Конспект интегрированного урока вертикального обучения
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Грачевникова Светлана Витальевна

Предлагаю вашему вниманию нестандартный урок по теме "Кривое зеркало идей бонапартизма в России 1860-х годов" (по произведениям Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" и А. С. Пушкина "Пиковая дама"). В уроке задействованы учащиеся 8 и 10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (история и литература) вертикального обучения – 8 и 10 классы.

Тема: «Кривое зеркало» идей бонапартизма в России 1860-х гг. (по произведениям А. С. Пушкина «Пиковая дама» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

  1. Учитель лит-ры: объяснение темы и необычности урока.
  2. Учитель истории: жизнь России 1860-х гг. (социальный, экономический, политический уклад, общественная атмосфера).
  3. Учитель лит-ры: в каких произведениях нашло отражение?

                8 класс                                                            10 класс

Толстой «После бала»                       Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

Тургенев «Ася»                                    Тургенев «Отцы и дети»

                                                                 Чернышевский «Что делать?»

  1. Учитель лит-ры: писатель передает свои чувства словами, художник – красками, скульптор ваяет из камня, композитор – звуками. Предлагаю вам послушать концерт для скрипки с оркестром соч. 8 А. Вивальди «Четыре времени года» - фа минор, «Зима». Подумайте, есть ли общее в выражении чувств и настроений людей, живших во время, о котором вам рассказал учитель истории и в музыкальном отрывке. Итак, что вы услышали? Какие ассоциации, какие картины возникли?

            Действительно, сложное, трудное, противоречивое время. Но человек                  живет. В каких-то случаях ведет борьбу, где-то плывет по течению,   приноравливаясь и приспосабливаясь. Давайте посмотрим, какими видят своих современников писатели.

  1. Инсценировка эпизодов произведений:

(разговор дамочек)

- Вы не знаете, княжна, кто сей молодой человек? Вон тот, что сидит на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь?

- Это инженер. Его зовут Германом.

- Так он немец? Расчетлив, наверное.

- Как вам сказать, душенька, друзья считают его таковым, но сам Герман – нет. Видите ли, батюшка его, обрусевший немец, оставил маленький капитал, вот он и не может позволить себе малейшую прихоть.

- Чем же он живет?

- Одним жалованьем, душенька, да-с. Впрочем, мне кажется, он достаточно скрытен и честолюбив. Посмотрите, как удивительно напоминает он портрет Наполеона.

- Да, сходство поразительное. Бесчувственный профиль Наполеона, словно отчеканенный на монете.

- Как вы правы! Я слышала, милая, что на его совести по крайней мере три злодейства.

- От кого вы все это знаете?

- От одной известной вам особы. Хотите, я вас познакомлю?

- Да, конечно.

- Ну так поедем в пятницу к ним на бал.

(Уходят)

(Звучит проигрыш из произведения Баха «Токката и фуга ре минор», далее диалог Лизаветы Ивановны и Германа).

- Где же вы были?

- В спальне старой графини, я сейчас от нее. Графиня умерла.

- Боже мой!... Что вы говорите?...

- И кажется, я причиною ее смерти.

- Вы чудовище!

- Я не хотел ее смерти, пистолет мой не заряжен.

(Автор) – Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердившей ему: ты убийца старухи.

(Уходят)

(инсценировка эпизода «студент и Раскольников в трактире» идет под музыку Равеля «Болеро»)

- А вот я убил бы. Что мне. (обращаясь к зрителям) Я бедный и больной студент, удрученный бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги… и я… заплачу». «… надо узнать, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…» (прохаживается) «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» «Хотел Наполеоном сделаться».

         

6.  Учитель лит-ры: итак два произведения были инсценированы, какие? Кто их авторы? Что же объединяет их? Вы верно заметили, что оба главных героя, как замечают авторы, похожи на Наполеона, каким образом?

- Что совершает Раскольников? Как об этом говорится в тексте?

- Что совершает Герман? А об этом как говорится?

- Вот давайте мы сейчас, коль совершили наши герои далеко не благое дело, попробуем разобраться, может быть, оправдать, может быть, осудить.

7. Мы все с вами – суд присяжных, а слово предоставим прокурорам и адвокатам (выступление прокуроров и адвокатов).

8. Учитель истории: давайте поговорим о том, что же это был за человек, Наполеон, раз на него так хотели быть похожим. Возможно, идеи Пушкина и Достоевского станут более понятными.

9. Учитель лит-ры в ходе аналитической беседы выясняет схожие черты:

Герман                                  Наполеон                        Раскольников

  1. Жажда денег (для себя)                не только для себя (100- 1)
  2. Выбор жертвы (неосознанный,   (осознанный)

зависящий  от обстоятельств )

  1.                              -                               жажда власти  
  2. Случайная смерть                            запланированная
  3. Возможны в прошлом злодей-    смерть старухи повлекла за собой

ства                                                      смерти других людей

  1. Был маленький капитал                 бедный студент
  2. «Переступил»                                    «переступил»
  3. Как закончили свою жизнь герои:

сумасшедший дом, виновным      каторга и дальнейшее раскаяние

себя не считает

Учитель истории: о последних днях жизни Наполеона и общественном резонансе после смерти.

Учитель лит-ры: любая теория не стоит ничего, проверяется жизнью на человечность. Цель не оправдывает средства, мы не вправе решать участь других людей, будь то старушонка или все человечество, ибо роман-предупреждение Достоевского что нам говорит? «Нельзя железной рукой загнать человечество в счастье». Как видим, время подтвердило эту истину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства "Осенний натюрморт"

ЦЕЛИ УРОКА:·        Закрепить знания детей об осени, ее признаках.·        Закрепить навыки работы в нетрадиционных техниках: набр...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Роль интегрированных уроков в обучении математике

Математика интересный предмет для тех кто любит решать задачки, но таких детей становится с каждым днём меньше. Исторические, литературные сведения на математике интересны всем. Сочинение сказок, где ...

План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".

Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и лепке в подготовительной группе. Тема: Звук (Р-Р*), Буква Р,р.

Закрепить представление о начертании печатных букв. Показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами...