Рабочая программа по истории России. 7 класс.
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Егорова Ольга Петровна.

    1.   Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. История Росси . Конец XVI - XVIII в. , М., Просвещение, 2007

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_rossiya_7_kl.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

    1.   Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. История Росси . Конец XVI - XVIII в. , М., Просвещение, 2007

     В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.

         Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.

          Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с  объемом времени, отводимого на изучение данного  предмета по Базисному учебному плану.

Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы

         Содержание настоящей программы является во многом новым. Главное внимание сосредоточено на истории народов нашей страны. Во все ключевые разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России       

Цели:

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов;
  • формирование знаний об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории;
  • обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике;
  • содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся.

Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

 Данная программа обеспечивает изучение курса истории   России с  конца  XVI в - XVIII в.  учащимися  7  класса.

     Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Изучение  учебного предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю и составляет 42 ч  в год.

    В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;
  • урок взаимообучения;
  • урок творчества;

Формы контроля

  • Исторические диктанты
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Практические работы
  • Индивидуальный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Взаимоконтроль
  • Творческие домашние задания
  • Зачет

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

      Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

  • УМК по истории  России  Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России Конец 16 -18 вв.. С. Учебник для 7 класса , Москва, «Просвещение», 2009
  • Соловьев К. А. , Серов Б. Н., Поурочные разработки по истории России.Конец 16 – 18 вв.. Москва, «ВАКО», 2009
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории России. Конец 16 – 18 вв.. Москва, «ВАКО», 2009

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории.

В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 42 часа, по 2 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса  (42 ч.)

Введение (1 ч. )

Тема 1.   Россия на рубеже  XVI – XVII вв. (4 ч.)

Территория Российского государства. Население. Социально-экономическая характеристика. Политический строй. Уровень развития образования и культуры. Народы и государства Поволжья, Урала, Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Российское государство в конце XVI в. Правление Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова, его внутренняя и внешняя политика. Учреждение патриаршества. Социально-экономическое развитие. Отмена Юрьева дня.

Смута в Российском государстве. Экономические трудности начала XVII в. Народные выступления. Лжедмитрий I. Поход Лжедмитрия на Москву. Смерть Бориса Годунова. Народные движения на окраинах России. Вступление Лжедмитрия I в Москву. Политика нового правителя. Заговор против самозванца. Приход Василия Шуйского к власти. Восстание И. И. Болотникова: причины, характер, последствия. Лжедмитрий II. Осада Москвы. Тушинское правительство.

Окончание Смутного времени. Заключение Василием Шуйским военного союза со Швецией. М. В. Ско-пин-Шуйский. Интервенция польских войск. Распад Тушинского лагеря. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Призвание Владислава на русский престол. Первое и Второе ополчения. К. Минин. Д. М. Пожарский. Патриарх Гермоген. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.

ТЕМА 2  Россия в XVII в. (10  ч)

Население и хозяйство России в XVII в. Сословный строй России. Восстановление хозяйства страны. Рост экономики. Мануфактурное производство. Развитие товарно-денежных отношений. Рост мелкотоварного производства. Денежная реформа 1654— 1663 гг. Ярмарки. Россия в системе международной торговли. Государственная политика протекционизма и торговые уставы. Активизация связей с Западной Европой. Немецкая слобода в Москве.

Политический строй. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Начало становления абсолютизма. Прекращение созыва Земских соборов. Изменение роли Боярской думы. Соборное уложение 1649 г. Учреждение Тайного приказа. Начало создания регулярной армии.

Внешняя политика России в XVII в. Россия в системе международных отношений. Основные направления и задачи внешней политики. Присоединение Украины к России. Возвращение смоленских и се-верских земель. «Вечный мир» 1686 г. с Речью По-сполитой. Присоединение и начало освоения Восточной Сибири. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев, Е. П. Хабаров.

Русская православная церковь в XVII в. Значение православия в жизни страны. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Протопоп Аввакум. Патриарх и царь. Смещение Никона.

