Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Рабочая программа факультативного курса в 5 классе ФГОС ООО. Программа рассчитана на 34 часа. Включает в себя теоритическую и практическую часть. Основная задача курса - развитие интереса к истории. Курс предусматривает работу  с дополнительной литературой, интернетресурсами, изготовление своими руками исторических моделей из пластилина, солёного теста, фольги, разных видов бумаги. Материал проектных работ в конце года может быть представлен на научно-практических конференциях, выставках. Тематический план включает следующие разделы: 1. Первобытное искусство, Египет, Индия, Китай, Греция, Рим. Курс отвечает требованиям ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_5_klass_fgos_ooo.rar15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа

деревни Медвежьи Озёра Щёлковского муниципального района Московской области

Методическое объединение социально-гуманитарного цикла

Предмет: история

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

 « НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ОБЫКНОВЕННЫХ ВЕЩЕЙ»

   Уровень образования              5 класс  (ФГОС ООО)

    Количество часов                     5 класс  (34 часа)

    Учитель, категория                  Полякова Анна Анатольевна

                                                            первая квалификационная категория

д. Медвежьи Озёра

2014-2015  уч. год

Пояснительная записка

   Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. А с обществом тесно связана и семья человека.

            Программа курса составлена с учетом того, что  данный период истории является очень сложным, содержит много фактического материала.

В основу программы курса положено сочетание проблемного, цивилизационного и культурологического принципов изучения истории на основе гуманизации.

Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:

- в отборе учебного материала (внимание к традициям культурного наследия, социальному поведению человека, вещам которые его окружают, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);

- в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемому историческому периоду);

- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);

- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися различных исторических эпох, разных типов культур; (с помощью изучения вещей, традиций.)

- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся вглубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, исторические условия, роль ментальных особенностей в мотивации поступков исторических личностей – то, что развивает способность понимания исторических эпох;

- в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;

- в создании атмосферы сотрудничества (живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

- развитие в детях художественно-образного начала, которое способствует формированию активной жизненной позиции.

Актуальность данного курса объясняется  вниманием, уделяемым проблемам в современной школе вообще, и ценностным системам обществ и их составляющих эпох, в частности. Значимость: возможность использования опыта, полученного на занятиях кружка – при  изучении как истории, так обществознания.

                 Курс предназначен   для учащихся 5 класса. Рассчитан на 34 часа.  

 Формы проведения:

1.групповые формы: лекции, беседы;

2.индивидуальные формы работы:  доклады, презентации; создание своими руками творческих моделей исторических объектов из пластилина, фольги, солёного теста и бумаги;

3.подготовка и участие в конференциях, конкурсах;

4.подготовка газет;

5.исследовательская деятельность.

Основная цель  работы.

  • Развить интерес к истории;
  • Приобщать к поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Образовательные.

Углубить и раскрыть знания обучающихся по истории.  Собранные учащимися материалы  широко использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях. Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.

2.Воспитательные.

В целом курс способствует воспитанию патриотизма, гражданского отношения к истории. Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры.

3.Развивающие.

Развить креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками. Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

Результативность

1.В ходе реализации программы курса развивается самостоятельность,   активность обучающихся;

2.Занятия  помогут раскрыть способности детей;

3.Коллективная деятельность будет формировать такие качества как терпимость, тактичность, доброжелательность;

4.Приобщение детей к творчеству.

               На материале факультатива школьники могут углубить представления о происхождении многих вещей, без которых современные люди не могут обойтись.  Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами, при помощи творческих работ. Основные умения и навыки:

•    анализировать конкретно-исторические сведения;

•    работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);

•    владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;

•   анализировать и сопоставлять факты.

Примерное тематическое планирование

1. Первобытное искусство.

2. Искусство Древнего Египта.

3. Индия в древности.

4. Китай в древности.

5. Искусство Древней Греции.

6. Искусство Древнего Рима.  

ПРОГРАММА КУРСА «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ИСТОРИИ ОБЫКНОВЕННЫХ ВЕЩЕЙ»

РАЗДЕЛ №1.

               Знакомство с деятельностью кружка. Первобытное искусство.

РАЗДЕЛ №2. Египет.

              Архитектура и скульптура. Пирамиды и гробницы. Наземные храмы. Скальные храмовые комплексы. Каноны живописи.  Связь с мифологией. Пирамиды и храмы. Медицина.  Бальзамирование. Гигиена. Физическая культура. Фармакология. Хирургия.  Косметология. Мода. Парики и причёски. Украшения и одежда. Эталоны красоты.  

РАЗДЕЛ №3.  Индия.

                Архитектура и скульптура. Храмы в скалах.  Тадж - Махал. Научные знания. Медицина.   Мода. Сари. Ювелирные украшения.  Мехенди – рисунки хной. Индийские танцы. Литература. Рабиндранат Тагор.

