Рабочая программа по истории России. 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Егорова Ольга Петровна.

Рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основногообщего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. История Отечества с древности до конца XVI в. М., Просвещение, 2007

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_rossiya_6_kl.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основногообщего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. История Отечества с древности до конца XVI в. М., Просвещение, 2007

     В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.

         Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.

          Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с  объемом времени, отводимого на изучение данного  предмета по Базисному учебному плану.

Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы

         Содержание настоящей программы является во многом новым. Главное внимание сосредоточено на истории народов нашей страны. Во все ключевые разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России       

Цели:

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов;
  • формирование знаний об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории;
  • обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике;
  • содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся.

Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

 Данная программа обеспечивает изучение курса истории  государства и народов России с древнейших времен до конца XVI в. учащимися  6  класса.

     Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Изучение  учебного предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю и составляет 36  часов в год.

    В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;
  • урок взаимообучения;
  • урок творчества;

Формы контроля

  • Исторические диктанты
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Практические работы
  • Индивидуальный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Взаимоконтроль
  • Творческие домашние задания

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

      Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

УМК по истории  России  

  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России С древнейших времен до конца 16 века.. С. Учебник для 6 класса , Москва, «Просвещение», 2009
  • Соловьев К. А. , Серов Б. Н., Поурочные разработки по истории России. С древнейших времен до конца 16 в. Москва, «ВАКО», 2009
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории Отечества с древнейших времен до конца 16 века. Москва, «ВАКО», 2009

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории.

В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 36 часов, по 2 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса (36 ч. )

Введение (1 ч)

История России — часть истории человечества. Географическое и историческое пространство России. Основные источники по российской истории.

ТЕМА 1  Восточные славяне (2 ч)

Народы и государства на территории нашей страны. Человек и природа в первобытную эпоху. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Древние люди на территории нашей страны.

Древние города-государства Северного Причерноморья. Хозяйство, управление и образ жизни кочевых скотоводческих племен евроазиатских степей. Тюркский и Хазарский каганаты. Хозяйство и образ жизни племен лесной полосы Восточной Европы и Северной Азии.

Восточные славяне на территории нашей страны. Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территории их расселения. Формирование общности восточнославянских племен и их ближайших соседей.

ТЕМА 2  Русь. IX — первая половина XII в. (8 ч)

Становление Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное  расслоение,  появление  княжеской  власти. развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей и образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.

Правление князя Владимира и крещение Руси. Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Укрепление внешних рубежей. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Жители Древнерусского государства. Формирование древнерусской народности. Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Земельные отношения, вотчина. Зависимые категории населения. Развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда.

Начало распада Древнерусского государства. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах — последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха.

Культура и быт Руси ГХ начала XII в. Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литера-      

туры. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую культуру.

Наш край в древности.

ТЕМА З Русь во второй половине XII — XIII в. (11 ч)

Раздробленность русских земель. Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства в XII в.: взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве». Политическая карта русских земель XII — середины XIII в. Последствия раздробленности.

Владимире-Суздальское княжество. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель Руси. Политическая история Владимиро-Суздальского княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях, борьба за великое княжение. Дробление княжества. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.

Господин Великий Новгород. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления Новгородской республики. Внешняя политика: связи Новгорода с остальными русскими землями, взаимоотношения с Западной Европой, колонизация земель Севера. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры

. Монгольские завоевания в Азии. Поход Батыя на Русь. Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами — битва на Калке. Хан Батый и его походы в Волжскую Булгарию, в русские земли и в Европу. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.

Борьба русских земель против экспансии с Запада. Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Военная и дипломатическая борьба Северо-Западной Руси за государственную самостоятельность. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

Русь и Орда в XIII—XIV вв. Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Этнический состав населения, культура и религиозные верования ордынских народов. Принятие Золотой Ордой ислама. Политическая зависимость русских земель от Орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Руси и Орды.