Народные движения. Положение податных сословий в Российском государстве. Причины и характер массовых народных движений в XVII в. Городские восстания середины столетия. Соляной бунт 1648 г. в Москве. Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина.

Культура и быт в XVII в. Новые черты духовной жизни. Развитие научных знаний (география, история, естествознание). Образование. Основание Славяно-греко-латинской академии. Новые элементы в быту. Усиление светских элементов в культуре. Дворец в Коломенском. Рост каменного строительства. Московское барокко. Живопись. С. Ф. Ушаков. Придворный театр Алексея Михайловича. Быт знати, посадского населения и крестьян.

Народы России в XVII в. Русский народ. Украина в составе России. Народы Сибири, Поволжья и Приуралья. Закавказье. Наш край в 17 веке.

Повторительно-обобщающий урок (1 ч.).

ТЕМА З

Россия в первой четверти  XVIII в.) (11 ч)

Предпосылки реформ Петра I. Усиление иностранного влияния на Россию. Предпосылки петровских реформ. С. Полоцкий. А. Л. Ордин-Нащокин. Внутренняя и внешняя политика царя Федора Алексеевича. Отмена местничества. Реформаторские планы В. В. Голицына.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Цари Петр и Иван. Правление Софьи. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство. Сподвижники Петра.

Внешняя политика Петра I. Северная война. Начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Создание регулярной армии и флота. Военные действия в течении Невы. Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Сражения на море. Ништадтский мир и провозглашение империи. Рост международного авторитета России.

Социально-экономическое развитие страны. Новые государственные потребности и изменение социально-экономических отношений. Сельское хозяйство. Развитие мануфактурной промышленности. Ремесло. Торговля. Новая система налогов и рост государственных повинностей. Перестройка монетной системы. Монетные дворы. Развитие внешней торговли.

Государственные преобразования. Реформа государственного аппарата. Реформа местного управления. Церковная реформа. Указ о престолонаследии. Утверждение абсолютизма. Табель о рангах. Перенос столицы в Петербург. Сопротивление реформам. Дело царевича Алексея.

Народ и государство в годы петровских реформ. Изменения в положении различных сословий в годы реформ Петра. Причины народных выступлений. Восстание в Астрахани. Восстание под предводительством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Выступления старообрядцев, работников мануфактур.

Перемены в культуре России в годы преобразований Петра. Становление отечественной науки и развитие системы образования. Появление военно-учебных заведений. Учреждение Академии наук, первой гимназии. Посылка дворянских детей на учебу за границу. Первый музей — Кунсткамера. Развитие художественной культуры. Регулярная застройка Петербурга. Появление новых типов общественных зданий. Дворцо-во-парковые ансамбли. Д. Трезини. В. В. Растрелли. Портретный и батальный жанры в изобразительном искусстве. Перемены в быту и образе жизни.

Повторительно-обобщающий урок (1ч.).

ТЕМА 4  Российская империя в 1725—1762гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты. Причины дворцовых переворотов. Усиление роли бюрократической верхушки и гвардейских полков. Екатерина I. Верховный тайный совет. Борьба в верхах в период правления Петра II. Анна Иоанновна. Провал попыток ограничения самодержавия. Елизавета Петровна. Петр III.

Внутренняя и внешняя политика России в 1725— 1762 гг. Социально-экономическое развитие России в середине XVIII в.: усиление крепостного права, рост дворянских привилегий. Состояние сельского хозяйства, ремесла, торговли. Политика в отношении крестьянства, казачество. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Участие России в Семилетней войне. Манифест о вольности дворянства.

Тема 5. Россия в 1762 – 1800 гг. ( 9 ч.)

Внутренняя политика Екатерины П. Переворот 1762 г. Сподвижники Екатерины. Уложенная комиссия. «Наказ» императрицы. Меры в отношении крестьян. Церковная политика Екатерины. Секуляризация церковных земель. Личность императрицы. Ужесточение внутренней политики после крестьянской войны. Расширение дворянских привилегий. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Губернская реформа.

