Рабочая программа по истории для 9 класса
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Валов Алексей Сергеевич

Данная рабочая программа предназначена для 9-х классов общеобразовательных школ. Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования по истории.

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008),

Н.В. Загладин «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений (Загладин Н.В. «Программа курса и тематическое планирование». М.: «Русское слово», 2007). 

Особенностью данной программы является интегрированный курс истории России и всеобщей истории. Темы отечественной истории и новейшей истории зарубежных стран изучаются попеременно, для лучшего отражения взаимосвязи событий Российской и мировой истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.-ist.9kl.docx82.31 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа предназначена для 9-х классов общеобразовательных школ, в частности, для 9Д и 9Е классов МАОУ СОШ №31 г. Тамбова. Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования по истории. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008), 

Н.В. Загладин «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений (Загладин Н.В. «Программа курса и тематическое планирование». М.: «Русское слово», 2007).

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

 Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Срок реализации программы – 1 год.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Курс истории общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Виды деятельности, методы обучения.

Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 9 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация, телемост и др.

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положены диалогизм и проблемность изложения нового материала.

Контроль уровня обученности.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

3.Место учебного курса в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану на изучение истории в 9 классе отводится 2 часа в неделю, в текущем учебном году, исходя из расписания, это составляет 68 учебных часов.

Основные содержательные линии рабочей программы в 9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение по темам и разделам с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени.

 

Классы

Объем учебного времени (федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

IX класс

68 ч

Новейшая и современная история России –42 ч

Новейшая и современная история –  26 ч

0 ч

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса истории 9 класса.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  • В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
  • Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
  • При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

  • Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.

  • На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

  • Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

  • С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе эссе), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

6. содержание тем учебного курса

Причиной написания рабочей программы 2 вида является то, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадают с количеством часов в авторских программах и производится корректировка авторских программ в плане изменения числа тем, последовательность их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем.

Мир нарубеже XIX-XX века (1 ч.)

Общие тенденции экономического и политического развития крупнейших стран Европы и Сев. Америки. Великие державы. Особенности колониализма на рубеже веков. Проявления милитаризма и пацифизма. Подготовка стран Антанты и Тройственного Союза к будущей войне.

тема 1 . РОССИЯ на рубеже XIX-xx ВЕКА. ( 5 ч.). 

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.

Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая П.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904-1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий.

Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов.

Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.

Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков.

Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич.

Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.

III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа.

ТЕМА 2. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.(3 ч)

Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

ТЕМА 3. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. (2Ч). 

Противоречия между державами-победительницами, особенности интересов США, Великобритании, Франции. Условия Версальского мира и противоречия Версальской системы. Экономические последствия заключения мира. Значение создания Лиги Наций источники ее слабости. Вопрос о России на Парижской мирной конференции. Вашингтонская конференция и рост противоречий между США и Японией.

Причины подъема революционного движения в первые послевоенные годы. Влияние российской   Октябрьской революции 1917 г. политики Советской России и Коминтерна на идеологию и политику социал-демократии, освободительного движения. Революция 1918 г. в Германии, революция 1919г. в Венгрии. Спад революционной волны в Европе. Национально-освободительные движения 1920-х гг. в странах Азии. Национально-демократическая революция в Турции, подъем освободительного движения в Иране. Кампания гражданского неповиновения в Индии, революция 1920-хгг. в Китае.

ТЕМА 4. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917-1921 гг. (6 ч.)

Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II.

Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах.

Альтернативы развития страны после Февраля.

Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).

Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.

Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение.

Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д.Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП (б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация» товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория.

«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима.

Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.

Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.

Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля.

Гражданская война на национальных окраинах.

Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итога.

Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.

«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание.

ТЕМА 5. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису. (5 ч.)

Роль США в мировой экономике 1920-х гг. Период процветания и причины кризиса 1929 г., его последствия для американского общества. Ф.Д. Рузвельт и программа «Нового курса»: основные черты. Первый опыт государственного регулирования рыночной экономики в условиях демократии, создания общегосударственной системы социальной защиты в США. Сопротивление политике Ф.Д. Рузвельта. Теоретические основы и итоги «Нового курса».

Влияние экономического кризиса на Германию. Фашизм в Германии: приход партии А. Гитлера к власти. Особенности фашистской диктатуры в Германии. Запрещение оппозиции, борьба с инакомыслием, система трудового фронта и ликвидация безработицы. Расовая теория на практике, создание лагерей смерти, «ариизация» экономики. Подготовка к войне. Характерные черты фашистской диктатуры в Италии. Система «корпоративного государства» Б. Муссолини. Экономический кризис и подъем национализма и милитаризма в Японии.

