: Агибалова Е.В. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Ведюшкин В. А. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубурьяна; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 5-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2006.

     В цели курса входит:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

     В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерны причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

     Историческое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. тезисы, конспекты. на уроках истории учащиеся могут овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение) , приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Ведущая технология, используемая на уроках – технология развития критического мышления.

     Методы работы на уроке: рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, иллюстрациями  и историческими источниками, беседа по прочитанному.

     Формы и методы контроля: устный ответ, письменные ответы на задания тестового типа, сообщение.

Методы и приемы формирования компетенций

№ п/п

Тема

Компетенция

Методы и приемы формирования

1

Древние германцы и Римская империя.

Информационная

Анализ заголовков параграфа, поиск объяснения в тексте

2

Культура раннего Возрождения в Италии.

Общекультурная

Обсуждение

анализ информации

3

Что англичане считают началом своих свобод.

Ценностно-смысловая

Анализ информации

4

Обобщение «Русь в IX – первой половине XII в.»

Коммуникативная  

Выполнение и обсуждение заданий

5

Московское княжество и его соседи в к. XIV – середине XV века

Информационная

Работа с картой

№ ур

Раздел, глава, тема урока

Форма организации деятельности

Основные изучаемые понятия

Дата провед.

Коррек-ция

1

Введение. Живое средневековье.

Работа с текстом учебника (схема), лентой времени

Средние века, исторические источники, хроники

сент

Становление средневековой Европы (VI–XI века) (4 часа)

2

Древние германцы и Римская империя.

Работа с картой, текстом учебника

Вестготы, остготы, франки, вандалы, англы, саксы, Великое переселение народов

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

Анализ информации, работа с текстом учебника

Граф, зависимые крестьяне, духовенство, миряне, монастырь, феод, феодал

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Работа с картой, текстом учебника

Феодальная раздробленность, король, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал


    5


 

Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Работа с картой, сообщения, анализ информации (краткие записи)

Норманны, Каролингское Возрождение, богословие, Пергамен, жития святых

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.  (2 часа)

6

Византийская империя в 6-11 вв.

Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями, беседа

Крестово-купольный храм, фреска, мозаика

7

Образование славянских государств.

Работа с картой, текстом учебника

Вече, князь, печенеги

Арабы в VI – XI веках. (1 час)

8

Арабы в 6-11 вв.

Работа с картой, иллюстрациями, анализ информации

Ислам, халифат, бедуины, шариат, Коран, эмират, медресе

Феодалы и крестьяне.  (2 часа)

9

В рыцарском замке.

Беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями

Рыцарь, замок, турнир, кодекс рыцарской чести

окт

10

Средневековая деревня и её обитатели.


Анализ информации (краткие записи), беседа

Феодальная вотчина (поместье), община, барщина, оброк, натуральное хозяйство

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа)

11

Формирование средневековых городов.

Беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями

Город, мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, товарное хозяйство

12

Горожане и их образ жизни.

Беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями

Бюргер, ратуша, интеллигенция

Католическая церковь в XI – XIII веках. (2 часа)

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Анализ информации (краткие записи. схема)

Сословие, десятина, мощи, индульгенция, католичество, православие, еретик, орден

14

Крестовые походы.

Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями

Крестовые походы, крестоносцы.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). (6 часов)

15

Объединение Франции.

Работа с картой, текстом учебника

Генеральные штаты, сословная монархия

16

Что англичане считают началом своих свобод.

Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями

Великая хартия вольностей, парламент

17

Столетняя война.

Работа с картой, текстом учебника, беседа

Столетняя война

18

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

Анализ информации (таблица), синквейн

Жакерия

19

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

Работа с картой, текстом учебника, беседа

Централизованное государство

нояб

20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Работа с картой, текстом учебника.

Реконкиста, инквизиция

Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.  (3 часа)

21

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Работа с картой, текстом учебника, беседа

«Золотая булла», гвельфы и гибеллины, тирания

22

Гуситское движение в Чехии.

Работа с картой, текстом учебника, беседа

Гуситы, табориты

23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.


Работа с картой, анализ информации (краткие записи)

Турки-османы

Культура Западной Европы в XI – XV веках. (3 часа)

24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

Сообщения, анализ информации (краткие записи)

Корпорация, схоластика, диспут, рационализм,  мистика, трубадуры, романский и готический стиль,  витраж

25

Культура раннего Возрождения в Италии.

Сообщения, анализ информации (краткие записи)

Возрождение, гуманист

дек.

26

Научные открытия и изобретения.

Сообщения, анализ информации (таблица)

Астрология, алхимия

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 часа)

27

Средневековый Китай.

Работа с картой, анализ информации (краткие записи)

Великий шелковый путь, улус

28

Индия: государства и культура.

Работа с картой, анализ информации (краткие записи)

Брахманы, касты, раджи

29

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

Работа с картой, анализ информации (краткие записи)

Майя, ацтеки, инки

30

Наследие Средних веков в истории человечества.

Сообщения, выполнение заданий различного типа

31

Введение. Что изучает история Отечества.

