разработка уроков
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Мосейкова Наталья Леонидовна

Разработка уроков  "Великая Отечественная война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_urokov.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОВЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.

 

                               

Автор – учитель истории

1 квалификационной категории

Мосейкова Наталья Леонидовна.

Урок № 1.

Тема: Начало Великой Отечественной войны.

Цели: 1.Воссоздать панораму трагических событий начала войны.

             Выявить причины поражения Красной Армии в начале войны.

           2.Формировать умения работать с историческими документами.

           3.Воспитывать у учащихся уважение к участникам Великой                

              Отечественной войны.

Учебное оборудование:

Карта Великая Отечественная война, мультимедиа СD-ROM «От Кремля и до Рейхстага», Интернет-ресурсы, ксерокопия документа «Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования  №270», фотографии ветеранов, солдатские предметы     (из школьного музея), компьютер, проектор, учебник  А.А.Данилова,  Л.Г. Косулиной  для 9 класса «История России XX-начало XXI века».

Тип урока: комбинированный урок  с элементом исторического краеведения.

Подготовительный этап

  1. Экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозициями «Наши ветераны», «Учителя-участники Великой Отечественной войны», «Они не вернулись из боя», «Оружие победы», «Купинский район в годы войны».
  2. Формирование архивов устной истории, т.е. создание документов в результате бесед, опроса непосредственных участников и очевидцев исторических событий, как элемент работы с дополнительными источниками о событиях Великой Отечественной войны.
  3. Знакомство с мультимедийным учебным пособием на CD-диске «От Кремля до Рейхстага» (ГНУ Республиканский мультимедиацентр).

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний по теме: «Советский союз во второй мировой войне»

  - Работа с терминами. (Один ученик)

 Карточка №1

    Вермахт.        Агрессия.       Рейх.

фото: Сталин, Жуков.

  Задача для учащихся: дать характеристику личностям.

- Беседа с классом по вопросам:

  • Почему Сталин пошёл на подписание соглашений с Германией?
  • В чём вы видите плюсы и минусы советско-германских отношений? 

 Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом 

«Пакт Риббентропа – Молотова»

  • Расскажите о плане «Барбаросса».

План «Барбаросса».Секретная директива ставки Гитлера за 21 от 18 декабря 1940 г.

         

- Проверка терминов.

3. Изучение новой темы.

План:

  • Накануне.
  • Вероломное нападение.
  • Трагическое начало.
  • Битва за Москву.

- Накануне Великой отечественной войны.

статистика (численность войск, орудий и т.д.)

Обобщение учителя вой сирены, взрывы

22 июня 1941 года нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. «Жестокость является благом для будущего… войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, без жалостной и неукротимой жестокостью»,- так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. (Сообщение в объёме учебника)

Задача для учащихся: Выявить степень готовности советского руководства и Красной Армии к отражению агрессии.

Из выступления В.М. Молотова по радио 22 июня 1941г.Сегодня, в 4 ч. утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…  

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение…  

То же самое будет и с зазнавшимся Гитлером… Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за родину, за честь, за свободу…

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Задача для учащихся: как вы думаете, какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?

- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. (Стр. 202-206)

Задача для учащихся: На основе прочитанного заполнить таблицу «Основные военные операции  Великой отечественной войны 1941 год.»

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

- Проверка заполнения таблицы.

- Работа с историческими документами

документ «Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 Чтение и анализ.

«…» Приказываю

  1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших Родину дезертиров.

Обязывать всех вышестоящих командиров и Комисаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

     2.  Обязывать каждого военнослужащего, независимо от его служебного  

положения, требовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожить их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишить государственного пособия и помощи.

Задача для учащихся: В чём вы видите причины появления приказа № 270?

- о трагическом начале Великой Отечественной войны.1941г. 

Карта «НАЧАЛО ВОЙНЫ»

Задача для учащихся:   выписать в тетрадь причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

- Сообщение ученика о Московской битве.  (карта «Битва за Москву»)

-Обобщение учителя

В самом начале войны ожесточенные сражения развернулись вдоль кратчайшего пути от Бреста до советской столицы. Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 г. Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть её с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление. 30 сентября и 2 октября на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

Москва,

Я твой бесстрашный сын,

К врагам я беспощаден буду.

Я стану искрой той грозы,

Что пепелит врага повсюду.

Тебя, пройдя огонь и дым,

Спасу я подвигом своим.

- Просмотр видео «Битва за Москву». Мультимедиа СD-ROM «От Кремля и до Рейхстага»,

Задача для учащихся: На основе документальной хроники выяснить историческое значение Московской битвы.

