СССР в 1953-1964 гг. (урок с элементами технологии проектной деятельности).
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Пирогов Сергей Иванович

На данном уроке предстоит решить следующие задачи: на основе анализа фактов и исторических событий обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг., определить основные направления политики СССР в данный период, систематизировать знания в отношении событий и личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка итогового урока по истории

Тема: СССР в 1953-1964 гг.

I. Цель урока: На основе анализа фактов и исторических событий обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.

Задачи:

Образовательные: Определить основные направления политики, систематизировать знания в отношении событий и личности.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, толерантности, самостоятельности и интереса к истории;

Развивающие: развитие навыков коммуникативного общения, поиска необходимой информации в нескольких источниках, формирование умения отделять существенно- важные аспекты от второстепенных, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

II. Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Вводное слово учителя о целях и задачах урока и актуальности полученных знаний.
  3. Лабораторно – практическая работа


3.1 Работа с классом на знание дат (часть А - работа в системе обучения , тестирования и голосования VOTUM, часть Б – работа в группах)

3.2. Работа на выполнение заданий по систематизации фактов ( часть Б – работа в группах по модели «Обмен знаниями»)

3.3. Работа на выполнение заданий по анализу исторической ситуации (исследование)

3.4 Работа на выполнение заданий анализа исторических версий и оценок (часть С – модель «Мини –дебаты»)

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание


III. Содержательные элементы, которые будут проверяться в ходе урока:

XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического ростаСССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. (Кодификатор ЕГЭ на 2013 г. – 3.2.12, 3.2.15)

IV. Виды заданий на:


хронологию событий


систематизацию фактов;


анализ исторической ситуации;


анализ исторических версий и оценок


V. Характерные для данной эпохи документы, которые использовались на уроке:

1. Из постановления Пленума ЦК КПСС (7 июля 1953 г.)

2. Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Маленкова Г.М., Кагановича Л.М., Молотова В.М.» (29 июня 1957 г)

3. Доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

4. Из программы КПСС, принятой ХХII съездом партии (октябрь 1961 г.)


5.Из резолюции июньского (1959 г.) Пленума ЦК КПСС "О работе партийных и советских организаций и советов народного хозяйства по выполнению решений ХХI съезда КПСС об ускорении технического прогресса в промышленности и строительстве".

6. Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата", 14 октября 1954 г."


VI. Закрепляемые умения и навыки

  • Проводить поиск исторической информации в источниках
  • Анализировать источник исторической информации
  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • Группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • Систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса;
  • Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.



Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка наличия учебного материала, дополнительных текстов, формирование групп) – 2 мин
  2. Вводное слово учителя о целях , задачах урока и актуальности полученных знаний. – 1 мин. ( Цель занятия: проанализировать развитие страны после смерти Сталина, выделить главные этапы и направления внутренней и внешней политики СССР в данный период, закрепить знания основных дат, фактов, событий. История распорядилась так, что перемены, происшедшие в СССР в 1950-1960 гг., оказались связаны с именем Н.С. Хрущева. Перед нами стоит задача – выяснить на основе анализа документальных и иных источников, с которыми вы знакомились при подготовке домашнего задания, особенности и характер изменений в советском обществе в политической, экономической и духовной сфере. Выяснять мы будем путем проведения лабораторно-практического задания: т.е вы самостоятельно будете выполнять задания и закреплять знания, полученные на предыдущих уроках и в ходе самостоятельного изучения. За вашей работой будут наблюдать два эксперта– аналитика, которые в конце урока дадут анализ работе класса и каждому ученику отдельно. )
  3. Лабораторно – практическая работа


3.1 Выполнение заданий на хронологию событий.

часть А.

- проверяются базовые знания хронологии

- тесты из 10 заданий, один ответ из четырех

- форма работы – интерактивная система обучения, тестирования и голосования VOTUM

- время работы –
5 мин

  • Задания на хронологию событий:
    часть А
  1. Когда началось освоение целинных земель?


1. 1953 2. 1954 3. 1959 4. 1962.