Социально-экономическое развитие страны во второй половине XVHI в. Начало разложения крепостнической системы. Рост промышленности. Развитие российского рынка. Изменения в сельском хозяйстве. Вольное экономическое общество. Хозяйственное освоение юга страны. Новоучрежденные города. Приглашение   иностранных   колонистов.   Развитие внешней торговли. Протекционистская политика правительства. Купеческие гильдии. Российско-американская компания.

Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Предпосылки крестьянского восстания. Личность Пугачева. Армия Пугачева. Основные этапы восстания. Социальные мероприятия Пугачева. Поражение восставших. Значение крестьянского восстания.

Внешняя политика Екатерины П. Основные задачи и направления внешней политики России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны. П. А. Румянцев. А. В: Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Польши. Война со Швецией. Поддержка североамериканских колоний в борьбе за независимость. Борьба Екатерины II против революционной Франции.

Внутренняя и внешняя политика Павла I. Особенности характера и государственные взгляды императора. Указы в отношении крестьян. Ограничение дворянских привилегий. Закон о престолонаследии. Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова Причины и последствия сближения с наполеоновской Францией. Заговор 11 марта 1801 г.

«Век просвещения» в российской культуре середины — второй половины XVIII в. Академия наук. Научная деятельность М. В. Ломоносова. Московский университет. Естественные науки. Гуманитарные науки. Академические экспедиции. Образование. Учреждение женских учебных заведений, воспитательных домов. Развитие технической мысли. И. П. Кулибин. И. И. Ползунов. Российское просветительство.

Развитие   художественной   культуры   в   XVIII в. Европейские  художественные  стили   в  России барокко   и   классицизм.   Литература   классицизм Г. Р. Державин. Критическое и реалистическое нач ла в творчестве Д. И. Фонвизина.  Появление пр фессионального драматического театра. Ф. Г. Волков Деятельность Академии художеств. Развитие портретной живописи. В. Л. Боровиковский. Классицизм в скульптуре. Э. Фальконе. Ф. И. Шубин. Крепостные художники и архитекторы Аргуновы. Барокко и классицизм в архитектуре. В. В. Растрелли. В. И. Баженов. М. Ф. Казаков.

Быт основных сословий в XVHI в. Дворяне, купцы, мещане, крестьяне, казаки, духовенство: жилище, питание, досуг.

Народы России в XVIII в. Русский народ. Украинцы и белорусы. Народы Поволжья. Калмыки. Народы Казахстана, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Наш край в 18 веке.

Итоговое повторение (1ч)

Основные понятия курса

Реформа, мануфактура, Земский собор, самодержавие, сословно-представительная монархия, опричнина, стрелецкое войско, патриаршество, Смута, самозванчество, интервенция, народное ополчение, ярмарка, торговый устав, протекционизм, торговые компании, разложение крепостничества, барщина, оброк, первопроходцы, церковный раскол, старообрядцы, регулярная армия, гвардия, дворцовые перевороты, привилегии, секуляризация, абсолютизм, национальные отношения.

3. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России с конца 16-18 вв.; выдающихся деятелей  отечественной истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;         
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и пвседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература

  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России Конец 16 -18 вв.. С. Учебник для 7 класса , Москва, «Просвещение», 2009
  • Соловьев К. А. , Серов Б. Н., Поурочные разработки по истории России.Конец 16 – 18 вв.. Москва, «ВАКО», 2009
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории России. Конец 16 – 18 вв.. Москва, «ВАКО», 2009
  • Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах, Москва, 2012
  • История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт. – сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • История. 5 – 10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. Н.Н. Ярцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Малышева Т.В. Дидактические игры на уроках истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2005.
  • Малышева Т.В. Открытые уроки истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2006.

2) Экранно-звуковые пособия

  • ИСТОРИЯ 7 – 8  КЛАССЫ.  НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ №101 – К
  • Энциклопедия истории России, 1862-1917.
  • Шедевры рксской живописи

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Газета «Первое сентября»

      http://ps.1september.ru

  • Образование Киевской Руси

      http://oldru.narod.ru

  • Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России

      http://lants.tellur.ru/history/

  • Правители России и Советского Союза

              http://www.praviteli.org

  • Династия Романовых

       http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html

5) Настенные исторические карты

    (некоторые карты взаимозаменяемы)

  1. Русское государство в 17 веке.
  2. Российская империя в 18 в.
  3. Россия с конца 17 – до середины 18 вв.
  4. Российская империя в 17 – 18 вв.
  5. Российская империя в начале 19 в.

