исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания
статья по истории по теме

Сухорукова Любовь Владимировна

Выступление на педсовете по вопросу  "Формирование навыков и умений исследовательской деятельности обу­чающихся" с презентационным сопровождением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания  Сухорукова Л.В. ФГКОУ «СОШ №152»

Доклад на тему.

Формирование навыков и умений исследовательской деятельности

обучающихся (с презентационным сопровождением)

Слайд 1

           Современное общество все больше предъявляет требований к системе школьного образования, которое должно решать задачи воспитания творческих и деятельных молодых людей. На школу ложится большая ответственность и при этом растет нагрузка по причине  увеличения потока информации по всем предметам, ЕГЭ требует нестандартных умений обучающихся.

Слайд 2

В связи с этим важным становится развитие навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Я хотела бы выделить некоторые вопросы по теме, которые касаются преподавания истории в школе.

Слайд 3

          Исследовательская деятельность школьника - деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Главный результат исследовательской деятельности - интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину.

Слайд 4

Слайд 5

         Часто бывает, что ученик, сделав обзор литературы, считают исследование завершенным.Такая работа теряет характеристики исследования и превращается в реферат, компиляцию.

Слайд 6,7

        Таким образом, В исследовании ценно собственное восприятие объектов, процессов и явлений; собственный эксперимент и его результаты; собственное мнение исследователя на суть исследуемой проблемы и его умозаключения.

Слайд 8

Этапы исследования:

  1. постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса),
  2. изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;
  3. выдвижение гипотезы исследования,
  4. подбор методик,
  5. сбор собственного материала,
  6. его анализ и обобщение,
  7. собственные выводы,
  8. представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме.

Слайд 9

          Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве.  В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Как говорил А.Энштейн, «Сформулировать проблему – это уже наполовину ее решить». Проблема исследования – ключевой момент.

Слайд 10

   И надо заметить, если определена проблема, сформулировать тему исследования – дело техники. «Подумай самостоятельно!»: Ответь себе, что тебе особенно интересно?  Что ты уже знаешь об этом?  Чего ты еще не знаешь?  А что бы ты хотел узнать? Примерно так, можно выйти на проблему исследования. Мы рассматриваем проблему в аспекте исследовательской работы как «разрыв» между двумя состояниями: 1)чего-то не знаем, но хотим знать и 2) исследовали и узнали.

Слайд 11

Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким обр- зом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на си-

туацию с другой стороны.

        Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

Слайд 12

        В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Приведём несколько упражнений, позволяющих вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

  1. может быть;
  2. предположим;
  3. допустим;
  4. возможно;
  5. что, если…

        Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

Считаю важнейшей задачей при изучении истории, начиная с 5 класса и далее поэтапно усложняя, развивитие умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации. А именно: 

1. Учиться выделять главное в тексте параграфа; разбираться в содержании и структуре определения понятия; сравнивать их на основе различных источников, табличных данных, диаграмм. Проводить анализ и сравнение учебного материала на основе готовых логических схем; учиться самостоятельно работать с нетекстовыми материалами по заданиям, вопросам учебников; использовать таблицы, схемы для систематизации знаний по теме.

2. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя мысли, фиксируя их в виде плана. Определять стили звучащего текста (разговорный, художественный, научный). Анализировать ответы учеников по определенному плану; слушать и исправлять свою речь и речь одноклассников. Слушать учебные передачи по радио, сопоставляя их содержание с изучаемым учебным материалом.

3. Подбирать дополнительную литературу к урокам, необходимую литературу к внеклассным мероприятиям. Собирать материал к определенным учебным темам: постоянно обращаться к словарям, детским энциклопедиям, участвовать в оформлении стендов и монтажей типа: «Прочти! Это интересно!». Ориентироваться в содержании каталожной карточки, правильно записывать на карточку информацию о нужной книге, статье из газеты, журнала.

Использованная литература:

(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / 1’2011 Исследовательская деятельность школьников – «камни преткновения»: мнение эксперта Н.Л. Панченко)

Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2.

Файн Т. Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....

Методы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в 10-11 классах

Использование методов исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий способствует не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и науч...

Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...