  1. Какая международная организация была создана в 1955 году?
  1. Организация Варшавского договора 2) Организация Объединенных Наций

4)Совет экономической взаимопомощи 4) Североатлантический блок

  1. Какая из названных дат связана со сменой высшего государственного руководства в СССР? 1. 1953 г. 2. 1962 г. 3. 1976 г. 4. 1988 г.
  2. Массовые выступления рабочих в Новочеркасске произошли в
  1. 1953 г. 2. 1962 г. 3. 1977 г. 4. 1982 г.
  1. Какой из указанных периодов получил название «оттепель»?
  1. 1945 – 1953 гг. 2. 1953 – 1964 гг. 3. 1964 – 1985 гг. 4. 1985 – 1991 гг.
  1. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И. Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события. «…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».
  1. 1954 г. 2. 1962 г. 3. 1975 г. 4. 1985 г.
  1. Когда был запущен первый искусственный спутник

1)4.10.1957    2)10.11.1957    3)12.04.1961     4)10.11. 1961

  1. Когда был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах? 1. 1956 2. 1957 3. 1959 4. 1962


9. Когда произошли Венгерский и Суэцкий кризис 1. 1953 2. 1957 3. 1956 4.1962

10. Когда произошел Карибский кризис

1. 1953 2. 1957 3. 1956 4.1962

(После выполнения задания проводится анализ общей и индивидуальной статистики, определяется % выполнения, выводится на экран)

часть Б 

- систематизация событий, построение правильной последовательности

- 4 задания

- работа в группах по карточкам на время

- время работы
5 мин

  1. Соотнесите даты и события: -


а) 1953 г.


1) попытки проведения реформ в Венгрии и ввод в страну советских войск


б) 1962 г.


2) подписание перемирия в Корее


в) октябрь - ноябрь 1956 г.


3) Берлинский кризис


г) май 1955 г.


4) Карибский кризис



5) подписание странами социалистического лагеря Варшавского договора


  1. Расставьте события в хронологическом порядке.


1. Избрание Л.И. Брежнева первым секретарем ЦК КПСС 2. Отстранение от власти Л.П. Берии 3. 20 съезд КПСС 4. Начало освоение целины 5. венгерский кризис

3. Соотнести события и даты


1.27 марта 1953


А. Первый полет человека в космос


2.26 июля 1953


Б. Амнистия по случаю смерти И.В. Сталина


3.25февраля 1956


В. Арест Л.П. Берия


4.12 апреля 1961


Г. Доклад Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС



Д. Визит Н.С. Хрущева в Америку.




4.Расположите события в хронологической последовательности: 1. начало создания совнархозов
 2. антикоммунистическая революция в Венгрии 3. создание Информационного бюро коммунистических и рабочих партий 4. образование Организации Североатлантического договора (НАТО) 5. начало освоения целинных земель ( устная проверка выполненного задания)

3.2 Выполнение заданий на систематизацию фактов.

- часть Б – задания с кратким ответом, позволяют проверить, кроме базовых знаний, умения извлекать информацию, классифицировать и систематизировать факты

- форма работы групповая

- модель «Обмен знаниями»

- Общий вопрос для групп: Какие важные события произошли в жизни страны в экономике, политике, культуре? )

- Время выполнения -
7 мин

  • Задания на систематизацию фактов:


1 группа

1. По какому принципу образованы ряды?

а) А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, С. М. Эйзенштейн, Д. Д. Шостакович

б) снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочей недели, массовое строительство жилья, повышение пенсий

2 группа

1. А. Что (кто) является лишним в ряду? Страны, находившиеся под советским влиянием в начале 1950-х гг.: Болгария. Венгрия. Югославия . Чехословакия

Б . Отметьте черты, характеризующие развитие сельского хозяйства СССР в 1953—1964 гг.:

а. развитие семейных ферм б. сокращение посевных площадей в. принудительное преобразование части колхозов в совхозы г. ликвидация МТС, насильственная продажа сельскохозяйственной техники колхозам д. отказ государства от регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию е. принудительное внедрение посевов кукурузы

3 группа

3. О ком (чем) идет речь?

А. Об этом советском руководителе К. Т. Мазуров написал следующие строки: «В моем сознании существуют два ________________. Один — реформатор, в хорошем смысле слова, который вел к новой политике, новым методам работы в партийных организациях. А потом, после XXII съезда, его как кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу программу, в которой было сказано, что в 80-х годах мы уже в коммунизме будем, то ли чье-то влияние».

Б. Термин, обозначающий деятельность, не считающуюся с объективными условиями, характеризующуюся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Этот термин используется при характеристике деятельности руководителей, принимающих волевые решения на основе исключительно личных убеждений______________

4 группа

4. О ком (чем) идет речь?