песня «Гимн Москвы» www.pobeda.ru

- Привлечение краеведческого материала из школьного музея.

Сообщение ученика о ветеране Великой Отечественной войны, участнике битвы за Москву.

  Титарев Виктор Афанасьевич родился 8 сентября 1920 года в деревне Васильевка Купинского района. В 1940 году Купинским РВК был призван в армию. Виктор Афанасьевич участвовал в Великой Отечественной войне с 1941года по 1945 год. Воинская должность его – старший сержант.  Служил в танковых войсках. Участвовал в боях под Москвой. В одном из сражений за Москву был ранен. После кратковременного лечения вновь был отправлен на защиту нашей столицы. Из воспоминаний Виктора Афанасьевича «В сентябре 1941 года началось генеральное наступление немцев на Москву. Фашистам удалось прорвать оборону и окружить наши войска. Но, несмотря на это бои продолжались, и наступление немцев было в ноябре остановлено. А в декабре началось контрнаступление наших войск под Москвой. Планы «молниеносной войны» в дребезги разбились под Москвой. Столько солдат, танков, пушек, самолётов. Как в битве под Москвой, фашистам терять ещё не приходилось. Мне, да и всему миру стало ясно, что с нашей страной фашистам не справиться»  

4. Закрепление изученного на уроке.

- Беседа с учащимися по вопросам:

  • В чём причины поражения Красной Армии в начале войны?
  • Какие меры потребовались советскому правительству, чтобы исправить положение на фронте?
  • Какова цена первых поражений СССР в войне?

- Тестовый опрос. 

1. Назовите причины неудач Красной армии в первые месяцы великой Отечественной войны:

а) Нападение Германии было внезапным.

б) Советские солдаты не желали сражаться за сталинский режим.

в) Войска не были приведены в боевую готовность.

2. По плану Гитлера море должно было возникнуть на месте советского города:

а) Киева;

б) Москвы;

в) Смоленска.

3. 16 августа 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования издала приказ № 270. Главное его содержание сводилось к:

а) улучшению материального обеспечения семей погибших воинов;

б) установлению персональной ответственности командиров Красной Армии за большие людские потери;

в) объявлению военнопленных изменниками Родины и введению жестоких санкций в отношении членов их семей.

4. Обороной Москвы руководил:

а) А. М. Василевский;

б) Г. К. Жуков;

в) К. К. Рокоссовский.

5. Главный итог Московской битвы:

а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;

б) был сорван план «молниеносной войны»;

в) был открыт Второй фронт в Европе.

- Событийно-проблемная задача.

Специалисты утверждают, что в истории войн не много государств знало благодаря своей разведке столько о планах врага, сколько СССР о Германии в 1941 году.

Задача для учащихся: Почему же Сталин, его окружение так мало сделали для готовности к отражению возможной агрессии?

Обобщение учителя.

Да, действительно, советской разведке были известны данные о подготовке Гитлера к войне с советским Союзом (даже день нападения был известен точно). Одним из таких разведчиков был Рихард Зорге.

  Рихард Зорге 

Предприми руководитель страны меры упреждения, и начало войны не стало бы столь сокрушительным поражением для Красной Армии. Но И.В. Сталин считал (или хотел, чтобы так было), что войны с Германией можно избежать, и все разведчики и руководители военных ведомств, чьи данные или точки зрения не совпадали со сталинскими, становились «врагами народа» с соответствующими последствиями

5. Подведение итогов урока.

  - Краткие выводы по теме.

Беседа с учащимися по вопросам.

1.Какие точки зрения существуют на проблемы «внезапности» нападения Германии и «готовности» СССР к войне? Обоснуйте своё собственное мнение по этим вопросам.

2.В чём вы видите причины крупных неудач Красной армии в первые месяцы войны?

6.  Дифференцированное домашнее задание.

1.Подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос:

- Каковы причины трагического начала германского нашествия?

2.Подготовить сообщения о военных и трудовых подвигах ваших земляков в годы Великой Отечественной войны.

3.Мини-проект «История одной вещи».

4. Творческая работа-исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны», разработка алгоритма интервью с очевидцами военных лет.

Урок № 2

Тема: Всё для фронта, всё для победы.

Цели: 1. Познакомить учащихся с героическим трудом советского народа                                  в годы войны.