Великое княжество Литовское и Русское в XIII— XIV вв. Образование нового государства в Восточной Европе. Его взаимоотношения с соседями. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Устройство государства и общества: особенности хозяйственной жизни, социальные группы и слои, этнический состав населения, госу- «, дарственное управление. Культурное развитие земель Великого княжества Литовского и Русского. Власть и Церковь. Начало формирования литовской, белорусской и украинской народностей.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в. Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных русских землях в XIV в. Отражение духовно-политического развития русских земель в памятниках культуры. Литература. Появление новых центров летописания. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.

Наш край в древности

Повторительно-обобщающий урок по темам 1—3 (1 ч) |

ТЕМА 4 Образование единого русского государства (6  ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в.  Положение Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.

 Собирание  русских  земель  во  второй  половине XIV в. Москва — центр объединения северо-восточных русских земель. Рост территории Московского княжества в XIV в. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Подвижническая деятельность Сергия Радонежского. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды к концу XIV в.

Московское княжество в первой половине XV в. Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история   Московского   княжества   в   первой   половине

XV в.: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междоусобная война второй четверти XV в. Самостоятельность московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV в.

Распад Золотой Орды. Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Границы, этнический состав, занятия населения новых государств. Особенности общественного устройства и государственного управления. Религия и культура.

Российское государство во второй половине XV — начале XVI в. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды, отношения с европейскими государствами. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Административно-территориальное деление и система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.

Жители Российского государства второй половины XV — начала XVI в. «Знатные люди» Российского государства: служилые князья, боярско-княжеская аристократия; формирование дворянского служилого сословия. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Быт русского крестьянина. Городская жизнь в XV в. — хозяйство и управление. Образ жизни тяглого населения русских городов. Появление служилого казачества на окраинах государства.

Русская культура в XV — начале XVI в. Развитие общественной мысли. «Москва — третий Рим». Литературные памятники XV в. «Сказание о Мамаевом побоище». Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский Кремль. Андрей Рублев. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.

ТЕМА 5 Московское государство в XVI в. (6 ч)

Население и хозяйство страны в XVI в. Рост дворянского землевладения. Замедленное развитие сельскохозяйственной технологии. Увеличение ремесленных специальностей. Денежная реформа 1535— 1538 гг. Возникновение купеческих корпораций и рост внешней торговли. Служилое и «вольное» казачество.

Преобразования в Российском государстве в начале правления Ивана IV. Боярское правление. Венчание на царство Ивана IV. Московское восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. Укрепление центральной власти. Судебник 1550 г. Организация стрелецкого войска. А. Ф. Адашев. Сильвестр. Начало созыва Земских соборов, их состав и полномочия. Стоглавый собор. Отмена кормлений.

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, успешное начало Ливонской войны. Государственная символика России.

Усиление власти Ивана Грозного. Личность Ивана Грозного. Опричнина. Цели опричной политики, методы ее проведения и результаты. А. М. Курбский и его полемика с царем. Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны.

Присоединение Сибири. Походы Ермака. Присоединение Сибирского ханства. Строительство Тобольска, Тюмени, Сургута. Значение расширения Российского государства для России, народов Поволжья, Урала, Сибири.

Народы Поволжья после вхождения в Российское государство. Государственный статус присоединенных территорий. Особенности местного управления. Национальный состав населения Поволжья. Хозяйство. Религия. Культура. Значение присоединения к России.

Культура и быт в XVI в. Шатровый стиль архитектуры (церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор). Рост масштабов крепостного и церковного строительства в конце XVI в. Живопись и летописание, начало книгопечатания. Иван Федоров. Изменения в быту. Религиозные обряды, бытовые правила и житейские представления. «Домострой

Итоговое повторение (1 ч)

Основные понятия курса

Присваивающее и производящее хозяйство, родоплеменная организация, союз племен, государство, княжеская власть, вече, Боярская дума, местничество, приказная система, князь, бояре, дружина, дворяне, крестьяне, казачество, соседская община, народность, вотчина, поместье, крепостное право, православие, церковный Собор, летопись.

3. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Росси с древнейших времен до конца 16 века; выдающихся деятелей  отечественной истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;         
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и пвседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература

  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России С древнейших времен до конца 16 века.. С. Учебник для 6 класса , Москва, «Просвещение», 2009
  • Соловьев К. А. , Серов Б. Н., Поурочные разработки по истории России. С древнейших времен до конца 16 в. Москва, «ВАКО», 2009
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории Отечества с древнейших времен до конца 16 века. Москва, «ВАКО», 2009
  • Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах, Москва, 2012
  • История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт. – сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • История. 5 – 10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. Н.Н. Ярцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Малышева Т.В. Дидактические игры на уроках истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2005.
  • Малышева Т.В. Открытые уроки истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2006.

2) Экранно-звуковые пособия

  • Энциклопедия истории России, 1862-1917.
  • Шедевры рксской живописи

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Газета «Первое сентября»

      http://ps.1september.ru

  • Образование Киевской Руси

      http://oldru.narod.ru

  • Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России

      http://lants.tellur.ru/history/

  • Правители России и Советского Союза

       http://www.praviteli.org

5) Настенные исторические карты

    (некоторые карты взаимозаменяемы)

  1. Древнерусское государство в 9 -12 вв.
  2. Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 в.
  3. Древнерусское государство – Киевская Русь
  4. Русское государство в 16 веке.

6. Календарно-тематическое планирование (32 ч.)

Название темы урока.

Историческое время

Историческое пространство

Историческое движение

Персоналии

Термины

Дата проведения

Факт.

проведено

1

Введение.

Январь

17 неделя

     

ТЕМА 1  Восточные славяне (2 ч)

2

Восточные славяне в древности.

Начало 6 века-образование Киева

поднестровье

Выделение восточных славян в самостоятельную общность, образование союзов племен

Кий, Перун, Сварог, Дажьбог и др.

Славяне, род, племя, родовой строй, язычество, князь, волхв, князь, дружина, подсечное земледелие

Январь

17 неделя

3

Соседи восточных славян.

Начало 6 века

поднестровье

Выделение восточных славян в самостоятельную общность, образование союзов племен

Древляне, кривичи, вятичи, уличи, тиверцы и др.

Январь

18 неделя

ТЕМА 2  Русь. IX — первая половина XII в. (8 ч)

4

Становление Древнерусского государства.

882 г.-объединение Новгорода и Киева под властью Олега

Новгород, Киев

Вокняжение Рюрика в Новгороде, движение Олега на юг и захват Киева. Политическое объединение Руси

Рюрик, Олег, Аскольд

Варяги, государство

Январь

18 неделя

5

Первые киевские князья

882-912 - княжение Олега в Киеве, 957-972 -  княжение Святослава в Киеве,

912-945 - Княжение Игоря в Киеве, 945г.- восстание древлян, 945-957 - княжение Ольги в Киеве

Новгород, Киев, Волжская Болгария, Византия. Царьград

Походы Святослава, походы Олега и Игоря на Царьград, восстание древлян, реформы Ольги  

Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Реформы, полюдье

Январь

19 неделя

6

Владимир Святославич.

Принятие христианства.

980-1015- княжение Владимира Святославича в Киеве, 988 г.- крещение Руси

Крещение Руси, углубление рубежей Руси

Владимир

Православие, митрополит, епархия, церковь

Январь

19 неделя

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1019-1054г.- княжение Ярослава Мудрого, 1072 – принятие «Русской Правды»,

1113-1125 гг.- княжение Владимира Мономаха в Киеве

Переяславль

Успешная оборона князьями Киевской Руси, расцвет Киевской Руси

Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

Хазары, половцы

Февраль

20 неделя

8

Культура  Руси 9 – нач. 12 вв.

1037 – построен Софийский собор в Киеве

ИКТ «Памятники культуры»

Распространение культуры- народной, христианской. Культурное взаимодействие Руси с соседями

Нестор, Кирилл и Мефодий

Архитектура, «Повесть временных лет», былины, летопись, ремесло

Февраль

20 неделя

9

Быт и нравы Древней  Руси 9 – нач. 12 вв.

Возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения

Образ жизни, слобода, хороиы

Февраль

21 неделя

10

Наш край в древности.

Февраль

21 неделя

11

Контрольно – обобщающий урок по теме 1

тесты

Февраль

22 неделя

ТЕМА З Русь во второй половине XII — XIII в. (11 ч)

12

Возникновение самостоятельных русских княжеств в 12 – 13 вв. Начало раздробления Русского государства.