а) Современные историки так характеризуют итого руководителя: «Будучи сам продуктом определенной эпохи, (он) хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно».

б) Термин, характеризующий конфронтацию социалистических и капиталистических стран в период с 1945 по 1990 г. Впервые этот термин использовал американский журналист У. Липпман. Характерной чертой конфронтации стала широкомасштабная гонка вооружений.

( Обсуждение. Ответ на поставленный вопрос)

3.3 Выполнение заданий на анализ исторической ситуации:

- Задания группы С, требуют развернутого ответа. Позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся.

- Форма работы – групповая

- Дополнительные источники- тексты документов

- Модель: исследование, составление таблицы


Направления в развитии страны после смерти Сталина


Причины, определившие направления


Значение доклада на 20 съезде


Перемены в стране после 20 съезда














- Время выполнения – 8 мин

  • анализ исторической ситуации:
  1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.


После смерти И.В. Сталина в 1953 г. Перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.

Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не менее трех направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений?

(Укажите не менее двух причин).

2.В феврале 1956 года состоялся 20 съезд КПСС. В последний день этого съезда на закрытом заседании выступил Н.С. Хрущев с «секретным» докладом, в котором обвинил Сталина в многочисленных преступлениях и нарушениях законности, в отходе от «ленинских принципов руководства» Какое значение имел доклад Хрущева ? (Назовите не менее двух). Что означает «культ личности»? Какие перемены произошли в стране ? (назвать не менее трех)

3.4 Выполнение заданий на анализ исторических версий и оценок:

-Задания, позволяющие раскрыть знание истории и умения работать с историческим материалом. Предусматривает развернутый ответ, позволяет систематизировать знания.

- Дополнительная литература - тексты резолюций.

- Модель: Мини – дебаты

- Время выполнения -
10 мин



1. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС:

1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2.Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

2. Существуют две точки зрения на время начала «оттепели»
( при наличии времени)

1. Она началась при жизни И.В. Сталина, во второй пол. 1940-х – начале 1950-х гг.

2. Она началась после смерти И.В. Сталина.
Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не
менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими
избранную вами точку зрения.

4. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя . Всё-таки Н.С.Хрущёву удалось вырвать нашу страну из оцепенения предшествующей эпохи. Прошёл страх от репрессий, строились дома, которые назвали хрущёвками, радовали успехи в освоении космоса, но обыденная жизнь простых советских людей оставалась трудной: затруднения с продовольствием, жильём. Эксперименты Хрущёва зачастую были противоречивы и непоследовательны. Поэтому отставка Хрущёва не вызвала протеста в обществе. Противоречивость хрущёвских преобразований объяснялась невозможностью либерализации в условиях коммунистической тоталитарной системы.

Выступление аналитиков о работе на уроке.- 2 мин

Выставление отметок- 1 мин

5. Домашнее задание – повторить стр. 67-112 учебника ( на доске)


Используемые источники на уроке:

Из программы КПСС, принятой ХХII съездом партии (октябрь 1961 г.)
 Построение коммунистического общества стало непосредственной практической задачей советского народа. Решение задач строительства коммунизма осуществляется последовательными этапами. В ближайшее десятилетие (1961 -- 1970 гг.) Советский Союз, создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдет по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма -- США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся, всем будет обеспечен материальный достаток: все колхозы и совхозы превратятся в высокопроизводительные и высокодоходные хозяйства; в основном будут удовлетворены потребности советских людей в благоустроенных жилищах; исчезнет тяжелый физический труд; СССР станет страной самого короткого рабочего дня. В итоге второго десятилетия (1971 -- 1980 гг.) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. Полностью построение коммунистического общества завершится в последующий период.
 (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е. Т. 10. М., 1986. С. 125, 127 -- 128).