  1. Используя умения сравнения, анализа, обобщения представленных материалов, помочь учащимся определить задачи, которые стаяли перед жителями страны, пути решения этих задач. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с документальной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.
  2. Вызвать у старшеклассников чувства сопереживания, восхищения и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество.

Учебное оборудование: Карта Великая Отечественная война, мультимедиа СD-ROM «От Кремля и до Рейхстага»,   компьютер, проектор, учебник  А.А.Данилова,  Л.Г. Косулиной  для 9 класса «История России XX-начало XXI века».

 Диск   «От Кремля и до Рейхстага», ксерокопии документов: «Из дневников тружеников тыла», «Из выступления по радио И. В. Сталина 3 июля 1941г», «Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР 27 июня 1941г.».

Тип урока: комбинированный урок  с элементом исторического краеведения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний по теме «Начало Великой Отечественной войны»

 - Подготовка устного ответа по карточке.

Карточка № 1

а) Каковы причины трагического начала германского нашествия?

б) Подумай и поразмысли:

  • Как развивались события в первые дни войны?
  • Почему, несмотря на упорное сопротивление, Красная Армия терпит поражения?
  • Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?

в) Сделай вывод.

- Беседа по вопросам.

  • Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападет на СССР летом 1941 года? Какие последствия имела эта позиция Сталина?
  • В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
  • Как проходила Московская битва? Каково её значение?

- Устный ответ по карточке № 1, отзывы одноклассников.

3. Изучение новой темы.

План:

  • Мобилизация всех сил страны.
  • Эвакуация. Героический труд в тылу.
  • Наука и культура в годы войны.

Сообщение учителя.  Мобилизация всех сил страны.

Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной армии в первые недели войны сблизили всех людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии будет уничтожена Россия. Наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма людей на фронте и в тылу. Поведение немецких войск на оккупированных территориях, отношение их к мирному населению не оставляли ни какого выбора – надо сражаться с врагом всеми способами и обязательно победить. Общее настроение сблизило людей, сделало их похожими на единую семью. Это почувствовал и Сталин. 3 июля он обратился к народу со словами…

Игра-исследование «Юный историк»

Задание. Каждый должен представить себя историком, которому предстоит изучить документ: «Из выступления по радио И. В. Сталина 3 июля 1941г»  На основе анализа представленного  документа высказать свое мнение и подтвердить его аргументами из текста документа. Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты? Какой по характеру является эта война для советского народа?

Работа с документом.  

Из выступления по радио И. В. Сталина 3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается.  Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов.  Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР.  Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под итогом германского фашизма…

Привлечение краеведческого материала

1.Представление лучших поисково-исследовательских работ по теме «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

2.Сообщение ученика  «Купинский район в годы Великой Отечественной войны».  Население Купинского района в 1941 году составляло примерно 45-50 тыс. человек. На фронт из района ушли более 12 тыс. человек. Уже в первые дни войны было мобилизовано 1654 человека, а также направлено на фронт 24 трактора, 81 автомашина и 3 мотоцикла.  

За пять месяцев из района в армию ушли 444 комсомольца, большинство из них добровольцы. В наш район было эвакуировано 4150 человек, из них примерно треть – дети до 14 лет, ленинградцев более двух тысяч. Эвакуированное население размещали по хозяйствам и в городе, оказывали материальную помощь, а также обеспечивали продуктами питания.  Паёк выдавали по карточкам: на рабочего – 600г хлеба, на служащего – 400г, детям – 200г на сутки. Колхозники работали за трудодни, платили налоги деньгами, которые получали за свои продукты.

Купинский район сдал в фонд обороны – 58459100 рублей. Наш район дал колхозникам Воронежской области, освобождённым от немецкой оккупации, в порядке братской помощи, крупнорогатого скота – 361 голову, овец -  487 голов. Кроме того, в виде подарков для бойцов и командиров героической Красной армии большое количество разных видов животноводческой продукции.

  Колхозы и колхозники нашего района за период войны сдали сельскохозяйственной продукции государству:

Хлеба – 7000000 пудов.

Мяса – 228 тыс. пудов.

Молока – 1260000 пудов.

Шерсти – 26500 пудов.

Картофеля – 263406 пудов.

Если перевести всю сданную шерсть на валенную обувь, то наш район обул в валенки 212050 бойцов и командиров Красной Армии или 15 дивизий.

  За трудовые достижения в1944 году район был награждён Красным Знаменем Комитета обороны. (Материал взят в районном историко-краеведческом музее).

- Просмотр мультимедиа  «Всё для фронта, всё для победы»

Задача для учащихся: На основе документальной хроники выяснить вклад тружеников тыла в дело победы.