Анализ информации, краткие записи

Археология, культурный слой, палеография, топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика, метрология

янв.

Восточные славяне – 2 часа

32

Восточные славяне

Работа с картой, текстом учебника и историческим источником

Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, союзы племен, кочевники, язычество, идол, святки

33

Соседи восточных славян

Работа с картой, текстом учебника

Колонизация, городище, каган, каганат, иудаизм, ислам

Русь в IX – первой половине XII в. – 7 часов

34

Формирование Древнерусского государства

Работа с картой,  текстом учебника, анализ информации

Государство, варяги, полюдье, уроки, погосты

35

Первые киевские князья


Работа с таблицей, анализ информации (видеофрагмент)

Уроки, погосты

36

Владимир Святославич.  Принятие христианства

Работа с картой, текстом учебника и историческим источником

Былина, печенеги, православие, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина

37

Расцвет государства при Ярославе Мудром

Работа с текстом учебника и историческими источниками

Усобицы, половцы

февр.

38

Культура, быт и нравы Древней Руси

Сообщения, анализ информации (краткие записи)

Летопись, проповедь, крестово-купольное строение, фольклор, былины

39

Начало раздробления Древнерусского государства

Работа с текстом учебника и историческими источниками

Феодальная раздробленность

40

Обобщение «Русь в IX – первой половине XII в.»

Выполнение и обсуждение заданий различного типа, работа с таблицами

Русь во второй половине XII – XIII в. – 8 часов

41

Главные политические центры Руси

Работа с картой, анализ информации

Бояре, вече, Боярская дума, отрок, дружина, дворяне

42

Главные политические центры Руси

Работа с картой, текстом учебника и историческим источниками

Удел

43

Нашествие с Востока

Работа с картой, анализ информации

Тумен

44

Борьба Руси с западными завоевателями

Работа с картой, текстом учебника и историческим источниками

Орден, крестовый поход

45

Русь и Золотая Орда

Анализ информации (видеофрагмент)

Улус, баскак, «ордынский выход», ярлык, иго

март

46

Русь и Литва

Работа с картой,  текстом учебника

47

Культура русских земель в XII – XIII веках

Сообщения, анализ информации (краткие записи), работа с иллюстрациями

Культура, икона, фасад, фрески, скоморохи, летопись, летописный свод

48

Обобщение «Русь во второй половине XII  - XIII веках»

Заполнение таблиц, выполнение заданий

49

Родной край в древности – 1 час

Образование единого русского государства – 8 часов

50

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Работа с картой, текстом учебника, анализ информации (видеофрагмент)

51

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Работа с картой, текстом учебника, анализ информации (видеофрагмент)

апрель

52

Московское княжество и его соседи в к. XIV – середине XV века

Работа с картой, заполнение таблицы, составление схемы

Служилые люди

53

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Работа с картой, текстом учебника

Государь, латинство, централизация

54

Московское государство в конце XV – начале XVI века

Работа с картой, текстом учебника (краткие записи)

Герб, Судебник, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение

55

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

Работа с текстом учебника

Нестяжатели, иосифляне, «Москва – третий Рим», ересь «жидовствующих»

56

Культура и быт в XIV  - начале XVI века

Сообщения, анализ информации (краткие записи), работа  с иллюстрациями

57

Обобщение «Образование единого русского государства»

Заполнение таблиц, выполнение заданий

Московское государство в XVI веке – 4 часа

58

Реформы Избранной рады

Работа с текстом учебника (краткие записи), анализ схемы

Царь, шапка Мономаха, «черные люди», сословия, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада

59

Внешняя политика Ивана IV

Работа с картой, текстом учебника (краткие записи)

Ясак, Речь Посполитая, казаки, заповедные годы

60

Опричнина

Анализ информации

Приказы, опричнина, земщина

май

61

Культура и быт в XVI веке

Сообщения, анализ информации , работа с иллюстрациями(краткие записи)

Печатник

62

Родной край в XIV – XVI веках – 1 час

63

Итоговое повторение

Выполнение и обсуждение заданий различного типа, работа с таблицами

64

Контрольная работа

Выполнение заданий различного типа

65-68

Резервные уроки

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен

знать/ понимать

- основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ ( в том числе сочинений), рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-методическое обеспечение

Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца  XVI в.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Агибалова Е.В. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Ведюшкин В. А. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубурьяна; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 5-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2006.

Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6-7 кл.: Методическое пособие: в 2-х ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2001.

Атлас по  истории средних веков.

Атлас и контурные карты по отечественной истории с древнейших времен до конца XVI IIв.

Список литературы

Ключевский в.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1996.

Культура Древней Руси. Пособие для учителей. – Л.: Просвещение, 1967.

Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен. – 2-е издание. – М.: издательство «Московский лицей», 1995.

Рассказы начальной русской летописи/ Пер. с древнерусск. и пояснения Т.Н. Михельсон; научн. ред., сост. и автор послесл. Д.С. Лихачев; художн. И. Архипов. Переизд. – М.: Детская литература., 1987.

Сборник нормативных документов. История /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...