Рабочая программа по истории России 10 класс
рабочая программа (история, 10 класс) на тему

Самсонова Марина Вениаминовна

 

     Рабочая программа курса истории России  для 10- б класса  составлена в соответствии с авторской программой   История России с древнейших времен до конца XIX века Н.С.Борисова, А.А.Левандовского «Программы общеобразовательных учреждений. История   Обществознание  10-11 классы», Москва: «Просвещение», 2006 г.

    Федеральный базисный учебный план основного общего образования отводит 68 часов для изучения на базовом уровне  учебного предмета «История России» в 10 классе из расчёта 2 час в неделю.

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Резервное время использовано для самостоятельной работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Выполнению заданий творческого и познавательного характера на базе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_rossii_10_klass.docx50.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300, Московская область, г.Чехов, ул.Лопасненская, стр.1/1

Телефоны : 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74

                                                                                                                                     Утверждена

                                                                                                                          приказом  директора

                                                                                                                     МБОУ СОШ №3

 30 августа 2013 года

                                                                                                      № 67.о

Рабочая программа

 по  история России

(базовый уровень)

 

10- б класс

                                                                     

 Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,  

                                                                                               учитель истории и обществознания

                                                                                                                         высшей категории

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа курса истории России  для 10- б класса  составлена в соответствии с авторской программой   История России с древнейших времен до конца XIX века Н.С.Борисова, А.А.Левандовского «Программы общеобразовательных учреждений. История   Обществознание  10-11 классы», Москва: «Просвещение», 2006 г.

    Федеральный базисный учебный план основного общего образования отводит 68 часов для изучения на базовом уровне  учебного предмета «История России» в 10 классе из расчёта 2 час в неделю.

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

  Используемый учебно – методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений отечественной  истории с древнейших времен до конца  XIX   века,  теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

     Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.                

     Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у учащихся имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.

     Предусматривается индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность.

     Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

  Цель и задачи программы:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение.  (2 часа)

История России – часть всемирной истории.  Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и землевладельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование православного этноса. Место славян среди индоевропейцев. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Тема 1. Русь в IX  -начале  XIII в.  (11 часов)

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданства. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

 Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в  XII   -  начале XIII  в. Монархии и республики. Православная церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Тема 2. Образование единого Русского государства  XIV-XVвв. ( 6 часов)

Борьба за политическую гегемонию в Северо – Восточной Руси. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII   - середине XV  в. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Тема 3. Россия в XVI - XVII вв. (10 часов)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти  и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины  XVI   в. Создание органов сословно – представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.

Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVIIв. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Социальные движения в России во второй половине XVIIв. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в.  Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно – прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространения грамотности. Зарождение публицистики. Славяно – греко – латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование  национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации  в России.

Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого.(8 часов)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма.                

Тема 5. Россия в середине и второй половине XVIII века. (8 часов)

Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм.

Тема 6. Россия в первой половине XIX века. (10 часов)

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII- первой половине XIX в. Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII - середине XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях в  период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи  с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины  XIX  в. Особенности русского Просвещения. Научно – техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук  и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально – театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Тема 7. Россия во второй половине XIX в. (10 часов) Отмена крепостного права. Реформы   1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступление разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.  Русская культура второй половины XIX века.

            Итоговое повторение. (3 часа)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В  результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории с древнейших времен до конца XIX века;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России с древнейших времен до конца XIX века, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение.

1

2

2

Тема 1.Русь в IX  -начале  XIII в.

6

11

3

Тема 2.Образование единого Русского государства  XIV-XVвв.

3

6

4

Тема 3. Россия в  XVI  -  XVII вв.

6

10

5

Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого

3

8

6

Тема 5. Россия в середине и второй половине  XVIII века

5

8

7

Тема 6. Россия в первой  половине XIX в

8

10

8

Тема 7.Россия во второй половине  XIX века

7

10

9

Итоговое повторение

1

3

10

Итого

40

68

        Резервное время использовано для самостоятельной работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Выполнению заданий творческого и познавательного характера на базе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование курса   истории России с древнейших времен до конца XIX века.  

урока

Тема урока

Форма урока

Код контроли-руемого требования

Код контро-лируе-мого элемента

Дата урока

Введение (2 часа)

1.

История России - часть всемирной истории

Лекция

2.

Особенности исторического пути России.

Комбинированный урок

1.1

1.2

Тема 1.Русь в IX  -начале  XIII в. (10 часов)

3.

