Урок мира "Память" (9 класс)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Шалунова Светлана Анатольевна

Урок в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_9_maya.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

 К.р.: Здравствуйте, дорогие ребята  и уважаемые взрослые!

 К.р.: Я рада видеть вас на классном часе!

Клип «От Распутина и до Путина»- 2 мин.

К.р.:  Чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде? 

К.р.: Сегодня мы живем в мирное время на любимой родной земле. 

Все может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может…

К.р.: Поэтому защита Отечества и родной земли - долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

К.р.: Россия – самая большая в мире страна.

К.р.: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

 К.р.: Сегодня я пригласила Вас на урок – урок Памяти,  постарайтесь  сформулировать тему нашего мероприятия.  ( в конце сказать « Мы этой памяти верны»)
К.р.:   А с  чего  начинается   память … – с берёз?
                                                                    С речного песочка?
                                                                    С дождя на дороге?
                                                                    И в пять,  
                                                                    и в пятнадцать,
                                                                    и в двадцать пять лет
                                                                    войной начинается память.
                                                                                          К. Симонов

К.р.: Что помогает сохранять память? Знание. Ответьте, а по каким документам мы можем узнать о войне?

  1. Пресса
  2. Дневники участников
  3. Воспоминания очевидцев
  4. Военные документы (фронтовые сводки, донесения)
  5. Литература
  6. Песни
  7. Кинофильмы.

Сейчас к празднованию 70-летию Победы будут показывать кинофильмы прошлых лет, смотрите. И ещё я советую вам прочитать Константина Симонова «Живые и мёртвые».

Ребенок 1:Тяжелой и  суровой была молодость мальчишек и девчонок сороковых годов.

Р2: У многих из них за несколько дней до войны,  20 июня 1941 г., проходили выпускные вечера по случаю окончания средней школы, в школах вручали аттестаты, звучали вальсы. Они праздновали прощание с детством. Много говорили о будущем, строили планы: быть капитаном, детским врачом, поехать работать на стройку.

Р3: Но впереди их ждала совершенно иная жизнь.

Голос Левитана объявление о начале войны- 20сек.

Священная война-20 сек.

К.Р. Я думаю, что вы хотите больше узнать о том  времени и предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах есть обширный материал. Вам необходимо изучить его и представить нам в различных формах. Результатом деятельности:

 1 группы будет «живая газета» Документы военного времени

 2 группы – «Аллея Славы»  о селе, о героях-односельчанах ( лента времени - школа)

 3 группы – «Письма с фронта». «Недошедшие письма» (инсталляция писем - Музей)

4 группы – «Боевые награды».  Они видели войну  (капсула времени – с/совет)

Внимательно прочитайте инструкции, которые есть у каждой группы. Время выполнения 5-7 минут.

Задания для групп

1-я группа: «Живая газета» Документы военного времени  защита

   Перед нами документы военнослужащих: военный билет ветерана войны.

Этот военный билет прошел войну и сохранился.

Еще мы видим справку, служебную характеристику, которые также прошли через весь фронт и с хозяином вернулись домой. Их тоже передали внуки и внучки.

     Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив, здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями. Вот перед нами

«черный вестник» - похоронка.

 2 группы – «Аллея Славы»  о селе, о героях-односельчанах  защита

      Наверное, не было ни одного участка фронта, ни одного рода войск, где бы не воевали, ребята, наши односельчане. Неимоверные испытания выпали на долю советских пограничников, первыми принявшими на себя яростный шквал огня вторгшихся фашистских полчищ. В числе их были и ваши односельчане. В газете «Вестник Прикумья» от 15 апреля 2000 г. внешкор Ю. К. Студенников писал следующее:

«В пограничных отрядах сражались многие наши земляки. В рядах бойцов второй пограничной заставы 17-го Краснознаменного Брестского отряда дрался уроженец села Преображенского Павел Пантелеевич Капинос, 1919 года рождения. Было начало 41-го года, Павел писал домой: «Время сейчас тревожное. Но не беспокойтесь, мы зорко охраняем рубежи нашей родины». На его счету было более 100 задержанных нарушителей. Он получил звание ефрейтора, а за меткую стрельбу — значок «Ворошиловский стрелок».

В летнюю июньскую ночь с 21 на 22 июня Павел проснулся от гула самолетов и разрывов снарядов...