Начало 12 века,

Выделение самостоятельных земель из состава Киевской Руси

Раздробленность

Февраль

22 неделя

13

Главные политические центры Руси

1138 – выделение Новгорода из Киевской Руси

Новгород, Волхов, Софийский собор,

Вече, посадник, владыка, тысяцкий, республика, аристократия

Февраль

23 неделя

14

Главные политические центры Руси

1147 – первое упоминание о Москве, княжение Юрия Долгорукого в Киеве, княжение Андрея Боголюбского в Киеве, княжение Всеволода Большое Гнездо в Киеве

Междуречье Волги и Оки, Владимир, Суздаль, Москва

Колонизация края восточными славянами, усиление Ростово – Суздальской земли

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

Монархия, междоусобицы

Февраль

23 неделя

15

Нашествие с Востока. Монгольские завоевания в Азии. Поход на Русь.

1223-битва на реке Калке, 1236-завоевание Волжской Болгарии Батыем, 1237-1240-поход Батыя на Русь, 1238-битва на реке Сити, 1240- взятие Киева

Р. Калка, Владимиро-Суздальская, Черниговская, Галицко-Волынская земли, р. Сить

Военные поражения русских земель от Орды

Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат, Батый, Чингисхан

Монголо-татары, Орда

Март

24 неделя

16

Борьба Руси с западными завоевателями.

1240-Невская битва, 1242-Ледовое побоище

Прибалтика, Нева, Чудское озеро

Победа новгородцев под руководством Александра Невского над шведами и крестоносцами

Александр Ярославич Невский

Католицизм, агрессия, крестоносцы

Март

24 неделя

17

Борьба Руси с западными завоевателями.

1240-Невская битва, 1242-Ледовое побоище

Прибалтика, Нева, Чудское озеро

Победа новгородцев под руководством Александра Невского над шведами и крестоносцами

Александр Ярославич Невский

Католицизм, агрессия, крестоносцы

Март

25 неделя

18

Русь и Золотая  Орда в середине и второй половине 13 века.

1252-1263-княжение Александра Невского во Владимире

ИКТ

Золотая Орда, Вильнюс

Расхождение путей Северо – Восточной Руси (под властью Орды) и Юго – Восточной Руси(под власть Великого Княжества Литовск)

Александр Ярославич Невский

Дань, ярлык, баскак, Литва, уния

Март

25 неделя

19

Русь и Золотая  Орда в середине и второй половине 13 века.

1252-1263-княжение Александра Невского во Владимире

Золотая Орда, Вильнюс

Расхождение путей Северо – Восточной Руси (под властью Орды) и Юго – Восточной Руси(под власть Великого княжества Литовского)

Александр Ярославич Невский

Дань, ярлык, баскак, Литва, уния

Март

26 неделя

20

Русь и Литва

Литва, Вильнюс,

Расхождение путей Северо – Восточной Руси (под властью Орды) и Юго – Восточной Руси(под власть Великого княжества Литовского)

Гедимин

Дань, ярлык, баскак, Литва, уния

Март

26 неделя

21

Русская культура в 10 – начале 13 вв.

1185 г.-«Слово о полку Игореве», 1185 г. Храм Покрова на Нерли

Создание культурных памятников на территории различных земель Руси, культурное единство Руси

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Апрель

27 неделя

22

Русская культура в 10 – начале 13 вв.

Наш край в 12-13 вв.

1185 г.-«Слово о полку Игореве», 1185 г. Храм Покрова на Нерли. ИКТ. Презентация «Памятники культуры 10-12 вв»

Создание культурных памятников на территории различных земель Руси, культурное единство Руси

Даниил Заточник,

Андрей Боголюбский,

Дмитрий Солунский

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Апрель

27 неделя

23

Контрольно обобщающий урок.