Происхождение  восточных славян

Урок - исследование

1.3

1.1

4.

Факторы формирования Древнерусского государства

Комбинированный урок с элементами дискуссии

1.3

1.2

5.

Деятельность первых русских князей

Урок - практикум

1.5

1.2.1

6.

Социальная структура древнерусского общества

Лабораторная работа с историческими документами

1.5

1.2.2

7.

Крещение Руси и его значение

Комбинированный урок

2.5

1.2.1

8.

Внешняя политика Киевской Руси

Комбинированный урок

2.5

1.2.2

9.

Культура Киевской Руси

Урок-презентация

1.3

1.2.3

10.

Причины феодальной раздробленности Руси

Лекция

1.3

1.3.1

11.

Русские земли XII-XIII в.

Урок-практикум

1.5

1.3

12.

Культура Киевской Руси

Комбинированный урок с элементами лекции

1.5

1.3

13.

Обобщение по теме "Древнерусское государство в IX-XIII вв."

Повторительно-обобщающий урок

1.3

Тема 2.Образование единого Русского государства  XIV-XVвв. ( 6 часов)

14.

Процесс образования единого централизо-ванного государства

Лекция

2.7

1.4

15.

Возвышение Москвы

Комбинированный урок

1.5

1.4.1

16.

Куликовская битва и её значение

Урок-панорама

1.3

1.4.2

17.

Феодальная война

Урок-практикум

1.4

1.4.1

18.

Иван III - Государь всея Руси

Комбинированный урок с элементами дискуссии

2.7

1.4

19.

Русская культура XVI-XVII века

Урок-презентация

Тема 3. Россия в  XVI  -  XVII вв. (10 часов)

20.

Русское централизо-ванное государство

Комбинированный урок с элементами лекции

2.4

1.4

21.

Начало правления Ивана IV. Реформы 1550-х годов

Урок - лабораторная работа

2.4

1.4.3

22.

Опричнина и её последствия

Комбинированный урок

2.5

1.4.5

23.

Внешняя политика России в XVI веке.

Урок-практикум

2.4

1.4

24.

Смутное время: причины и послед-ствия

Комбинированный урок

1.3

2.3

1.4.6

25.

Возрождение страны после Смуты.

Урок-дискуссия

1.3

1.4.9

26.

Внутренняя политика первых Романовых

Комбинированный урок

1.3

1.4.10

27.

Внешняя политика России в XVII веке

Урок-практикум

1.5

1.4

28.

Русская культура XVI-XVII века.

Урок-презентация

1.5

1.4

29.

Обобщение по теме: "Россия XVI-XVII века"

Повторительно-обобщающий урок

2.6

Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого (8 часов)

30.

Борьба за престол.

Комбинированный урок

1.3

2.1

31.

Начало правления Петра I

Урок - портрет

1.3

2.1

32.

Внешняя политика Петра I.

Комбинированный урок

1.5

2.1.2

33.

Реформы Петра I и их значение

Урок-практикум

1.5

2.1.1

34.

Северная война. Провозглашение Российской империи

Комбинированный урок

2.5

2.1.2

35.

Русская культура в эпоху Петра Великого.

Лабораторная работа с историческими документами

2.5

2.1

36-37

"Си есть Петр - Отечества отец...?"

Урок - суд

1.3

Тема 5. Россия в середине и второй половине  XVIII века ( 8 часов )

38.

Эпоха Дворцовых переворотов

Лекция

1.5

2.1

39.

"Просвещенный абсолютизм" Екатерины II

Комбинированный урок

1.5

2.1

40.

Социальная политика Екатерины II.

Урок - дискуссия

1.3

2.1.3

41.

Крестьянская война под предводитель-ством Е.И.Пугачева

Лабораторная работа

1.3

2.1.4

42.

Внешняя политика России в XVIII веке

Урок - практикум

1.5

2.1

43.

Царствование Павла I

Комбинированный урок с элементами видеоурока

1.5

2.1.8

44.

Культура России XVIII века

Урок-презентация

2.5

2.1.7

45.

Обобщение по теме: "Россия во второй половине XVIII века"

Повторительно-обобщающий урок

2.5

Тема 6. Россия в первой половине XIX века (10 часов)

46.

Экономическое развитие в конце XVIII- начале XIX вв.

Лекция

1.3

2.1.8

47.

Реформы

Александра I

Комбинированный урок с элементами практикума

1.5

2.1.8

48.