- Самостоятельная работа учащихся в группах с документами и текстом учебника с последующим обменом мнениями.

А) «Из дневников тружеников тыла»

 В цехе холодно. Стекла фонарей кое-где разбиты. Сверху падает серебристый снег. Люди топчутся у станков, изредка подносят руки ко рту, дуют, греются…

Чуть-чуть обогревшись и стиснув зубы, работают, работают. При таких условиях рабочие дают большие проценты выработки…

Замечаю в себе другое отношение к субботникам. Раньше – просто не хотелось, теперь – понимаю, что делать все это необходимо, больше делать некому, иду и делаю…

Задача для учащихся: многие труженики тыла после войны были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Попытайтесь определить для себя, что такое доблестный труд.

Б) «Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР 27 июня 1941г.»

В первую очередь эвакуации подлежат:

а) важнейшие примышленные ценности, ценные сырьевые ресурсы и продовольствие, и другие ценности имеющие государственное значение;

б) квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуированными с фронта предприятиями, население, в первую очередь молодёжь, годная для военной службы, ответственные советские и партийные работники.

   Задача для учащихся: Почему, перемещение заводов и фабрик на восток страны, многими расценивается как подвиг советского народа? Что и почему эвакуировалось в первую очередь?

- Работа с текстом учебника по теме «Наука и культура в годы войны»

Задача для учащихся: составить таблицу.

Какие открытия и изобретения были совершены советскими учёными в ходе Великой Отечественной войны.

Как эти открытия помогли изменить положение на фронте.

4. Закрепление изученного на уроке.

- Событийно – проблемная задача.

Французский историк Н. Верт, рассматривая историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., пишет: «В ноябре 1941г. Промышленное производство… упало до 52% от уровня ноября 1940г. Однако по завершении второго этапа эвакуации промышленности потенциала (лето 1942г.) обозначился явный рост экономических показателей…

 В конце 1942г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой технике не только по количеству (2100 самолетов, 2000 танков ежемесячно), но часто и в качественном отношении…»

 Задача для учащихся:

Как же, имея такую исходную точку отсчета, советская промышленность, начиная  с 1942г. Сумела выпускать военной продукции больше, чем Германия, промышленность которой не претерпела никаких эвакуаций и бомбардировок и на которую работала почти вся Европа?

-Тестовый опрос  «Всё для фронта, всё для победы»

  1. Назовите причину отсутствия в советском мобилизационном плане раздела об эвакуации людей и предприятий:

а) в основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны;

б) включение такого пункта могло быть воспринято как запланированное отступление;

в) это были происки врагов народа.

2. Созданный 24 июля 1941 года Совет по эвакуации возглавил:

а) А.Н Косыгин;

б) А.И Микоян;

в) Н.М. Шверник.

3. СССР превзошёл Германию по выпуску военной продукции:

а)  в конце 1942г.;

б) в середине 1943г.;

в) в начале 1944г.

4. Автор знаменитого плаката «Родина-мать зовёт!»:

а) А. А. Дейнека;

б) Б. И. Ефимов;

в) И. М. Тоидзе.

5. Автор знаменитого стихотворения « Жди меня»:

а) А.Т. Твардовский;

б) К. М. Симонов;

в) С. В. Михалков.

 5. Подведение итогов урока.

  - Краткие выводы по теме.

Беседа с учащимися по вопросам.

  • Какие музыкальные произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, помнят и любят в вашей семье.
  • Как вы считаете, что помогло людям в тяжелейших условиях проявлять невероятную стойкость и самоотверженность в труде?
  • Почему принято говорить о трудовом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны?

6.  Дифференцированное домашнее задание.

1.Почитать стихотворения о Великой Отечественной войне. Выучить то, которое понравится больше всего.

          2.Выяснить, кто из ваших родных, знакомых был участником Курской битвы. Подготовить сообщения на основе их воспоминаний.

         3.Мини-проект «История одной вещи». Цель создать экспозицию для

  переносной экскурсии «музей в чемодане». Задание: собрать в « музейный чемодан»  предметы быта, альбомы, фотографии и многое другое. Все вещи из чемодана должны быть связаны с периодом Великой Отечественной войны и иметь свою историю.

Урок №3

Тема: Коренной перелом в ходе войны.

Цели:1. Познакомить учащихся с решающими сражениями войны. Выявить значение побед Советской Армии под Сталинградом и Курском.

 На примерах боевого пути фронтовиков показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны.

2. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умения давать обоснованные оценки происходившим событиям.