Началась Великая Отечественная Война… Немцы обрушили на пограничников шквал огня. Снаряды рвались один за другим. К одиннадцати часам дня бой шел во многих местах вокруг поселка Новоселки.

До 14 часов держался Павел Капинос, выполняя свой долг, оставшись верным присяге. Около 60 врагов остались лежать там, где он оборонялся. Когда стемнело, оставшиеся в живых пограничники покинули заставу. А на второй день житель села Новоселки Алексей Иванович Паневский обнаружил тело пограничника и похоронил его.

В 1948 году останки Капиноса были перенесены в братскую могилу. Его имя в нашей школе № 15 носила пионерская дружина  как и средняя школа села Новоселки, на заставе оформлен стенд, посвященный подвигу пограничника».                                                                                                                                                                                                                                                                            

Мы предлагаем провести заочную экскурсию по Аллее Славы героев- земляков, где поставлен памятник героям, защищавших нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, посетить сельский и городской музей.

К.р.: В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.  В декабре 1966 года у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41-ом километре Ленинградского шоссе.  Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву и от него вспыхнул Великий огонь на могиле неизвестного солдата.  Есть такой  памятник   героизму простых солдат во многих городах и селах. Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.

 У нас есть лента памяти, рядом с  которой мы предлагаем  зажечь свечи в честь тех, кто не вернулся с войны; тех, кто ушел из жизни  после войны.

Метроном

 Памяти павших героев объявляется минута молчания.

3 группа – «Недошедшие письма» Письма с фронта  защита

Письма-треугольники – это долгожданная весточка с фронта. В  период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной.

Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой.

Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты.

Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл.

Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено.

Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных.

Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах.

Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.

К.р.: А знаете ли вы, что в городе Волгограде  стоит памятник солдатскому треугольнику?

А теперь давайте и мы с вами, внуки и правнуки ветеранов войны, попробуем сделать такой же треугольник, подпишем его неизвестному солдату, от которого  так и не доставлены были письма и выразим благодарность за его подвиг.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ ПИСЕМ  неизвестному солдату

К.р.: За годы Великой Отечественной войны советским правительством были учреждены десять орденов и двадцать одна наградная медаль. Некоторые из них имели по две и три степени.

4 группы – Боевые награды Они видели войну  защита.

 Боевые награды - это памятники военной истории, особое место среди них занимают ордена и медали Великой Отечественной войны. Это свидетельства непревзойденного героизма и подвига нашего народа в одной из самых страшных и кровопролитных войн в мировой истории.

Перед нами ордена и медали ветерана, участвовавшего в пяти парадах на Красной площади.. За мужество и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, бойцы награждались орденами и медалями. Ордена и медали в Великой Отечественной войне вручались бойцам, проявившим в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащим, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. За непосредственное участие на фронтах Отечественной войны вручалась медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. » (Приложение 2).  

У нас есть предложение в преддверии 70- летия Победы провести классный час по боевым и трудовым  наградам нашего народа.  А для оформления альбома, мы предлагаем внести вот этот материал.

К.р. Отлично, заявка принимается.

Перед нами экспонаты-предметы фронтовиков: котелок, саперная лопата, осколок, штык, пуля.

     На войне все: от железных смертоносных машин, до скорострельных автоматов, придумано, чтобы как можно эффективнее лишить человека жизни. А для сохранения жизни – совсем немного: ямка в земле и лопатка, которой эту ямку копали. Конечно, я сейчас говорю о пехоте – царице полей. Читая мемуары и воспоминания фронтовиков, мы в первую очередь обращаем внимание на то, что они говорили о своем быте на войне: «Саперная лопатка – удобный маленький инструмент; ты почти не чувствуешь ее вес, когда она висит на поясном ремне, но часто она важнее, чем каска. Нам почти ежедневно приходилось вгрызаться с ее помощью в землю для защиты от пуль и осколков шрапнели. Куда бы мы ни шли, везде было одно и то же; мы окапывались». Как они сумели выжить, и что еще, помимо смелости и воинского умения, помогло им. В наступлении солдат без лопаты так же невозможен, как и без оружия. К лопате относились с уважением. Лопата не отказывала, что порой случалось с оружием.

     Эта лопата и пуля передана солдатом, который принес их с войны.

     Вот еще осколок из тела ветерана.

К.р. Вы современная молодёжь… живёте, учитесь, творите, дерзаете, мечтаете, любите, гордитесь…

А помогите мне разобраться: что вы любите, о чём мечтаете, чем гордитесь???