 
Из резолюции июньского (1959 г.) Пленума ЦК КПСС "О работе партийных и советских организаций и советов народного хозяйства по выполнению решений ХХI съезда КПСС об ускорении технического прогресса в промышленности и строительстве".
... За время, прошедшее после ХХ съезда партии, в нашей стране сделан новый крупный шаг в развитии и техническом совершенствовании всех отраслей народного хозяйства. За этот период создано и освоено в серийном производстве свыше 5 тыс. новых ... типов машин... Достижения Советского Союза в мирном применении атомной энергии, реактивной авиации, запуск первых в истории человечества искусственных спутников Земли и первой космической ракеты наглядно показали всему миру, каких высот в науке и технике достиг наш народ за годы Советской власти. Внимание партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций должно быть сосредоточено на устранении серьезных недостатков, которые имеются в работе по техническому совершенствованию всех отраслей народного хозяйства и сдерживают темпы технического прогресса. Пленум ЦК КПСС считает, что эти недостатки в значительной мере порождаются техническим консерватизмом у части хозяйственников и инженерно-технических работников .... Вместе с тем следует признать, что в практике нашего хозяйственного строительства слабо еще используется принцип материальной заинтересованности ... в создании новой техники и быстрейшем внедрении ее в производство. Нередки факты, когда коллективы, осваивающие новую технику, сказываются по оплате труда в худшем положении по сравнению с работниками предприятий, вырабатывающих устаревшую продукцию. (КПСС в резолюциях .... Т. 9. С. 438; 440--442).

 
Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР  "О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата", 14 октября 1954 г."
 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым отметить, что разбухший и требующий больших расходов на свое содержание административно-управленческий аппарат является обременительным для государства. Общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве достигла к началу 1954 г. 44,8 млн человек, из них административно-управленческий персонал составляет 6 млн 516 тыс человек, а это значит, что в среднем из семи рабочих и служащих один является работником управленческого аппарата. Во исполнение решений Центрального Комитета КПСС от 25 января и 3 июня 1954 г. министерствами и ведомствами СССР выработаны меры по улучшению структуры центрального аппарата и подчиненных им организаций и учреждений, проведение которых позволит сократить численность-административно-управленческого персонала не менее, чем на 450 тыс. чел. Экономия от сокращения штатов административно-управленческого персонала министерств и ведомств СССР в расчете на год составит более 5 млрд. руб. В результате ликвидации излишних и параллельно действующих организаций и учреждений только по 46 министерствам и ведомствам СССР упраздняется 200 главных управлений, управлений и самостоятельных отделов, 147 трестов, 93 местных управления, 898 снабженческих организаций, 4,5 мелких структурных подразделений. (КПСС в резолюциях ... Т. 8. С. 440--441).


«О культе личности и его последствиях». Из доклада Н.С.Хрущёва на ХХ съезде КПСС (1956 г.)
В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение, как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям. Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы... Вести борьбу против всяких попыток возродить его... Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства... Полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц.
До сих пор враги мира пытаются уверять, что Советский Союз будто бы намерен ниспровергать капитализм в других странах с помощью «экспорта» революции. Разумеется, среди нас, коммунистов, нет приверженцев капитализма. Но это вовсе не значит, что мы вмешивались или собираемся вмешиваться во внутренние дела тех стран, где существуют капиталистические порядки.

 
Из выступления Н.С.Хрущёва на пленуме ЦК КПСС в июле 1953 г. Договор имеет свою силу, если он подкреплён пушками. Если договор не подкреплён силой, то он ничего не стоит...  Из книги «Н.С.Хрущёв: материалы к биографии» В международных делах, в решении спорных проблем мир возможен, если будут государства ориентироваться не на то, что разделяет современный мир, а на то, что сближает государства. Никакие социальные и политические различия не должны мешать государствам... договориться о том, чтобы принципы мирного сосуществования и дружеского сотрудничества свято и неукоснительно соблюдались всеми государствами... Мы готовы идти на любые шаги для обеспечения мира, в частности в вопросе о разоружении. Но для того, чтобы прийти к соглашению, требуется взаимное желание достигнуть полезных результатов. Готовы ли вы сейчас ликвидировать военные базы на чужой территории и отвести войска в национальные границы? Мы к этому готовы...В наше время, видимо, только сумасшедшие могут надеяться на решение спорных вопросов между государствами путём войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)

Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

"СССР в 1953-1964 гг."( Итоговый урок)

Методическая разработка урока для 11 класса.  Урок состоит из трёх основных частей: проверки изученного в виде тестирования,  групповой работы и подведения итогов. Групповая работа основана ...

Фрагмент урока с использованием технологии проектной деятельности

ЦЕЛИ УРОКА: подготовить учащихся к написанию   сочинения; воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.ЗАДАЧИ УРОКА: развивать умение работать над...

«Моделирование урока с использованием технологии проектной деятельности как формы сотрудничества»

Открытый урок в 6 кл. Проектная деятельность по творчеству М.Ю.Лермонтова....