Великобритания в 1920-е гг. Попытки модернизации экономики и подъем рабочего движения в 1926 г. Особенности кризиса в Великобритании. Формирование национального правительства, меры по регулированию цен и доходов. Роль Великобритании как финансового центра Британской империи и Содружества - источник ресурсов выхода из кризиса. 

Особенности кризиса во Франции. Значение государственной поддержки военной промышленности в ограничении масштабов кризиса. «Дирижизм» как французский вариант «Нового курса». Угроза фашизма и создание Народного фронта во Франции. Причина его распада. 

тема 6. СССР на путях строительства нового общества (9 Ч.)

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР.

Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И.Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне.

Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна.

Эволюция взглядов В. И, Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну.

Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке.

Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции».

Большевистские приоритеты в науке. Положение научно- технической интеллигенции.

Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру.

Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг. Россия на крутом переломе.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, против Н. И. Бухарина.

Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома».

Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты политической системы. Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества.

Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.

Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г.

Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества.

Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.

Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав.

Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции.

«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики.

Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.

Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.

От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма.

Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.

Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества. Накануне суровых испытаний.

тема 7. Человечество во Второй мировой войне (8 ч.). 

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Нападение Германии на Польшу – начало второй мировой войны. Поражение Польши и «странная война» в Европе. Советско-финская война и ее итоги. Нападение Германии на Данию, Норвегию, разгром и оккупация Голландии, Бельгии, Франции. Вступление в войну Италии. Роль У. Черчилля в организации отпора фашистской агрессии. «Битва за Англию». Помощь США Великобритании в борьбе с фашистской агрессией. Принятие принципа ленд-лиза. Тройственный пакт - союз агрессивных держав. «Новый порядок» в Европе. Система экономического порабощения завоеванных стран, оккупационные режимы и коллаборационизм. Фашистская политика геноцида по отношению к еврейскому населению Европы (холокост). Планы немецкой колонизации покоренных земель. Зарождение движения Сопротивления.

Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территорий, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.

Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее Наступление Красной Армии, его итоги.

Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.

Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.

Разгром японских войск в Маньчжурии.

Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.

Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме об основах послевоенного миропорядка. Разногласия между державами-победительницами. Проблемы послевоенных границ стран Восточной Европы, основ их политического устройства. Вопрос будущности Германии, принципы денацификации, демилитаризации, декартелизации, демократизации и их выполнение. Наказание военных преступников. Значение создания ООН, утверждения международно-правовых норм, осуждающих агрессию.

тЕМА 8. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1 ч.)

Причины обострения отношений СССР с Великобританией и США. Разногласия по вопросу политического развития стран Восточной Европы, кризисы вокруг Ирана, Турции и Греции. «Доктрина Трумэна». «План Маршалла» и раскол Европы. Трения в германском вопросе, Берлинский кризис 1948 г. и возникновение двух Германий. Создание системы военно-политических и экономических союзов в Европе. ЗЕС, НАТО, СЭВ, ОВД. Возобновление гражданской войны в Китае и особенности политики «холодной войны» в Азии. Договор в Сан-Франциско и союз США с Японией.

Причины и этапы крушения колониальных империй после Второй мировой войны. Интервенция Франции в Индокитае. Проблемы выбора пути развития освободившимися странами. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации и соперничество между СССР и США за влияние на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Глобализация системы союзов и локальные конфликты. Война в Корее. Борьба за влияние на Ближнем Востоке. Карибский кризис, война США во Вьетнаме и их влияние на международную безопасность.

тема 9. СССР в 1945 – 1953 годах. (3Ч). 

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

тема 10. СССР в 1953 – середине 1960-х гг. (2ч). 

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.

Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис.

1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

ТЕМА 11. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI века. (5ч).

 «Холодная война» и общество. Маккартизм и президентство Д. Эйзенхауэра. Война во Вьетнаме и ее влияние на американское общество. Президентство Р. Никсона, «уотергейтский скандал» и кризис доверия к власти в США. Кризисы времен «холодной войны» в Западной Европе. Отставка А. Идена в Англии. Политический кризис 1958 г. во Франции. Противоречия индустриального общества и их обострение в конце 1960-х - 1970-х гг. Падение эффективности институтов «государства благоденствия». «Красный май» 1968 г. во Франции. Радикальные и террористические группировки

Президентство Р. Рейгана. США в роли мирового лидера. Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США, Великобритании, ФРГ, Франции. Изменение методов государственного регулирования экономики. Приватизация государственной и муниципальной собственности, содействие малому бизнесу, налоговые льготы корпорациям. Переход к информационному обществу в развитых странах. Интеллектуализация трудовой деятельности, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, перемены в социальной структуре общества. Администрация У. Клинтона и концепция «третьего пути». США в начале XXI в. Сближение позиций ведущих политических партий в странах Западной Европы.

Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению тоталитарных режимов в Восточной Европе. Коминформ как институт руководства СССР правящими партиями восточноевропейских стран. Советско-югославский конфликт. Восстания в ГДР (1953) и Венгрии (1956), события 1968 г. в Чехословакии, кризис в Польше в начале 1980-х гг. Роль Организации Варшавского договора в обеспечении интересов СССР в Восточной Европе. «Доктрина Брежнева». Особенности демократических революций в Восточной Европе в конце 1980-х гг. Опыт и первые итоги демократического развития. Причины кризиса и распада Югославии. Конфликты вокруг Боснии и Косово.

Образование СНГ. Развитие взаимоотношений входящих в него стран. Образование ГУАМ. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве. Самопровозглашенные республики. Россия и миротворчество в СНГ. Особенности политического и социально-экономического развития стран СНГ. Проблемы развития сотрудничества между ними.

тема 12. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. (3ч). 

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева От власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.

Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток— Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

тема 13. Перестройка в СССР (1985 – 1991)(3ч). 

Реформа, политической систeмы. Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов. М.С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная, политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 nr. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

тема 14. пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке. (2ч). 

Политические, социально-экономические реформы в Японии после Второй мировой войны. Японское «экономическое чудо» и его предпосылки. Особенности политики в области образования, технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских корпорациях. Использование опыта Японии новыми индустриальными странами. Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг: общие и особые черты развития. Второй эшелон новых индустриальных стран. Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Финансово-экономический кризис 1997 г. в Азии.

Провозглашение КНР и реформы социалистической направленности в Китае. Содействие СССР преобразованиям в Китае. Социально-политические эксперименты в КНР: «большой скачок», «культурная революция». Роль Мао Цзэдуна в развитии Китая. Ухудшение советско-китайских отношений. Китай и режим Пол Пота в Кампучии. Вьетнамо-китайская война. Американо-китайские отношения и проблема Тайваня. Курс прагматических реформ Дэн Сяопина. Аграрные реформы, введение элементов рыночной экономики. Проблема демократизации и события на площади Тянанмынь в 1989 г. Нормализация советско-китайских отношений. Россия и Китай: перспективы взаимоотношений.

Завоевание Индией независимости и раскол страны по религиозному признаку. Индо-пакистанские войны. Особенности реформ и политики модернизации в Индии. Отмена кастовой системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зеленая революция». Проблема роста народонаселения. Советско-индийские отношения, содействие СССР в развитии тяжелой промышленности Индии. Внешняя политика Индии. Индия как основатель движения неприсоединения. Противоречия Индии с Китаем, Пакистаном. Индия и Пакистан как ядерные державы.

тема 21. Исламский мир: единство и многообразие. 

Понятие «исламский мир». Подъем национально-патриотического, освободительного движения в странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока в 1950-1960-е гг. Освобождение Алжира от колониального гнета, антимонархические революции в Египте, Ираке, Сирии. Военные, националистические режимы и пути их эволюции. Арабо-израильский конфликт как фактор сплочения исламских стран. Традиционалистские, монархические режимы в исламском мире и попытки его модернизации. Ослабление влияния СССР и США на Ближнем и Среднем Востоке, укрепление исламского фундаментализма. Исламская революция в Иране, фундаментализм в Афганистане. Фундаментализм и международный терроризм. Источники единства и разобщенности исламских стран. Ближневосточный конфликт и исламские страны. 

Пути стран Африки к независимости. Решения ООН о деколонизации и «год Африки». Распад португальской колониальной империи. Система  апартеида на юге Африки и ее крушение. Проблемы развития на Африканском континенте. Беднейшие страны мира. Опыт неудачи попыток выбора социалистической ориентации в странах Африки. Сепаратизм, межплеменные и региональные конфликты в странах Африки. Роль ОАЕ (АС) мирном решении споров на Африканском континенте. 

