Конспект урока "Конец крепостничества"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Литвинцева Татьяна Александровна

Урок был дан на Всероссийском конкурсе "Педагогический дебют - 2013"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют- 2013»

Тема урока: Конец крепостничества

Предмет: История России

Класс: 8

Автор: Литвинцева Татьяна Александровна, г. Самара Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением – интернатом имени Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской городского округа Самара

Цели урока:

        - образовательные: сформировать представление об условиях отмены крепостного права в России, об особенностях либеральных реформ 60-70- х гг.; проанализировать  противоречия реформы отмены крепостного права;

        - воспитательные: дать возможность определить свое отношение к реформе, опираясь на изученные факты; 

        - развивающие: выявить взаимосвязь между либеральными реформами и темпами модернизации в стране. 

Планируемые результаты урока:

        - предметные: давать определение понятиям:  аграрное и индустриальное общество, модернизация; сравнивать положение крестьян до и после реформы отмены крепостного права; прогнозировать следствия реформы; представлять мотивы императора Александра II  при разработке и реализации реформы

        - метапредметные

             - коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения          своего мнения;

                - регулятивные: умение самостоятельно определять цели, формулировать проблему;

   - познавательные: умение  определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение,  делать выводы; 

        - личностные: формирование целостного мировоззрения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы

Приложения:  презентация, рабочие листы

План урока (с указанием временных рамок)

  1. Организационный момент                                 2 минуты
  2. Создание проблемной ситуации                        7 минут
  3. Открытие нового знания                                    13 минут
  4. Применение нового знания на практике          5 минут  
  5. Рефлексия                                                 3 минуты

Ход урока

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации

- Вспомните из курса обществознания четыре сферы жизни общества? (заполняем схему на доску, слайде)

- А чем общество до 1861 года отличалось от современного общества?

- давайте подумаем, а как мне это отобразить?

- экономическая, политическая, социальная, духовная

 - существовало крепостное право

- предлагают варианты, аргументируя свою точку зрения

- Каким образом крепостное право проявлялось в указанных сферах жизни общества?

- как называется общество, для которого характерны названные вами признаки?

- в экономической сфере – главное сельское хозяйство, использовался труд крепостных;

- в политической: в системе местного самоуправления преобладали помещики, которые исполняли функции полицмейстера, судьи, сборщика налогов; абсолютная монархия;

- в социальной сфере: сословное деление общества, сословность суда, рекрутские повинности, сословность в образовании

- в духовной сфере: низшие сословия не имели доступ в гимназии, университеты

- Аграрное, традиционное общество

- А. Х. Бенкендорф называл крепостное право «пороховой бочкой». Как Александр II решает эту проблему для государства

- почему важно было отменить крепостное право «сверху»?

- Как можно назвать улучшение, развитие

- 19 февраля 1861 года издан манифест об отмене крепостного права.

- Предлагают варианты: предотвратить революцию, крепостное право – тормозило, а цель императора способствовать его развитию

- модернизация

Справочные сведения:

Авторов-разработчиков земской, судебной, военной и других реформ 1860-1870-х гг. (братьев Милютиных, Замятиных) их противники постоянно обвиняли в либерализме.

  • Исходя из этих сведений, можно ли назвать реформы 1860-1870-х гг. либеральными?

О положении в средней школе в 1870-х годов (по учебнику для студентов В.А. Федорова):

«В гимназиях внедрялись механическое заучивание и зубрежка, подавлялась всякая самостоятельность мысли. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне е, поощрялись доносы и наушничество. Повышение оплаты ограничивало прием в гимназии и реальные училища детей из малоимущих слоев – крестьян и городских рабочих. Окончившим реальные училища не только категорически запрещался доступ в университеты, но и затруднялось поступление в высшие технические  учебные  заведения»

  • Можно ли эти положения считать либеральными?

?! Почему в период реформ 1860-1870-х годов явные либеральные меры правительства сочетались с явными антилиберальными, консервативными? Способствовали ли реформы Александра II модернизации или нет?

- Ребята, сегодня я предлагаю остановиться на одной сфере жизни общества - экономической.

Почему?

 -« Экономика определяет политику»

- Чтобы выделить положения реформы предлагаю обратиться к источнику.

-  читают документ № 1

Заполняем схему: (Приложение 2)

- как строились отношения между помещиком до 1861 года?

- обычно средний надел составлял 4,8 десятины на душу (мужчину)

- от чего мог зависеть размер надела?

- разница в размере наделов получила название – отрезки.

- однако этот надел принадлежал крестьянину, становился ли он собственником?

- мировыми посредниками была автор романа «Война и мир», хирург, основатель анастезии Николай Иванович Пирогов.