Я люблю…(свою профессию, петь   песни…)

Я мечтаю…(О том, чтобы моих родных обошло горе стороной, чтобы никогда не было войны…)

Я горжусь…(что живу в России)

Нам  действительно есть чем гордиться! За что любить и уважать, о чём мечтать и на что надеяться… И о чём рассказать нашим потомкам…

А как рассказать??? Вы знаете какой-нибудь способ???

Ответы детей

К.р. Я предлагаю Вам, написать письмо в будущее, известное под названием капсула времени.

Письма в будущее обычно помещаются в какую-то прочную оболочку, например, металлическую капсулу, и прячется в надёжное место. При установке письма в будущее в каком-либо общественном месте часто указывают, через какое время оно должно быть открыто.

Пока звучит музыка вы заполняйте, затем сворачиваем, подписываем

Внимание! Торжественный момент! Производится закладка капсулы! (все письма складываются в заранее подготовленный контейнер, который запечатываем и подписываем, не забывая указать дату вскрытия)

К.р. Наверное каждый из вас уже точно знает, что он обязательно возьмёт в своё счастливое будущее, в котором он будет честно жить, учиться, работать, помогать людям, уважать старость, бороться с пороками и подлостью. Быть достойным гражданином свое страны(Приложение).

Приложение:

Пишу тебе, МОЁ БУДУЩЕЕ.

Я (Ф.И.)_________________________________________

Я хочу стать ________________________________

Больше всего мне нравится _____________________

Никогда не забуду ____________________________

Моё любимое занятие _________________________

Я не представляю свою жизнь без _________________

Самое ценное для меня _________________________

Мне дороже всего на свете ______________________

МОЁ пожелание МНЕ _________________________

__________________________________________

Мой любимый смайлик :

Дата:

Рефлексия:  Ребята, у вас на столах лежал лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь!

(Каждый из ребят оценивает классный час, листки прикладывают и получается оценка мероприятию)

Красный – гордость

Желтый – скорбь

Оранжевый – слезы

Белый – равнодушие


К.Р.: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни:

  1. Мир – это утро, полное света и надежд.
  2. Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Песня «Аист на крыше»       отрывок

Р11: Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть всегда будет мир!

Клип  «Под небом России» 

КР: Большое спасибо за вашу активную работу. Наш классный час подошёл к концу, но мы не ставим точку… На следующей неделе каждая группа оформит свои выступления в альбоме, который мы подарим школе.

Приложение 2

В это трудное время советским правительством были учреждены первые военные награды - медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя». Первым учрежден орден Отечественной войны 1 и 2-й степени. В том же 1942 г. учреждены ордена в честь великих полководцев - Суворова, Кутузова, Александра Невского.

В это трудное время страна продолжала награждать за выдающиеся заслуги советских людей перед Родиной и народом орденами, учрежденными ранее. Их получали как герои-фронтовики, так и герои тыла.

(Демонстрирует ордена и медали.)

Ученик 1. Медаль «За оборону Москвы» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г.

В соответствии с положением о медали и положением о порядке ее вручения медалью «За оборону Москвы» награждались:

• все военнослужащие и вольнонаемный состав Красной армии и войск НКВД, участвовавшие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 г. по 25 января 1942 г.;

• лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне Москвы не менее месяца за время с 19 октября 1941 г. по 25 января 1942 г.;

• военнослужащие частей Московской зоны ПВО и частей МПВО, а также из гражданского населения - наиболее активные участники обороны Москвы от воздушных налетов противника с 22 июля 1941 г. по 25 января 1942 г.;

• военнослужащие и гражданские лица из населения города и Московской области, принимавшие активное участие в строительстве оборонительных рубежей и сооружений оборонительного рубежа Резервного фронта, Можайского, Подольского и Московского обвода;

• военнослужащим частей, соединений и учреждений Красной армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавших в обороне Москвы;

• партизанам Московской области;

• рабочим, служащим и другим лицам из числа гражданского населения, которые участвовали в боевых операциях по защите Москвы, в строительстве укрепленных рубежей, в противовоздушной обороне, в борьбе с пожарами от налетов вражеской авиации или своей работой на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственно содействовали обороне Москвы, участвовали в восстановлении и охране городского хозяйства, в поддержании общественного порядка, в работе транспорта, связи, в организации общественного питания, снабжения, в культурно-бытовом обслуживании населения, в уходе за больными и ранеными (из числа военнослужащих и гражданского населения).