Тесты

Апрель

28 неделя

ТЕМА 4 Образование единого русского государства (6 ч)

24

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1325-1340-княжение Ивана Калиты в Москве,

Москва, Тверь, Нижний Новгород

Начало экономического подъема Северо-Восточной Руси, усиление и расширение Московского княжества, подавление Калитой восстания в Твери

Даниил Александрович, Иван Калита

Апрель

28 неделя

25

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1378-битва на р. Воже, 1380-Куликовская битва, 1382-разорение Москвы Тохтамышем

Р. Вожжа, р. Непрядва

Закрепление за Москвой лидерствав собирании руси и борьбе с Ордой

Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Пересвет, Сергий Радонежский

Апрель

29 неделя

26

Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 вв.

1378-битва на р. Воже, 1380-Куликовская битва, 1382-разорение Москвы Тохтамышем

Р. Вожжа, р. Непрядва

Закрепление за Москвой лидерствав собирании руси и борьбе с Ордой

Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Пересвет, Сергий Радонежский

Апрель

29 неделя

27

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1480- стояние на Угре, 1471- битва на р. Шелонь, 1478- ликвидация самостоятельности Новгорода, 1462-1505-княжение Ивана 111, Судебник 1497 г.

Р Угра, р. Шелонь

Расширение территории Московского княжества и складывание единого государства

Иван 111, Василий 111

Централизованное государство, Боярская дума, кормление, Судебник, Юрьев день

Апрель

30 неделя

28

Московское государство в конце 15 – начале 16 вв.

1480- стояние на Угре, 1471- битва на р. Шелонь, 1478- ликвидация самостоятельности Новгорода, 1462-1505-княжение Ивана 111, Судебник 1497 г.

Р Угра, р. Шелонь

Расширение территории Московского княжества и складывание единого государства

Иван 111, Василий 111

Централизованное государство, Боярская дума, кормление, Судебник, Юрьев день

Апрель

30 неделя

29

Церковь и государство в конце 15- начале 16 вв.

Полная самостоятельность русской церкви от греческой

Герман, Савватий, Зосима, дьякон Карп, «Москва-третий Рим»

Собор, синодики, Троице-Сергиев монастырь, Волоцкий монастырь, благотворительность, «стригольники», «жидовствующие», «нестяжатели и иосифляне»

Май

31 неделя

ТЕМА 5 Московское государство в XVI в. (6 ч)

30

Реформы Избранной рады.

11533-1584-правление Ивана 4 Грозного, 1547-венчание Ивана 4 на престол, 1549-первый Земский собор, 1550-новй Судебник, военная реформа,

Реформы Избранной рады, решение оборонных задач на восточных рубежах

Иван 4, Сильвестр, Адашев, Анастасия,

Земский собор, сословно-представительная монархия, Избранная рада, казаки, приказы

Май

31 неделя

31

Внешняя политика России при Иване 4.

1552-взятие Казани,

1556-взятие Астрахани,

1551-присоединение Волжской Болгарии,

1558-1583-Ливонская война

Казань, Сибирь, Астрахань, Ливонский орден

Расширение территории на восток, борьба за выход к незамерзающему морю

Ермак, Курбский, Скуратов

Стрельцы, казаки, засечная черта

Май

32 неделя

32

Опричнина.

1565-1572-опричнина, 1581-указ о введении заповедных лет

Проведение царем политики государственного террора

Иван 4, Сильвестр, Адашев, Анастасия,

Опричнина, опричник, террор

Май

32 неделя

33

Просвещение, устное народное творчество, литература 15-16 вв.

1564-начало книгопечатания Иваном Федоровым,

Культурное возрождение Руси, возрождение единой русской культуры

Иван Федоров, Петр Мстиславец,

Былины и сказания, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», летописи, «Домострой

Май

33 неделя

34

Архитектура и живопись 15-16 вв.

ИКТ

Культурное возрождение Руси, возрождение единой русской культуры

Барма и Постник, Андрей Чохов, И. Федоров, Аристотель Фиорованти, Феофан Грек, Андрей Рублев,  

«Троица», церкви, соборы, монастыри, еретики

Май

33 неделя

35

Быт 15-16 вв.

Наш край в 15-16 вв.

ИКТ

Резкое проявление имущественного различия людей, но еще сохранились общие для всех формирующихся сословий основы жизни

Административные здания, кафтан, полати, харчевня

Май

34 неделя

36

Итоговое повторение

Май

34 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...