Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ «МУЗЫ В СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЯХ»
    план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    Колодяжная София Владимировна

         Данная методическая разработка посвящена проблеме выявления роли советского искусства в достижении победы в Великой Отечественной войне.

         Целью разработки было: способствовать овладению обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России через раскрытие особенностей советского искусства времен Великой Отечественной войны.

         Для реализации поставленных целей и задач были использованы такие формы работы как индивидуальная работа, работа с источниками дополнительной информации, написание творческих работ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzy_v_soldatskikh_shinelyakh_urok.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ

    «МУЗЫ В СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЯХ»

    Выполнила:

     учитель истории и обществознания

    МОУ СОШ №88

    первой квалификационной категории

     Колодяжная София Владимировна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Данная методическая разработка посвящена проблеме выявления роли советского искусства в достижении победы в Великой Отечественной войне.

    Разработка рассчитана на обучающихся 9 классов. Планируемое время проведения занятия – 1 учебный час.

         Данная тема является актуальной, так как современное гуманитарное образование предполагает, что обучающиеся должны уметь объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям отечественной истории, достижениям отечественной культуры.

         Целью разработки было: способствовать овладению обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России через раскрытие особенностей советского искусства времен Великой Отечественной войны.

         В связи с этим задачами разработки стали:

         Задачи урока:

    1. Сформировать представление о направлениях и целях советской литературы, живописи и музыки в годы Великой Отечественной войны как средствах, способствовавших достижению Победы в Великой Отечественной войне
    2.  Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме и  их отражении в литературе, живописи и музыке.
    3. Воспитывать нравственно-эстетические качества  личности гражданина России, патриота своей Родины.

         Использование данной разработки будет способствовать формированию у обучающихся таких умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций как:

    • умение сравнивать свидетельства разных источников;
    • понимание достижения культуры, систему ценностей, сформировавшуюся в ходе исторического развития народа;
    • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление объектов по указанным критериям;
    • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
    • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание полученной информации;
    • работа с текстами различной степени сложности, понимание их специфики;
    • формулирование полученных результатов.

         Для реализации поставленных целей и задач были использованы такие формы работы как индивидуальная работа, работа с источниками дополнительной информации, написание творческих работ.

         Тип урока: проблемный

         Оборудование: учебник, интерактивная доска, рабочий лист урока, репродукции плакатов «Родина-мать зовет!», сатирические плакаты Кукрыниксов, тексты стихотворений О. Берггольц «Мы предчувствовали полыханье…» и К. Симонова «Жди меня», песен «Священная война» и «Темная ночь».

    План урока:

    1. Вставай, страна огромная!
    2. Фронтовой юмор
    3. Лирика на войне

    Когда говорят пушки, музы молчат (?)

    (латинское изречение)

    1. Актуализация знаний.

         Учитель: Еще в древности прозвучали слова, которые стали эпиграфом нашего урока. «Когда говорят пушки, музы молчат». Как вы думаете, в чем смысл данного выражения?

         Обучающеся: Во время войны нет места искусству, этим некогда заниматься. Вокруг грязь, смерть, боль. А искусство связано с красотой, чем-то возвышенным, прекрасным.

         Учитель: А вы согласны с этим выражением? Сегодня на уроке нам предстоит решить проблему, правы ли были древние римляне, когда говорили, что во время войны музы молчат?

         В ходе урока вы заполните листы информации по теме.

    Рабочий лист урока

    Вид искусства

    Авторы

    Произведения

    Смысл произведений

    1. Изучение нового материала.

         Одним из важнейших видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат.

         Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет - «Родина-Мать зовет!». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

         (демонстрируется изображение плаката «Родина-мать зовет!»)

    1. Что изображено на плакате?
    2. Почему именно такой образ был выбран автором?
    3. Как вы думаете, какие чувства вызывал этот образ у советских граждан?
    4. Какие чувства этот плакат вызывает у вас?

        Учитель:  В воспоминаниях бывшего командира одного из партизанских отрядов рассказывается, как в мае 1942 года этот отряд, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, – бросил на ходу одному из партизан командир. В это время гитлеровцы повели сильную контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряженность боя возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу звуки песни. Она прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов…

         (звучит песня «Священна я война»).