Предпосылки модернизации в Латинской Америке. Особенности политического развития латиноамериканских стран. Роль армии в государствах Латинской Америки. Режим X. Перона в Аргентине. Революция на Кубе и ее влияние на латиноамериканские страны. Политика США в Латинской Америке. Программа «Союз ради прогресса». Левое правительство и военный переворот 1973 г. в Чили. Модернизация и диктаторские режимы. «Экономическое чудо» в Бразилии. Новый, демократический этап развития латиноамериканских государств в 1990-е гг. Опыт интеграции латиноамериканских стран

тема 15. россия в конце xx – начале xxi века (4ч). 

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г;). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России.

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение -России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.

Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. ТЕМА 16. МИР НА ПОРОГЕ XXI века. (4 ч.)

Наука и техника в межвоенные годы. Возникновение химической физики, развитие энергетики, достижения медицины. Развитие ракетной техники и создание ядерного оружия. Достижения в освоении космоса, совершенствовании транспорта. Биохимия, генетика, трансплантология, электроника и робототехника. Исследования культуры народов, особенностей локальных цивилизаций, стадий (этапов) цивилизационного развития. Дж. Кейнс и М. Фридман о макроэкономике, методах управления экономическими процессами в рамках рыночной экономики. Идеи обусловленности любых перемен в обществе его традициями, социокультурными факторами. Изучение групповой и индивидуальной психологии, 3. Фрейд и К. Юнг. Теория «конца идеологии» 1970-х гг. и «реидеологизация» 1980-х гг.

Традиционные и новые направления в изобразительном искусстве, архитектуре. Значение познания мира средствами искусства. Обогащение языка символов. Характерные черты стиля модерн, экспрессионизма, примитивизма, кубизма, абстракционизма, футуризма, конструктивизма. Многообразие форм поп-арта. Постмодернизм, характерные черты. Художественное творчество. Критический, психологический, интеллектуальный, социалистический реализм. Авангардизм в художественной литературе. Экзистенциализм, социальная утопия. Театральное искусство новой эры. Хеппенинг, инвайронмент. Характерные черты массовой культуры. Молодежные субкультуры. СМИ и подъем национальных культур стран Азии, Африки, Латинской Америки.

 Военная угроза человечеству. Рост числа ядерных держав, угроза распространения химического и бактериологического оружия. Опасность локальных, региональных конфликтов, повреждения экологически опасных объектов. Международный терроризм. Проблема сырьевых, энергетических, водных ресурсов, плодородия почвы и ограниченности возможностей развития. Загрязнение среды обитания людей промышленными  отходами, угроза климатической катастрофы. Развитие международной торговли, интернационализация производства и капитала. Формирование транснациональных корпораций и новые возможности международного разделения труда. Роль ТНК в современной мировой экономике. Кризис национальной системы управления экономическими процессами и проведения социальной политики как итог глобализации экономической жизни. Конфликт интересов ТНК и национальных государств.

Итоговое повторение и ОБОБЩЕНИЕ (2Ч). 


п/п

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Контрольных работ

1

Мир на рубеже XIX-XX вв.

1

1

2

Тема 1.Россия на рубеже XIX – XX вв.

5

3

Тема 2. Первая мировая война.

3

4

Тема 3 Человечество после Первой мировой войны.

2

1

5

Тема 4. Великая российская революция 1917 – 1921 гг.

6

6

Тема 5. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису

5

7

Тема 6. СССР на путях строительства нового общества.

9

1

8

Тема 7. Человечество во второй мировой войне.

8

1

9

Тема 8. Мировое развитие  и международные отношения в годы «холодной войны».

1

1

10

Тема 9. СССР в 1945-1953 гг.

3

11

Тема 10. СССР в 1953-середине 60-х гг. XX в.

2

12

Тема 11. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в.

5

13

Тема 12. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.

3

1

14

Тема 13. Перестройка в СССР (1985-1991)

3

15

Тема 14. Пути модернизации в Азии, Африке и Лат. Америке.

2

16

Тема 15. Россия в конце XX – начале XXI века

4

17

Тема 16. Мир на пороге XXI века.

5

18

Итоговая контрольная работа по курсу  истории XX – нач. XXI века

1

1

ИТОГО

68

7

7. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы: 

УМК: 

1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. Учеб. для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Русское слово, 2013.

2. Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование. М. Русское слово, 2007.

3. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX-начало XXI века. М., Просвещение, 2012.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений: История: 6-11 классы. М., Просвещение, 2009.

5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России XX век. Вып. 1-3. М.: Просвещение, 2012.

Учебные пособия 

1. Андреевская, Т.П., Викторов Ю.М. Задания-тесты. История зарубежных стран: конец XIX-XX век. СПб.: СМИО Пресс, 2000.

