Рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Козлова Ольга Александровна

Рабочая программа составлена на основании:

Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М.,

«Просвещение», 2011 г. Курс «История Древнего мира»; примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Рабочая программа составлена для работы по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера «История Древнего мира» 5 класс, «Просвещение», 2011. Рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования че­ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_istorii_5_klass.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению         методическим советом школы

протокол №_____ от __________

Утверждена приказом

МБОУ Мучкапской СОШ

 №___ от __________

 Директор школы:

____________ /  Мишина Л.Н  /                            

Рабочая программа учебного предмета

«История»

для  5  класса

  на 2014 – 2015 учебный год

Составитель: Козлова Ольга Александровна

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М.,

«Просвещение», 2011 г. Курс «История Древнего мира»; примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Рабочая программа составлена для работы по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера «История Древнего мира» 5 класс, «Просвещение», 2011. Рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; •

умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

умения спорить и отстаивать свои взгляды;

умения анализировать исторический источник;

умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла —- гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, .мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». 

Учащиеся должны  

знать/понимать:  термины и понятия,памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических  источников.

уметь:  сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;                                                                                                             

•  уметь анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 часов)

Глава 1. Древний Египет (7 часов)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство; древних, египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храму его внешний ,и. внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в,скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Глава 2. Западная Азия в древности (6 часов)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапй: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые; башии-храмы> Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и ешив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря, Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый; род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское, и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой Связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Глава 3. Индия и Китай в древности (5 часов)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера а переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды  жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа.: Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага, Компас.

Повторительно-обобщающий урок. 

Учащиеся должны  

знать/понимать:  даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;                                   

представителей и памятники культуры Древнего Востока, изученные виды исторических  источников.

уметь: давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на ; основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего Востока.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Глава 1. Древнейшая Греция (4 часа)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Глава 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7часов)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства:. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Глава 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (4часа)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины:, Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет Пятисот и их функций. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники, Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Глава 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (6 часов)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры- Аристотель —учитель Александра, сына Филиппа. Македонское; войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного: Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии. Повторительно-обобщающий урок.

Учащиеся должны  

знать/понимать:   даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей Древней Греции;  

 результаты и итоги ключевых событий истории Древней Греции;                                      

 представителей и памятники культуры Древней Греции, изученные виды исторических  источников.

уметь:давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на ; основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней Греции..

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Глава 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (9 час)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Глава 2. Рим сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы-Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Глава 3. Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Глава 4. Римская империя в первые века нашей эры (16 час)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Глава 5. Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. 

Учащиеся должны  

знать/понимать:   даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей Древнего Рима;  

 результаты и итоги ключевых событий истории Древнего Рима;                                      

 представителей и памятники культуры Древнего Рима, изученные виды исторических  источников.

уметь:давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на ; основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего Рима.

Итоговое повторение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру. Повторительно-обобщающий урок по курсу.

Учебно-тематический план

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
  • Оперировать историческими понятиями и датами.
  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

        

        Литература и средства обучения:

Для обучающегося:

  1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
  2.  Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2012-14 гг
  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира.

Методическая литература для учителя:

1. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.

2. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение -  2007.

3. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

4. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004

5. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005

6. Настенные исторические карты

Дополнительная литература:

           1. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.                            2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу Древнего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...