методическая разработка
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

ПРОСАНДЕЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

конспект урока и презентация по теме: "Смутное время России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_smuty_tekst.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Зачетная работа

Работу выполнила:

Просандеева И.Н.

Преподаватель ГБОУ ПЛ «Приморский»

Санкт-Петербург 2012

Методическая работа  по предмету «История» на  тему «Смутное время в российской истории» при подготовке учащихся  к ЕГЭ

Работа представляет собой разработку 3-х уроков:

Урок 1 - Начало Смуты

Урок 2 -  Смута: кризис общества и государства

Урок 3 - Спасители Отечества. Конец Смуты

Уроки разработаны  по единой структуре, которая включает в себя 2 варианта оборудования урока:

 Вариант 1: карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.», раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2:  презентация, раздаточный материал

Уроки включают устную и практическую работу учащихся и самостоятельную домашнюю работу.

В приложении представлены распечатанные слайды  3-х презентаций по соответствующим темам.


УРОК 1

Тема урока: Начало Смуты

Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории

Задачи:

  • повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже XVI-XVII вв
  • определить причины Смуты
  • охарактеризовать политику Б.Годунова

Оборудование:

Вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

План урока

1.Причины Смуты

2.Борис Годунов.

3. Лжедмитрий I

Ход урока:

  1. Постановка проблемы.

- Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?

- Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?

 

   По ходу беседы выясняем причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.

  1. При варианте 1 – часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.(Слайд.3)

Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)

Работа с учебником

- Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но  этих спокойных лет не было»

Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из  §20.(слайд.4)

Работа с документом.

Из труда историка Н. М. Карамзина:

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»

С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?

С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.

СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.

Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова, основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.

  1. Пополнение галереи- Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I»(слайд.5)

Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I

- Объяснитевыражение В.О,Ключевского : «испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста»

Выполняем задание.(слайд.6)

Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного исторического лица.

«Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и сапоги на огромных каблуках».

- Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?

- Чем закончилось его правление?

Закрепление. Дискуссионное задание.(слайд.7)

- Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?

- Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.

Домашнее задание(слайд.8): §20, задание1(письменно)


УРОК 2

Тема урока:   Смута: кризис общества и государства

Цель: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.

Задачи:

  • Охарактеризовать правление В.Шуйского
  • Дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова
  • Осветить ход борьбы с польскими интервентами

Оборудование

Вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

План урока

  1. Василий Шуйский
  2. Восстание под предводительством И.Болотникова
  3. Лжедмитрий II
  4. Семибоярщина

Ход урока

Проверка д/з

  1. Пополнение портретной галереи – В.Шуйский и краткая биографическая справка

    ( опережающее задание) (слайд.3)

Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского

Беседа по вопросам:

-Что общего и приходе к власти Василия Шуйского и Бориса  Годунова?

-В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?

  1. Работа с учебником.(слайд.5)

Самостоятельная работа с текстом учебника § 20 стр.144-146 и заполнение таблицы:

Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.

Предводитель

Соратники

Территория

Социальный состав

Цели

Ход военных действий

Причины поражения

  1. Портретная галерея – Лжедмитрий II (слайд.6)

Рассказ учителя с опорой на схему:

     Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.(слайд.7)

Лжедмитрий II                                                       Василий Шуйский

Открытая  интервенция (слайд.8)

боярскому правительству.

                                                                                      Семибоярщина

        

Работа с текстом

Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании королевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:

«Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели придёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разоренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.

А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.

Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких государственных дел быть по-прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.

Прежних обычаев и чинов не переменять и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.

Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».

С1. Какое название получили в российской истории события, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось правительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?

С2.Назовите не менее трёх условий, поставленных перед королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.

С3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).

Закрепление.(слайд.9)

- Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?

-Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?

Домашнее задание  (слайд.10): §20, задание 3, стр.147 (письменно)


УРОК 3

Тема урока: Спасители Отечества. Конец Смуты

Цель : осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами

Задачи:

  • Закрепить понятие «подъем национального самосознания в период Смуты»
  • Показать, как в ходе Смуты изменились представления о государстве и царе

Оборудование: 

Вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.», раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

План урока

  1. Первое ополчение
  2. Второе ополчение
  3. Избрание Михаила Романова на царство

Ход урока

  1. Портретная галерея(слайд.3) – патриарх Гермоген, сообщение «Несгибаемый патриарх»

Задание(слайд.4) :самостоятельная работа с учебником и заполнение таблицы «Первое ополчение».

Состав и руководители

Хроника фактов

Беседа по вопросам (слайд5)

- Какую позицию заняли бояре и поляки во время продвижения ополчения к Москве?

- Почему Первое ополчение потерпело поражение?

  1. Портретная галерея(слайд.6) – К.Минин и Д. Пожарский, краткие биографические справки (опережающее задание).

Рассказ учителя о формировании Второго ополчения с опорой на карту и презентацию.

Беседа по  вопросам:

-В чем проявилась мобилизирующая роль Русской православной церкви на данном этапе Смуты?

-Чем, по вашему мнению, объясняется полная победа патриотических сил в октябре 1612 г.?

  1. Работа с документом

Из исторического очерка:

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых. Романовы оказались той посредственностью, которая устраивала всех».

С1. О каком событии идёт речь в историческом очерке? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

С2. Почему   предпочтение   было  отдано   Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

С3. Какие социально-политические события предшествовали началу правления династии Романовых на российском престоле? Укажите не менее двух событий. Кто был первым представителем этой династии?

Закрепление.(слайд.8)

-Докажите, что «только самодержавное правление в тех условиях способно было сплотить вокруг себя общество».

-Итоги Смуты. (запись в тетрадь).

Д/З (слайд.9):

 §20, заполнить таблицу:

Периоды Смутного времени

Хронологические рамки периода

Основные события

Характеристика противоборствующих сил

Основные действующие лица

Итоги периода, его значение

Используемая литература и источники

  1. Волобуев О.В., ,Клоков В.А., ,Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История . Россия и мир – учебник для общеобразовательных учреждений 10 класс,  - Дрофа. Москва, 2012  

  1. Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2012
  2. Энциклопедия  Истории России 882-1917. «Интерактивный мир»
  3. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pseudo-Dimitrij.jpg
  4. http://www.liveinternet.ru/users/3342196/post127513008/ 
  5. http://www.pravoslavie.ru/put/print43611.htm 
  6. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tushino.jpg 
  7. http://pl.wikipedia.org/w/index.php?title=Plik:Defense_of_Troitse-Sergiyeva_Lavra.PNG&filetimestamp=20080216173726 
  8. http://rusk.ru/newsdata.php?idar=55108 
  9. http://www.historbook.ru/Smuta1.html 
  10. http://xronika.az/foto/603-ot-iova-do-kirilla-16-patriarxov-moskovskix-i.html 
  11. http://history.sgu.ru/?wid=602


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...