РАЗДЕЛ № 4. Китай.

                 Архитектура и скульптура. Великая китайская стена. Пагода в цвете. Медицина. Календарь. Научные знания. Традиции и обычаи. Мода и причёски. Эталоны красоты. Батик. Мифология. Китайские фонарики. История китайских драконов.

РАЗДЕЛ № 5. Греция.

               Архитектура и скульптура. Храмы. Ионические и дорические  колоны.  Греческие сосуды. Мифология. Подвиги Геракла. Созвездия, названные в честь мифических героев. Научные знания.  Пифагор, Евклид, Архимед. Медицина. Олимпийские игры. Мода и причёски. Ономастика.

РАЗДЕЛ № 6. Рим.

                             Архитектура и скульптура. Колизей.  Пантеон. Базилика Святого Петра в Ватикане.  Акведук.  Мощёные дороги.  Храмы. Римская мифология. Ономастика. Римский календарь. Римская мода. Одежда и обувь. Причёски.  

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ВЕЩЕЙ». 5 КЛАСС ФГОС ООО

Наименование разделов и тем

Дата проведения

План

Факт

РАЗДЕЛ №1.  ВВЕДЕНИЕ. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА.

1.

 Знакомство с деятельностью кружка.

сентябрь

2, 3

 Первобытное искусство.

сентябрь

сентябрь

РАЗДЕЛ №2. ЕГИПЕТ.

сентябрь

4.

Архитектура и скульптура Древнего  Египта.

сентябрь

5.

Мифология.

октябрь

6.

Научные знания.

октябрь

7.

Мода.

октябрь

8.

Практическое занятие. Создание рельефа, выполнение рисунка в рамках  канона.

октябрь

РАЗДЕЛ № 3. ИНДИЯ.

9.

Архитектура и скульптура Древней Индии.

ноябрь

10.

Мифология.

ноябрь

11.

Научные знания. Литература.

ноябрь

12.

Мода.

декабрь

13.

Практическое занятие. Создание рисунка мехенди.

декабрь

РАЗДЕЛ №4. КИТАЙ.

14.

Архитектура и скульптура Древнего Китая.

декабрь

15.

Традиции и обычаи Китая.

декабрь

16.

Научные знания.

январь

17.

Практическое занятие. Создание модели на выбор: пагода, китайский дракон, китайские фонарики.

январь

РАЗДЕЛ №5. ГРЕЦИЯ.

18,19.

Архитектура и скульптура Древней Греции.

январь

февраль

20.

Научные знания.

февраль

21,22.

Мифология.

февраль

февраль

23.

Мода.

март

24.

Практическое занятие. Вазопись.

март

РАЗДЕЛ №6. РИМ.

25,26.

Архитектура и скульптура Древнего Рима.

март

апрель

27.

Научные знания.

апрель

28,28.

Мифология.

апрель

апрель

29,30.

Традиции  и обычаи.

апрель

май

31.

Римское наследие.

май

32.

Практическое занятие.

май

33, 34.

Итоговое занятие.

май

Итого:

 34 часа

                 

Литература

  1. Дьякова О.А. Игры для школьников. М.,1980.
  2. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М.,2002.
  3. Рабинович Е. Г. Судьба вещей. М., 1983.
  4. Я познаю мир: Дет энцикл. : История / Сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М.: ТКО «АСТ», 1995. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М.: Просвещение, 1993.
  5. Ганс Райхард « Древние греки» Слово 1994г.
  6. Ганс Райхард «Семь чудес света» Слово 1994г.
  7. История искусств. Минск «Литература» 1997г
  8. Куликов А. Н. Герои и боги: Египет. Тверь. Издательство «Полина».1994г.
  9. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М. «Просвещение» 1980г.

Электронные пособия и ресурсы:

  1.  Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007
  2.  Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004.

Ресурсы Интернет:

  1. http://www.school.edu.ru
  2. http://window.edu.ru
  3. http://standart.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

викторина "Необыкновенные истории обыкновенных вещей"

Викторина "Необыкновенные истории обыкновенных вещей" разработана для учащихся 5-6 классов...

экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "мягкое чудо" о истории подушки

краткий 20 минутный экскурс в историю привычных предметов - подушки....

Экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Что за чудо деревянная ложка"

Краткий 20 минутный экскурс в историю деревянной ложки....

экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Эх,валенки.."

Краткий экскурс в историю уникальной обуви - валенок....

Презентация для урока родной русской литературы "Необыкновенное в обыкновенном" (По книге "Дом над Двиной" Е.Г.Фрезер), 9 класс

Мемуарный материал как вариант подготовки и к итоговому сочинению для старшеклассника. Девятиклассники с интересом читают текст, фрагменты обсуждаем на уроке: прочитали, осмыслили, сказали (отвечаем н...