Возникновение земледелия и скотоводства
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Цели урока: познакомить учащихся с причинами возникновения земледелия и скотоводства, с изменениями ,которые эти занятия вызвали в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Возникновение земледелия и скотоводства

Цели: Познакомить учащихся с причинами возникновения земледелия и скотоводства, с изменениями,

            которые эти занятия вызвали в обществе.

            Формировать умение работать с текстом учебника, иллюстрациями

                     

Оснащение: карта мира, таблицы

Ход урока:

  1. Повторение

     1. Решите кроссворд  (рабочая тетрадь задание 12)

     2. Ответьте на вопросы: 1) Что изображали первобытные художники?

                                               2) Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил

                                                    своим оружием человек?

                                               3) Рисунки, найденные на стенах пещер, свидетельствуют о том, что у

                                                    первобытных людей наряду с охотой и собирательством появился еще один

                                                    вид деятельности. Какой?

                                               4) Что такое искусство?

                                               5) При раскопках археологи находили не только наскальные рисунки, но и

                                                   захоронения первобытных людей. Что в этих захоронениях было необычным?  

                                                                   

  1. Изучение нового материала

    В могилах древних людей археологи находят орудия труда, оружие, глиняные кувшины и миски, зерна ржи, пшеницы. Эти находки свидетельствуют о том, что все это использовалось людьми в повседневной жизни.

 

Вопрос: Откуда у людей были эти предметы и продуты?

     Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е научился сам выращивать продукты питания и разводить скот.

     Сегодня на уроке мы и познакомимся тем как это произошло.

     Десять тысяч лет назад началось потепление. Северный океан вскрылся ото льда. Северные степи со временем превратились в тундру, где крупным животным (таким как мамонты) стало не хватать пищи, и они постепенно вымерли.

     Племена охотников откочевали на юг. Но и там степи занимали небольшую площадь – только вдоль края горных ледников. Охотникам не хватало диких животных, и они были вынуждены искать новые способы добывания пищи. Так человечество в плотную подошло к двум великим открытиям, сыгравшим в истории исключительно важную роль, - к земледелию   и скотоводству.

земледелие – возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений

скотоводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения мяса, шкур и других

                             продуктов

учебник    § 4 п .1- 2 стр. 20-21 – вслух

      Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в Передней Азии ( это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины ) – карта стр. 7

      Там и сейчас можно найти дикую пшеницу, ячмень, рожь, овес. В других районах Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу – в Центральной  Америке, картофель – в Южной Америке, бананы и сахарный тростник – в Индии, просо и рис – в Китае.

Вопрос :    1. Какие еще занятия появились у древних людей?

 учебник    § 4 п .3  стр. 21 – тихое чтение

ремесло -  изготовление различных изделий

       Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю прими-тивными орудиями труда и охотиться в одиночку, человеку было бы очень трудно. Поэтому сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин – самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.

       Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и пенями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.

       Все сородичи считали, что происходят от одного предка – человека или животного.

Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом, роды заключали между собой нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.

племя – несколько родовых общин , живущих в одной местности

Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени – ведь человек не мог прожить в одиночку.

Закрепление изученного материала:

  1. Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство?
  2. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства?
  3. Почему сородичи слушались старейшин?
  4. Первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла». Известно, что некоторые роды устраивали праздники, во время которых надевали маски медведей, танцевали, подражая медвежьей походке. Подумайте, с какой целью они так поступали. 

     

                                  Домашнее задание: § 4, рабочая тетрадь задание 14, 15, 16,  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс

Урок  с  использованием ЭОР. Материал урока способствует формирования у учащихся умения обобщать материал и делать выводы....

Урок в 5 классе Возникновение земледелия и скотоводства

Разработка урока по одной из сложных тем в начале 5  класса Главная задача подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, которые пр...

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему «Возникновение земледелия и скотоводства»

Методическая разработка урока истории "Возникновение земледелия и скотоводства"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС,  образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников  ...

Возникновение земледелия и скотоводства.

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Возникновение земледелия и скотоводства"

Методическая разработка урока по истории Древнего мира«Возникновение земледелия и скотоводства» Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, котор...