6. Календарно-тематическое планирование (42 ч.)

Название темы урока

Историческое

время

Оборудование

Историческое

движение

Персоналии

Термины

Дата

проведения

план

факт.

1

Введение  (1 ч).

сентябрь

1 неделя

Тема 1. Россия на рубеже  16-17 вв.(4 ч. )

2

Начало Смуты. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1598-1605-правление Бориса Годунова,  1605-1606гг.-правление Лжедмитрия 1, 1606-1607 –

Восстание Болотникова,

1589-введение патриаршества в России

§ 1

Карта «Россия в 17 веке»

Начало кризиса власти, обострение социальных противоречий, гражданская война в России

Самозванец, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Иван Болотников, Иов, Василий Шуйский,  Лжедмитрий 2,  

Смута, дети боярские,

Гражданская война,

сентябрь

1 неделя

3

Смута. Борьба русского народа против иноземных завоевателей.

1606-1610-правление Василия Шуйского, 1610-1613-«семибоярщина» в России,  1609-1610-второе ополчение

§ 2

Карта «Россия в 17 веке»

Интервенция Польши и Швеции, патриотический подъем народа

Лжедмитрий 1, Иван Болотников, Иов, Василий Шуйский, Лжедмитрий 2,  

Гражданская война, интервенция, ополчение, семибоярщина,

сентябрь

2 неделя

4

Окончание Смутного времени.

1613-воцарение Романовых, 1617.г. 1618 г.,

§ 3

Карта «Россия в 17 веке»

Освобождение страны, воцарение Романовых

К.  Минин, Д. Пожарский,

  Михаил Романов.

Национальное самосо

знание,

сентябрь

2 неделя

5

Окончание Смутного времени.

1613-воцарение Романовых, 1617.г. 1618 г.,

§ 3

Карта «Россия в 17 веке»

Освобождение страны, воцарение Романовых

К.  Минин, Д. Пожарский,

  Михаил Романов

Национальное самосо

знание,

сентябрь

3 неделя

Тема 2.Россия в 17 веке (10 ч. )

6

Новые явления в экономике

Середина 17 века

§ 4

Карта «Россия в 17 веке»

Вступление России в новое время, изменения в экономике

Засечная черта, бобыли, мелкое товарное производство, мануфактура, рассеянное предприятие, буржуазия, гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка, всероссийский рынок.

сентябрь

3 неделя

7

Новые явления в экономике

Середина 17 века

§ 4

Карта «Россия в 17 веке»

Вступление России в новое время, изменения в экономике

Засечная черта, бобыли, мелкое товарное производство, мануфактура, рассеянное предприятие, буржуазия, гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка, всероссийский рынок.

сентябрь

4 неделя

8

Основные сословия России 17 столетия.

§ 5

Карта «Россия в 17 веке»

Упрощение сложной прежде социальной структуры российского общества

Барщина, белые слободы, черносошные и владельческие крестьяне, оброк, крепостные,  служилые люди, поземельная и подворная подать, Соборное уложение, 1649 г.

сентябрь

4 неделя

9

Основные сословия России 17 столетия.

§ 5

Карта «Россия в 17 веке»

Упрощение сложной прежде социальной структуры российского общества

Барщина, белые слободы, черносошные и владельческие  крестьяне, оброк, крепостные, поземельная и подворная подать,  Соборное уложение, 1649 г.

Октябрь

5 неделя

10

Политическое развитие страны.

1613-1645-царствование Михаила Романова

1645-1676-царствование Алексея Михайловича,

§ 6

Карта «Россия в 17 веке»

Новые черты в политической системе России, оформление крепостного права

Царь Алексей Михайлович,

Михаил Романов

самодержавие, полки «иноземного» строя, рейтары, драгуны, целовальники.