Отечественная война 1812 года

Урок-панорама

1.5

2.1.9

49.

Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг.

Комбинированный урок

1.3

2.1.8

50.

Декабристы

Урок - исследование

1.3

2.1.10

51.

Внутренняя политика Николая I

Лекция

1.5

2.1.11

52.

Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война

Комбинированный урок

1.5

2.1.12

53.

Крымская война и её последствия.

Урок-практикум

2.5

2.1.12

54.

Общественное движение в годы царствования Николая I

Комбинированный урок с элементами лекции

2.5

2.1

55.

Культура России первой половины XIX века.

Урок - экскурсия

1.3

2.1

Тема 7.Россия во второй половине  XIX века (10 часов)

56.

Начало правления Александра II.

Комбинированный урок с элементами лекции

1.5

3.2.1

57.

Крестьянская реформа

Комбинированный урок с элементами практикума

1.5

3.2.1

58.

Социально-экономи-ческое развитие поре-форменной России

Комбинированный урок

1.3

3.2.1

59.

Либеральные рефор-мы 60-70-х годов

Лабораторная работа

1.3

3.2.4

60.

Общественное движе-ние середины 50-60-х годов XIX века

Комбинированный урок

1.5

3.2.2

61.

Противостояние власти и революцио-неров в 70-х - начале 80-х годов XIX века

Урок-дискуссия

1.5

3.2.4

62.

Внутренняя политика и общественное  дви-жение в царствование Александра III

Лекция

2.5

3.2.5

63.

Внешняя политика России во второй половине XIX века

Комбинированный урок

2.5

3.2.6

64.

Культура России второй половины XIX века

Урок-презентация

1.3

3.2.1

65.

Обобщение по теме: "Россия в XIX веке"

Контрольная работа в формате ЕГЭ

2.6

3.2.1

Итоговое повторение ( 3 часа)

66.

Обобщение по теме: "Древняя Русь"

Повторительно-обобщающий урок

2.6

67.

Обобщение по теме: "Русское государство в XIV-XVII вв."

Урок - портрет исторических деятелей

2.5-2.7

68.

Обобщение по теме: "Российская империя в XVIII-XIX веке"

Повторительно-обобщающий урок

2.5-2.6

Выделенные в календарно – тематическом планировании уроки носят практическую направленность организации учебной деятельности учащихся на уроке и в процессе подготовки домашнего задания.

Перечень программно-методического обеспечения

  1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И.. История. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004. – М.: Изд-во Эксмо. 2004.
  2. Борисов Н.С. История России С древнейших времён до конца XVII века  - М., изд-во Просвещение,  2011г.
  3. Единый государственный экзамен 2013. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2013. – 206 с. (и другие подобные издания по годам)
  4. Жукова Л.В. История 10-11 кл.: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа,

2001.

  1. Коваль Т.В., Борисов Н.С., Левандовский А.А., Поурочные рекомендации История России с древнейших времен до конца XIX века - М., изд-во Просвещение, 2007
  2. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков -  М., изд-во Просвещение 2011 г.
  3. Романова А.А. Практикум по истории России с IX по XVIII век: Пособие для   старшеклассников и преподавателей. – М.: АРКТИ, 2002.
  4. Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. – М.: «ВАКО», 2008
  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. История. – М.: Интеллект-Центр, 2005. (и другие подобные издания по годам).
  6. Интернет - ресурсы

Всемирная история в лицах

www.rulers.narod.ru    

Вторая мировая война

www.1939-1945.net 

Военная история

http://militera.lib.ru 

Правители России

http://www.praviteli.org/

Энциклопедии Кирилла и Мефодия

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp 

Учебник по истории России ХХ в.

www.history.ru 

Интернет-проект «1812 год»

http://www.museum.ru/museum/1812/index.html 

Сайт, посвященный декабристам

http://decemb.hobby.ru/ 

Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки

http://lants.tellur.ru/history/ 

Материалы по истории Древней Руси и Российской империи

http://rus-hist.on.ufanet.ru/ 

Компьютер на уроках истории, обществознания и права

http://lesson-history.narod.ru  

Методические материалы сайта Realpravo

http://realpravo.ru/library/?id=46 

Сайт Всероссийских олимпиад

http://rusolymp.ru/

Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО

http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7 

Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://ege.edu.ru/

«Согласовано»                                                            

Протокол заседания ШМК истории и общественных наук                                                                                                                                                                             

от «29» августа 2013 г.

№ 1

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_______________ Н.М.Бебешина

«29»августа2013

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...