Ученик 2. Медаль «За оборону Сталинграда» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г.

В положении о медали сказано: медалью «За оборону Сталинграда» награждаются все участники обороны Сталинграда - военнослужащие Красной армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне.

Медалью награждено около 760 тыс. человек.

Битва за Сталинград и на подступах к нему по своим масштабам не знала себе равных в истории человечества. Всего за десять дней сентября гитлеровцы в уличных боях потеряли 17 тыс. солдат и офицеров. Много дней и ночей шел в городе непрекращающийся упорный бой. Некоторые дома по несколько раз переходили из рук в руки.

Бои в городе продолжались более 140 дней. Фашистские самолеты сбросили на город около миллиона бомб общей массой более 100 тыс. тонн. В отдельные дни враг бросал в бой по десять дивизий и сотни танков. 200 крупных атак отразили только доблестные воины 62-й армии. Во время обороны Сталинграда немецко-фашистские войска потеряли 182 тыс. человек убитыми и более 500 тыс. ранеными. Подбито и сожжено 1450 танков, сбито и уничтожено 3337 вражеских самолетов. Закончился же разгром фашистов под Сталинградом окружением 300-тысячной армии врага (22 дивизии). Враг был остановлен, измотан, обескровлен и разбит. Красная армия взяла инициативу в свои руки. Это было начало коренного перелома в ходе войны.

Только советские люди могли вынести такие испытания. Каждый участник Сталинградской битвы - герой, и знаком признания его героизма служит медаль «За оборону Сталинграда».

Ученик 3. Медаль «За оборону Ленинграда» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. Ею награждались «...военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавших в обороне города; рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в противовоздушной обороне, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налетов вражеской авиации, в организации общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения, в уходе за больными и ранеными, в организации ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города».

Медаль «За оборону Ленинграда» вручалась как участвовавшим в обороне города в течение всего периода обороны, так и тем, кто по различным причинам был эвакуирован из города в период его обороны (по болезни, по ранению, в связи с выполнением правительственных заданий и т. п.).

Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1470 тыс. человек.

Ученик 4. Медаль «Партизану Отечественной войны» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1943 г.

Медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени награждено более 56 тыс. человек, медалью 2-й степени - около 71 тыс.

В положении о медали сказано:

1. Медалью «Партизану Отечественной войны» 1 -й и 2-й степени награждаются партизаны Отечественной войны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения, проявившие храбрость, стойкость, мужество в партизанской борьбе за нашу советскую Родину в тылу против немецко-фашист- ских захватчиков.

2. Награждение медалью «Партизану Отечественной воины» 1-й и 2-й степени производится указом Президиума Верховного Совета СССР.

Медалью «Партизану Отечественной войны» 1 -й степени награждаются партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения за отвагу, геройство и выдающиеся успехи в партизанской борьбе за нашу советскую Родину в тылу немецко-фашистских захватчиков.

Медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени награждаются партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения за личное боевое отличие в выполнении приказов и заданий командования, за активное содействие в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

Ученик 5. Орден Отечественной войны учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 г. Он имеет две степени. Высшей является 1-я степень. Орденом награждались за боевые подвиги как командиры Красной армии, так и рядовые красноармейцы. В статуте приводится около ста подвигов, за которые солдаты и офицеры награждаются этим орденом. Вот некоторые из них.

• Кто сбил в воздушном бою, входя в состав экипажа: тяжелобомбардировочной авиации 4 самолета; дальнебомбардировочной авиации 5 самолетов; ближнебомбардировочной авиации 7 самолетов; штурмовой авиации 3 самолета; истребительной авиации 3 самолета...

• Кто подавил огнем артиллерии не менее 5 батарей противника...

• Кто, командуя частью или подразделением, уничтожил противника превосходящей силы...

• Кто, участвуя в кавалерийском налете, врубился в группу противника и уничтожил ее...

• Кто под огнем противника вывел из боя свой поврежденный корабль.

Орденом Отечественной войны 2-й степени награждаются:

• кто сумел восстановить, освоить и использовать захваченный трофейный самолет в боевых условиях...

• Кто гранатами, бутылками с горючей смесью или взрывпакетами уничтожил на поле боя или в тылу противника вражеский танк...

• Кто из личного орудия сбил один самолет противника. Кто, борясь с превосходящими силами противника, не сдал ни пяди своих позиций и причинил противнику большой урон.

Орден Отечественной войны 1-й степени представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, лучи которой покрыты рубиново-красной эмалью. Звезда наложена на золотую звезду с лучами. В центре звезды круг, покрытый рубиново-красной эмалью и окаймленный пояском из белой эмали. На пояске надпись «Отечественная война» и золотистая звездочка в нижней части пояска. В центре круга золотые серп и молот. Из-за рубиново-красной пятиконечной звезды выступают скрещенные винтовка и шашка. Знак 2-й степени ордена отличается от знака 1-й только тем, что рубиново-красная звезда наложена не на золотую, а на серебряную пятиконечную звезду. Размер знаков 45 мм. Орден носится на штифте и гайке. Лента ордена Отечественной войны цвета бордо, у 1-й степени - с продольной красной полоской посередине, а у 2-й степени - с красными полосками по краям.

Ученик 6. Медаль «За взятие Берлина» и положение о медали учреждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 г.

Медалью награждались военнослужащие Красной армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД - непосредственные участники героического штурма и взятия Берлина, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города.

Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более миллиона человек.

Ученик 7. Орден Славы учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г. В статуте ордена сказано: «Орденом Славы награждаются лица рядового и сержантского состава Красной армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества, бесстрашия».

Орден Славы имеет три степени. Высшей степенью является 1-я степень, награждение же производится последовательно: орденом 3-й степени, 2-й и 1-й.

Орденом Славы награждаются за то, что:

• ворвавшись первым в расположение противника, личной храбростью содействовал успеху общего дела;

• находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу;

• в минуту опасности спас знамя своей части от захвата противником;

• из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника;

• уничтожил ручными гранатами на поле боя или в тылу противника от одного до трех танков;

• уничтожил огнем артиллерии или пулемета не менее трех самолетов противника;

• презирая опасность, первым ворвался в дзот (дот, окоп, блиндаж) противника, решительными действиями уничтожил его гарнизон; в результате личной разведки установил слабые места обороны противника и вывел наши войска в тыл противника;

• лично захватил в плен вражеского офицера;

• ночью снял сторожевой пост (дозор, секрет) противника или захватил его;

• лично, с находчивостью и смелостью пробравшись к позициям противника, уничтожил его пулемет или миномет; будучи в ночной вылазке, уничтожил противника с военным имуществом;

• рискуя жизнью, спас в бою командира от угрожавшей ему непосредственной опасности;

• пренебрегая личной опасностью, в бою захватил неприятельское знамя;

• будучи ранен, после перевязки снова вернулся в строй;

• из личного оружия сбил самолет противника;

• уничтожил огнем артиллерии или миномета огневые средства противника, обеспечил успешные действия своего подразделения;

• под огнем противника проделал для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях противника; рискуя жизнью, под огнем противника оказывал помощь раненым в течение ряда боев;

• стремительно врезавшись на своем танке в колонну противника, смял его и продолжал выполнять боевое задание;

• находясь в подбитом танке, продолжал из орудия танка выполнять боевую задачу;

• своим танком смял одно или несколько орудий противника или уничтожил не менее двух пулеметных гнезд;

• находясь в разведке, добыл ценные сведения о противнике;

• летчик-истребитель уничтожил в воздушном бою от двух до четырех самолетов-истребителей противника или от трех до шести паровозов, или взорвал эшелон на железнодорожной станции или перегоне, или уничтожил на аэродроме противника не менее двух самолетов;

• летчик-штурмовик в результате смелых, инициативных действий уничтожил в воздушном бою один или два самолета противника;

• экипаж дневного бомбардировщика уничтожил железнодорожный эшелон, взорвал мост, склад боеприпасов, горючего, уничтожил штаб какого-либо соединения противника, разрушил железнодорожную станцию или перегон, взорвал электростанцию, подорвал плотину, уничтожил военное судно, транспорт, катер, уничтожил на аэродроме противника не менее двух самолетов;

• экипаж легкого ночного бомбардировщика взорвал склад боеприпасов, горючего, уничтожил штаб противника, взорвал железнодорожный эшелон, подорвал мост;

• экипаж дальнего ночного бомбардировщика разрушил железнодорожную станцию, взорвал склад боеприпасов, горючего, разрушил портовое сооружение, уничтожил морской транспорт или железнодорожный эшелон, разрушил или сжег важный завод или фабрику;

• экипаж дневного бомбардировщика за смелое действие в воздушном бою, в результате чего было сбито от одного до двух самолетов;

• экипаж разведчика за успешно выполненную разведку, в результате которой получены ценные данные о противнике.