2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. История. 2009 / ФИПИ авторы-составители: А.В. Биберина, Е.А. Гевуркова, Е.В. Пчелов, Д.А. Фадеева М.: Интеллект-Центр, 2012.

3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. История / ФИПИ авторы-составители: Гевуркова Е.А., Биберина А.В., Пчелов Е.В., Фадеева Д.А. М.: Эксмо, 2011.

4. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. История. 9 класс / ФИПИ авторы- составители: Гевуркова Е.А., Биберина А.В., Пчелов Е.В., Фадеева Д.А. М.: Астрель, 2011.

Информационно-методическое обеспечение и средства обучения

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история: XX –нач. XXI век. – 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Алексашкина Л.Н. – 8 изд., исправл. и дополн./ -

М., Мнемозина, 2011, 295 с.

2. Кадневский В.М. Тесты по истории России 20 века :9-11 классы.-2-е изд.-М,:Айрис-пресс, 2004.

3. История России. 9-11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. - Волгоград: Учитель, 2007.

4.Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .-6-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.

5. Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002-2010

7. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат,1991.

8. Исторические силуэты/ Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991

9. Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. –Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.

Дополнительная литература для учащихся:

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по истории России XX –  начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007.

2. Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.

3. Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А. Залеский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «издательство Астрель»: ОАО «ВЗОИ», 2004

4. Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.

5. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001

6. Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО «Издательство «Росмэн-пресс»»,2002

7. Л.Б.Яковер. Справочник по истории Отечества. - М.: Сфера, 1996

8. А.А.Данилов. Справочник школьника: История России. XX век. — М.: Дрофа, 1999.

9. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. - М.: Дрофа, 2007

Мультимедиаресурсы, видеокассеты

1. Виртуальная школа КМ. Уроки отечественной истории KM XIX-XX века.

2. Виртуальная школа КМ. Уроки всемирной истории КМ. Новейшая история.

3. Большая энциклопедия России. Великие люди России.

4. Император Николай II.

5. XX век. ( серия видеокассет)

6. Обыкновенный фашизм (видеофильм).

7. Первая мировая война (видеофильм)

8. Великая Отечественная война (видеофильм).

9. Мультимедийные презентации по всем темам курса

Ресурсы Интернета

http://www.history.inc.ru/

http://lichm.narod.ru/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan/index.php

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2d93c4a-5cb4-42b9-a38c-649ca28fd9f4/

http://www.zadachi.org.ru/?n=7937

http://www.dazzle.ru/spec/iir5508.shtml

http://www.5ballov.ru/referats/preview/33170

http://www.krotov.info/history/solovyov/lichmanl.html

http://www.ancient.ru/

http://www.rulers.narod.ru/

http://www.hronos.km.ru/

http://www.hist.msu..ru/ER/Etext/index.html

Настенные исторические карты

Всеобщая история

Территориально-политический раздел мира с 1876 по 1914 год.

Первая мировая война Западная Европа в 1918-1923 г.г.

Западная Европа в 1924 - 1939 г.г.

Вторая мировая война

Политическая карта мира

Евразия

Южная Америка

США

СЭВ

Мир в начале XX века.

Ближний Восток во 2-ой половине XX века.

Страны Юго-Восточной и Восточной Азии во 2-ой половине XX века.

Территориальные изменения в Западной Европе после I мировой войны.

История России

Русско - японская война (1904 - 1905 г.г.)

Революция 1905 - 1907 г.г.

Россия в 1907-1914 г.г.

Первая мировая война ( см. в нов. истории)

Октябрьская революция.

ВОСР и гражданская война.

Гражданская война и интервенция (1918 — 1919)

Гражданская война и интервенция (1919 - 1920)

Индустриальное развитие России в годы первых пятилеток (1928 – 1940-х г.)

Российская империя в начале XX века.

Великая Отечественная война

Восстановление разрушенного хозяйства. 1946 – 1960 г.г.

Народное хозяйство в 1961 - 1985 г.г.

Союз Советских Социалистических республик.

Российская империя в начале XX века.

Мир в начале XX века. (см. новейшая история)

Революция в 1905-1907 г.г.

Россия в 1907- 1914 г.г.

Первая мировая война

Становление Советской власти 1917-1922 г.г.

Россия в составе СССР (20-30 г.г. XX века)

Экономическое развитие СССР в 1926-1940 г.г.

Великая Отечественная война.

Вторая мировая война.

Сталинградская и Курская битвы (схемы)

СССР в 1946-1990 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...