- Образование волостного управления: сельский сход в общине выбирал представителя волостной сход - десятских (один представитель от 10 дворов) (волость – это несколько соседних общин), где выбирался волостной старшина

- помещики выдавали крестьянам в пользование надел, за который крестьяне несли повинности

- однако по реформе средний надел составлял 3,3 десятины на душу мужского пола.

-от территории - черноземные земли или нет.

- он принадлежал общине

Применение полученного знания

- какие положения в пользу крестьян, помещиков? а кто еще получил выгоду?

- гипотезы

ЗАДАЧА:  В деревне  Ивановка помещика Иванова 10 дворов по 3 души мужского пола в каждом. Размер годового оброка с деревни равен 300 рублей. По Уставной грамоте помещик Иванов передал  своим бывшим крестьянам 100 десятин земли на всю общину. Рыночная стоимость этой земли равна около 1950 рублей. Рассчитайте: 1. Какой выкуп должна заплатить община Иванову? 2. Какую выгоду получил помещик (на сколько выкуп больше стоимости земли)? 3. Какую выгоду в течение 49 лет получит государство?

  1. 300 руб -6%

Х руб    - 100%

Х = 30000/6= 5000  -выкуп, который должна заплатить община

  1. 5000 – 1950 = 3050- выгода, которую получил помещик
  2.  300* 49 =14.700 хотя государство  заплатило только 4 тысячи

Заполняем таблицу

Консервативные черты

Либеральные черты

Модернизация

Экономические

  • Помещичье землевладение;
  • Временнообязанные отношения;
  • Выкупные платежи;
  • Телесные наказания.
  • Сохранение общины (документ 2)
  • Крестьяне получили личную свободу;
  • Помещики перестали контролировать крестьян (сбор налогов, суд. функции);
  • Выборные крестьянские органы;

- рабочие руки

- узкий рынок спроса

Способствовало или сдерживать модернизацию????

Какую дополнительную  информацию нужно узнать????

Действия учителя

Действия учеников

Варианты вопросов:

- Почему Александр II сделал больше уступок помещикам, чем крестьянам?

- Увеличивавшееся количество налогов на крестьян было вынуждено или являлось прихотью Александра II?

- зачем укреплять общину?

- за что Александра II стали называть «освободителем», а его реформы 60-70-х годов «эпохой великих реформ»? Назвали бы вы их также?

- Как вы думаете, каким образом реформа отмены крепостного права, и ее особенности, противоречия отразятся на реформах в других сферах жизни общества?

- Как же получилось, что по итогам правления Александра II госдолг увеличился в три раза, а сам Александр II был убит в результате террористического акта 

- гипотезы

- гипотезы

- гипотезы

- гипотезы

- гипотезы

- гипотезы

Рефлексия

- так будет ли такая либеральная реформа способствовать модернизации Российского государства?

- гипотезы

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДОКУМЕНТ 1

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая

Объявляем всем нашим верноподданным.

                Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство … не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные …

                … крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

                Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

                Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

                Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость …С приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

                … мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян…

                Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

                2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

                3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

                4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

                7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

                

ДОКУМЕНТ 2

Из общего Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

19 февраля 1861 г.

78. Ведению волостного схода подлежат:

1) выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

2) постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;

3) меры общественного призрения; учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;

4) принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;

5) назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;

6) поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

7) поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности;

8) дача доверенностей на хождение по делам волости.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        

        

        


Проблемный вопрос:  _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

        

        

                

Задание: подчеркните разными цветами либеральные и консервативные черты. 

В 1860-1863 годах в результате финансовых реформ был создан Государственный банк, в который могли вкладывать все свои сбережения граждане всех сословий. Министерство финансов стало публиковать в газетах бюджет страны – роспись всех доходов и расходов государственной казны, которые раньше были тайной.

Старая подушная подать сохранилась только для крестьян, а для горожан она была заменена единым для всех сословий налогом на недвижимость (городские строения и землю). Был также введен  единый для всех земельный налог на сельскохозяйственные угодья – до 10 копеек с десятины. Косвенные налоги на продажу вина, соли, табака теперь не отдавали на откуп богатым купцам. Эти товары разрешили продавать свободно, но только после того, как торговец заплатит особый акцизный сбор и получит на свой товар акцизную марку.

        



Предварительный просмотр:

Эпоха «Великих реформ»

Задание 1. Прочитав документы 1 и 2, параграф учебника и дополнительные материалы, заполни схему.

        

        

        

                

ДОКУМЕНТ 1

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая

Объявляем всем нашим верноподданным.

                Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство … не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные …

                … крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

                Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

                Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

                Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость …С приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

                … мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян…

                Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

                2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

                3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

                4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

                7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

                

ДОКУМЕНТ 2

Из общего Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

19 февраля 1861 г.