Орден Славы представляет собой пятиконечную звезду, слегка выпуклую с лицевой стороны. В середине орденского знака в круге диаметром 23 мм - рельефное изображение Кремля и Спасской башни. В нижней части круга - красная эмалевая ленточка с выпуклой надписью «Слава», а вдоль краев круга - лавровый венок. Края лицевой стороны знака и круга в центре окаймлены бортиками. Расстояние между противоположными концами лучей звезды 46 мм. На оборотной стороне ордена в круге выпуклая надпись «СССР». Орден Славы 1-й степени изготавливается из золота; 2-й степени - из серебра, круг в центре позолочен; знак 3-й степени целиком из серебра. Орден носится на пятиугольной колодке, обтянутой Георгиевской лентой (оранжевая, с тремя черными продольными полосами).

Ученик 8. Орден Нахимова учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 г. Этим же указом утверждены статут и описание ордена. В статуте ордена Нахимова сказано: «Орденом Нахимова награждаются офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесен противнику значительный урон и сохранены свои основные силы...»

Орден Нахимова имеет две степени. Высшей степенью является 1-я.

Орденом Нахимова 1-й степени награждаются офицеры Военно- Морского Флота:

• за искусно разработанную и хорошо проведенную операцию во взаимодействии всех сил флота на оборонительной позиции, приведшую к разгрому и преследованию морских сил противника при численном их превосходстве;

• за хорошо организованную и проведенную противодесантную операцию, в результате которой противник понес большие потери в своих силах и был вынужден отказаться от высадки десанта;

• за хорошее проведение активных действий, обеспечивающих операцию флота в море, свои коммуникации и оборону баз и побережья;

• за хорошо организованную и проведенную операцию по содействию флангу Красной армии активными действиями сил флота и морскими десантами на побережье противника;

• за хорошее руководство обеспечением операций, в результате которых достигнуты крупные боевые успехи.

Орденом Нахимова 2-й степени награждаются офицеры Военно-Морского Флота:

• за умелые и смелые активные действия и личное руководство в обороне своих коммуникаций, баз и побережья, приведшие к уничтожению значительных сил противника и воспрепятствовавшие выполнению стоящих перед ним задач;

• за хорошо организованные и дерзко проведенные действия по постановке мин у берегов противника, обеспечивающие выполнение операций флота или приведшие к гибели ценных кораблей противника;

• за хорошо организованные и смело проведенные действия по травлению минных заграждений противника у его берегов, обеспечившие активные операции флота;

• за успешное выполнение боевого задания, проявленную при этом личную храбрость, приведшую к уничтожению кораблей и ценных объектов противника;

• за умелое руководство подчиненными в бою, приведшее к победе при численном превосходстве противника и сохранении боеспособности своего корабля, части, подразделения;

• за хорошее и умелое обеспечение операций, в результате которых достигнуты крупные боевые успехи.

Орден Нахимова представляет собой пятиконечную рубиновую звезду, окантованную черным оксидированным металлом. Концы лучей переходят в лапы якорей. В центре звезды в золотом круге, покрытом голубой эмалью, - золотое изображение адмирала Нахимова. Вдоль верхнего края круга - надпись «Адмирал Нахимов»; под изображением Нахимова - две лавровые ветви, на соединении которых серп и молот, а по краю круга - выпуклые точки. Рубиновая звезда наложена на золотую с лучами. Размер знака 56 мм. У знака 2-й степени вместо рубинов рубиново-красная эмаль. Все остальные части не золотые, а серебряные. Носится орден на штифте с винтом. Лента ордена Нахимова золотисто-оранжевого цвета, с черной

продольной посередине полосой у ордена 2-й степени и такими же полосами по краям у ордена 1-й степени.

Всего орденом Нахимова 1-й степени произведено 80 награждений, в том числе пять частей Военно-Морского Флота; орденом Нахимова 2-й степени - более 460 награждений, в их числе семь частей Военно-Морского Флота СССР.

Ученик 9. Высший военный орден «Победа» учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г. Этим орденом награждаются лица высшего командного состава Красной армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной армии.

Орден «Победа» представляет собой выпуклую пятиконечную рубиновую звезду размером 72 мм. По краям звезды вкраплены бриллианты.

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...