    1. Как вы думаете, почему командир отряда приказал включить эту песню во время боя?
    2. Чем закончился бой? Почему?

         Учитель: Какова смысловая нагрузка данных произведений?

         Обучающиеся: смысл этих произведений – призвать народ на борьбу с захватчиками.

         Учитель: А в это время положение на фронтах остается угрожающим. Немцы рвутся к Волге и Кавказу. Пережил свою первую страшную зиму блокадный Ленинград. И в этом умирающем от голода и холода городе ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, прозванная горожанами «голосом Ленинграда», пишет свои знаменитые строки.

         (стихотворение звучит на фоне Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича)

         Вы обратили внимание, что стихи Ольги Берггольц прозвучали на фоне одного знаменитого музыкального произведения. Оно здесь не случайно прозвучало на фоне одного знаменитого музыкального произведения. Кто-нибудь знает – какого?

         Это Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича.

    1. Что объединяет эти два произведения?
    2. Как вы думаете, почему в блокадном городе создавались такие произведения?
    3. Как эти произведения влияли на советских людей в годы войны?

         Учитель: Известен факт, что как только Шостакович закончил писать Симфонию №7, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолёте отправлена через Африку в Соединённые штаты Америки, где её сразу же исполнили лучшие оркестры мира. Услышав эту симфонию, один  американский критик так написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой?…».

         А теперь давайте познакомимся еще с несколькими художественными произведениями времен войны. Сравните их с теми, которые мы уже видели.

         (демонстрируются сатирические плакаты Кукрыниксов)

    1. Чем отличаются эти плакаты от тех, которые мы уже видели сегодня?
    2.  Почему во время войны создаются сатирические произведения? Разве можно на войне шутить?

        Обучающиеся: первый период войны выдался для советского народа очень горьким. Мы терпели поражения. Многие задавились вопросом, а сможем ли мы выдержать этот натиск? И именно смех, юмор помогал справиться с этим напряжением. Ведь то, над чем смеешься, перестает пугать. А значит, появляется надежда победить.

          Учитель: В 1943 г. на экраны советских кинотеатров вышел фильм, сразу же ставший популярным. Это были «Два бойца». Песни из этого фильма пела вся страна. Особенно полюбилась советским людям «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса.

         (звучит песня их к/ф «Два бойца»)

         С этой песней перекликались незабываемые строки Константина Симонова.

         Учитель:

    1. Чему посвящены данные произведения?
    2. Почему они появлялись во время войны? Какой цели служили?

         Обучающиеся: эти произведения показывали, что, несмотря на войну, смерть, грязь, были еще любовь, верность. Жизнь продолжалась несмотря ни на что и в этом был залог победы.     Любовь, вера в то, что дома  солдат ждут их  невесты и жёны, поддерживали во время трудных боёв, согревали  в холодных окопах,  вселяли надежду на победу.

    1. Закрепление.

         Учитель: Мы познакомились лишь с малым количеством произведений культуры, созданной советским народом в годы Великой Отечественной войны. Очень многое осталось за кадром. Давайте вспомним, с чего начался наш урок. А начался он с постановки проблемы: «Когда говорят пушки, музы молчат?»  Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

    1. Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы  Великой Отечественной войны? (смысл этих произведений – призвать народ на борьбу с захватчиками, вдохновлять людей на подвиги, воспитывать гордость за свою Родину, вселять надежду на победу, согревать воспоминаниями о  родном доме, любимых и т.д) 
    2. Какое значение  имеют эти произведения для нас, наследников Великой Победы? (воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление о ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д)

         Домашнее задание: §31 прочитать, написать эссе  «Когда говорят пушки, музы молчат?», составить кроссворд «Советская наука и культура времен ВОВ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

    В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

    Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

    Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

    Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

    Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

    Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

    Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

    Методическая разработка урока по истории России 6 класс с применением ЭОР

    Тема урока "Куликовская битва".На различных этапах урока применяются ИКТ.Материал может использоваться для подготовки и проведения занятий на данную и аналогичные  темы....

    Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

    Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....