Октябрь

5 неделя

11

Власть и церковь. Церковный раскол.

Церковная реформа 1654 г.,

§ 7

Карта «Россия в 17 веке»

Раскол русской православной церкви

патриарх Никон, протопоп Аввакум, царевна Софья.

раскол, старообрядцы,

Октябрь

6 неделя

12

Народные движения.

1648 –восстание в Москве., 1662 г-медный бунт, 1667 – 1671 гг-восстание Степана Разина

§ 8

Карта «Россия в 17 веке»

Социальные движения 40-60-е гг. 17 века

Степан Разин

Крепостное право, Степан Разин, уложение, крестьянское восстание, Соляной бунт, Медный бунт

Октябрь

6 неделя

13

Внешняя политика

1632 – 1634 гг-Смоленская война, 8 января 1654 г., 1654 – 1667 гг.-русско- польская война, 1686 г.-«Вечный мир» с Речью Посполитой.

§ 8

Воссоединение Украины с Россией, начало освоения Сибири, походы русских землепроходцев в Сибирь

Богдан Хмельницкий, С. И. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров

Униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь, реестровые, казаки Острог, ясак, первопроходцы,

,

Октябрь

7 неделя

14

Русская культура  17 столетия.

1687 г-открытие  Славяно- греко-латинская академия,

§ 10

Развитие светского и церковного искусства, дальнейшее обмирщение культуры, развитие образования. Воздействие Запада на культуру России

Симеон Полоцкий, Ордин-Нащекин, Ртищев С. И. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, С.Ушаков,

Обмирщение культуры, терем

Октябрь

7 неделя

15

Сословный быт. Обычаи и нравы. Наш край в 17 в.

§ 11

В жизни и в повседневном быте всех сословий произошли изменения

Парча, тафта, изразцы

Октябрь

8 неделя

16

Контрольно – обобщающий урок.

Октябрь

8 неделя

ТЕМА З  Россия в первой четверти  XVIII в.) (11ч)

17

Предпосылки петровских преобразований. столетия.

Великое посольство-1697 – 1698 гг., 1695-1696-азовский поход Петра

§ 12

Карта «Россия в 18 веке»

Начало государственной политики Петра.  Борьба за выход к Черному морю

, Симеон Полоцкий, Ордин-Нащокин,

В.В. Голицын, Юрий Крижанич

 гвардия, волонтер, вервь

Ноябрь

9 неделя

18

Россия на рубеже 17 – 18

1682-1725- правление Петра 1, 1698-стрелецкое восстание,  Великое посольство-1697 – 1698 гг., 1695-1696-азовский поход Петра

§ 13

Карта «Россия в 18 веке»

Начало государственной политики Петра.  Борьба за выход к Черному морю

Петр 1, царевна Софья

регулярная армия, рекруты.

Ноябрь

9 неделя

19

Северная война.

1700 – 1721 гг.-Северная война, 1703- начало строительства Санкт-Петербурга,1708 г. – битва при Лесной, 27 июня 1709 – Полтавское сражение

§ 14

Карта «Россия в 18 веке»

Борьба со Швецией за выход к балтийскому морю. Становление России империей

гетман Мазепа, А. Д. Меньшиков, В. П. Шереметев, Репнин

Генеральное сражение, редут, янычары, сражение,

Ноябрь

10 неделя

20

Северная война.

27 июня 1709 г.-Полтавское сражение, 1720 г.-Гренгамское сражение, 1714 г.-Гангутское сражение, 1721 г.-Ништадский мир,

§ 14

Карта «Россия в 18 веке»

Борьба со Швецией за выход к балтийскому морю. Становление России империей

Линейный корабль, фрегат, эскадра, десант, империя.

Ноябрь

10 неделя

21

Экономика России в первой четверти 18  в.

1724-подушная подать

§ 16

Карта «Россия в 18 веке»

Ускорение экономического развития России при резком ухудшении положения народа

Поссесионные рабочие, экспорт, импорт, прибыльщики, ревизия, подушная подать, меркантелизм, приписные крестьяне

Ноябрь

11 неделя

22

Экономика  России в первой четверти 18  в.

