Методы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в 10-11 классах
статья по истории (10 класс) на тему

Михайлова Лариса Валерьевна

Использование методов исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий способствует не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и способствует формированию коммуникативных навыков, ориентации на продолжение образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_issledovatelskoy_raboty_v_10-11_klassakh.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в 10-11 классах

Михайлова Лариса Валерьевна, учитель истории и обществознания,

 МБОУ «СОШ № 51» г. Ижевск

На современном этапе развития России обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом.

Новые социальные запросы обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие учащегося. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся…, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» (Развитие исследовательских умений младших школьников / Под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011. С.3). В связи с этим, чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Педагоги в своей работе на современном этапе должны объединить процесс воспитания, обучения и развития учащихся, и в то же время формировать интерес школьников к познанию и помогать им в раскрытии творческих способностей. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Применение исследовательской деятельности на уроках – это результат напряженных поисков и размышлений о том, как сделать учеников участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь» (Кирюхина Н.Ю. Исследования на уроках русского языка // Сборник материалов Всероссийского заочного форума «Педагогический олимп». Ч. 4. Методические разработки. Система дополнительного образования детей. Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2010. С.153). И потому каждый урок с использованием исследовательского метода или приемов исследовательской деятельности – это процесс совместной работы учащегося и педагога, где создаются условия для развития творчества, самоопределения, самореализации школьников. Вместе с тем, формируется интерес к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества, развивается способность к самостоятельному творческому мышлению, мотивированному выбору профессии.

Из всей совокупности современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания мной, в основном, используются исследовательские методы обучения, информационно-коммуникационные технологии и эвристическое погружение в предмет, которое также подразумевает использование приемов исследовательской деятельности.

На уроках истории и обществознания мною применяются следующие виды деятельности: написание эссе, составление характеристик исторической личности, войны, сражения, реформы и т.д.; сопоставление данных различных видов источников, в том числе документальных фильмов, письменных и устных источников; проведение экспериментов, наблюдений; создание и защита мультимедийных проектов и др.

В 10-11 классах, учитывая психолого-педагогические особенности обучающихся, наряду со стандартными заданиями (ответы на вопросы, решение тестов и др.) можно предложить задания повышенной трудности для способных учащихся, осуществляя, таким образом, дифференцированный подход.

Так, например, можно построить урок на анализе письменных источников, документальных или художественных фильмов:

Тема урока: «Развитие стран Запада в конце XIX – середине ХХ в.»

(11 класс)

Цель: дать учащимся представление о техническом прогрессе и становлении нового этапа индустриального развития в странах Запада  конца XIX – середины ХХ в. через ознакомление учащихся с методикой работы с историческими документами.

Ход урока.

I. Опрос домашнего задания не проводится.

II. Объяснение нового материала:

 1. Ознакомление учащихся с текстом письма А.Эйнштейна к президенту Ф.Д. Рузвельту от 2 августа 1939 г.

2. Устный анализ содержания письма через предложенный учителем алгоритм:

План характеристики исторического документа.

  1. Автор документа (статьи).
  2. Название документа.
  3. Источник и время появления информации.
  4. Затрагиваемая проблема.
  5. Позиция автора по проблеме.
  6. Позиция аналитика (ученика) по проблеме.
  7. Какой резонанс мог вызвать данный документ в обществе.

III. Закрепление. Письменное оформление анализа письма.

IV. Итог урока.  Формулировка вывода урока самими учащимися.

V. Домашнее задание: § 2 (учебник Загладина Н.В. Всемирная история), анализ текста № 1,  с. 37 (для учащихся низкого и среднего уровня психолого-педагогических качеств), анализ текста № 2, с.37 (для способных учащихся).

Как мы видим, дифференцированный подход применен и при подборе  домашнего задания.

Урок с использованием методов исследовательской работы принимает совершенно другой вид, и он по содержанию наиболее интересен и богат, чем лекционное объяснение учителя. Именно такой подход позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия и метапредметные связи. Кроме того, в 10-11 классах уроки истории и обществознания могут проходить парами, что дает дополнительные возможности для применения исследовательских методов:

Тема: Иван IV: реформы и их последствия. Ливонская война и опричнина

(10 класс)

Цель: рассмотреть, как проходил процесс централизации и укрепления самодержавной власти во времена правления Ивана IV Грозного через просмотр и анализ документального фильма «Царь Иван Грозный».

Ход урока.

  1. Организация урока: постановка целей и задач.
  2. Объяснение нового материала:

Аналитическая работа с документальным фильмом «Царь Иван Грозный» (Студия «Кварт») по плану:

1. Как вы думаете, какие события повлияли на становление «грозного» характера Ивана IV?

2. Какие реформы, проведенные Иваном Грозным, нашли отражение в фильме? Каковы были причины их проведения?

3.  Рассмотрите точки зрения известных историков на причины и цели «опричнины». Что такое «опричнина», по вашему мнению? Необходима ли была она для формирования централизованного государства?

4. При Иване IV, как и при Чингисхане, идет становление политической системы деспотизма. Что сближает этих двух правителей и что отличает их друг от друга?

5. Что наиболее интересно и удачно показано в фильме?

6. Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно?

7. Вывод по фильму: дайте свою оценку личности Ивана Грозного, можно ли его назвать «Великим» правителем России?

  1.  Закрепление. Самостоятельная работа, письменное оформление ответов на вопросы плана.
  2.   Домашнее задание. §§ 12-14, сделать характеристику Ливонской войны.

Необходимо также привести пример урока по обществознанию:

Тема урока: «Научное познание» (10 класс).

Цель: выявит признаки, основные способы и методы научного познания; раскрыть значение эксперимента для научного познания.

Ход урока.

  1. Организация урока: постановка целей и задач.
  2. Объяснение нового материала:
  1. Работа с терминами «познание», «научное познание».
  2. Работа с учебником по выявлению признаков научного познания.
  3. Заполнение схемы «Научное познание» по ходу повествования учителя.
  4. Постановка научной гипотезы через эксперимент.
  1. Закрепление. Письменное и графическое оформление эксперимента.
  2. Домашнее задание. Описание эксперимента из любой отрасли науки и раскрытие значение этого эксперимента для самой науки.

Использование методов исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий способствует не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и формированию коммуникативных навыков, ориентации на продолжение образования.

Использование на уроках истории и обществознания сначала приемов, а затем и методов учебно-исследовательской деятельности привело к открытию в нашей школе научного общества учащихся, которое существует уже около 11 лет. А с 2005 года МБОУ «СОШ № 51» стало сотрудничать с МАН «Интеллект будущего» (г. Обнинск). Учащиеся школы принимают участие во Всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях «Юность. Наука. Культура» в рамках программы МАН «Интеллект будущего». Конечно, такой вид работы под силу не каждому учащемуся нашей школы. Выявить детей, способных к написанию исследовательских работ позволили технология эвристического погружения в предмет и применение исследовательских методов на уроках.

Эти примеры наглядно показывают потенциальные возможности уроков с применением современных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Выступление на педсовете по вопросу  "Формирование навыков и умений исследовательской деятельности обу­чающихся" с презентационным сопровождением ...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....

Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...