3. На примерах мужества и героизма участников Курской битвы способствовать воспитанию таких качеств личности, как отзывчивость, доброта, чувство долга, патриотизм и национальную гордость за мужественный народ.

Учебное оборудование: Карта Великая Отечественная война, мультимедиа СD-ROM «От Кремля и до Рейхстага»,   компьютер, проектор, учебник  А.А.Данилова,  Л.Г. Косулиной  для 9 класса «История России XX-начало XXI века», тестовые листы, ксерокопии документов.

 Тип урока: комбинированный урок  с элементом исторического краеведения.

Ход урока

  1. Организация урока.
  2. Актуализация опорных знаний. 
  • Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне (на выбор учащихся)
  • «История одной вещи» сообщения учащихся.
  • Тестовый опрос.

Вопросы к тестовому листу.

1. Кто руководил обороной Москвы?

2. Впервые во второй мировой войне немецкие войска вынуждены были перейти к обороне, в сражении за какой город?

3. Кто занимал пост наркома иностранных дел во время Великой Отечественной войны?

4. Кто руководил прорывом «линии Маннергейма»?

5. Верховным главнокомандующим советских войск,8 августа 1945 года был назначен…?

6. Дата наступательного этапа битвы за Москву?

7. Название вооружённых сил Германии до 1945 года?

8. Вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой какого-либо бедствия.

Тестовый лист «Великая Отечественная война».

П/П

Годы

Понятия

Деятели

Населённый пункт.

1.

1941г.,

22 июня

«Тайфун»

Сталин

Ленинград

2.

1941г., 5 декабря

«Цитадель»

Конев

Белград

3.

1942г., июль- 1943г., февраль

«Уран»

Жуков

Москва

4.

1943г., январь

Агрессия

Рокоссовский

Смоленск

5.

1943г., июль-август

Рейх

Василевский

Одесса

6.

1945г.,

 8 мая

Эвакуация

Тимошенко

Севастополь

7.

30 июля 1941г.,

Трибунал

Молотов

Сталинград

8.

10 июля-10 сентября 1941г.,

Плацдарм

Ковпак

Курск

9.

5 августа- 16 октября 1941 год

Форсирование

Каганович

Пос. Прохоровка

10.

30 октября 1941 –

4 июля 1942г.,

Вермахт

Литвинов

Орёл

11.

28 июля 1942г.,

«Багратион»

Ворошилов

Берлин

3. Изучение новой темы.

План:

  • Разгром немецкой армии под Сталинградом.
  • Курская дуга.

Сообщение учителя с привлечением видео материала «Разгром немецкой  армии под Сталинградом».

Задача для учащихся: Какое значение имел разгром немецких войск под Сталинградом? Проследить по карте ход боевых действий.

Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. План разгрома немцев под Сталинградом получил условное наименование «Уран». Он предполагал силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома. 19 ноября 1942года советская артиллерия нанесла мощный удар по противнику, после чего началась танковая атака. На пятый день ожесточённых боёв войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В результате в окружении оказались 6-я армия 4-я танковая армия немцев.

  Победа Красной Армии под Сталинградом положила начало коренному перелому входе не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки нашей армии.

Вступительное слово учителя о Курской битве

  Курская битва,  проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года. Она вошла в историю как величайшее событие Великой Отечественной войны, выдающаяся оборонительно-наступательная операция вооружённых сил. Результаты её во многом определили дальнейший ход всей второй мировой войны.    

 Шёл третий год войны. Эта война была действительно народная. Все от мала до велика, сражались за свободу родной земли и как могли, приближали победу.

 Привлечение Краеведческого материала.  

Сообщения учащихся об участнике  Курской битвы на основе собранных воспоминаний.

  Участниками Курской битвы были наши земляк Шмигельский Пётр Андреевич.

Шмигельский П.А. родился в 1922 году, село  Слободка, Бобруйского района Минской области. В армию был призван 29 декабря 1941года. Участвовал в боях за оборону Сталинграда, Брянска, Смоленска,  Курска.

Нестерок М.И. родился 5 июня 1913 года в деревне Васильевке. Образование начальное. Воинское звание – сержант. В армию призвался 13 июня 1941 года. Был механиком водителем гаубичной артиллерии. Участвовал в сражении на Курско-орловской дуге. Освобождал Брянск, Минск, Великие Луки.

 Предыстория Курской битвы ( из воспоминаний Шмигельского П.А.)

Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Петр Андреевич принимал участие в этих сражениях. В одном из боёв был ранен два раза: один раз в ногу, другой раз в шею. Подлечился и снова на фронт. Летом 1943 года Гитлер и его окружение решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Германии требовалась крупная победа над советскими войсками. Враг делал всё возможное, чтобы подготовить войска к победе. С этой целью фашистское командование разработало операцию «Цитадель». Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги, и это не случайно. Здесь в результате наступления наших войск образовался выступ в линии фронта. Сюда перебросили  роту Петра Андреевича.

Курская битва – это была поистине грандиозная битва. Артподготовка началась в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Полчаса стоял такой грохот, что в ушах звенело, земля содрогалась. Враг понёс значительные потери. Наши войска вели упорные бои с перешедшими в атаку крупными силами пехоты и танков противника. Все атаки немцев были отбиты с большими для них потерями. Бои продолжались. Седьмого июля гитлеровцы возобновили атаки. Жестокий бой длился несколько часов. К 10 июля врагу удалось вклиниться в нашу оборону на глубину 8-10 км.

Сообщение учителя

 Операция готовилась гитлеровцами в строжайшей тайне. Но наши разведчики обнаружили подготовку к крупному наступлению врага с использованием новейшей техники: танков «Тигр» и «Пантера». Затем до минут удалось выяснить время перехода немецких войск в наступление.

 Ставка Верховного главнокомандования в этой обстановке приняла решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть решительное наступление. Пока в ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи.

 Военные ночи, суровые ночи,

Когда воспалённая память кричит,

Когда уже сердце вмещать не хочет

Раны и боль сумасшедшей земли.

Военные ночи, тёмные ночи,

Когда уж нет сил, чтоб себя превозмочь,

И шепчутся ночи, кому-то пророча

Подвиг и смерть в эту тёмную ночь.

  Участник Курской битвы поэт Николай Перевалов писал:

Ах, затишье перед боем,

Не баюкай, не морочь.

Нынче криком, свистом, воем

Разразится эта ночь.

И клокочущею лавой

Всё, кружа перед собой,

С лёту бросится на правый

Левый берег огневой.

Познавательная задача

 Сейчас я вам зачитаю информацию об одном из сражений Курской операции, а вы, опираясь на свои знания , вспомните название этого сражения.

12 июня 1943 года состоялось грандиозное танковое сражение. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков. Это сражение характеризовало большое разнообразие боевых действий. На одних участках велись встречные бои, на других – оборонительные действия, на третьих – наступление с одновременным отражением вражеских атак. Сражение на земле продолжалось целый день. Горели сотни танков и самоходок. Над полем боя солнце было закрыто тучами пыли и дыма. Над полем танкового сражения шли ожесточённые бои в воздухе. Благодаря мужеству и героизму наших летчиков враг понёс тяжёлые потери. Фашистские войска вынуждены были прекратить атаки. (Танковое сражение под Прохоровкой).

Рассказ учителя

 Гулко катится в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле

Насмерть солдат стоял.

 Гитлеровский план операции «Цитадель» и наступательная стратегия фюрера потерпели полное поражение. Наша страна закрепила за собой военную инициативу, впервые полученную в битве под Курском.

 Высокой ценой досталась эта победа: в Курской битве пали смертью храбрых тысячи советских воинов.

  1. Закрепление изученного на уроке.

- Вопросы к тестовому листу. «Великая Отечественная война».

      1. Оборонительный период Сталинградской битвы, дата.

      2. Дата наступательной операции красной Армии в районе Курска.

      3. Кодовое название контрнаступления советских войск под      

            Сталинградом?

 4.Где состоялось самое крупное в истории встречное танковое

    Сражение?

5.  В августе 1943г. В Москве состоялся первый салют, он прозвучал в честь освобождения каких городов?

  1. Итог урока.

Эссе на тему «почему надо изучать историю Великой Отечественной войны?».

  1. Домашнее задание. На основе собранного краеведческого материала подготовить переносную  экскурсию «музей в чемодане» для школьного музея.

Прогнозируемый результат

учащиеся должны знать:

-этапы и крупнейшие события войны;

- героический труд в тылу;

- итоги и уроки коренного перелома в ходе войны.

 

Уметь:

    - проводить поиск краеведческой информации в источниках разного типа;

    - анализировать источник  информации;

    - устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

    - участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

    - представлять результаты изучения  материала в формах конспекта, реферата, доклада;

    - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Приобрести навык:

    - сбора и анализа историко-краеведческого материала;    

    - исследовательской самостоятельности, общественной активности.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...