1724-подушная подать

§ 16

Карта «Россия в 18 веке»

Ускорение экономического развития России при резком ухудшении положения народа

Поссесионные рабочие, экспорт, импорт, прибыльщики, ревизия, подушная подать, меркантелиз, приписные крестьяне.

Ноябрь

11 неделя

23

Народные движения в первой четверти 18 в.

1705-1706- Астраханское восстание, 1707 – 1708-восстание К. Булавина

§ 17

Карта «Россия в 18 веке»

Народные движения были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, связанного с реформами в стране

К. А. Булавин,

работные люди, отходники

Ноябрь

12 неделя

24

Реформы  Петра 1.

1711-создан Сенат, 1714-указ о единонаследии, 1722-Табель о рангах, 1708-губернская реформа,

§ 15

Карта «Россия в 18 веке»,

ИКТ

Утверждение абсолютизма в России

Г. Голицын,

 П. Ягужинский,

царевич Алексей

Коллегия, генерал – прокурор, губерния, Синод, Сенат, абсолютизм, Синод, «Табель о рангах»,  портреты государственных деятелей, церковная реформа.

Ноябрь

12 нкдкля

25

Реформы  Петра 1.

1711-создан Сенат, 1714-указ о единонаследии, 1722-Табель о рангах, 1708-губернская реформа,

§ 15

Карта «Россия в 18 веке»

Утверждение абсолютизма в России

Г. Голицын,

 П. Ягужинский,

царевич Алексей

Коллегия, генерал – прокурор, губерния, Синод, Сенат, абсолютизм, Синод, «Табель о рангах»,портреты государственных деятелей, церковная реформа.

Декабрь

13 неделя

   26

Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 в.

§ 18-19

Карта «Россия в 18 веке»

Академия наук, ассамблея, Кунсткамера, «Юности честное зерцало», даты, «птенцы гнезда Петрова».

Декабрь

13 неделя

27

Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 в.

§ 18-19

Карта «Россия в 18 веке»

Портрет Петра 1., Академия наук, ассамблея, Кунсткамера, «Юности честное зерцало», даты, «птенцы гнезда Петрова».

Декабрь

14неделя

28

Контрольно – обобщающий урок.

презентация «Символы Российской империи»

Декабрь

14неделя

ТЕМА 4  Российская империя в 1725—1762гг. (4 ч)  

29

Дворцовые перевороты.

1725-1727-правление Екатерины 1, 1727-1730-правление Петра 2, 1730-1740-правление Анны Иоанновны, 1740-1741-правление Ивана Антоновича, 1741-1761-правление Елизаветы Петровны, 1761-1762-правление Петра 111,

1762-1796-правление Екатерины 11.

§ 20-21

Карта «Россия в 18 веке»

ИКТ

«Династия

Романовых»

Начало дворцовых переворотов, начало упадка политического и экономического развития  России

А. Д. Меньшиков, Екатерина 1, Петр 11, Анна Ивановна, Петр 111, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Екатерина 11

Дворцовый переворот, Верховный тайный совет, конституционная монархия, портреты правителей.

Декабрь

15неделя

30

Дворцовые перевороты.

1725-1727-правление Екатерины 1, 1727-1730-правление Петра 2, 1730-1740-правление Анны Иоанновны, 1740-1741-правление Ивана Антоновича, 1741-1761-правление Елизаветы Петровны, 1761-1762-правление Петра 111,

1762-1796-правление Екатерины 11.

§  20-21

Карта «Россия в 18 веке»

ИКТ

«Династия

Романовых»

Начало дворцовых переворотов, начало упадка политического и экономического развития  России

А. Д. Меньшиков, Екатерина 1, Петр 11, Анна Ивановна, Петр 111, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Екатерина 11

. Дворцовый переворот, Верховный тайный совет, конституционная монархия, портреты правителей.

Декабрь

15неделя

31

Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг.