78. Ведению волостного схода подлежат:

1) выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

2) постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;

3) меры общественного призрения; учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;

4) принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;

5) назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;

6) поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

7) поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности;

8) дача доверенностей на хождение по делам волости.

        

Задание 2. Реши задачу. Ответь на вопросы.

В деревне  Ивановка помещика Иванова 10 дворов по 3 души мужского пола в каждом. Размер годового оброка с деревни равен 300 рублей. По Уставной грамоте помещик Иванов передал  своим бывшим крестьянам 100 десятин земли на всю общину. Рыночная стоимость этой земли равна около 1950 рублей.

Рассчитайте: 1. Какой выкуп должна заплатить община Иванову? 2. Какую выгоду получил помещик (на сколько выкуп больше стоимости земли)? 3. Какую выгоду получит государство?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Прочитай диалог двух  современников Александра II и ответь на вопросы.

1: Ну, что, Сидор Сидорыч, как у вас дела? Вспашку, я вижу, уже начали…

2: Ах, Петр Петрович, о чем вы спрашиваете? Будто сами не знаете, как у нас с вами дела? Мужик наш, вообще, ленив. Трудов не любит…

1: На барской – то запашке не любит. Тут с вами Сидор Сидорыч. Не поспоришь…

2: Да. Лодырь, одно слово… Ну. Раньше такого лодыря по розги положишь или там из своих рук накажешь, - знаете, сердце иной раз разгуляется… Глядишь – и идет работа, пусть и с грехом попалам. А сейчас, ведь, управы никакой. Бить не велено…

1: Так вы,. Сидор Сидорыч, голосом берете. Я. Вот давеча, мимо вашей пашни проезжал – вас издалека слышно.

2: А что толку?! Криком тут не поможешь, как ни надрывайся. Ему мужику такому – сякому, барский крик теперь, похоже, еще ему в радость: вот мол, горло барин дерет, а поделать ничего не может.

1: Да, положеньице…

2: Какое там «положеньице»… «Положение» целое – о крепостных крестьянах. Выходящих из зависимости.

1: Шутник вы. Сидор Сидорыч… Впрочем, не буду спорить: ложностей сейчас. И впрямь. Хватает. РВемя такое – переходное. Нам с вами нужно вперед смотреть – в новые времена.

2:  Вы что думаете, лучше будет?

1: Будет иначе. ……

Вопросы:

1) В какой период мог произойти данный диалог?  Докажи примерами из текста________________________________________________________________________

2) К какой сословию относятся Сидор Сидорыч и Петр Петрович? Докажи примерами из текста ________________________________________________________________________

3)  Продолжи диалог.

Задание 4: подчеркните разными цветами либеральные и консервативные черты экономических реформ. 

В 1860-1863 годах в результате финансовых реформ был создан Государственный банк, в который могли вкладывать все свои сбережения граждане всех сословий. Министерство финансов стало публиковать в газетах бюджет страны – роспись всех доходов и расходов государственной казны, которые раньше были тайной.

Старая подушная подать сохранилась только для крестьян, а для горожан она была заменена единым для всех сословий налогом на недвижимость (городские строения и землю). Был также введен  единый для всех земельный налог на сельскохозяйственные угодья – до 10 копеек с десятины. Косвенные налоги на продажу вина, соли, табака теперь не отдавали на откуп богатым купцам. Эти товары разрешили продавать свободно, но только после того, как торговец заплатит особый акцизный сбор и получит на свой товар акцизную марку.

….



Предварительный просмотр:

ДОКУМЕНТ 1

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая

Объявляем всем нашим верноподданным.

                Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство … не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные …

                … крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

                Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

                Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

                Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость …С приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

                … мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян…

                Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

                2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

                3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

                4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

                7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

                

ДОКУМЕНТ 2

Из общего Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

19 февраля 1861 г.

78. Ведению волостного схода подлежат:

1) выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

2) постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;

3) меры общественного призрения; учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;

4) принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;

5) назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;

6) поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

7) поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности;

8) дача доверенностей на хождение по делам волости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Крепостничество в России: причины, этапы формирования, последствия

Лекция по Крепостному праву в России. С использованием выдержек их исторических докуменотв, схемами. Предназначено для учеников старших классов....

Презентация к уроку "Конец крепостничества"

Данный урок я показывала на Всероссийском конкурсе "Педагогтеский дебют - 2013"...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Статья "Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…»"

Статья на тему Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…» Статья написана мной и опубликована в журнале "Молодой ученый" в 2016 году. За ...

Презентация к статье "Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…»"

Презентация для выступления со статьейСтатья на тему Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…» Статья написана мной и опубликована в журнале "...