§ 23

Карта «Россия в 18 веке»

Непоследовательная и потому малопродуктивная политика российских правителей в данный период

Екатерина 1, Петр 11, Анна Ивановна, Петр 111, Иван Антонович, Елизавета Петровна

Откуп, подряд

Декабрь

16неделя

32

Внешняя политика России в 1725 -1762 гг.

Семилетняя война - 1756 – 1763 гг

§ 23

Карта «Россия в 18 веке»

Россия прочно утвердилась в Прибалтике, но не добилась выхода в Черное море

П. А. Румянцев, А, Г. Орлов, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.

«восточный барьер», гаубица, портреты военных полководцев

Декабрь

16 неделя

Тема 5. Россия в 1762 – 1800 гг. (9 ч. )

33

Внутренняя политика Екатерины 2.

1762-Манифест о вольности дворянской, 1785-жалованная грамота дворянству и городам, 1775-губернская реформа, 1767-1768-комиссия по составлению нового уложения

§ 23

Карта «Россия в 18 веке»

ИКТ

«Династия

Романовых»

Носила противоречивый характер

Екатерина 11,

Монополия, «просвещенный абсолютизм», секуляризация, каторга, межевание,  Великая, дума, губерния, Уложенная комиссия,

январь

17 неделя

34

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева

1773 – 1775-восстание Е. И. Пугачева

§ 24

Карта «Россия в 18 веке»

Самое мощное выступление крестьян

Е. И. Пугачев, Екатерина 2

Крестьянская война, самоуправление

январь

17 неделя

35

Экономическое развитие России во второй половине  18 в.

1765-Вольное экономическое общество

§ 25

Карта «Россия в 18 веке»

Свидетельство о необходимости самих основ господствующего федально-крепостнического строя

А. Г. Орлов, Г. Г. Орлов, Р. И. Воронцов,

Миссионеры, секуляризация, отходники, экономические крестьяне, банк., капитал

январь

18 неделя

36

. Внешняя политика Екатерины 2

1768-1774 гг- русско-турецкая война, 1787 – 1791 гг – русско-турецкая война,  разделы Речи Посполитой - 1772г., 1793 г., 1795 г. .  

§ 26

Карта «Россия в 18 веке»

Екатерина 2, А. Г. Орлов, Г. Г. Орлов, Р. И. Воронцов

эскадра, буферное государство, коалиция, нейтралитет

январь

18 неделя

37

Россия при Павле 1

1796-1801- правление Павла 1¸ 1799 г –итальянский и швейцарский походы русской армии

§ 26

Карта «Россия в 18 веке»

Стремление Павла 1 отойти от продворянской политики и уровнять в «бесправии» все слои населения. Борьба Павла 1 с влиянием революционной Франции

Павел 1, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков,

январь

19 неделя

38

Образование и наука.

1755 г. – открытие московского университета,

§ 27

Карта «Россия в 18 веке»

ИКТ

Развитие образования в России, деятельность выдающихся деятелей русского просвещения

М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Е. Р. Дашкова, С. П. Крашенинников, И. И. Лепехин, Л. Эйлер, И. И. Ползунов, И. П. Кулибин

духовная семинария, портреты ученых, институт (благородных девиц), университет, паровая машина.

январь

19 неделя

39

Художественная культура.

§  28

Карта «Россия в 18 веке»

ИКТ

Россия превратилась в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы

М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Растрелли, Ф. И. Шубин, Ф. Г. Волков

Барокко, классицизм, сентиментализм,  классическая архитектура, выдающиеся личности.

Февраль 20 неделя

40

Художественная культура.

§ 29

Карта «Россия в 18 веке»

ИКТ

Россия превратилась в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы

М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Растрелли, Ф. И. Шубин, Ф.ГВолков

Ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, выдающиеся личности.

Февраль 20 неделя

41

Быт и обычаи

Наш край в 18 в.

§ 30

Карта «Россия в 18 веке»

Огромные перемены в жизни и быте

колядки

Февраль 21 неделя

42

Контрольно – обобщающий урок.

Февраль 21 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...