Методическая разработка учебного занятия для учащихся 10-11 классов
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Крайнова Елена Тихоновна

Учебное занятие с использованием краеведческого материала на тему "Тыл в годы войны". Данная разработка получила 2-е место в областном конкурсе методических разработок уроков, посвященных 70-летию Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikoy_pobede_posvyashchaetsya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс методических разработок "Великой Победе посвящается ..."

Номинация № 3 " Методическая разработка учебного занятия для обучающихся 10-11 классов "

У каждого была своя война

                         (или Наш край в годы Великой Отечественной войны)

                                             

                                       Автор:

                                          Крайнова Елена Тихоновна

МБОУ «Хвощевская школа»

           учитель истории высшей

категории

                2015

Тема учебного занятия  «У каждого была своя война» 11 класс

  1. Тип занятия:  сценирование  по закреплению, углублению исторического  знания.

  1. Форма проведения учебного занятия: организация поисковой деятельности,  работа в группах.

  1. Метод обучения: исследование, вовлечение учащихся в процесс дискуссии, постановки вопросов и поиска ответов на них,

5. Особенности проведения  учебного занятия.

Проведение  занятия   предполагает:

А) подготовительную поисковую работу обучающихся (возможна работа в группах)  по основным вопросам  урока;

Б) работу с материалами и документами по вопросам  (работа с текстом, схемой,  и анализ информации из различных источников во время урока) в группах во время урока.

Особенность занятия  заключается в привлечении  малоизвестных или неизвестных нарративных источников, документов личного характера, письменных и устных, содержащих подробную и детальную информацию о жизни и быте в своем населенном  пункте. Вопросы и задания  учащимся при работе  с такого рода источниками направлены на:

-атрибуцию источника;

-анализ его информации;

-локализацию содержащихся в нем сведений во времени и пространстве;

-аксиологический анализ текста.

6.Время проведения: 1час.

7. Основные вопросы учебного занятия:

  1. «Если завтра война?..» (Мобилизация  военнообязанных на территории Горьковской области). Предприятия  г.Богородска – вклад в победу.
  2. У каждого была своя война. (Строительство оборонительного  рубежа на территории края)
  3. Жизнь и труд в селе в годы войны.

8. Цели и задачи занятия.

Цель: на примере краеведческого материала закрепить и расширить знания о вкладе тружеников  тыла в Победу.

Задачи занятия.

А). Приоритетными являются воспитательные задачи, так как  содержание занятия – ступенька в воспитании любви к Родине, уважении к  её героическому прошлому. Содержание должно вызвать чувство гордости за наш народ, нашу малую Родину, её вклад в общее дело Великой Победы.

Занятие  должно убедить учащихся, что память о войне, об участниках войны, уважение к труженикам тыла – неотъемлемая часть жизни нашего народа, нашей страны,  ценность, передаваемая из поколения к поколению.

Б) Образовательные задачи. Учащиеся должны закрепить и расширить знания по теме «Тыл в годы войны».  На примере местного материала об условиях жизни и труда людей в годы войны выявить общие и особенные черты жизни народа в этот период. Уметь объяснять взаимосвязь тоталитарного режима в стране с повседневной жизнью граждан в отдельно взятой сельской местности.

В) Развивающие задачи.

Развитие информационных и коммуникативных компетенций :  умение осуществлять поиск  информации, анализировать  исторический источник (воспоминания, материалы музея периодической печати), отбирать, анализировать, сводить отдельные знания, полученные из разных источников в единую систему знаний по  истории Великой Отечественной войны, выносить  собственные суждения о ценности знаний, целях и способах деятельности, аргументировать преимущества и недостатки существовавшей в годы войны тоталитарной политической системы.

Развитие коммуникативных навыков, умений сотрудничать в группе, умения  публичного выступления.

Планируемые метапредметные  результаты учебного занятия.

1.Личностные  УУД.  Учащиеся  смогут оценить содержание занятия исходя из личностных целей. У учащихся формируются  ценностно-смысловые ориентиры: гордость за Россию, свою малую Родину,  свое село:  «Это наш вклад в общую Победу в войне».

2.Коммуникативные УУД. Учащиеся смогут инициировать сотрудничество в поиске и сборе  информации к  данному занятию, сотрудничество в группе при работе с информацией ,  смогут представить информацию в виде презентаций,  сообщений, ответов на вопросы.

3.Познавательные УУД. Учащиеся смогут сформулировать цели учебного занятия, его отдельных этапов, осуществить поиск и извлечение   нужной  информации по основным вопросам урока  в адаптированных источниках различного типа, решать проблемы поискового характера.

4.Регулятивные УУД. Учащиеся смогут соотнести новое знание о войне с имеющимся, спланировать действия по сбору и поиску материала к уроку с учетом конечного результата, оценить, что и в какой мере  усвоено на данном этапе,  спланировать перспективу исследований. 

9. Оформление, оборудование:

А)  Задание группам на карточках.

Б)  Материалы школьного музея, материалы архива «Богородской газеты» военного периода для изучения и обсуждения в группах.

В). Презентации учащихся: «Предприятия Богородска – вклад в Победу», «Строительство рубежа обороны на территории края»

В ходе изучения темы «Великая Отечественная война» в кабинете оформляется уголок памяти «Подвигу жить в веках».

Изображение звезды, символический вечный огонь (нарисовать или зажечь свечу). В уголок (на звезду) учащиеся прикрепляют листочки памяти (в виде треугольников) с информацией о жителях села – тружениках тыла, воспоминания жителей, собранные в ходе подготовки к уроку, которые затем передаются в школьный музей.

Информация о   тружениках тыла по схеме:

  1. Ф.И.О.
  2. Когда и где родился
  3. Где учился
  4. Где встретил начало войны, день Победы.
  5. Где трудился,  в какой должности.
  6. Как поощрялся труд, что особенно запомнилось?

Конкретно к этому уроку листочки памяти оформляются о родственниках тружениках  тыла, соседях, живых участниках-строителях оборонительного рубежа.

Вариант: проецирование интерактивной хронокарты Богородского района с сайта «Я- история» 1941 -1945 годы, где  занесены фотографии военных лет, объекты коммеморации непосредственно нашего  края.

ReallyStory.com

Конспект  занятия

  Память… Былые годы

                        уходят в былые времена…

Память сердце опалит

                     и заставит по другому

                     жить меня….

 I.Мотивационно-ориентировочный этап. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. По ходу идет демонстрация документальных фотографий военных лет, собранных в ходе подготовки к уроку. (Возможна демонстрация фотографий военных лет из архивов сайта «Я- история» ReallyStory.com)

В 2015 году наш народ отмечает знаменательную дату – 70- летие Великой Победы. Не только на полях сражений ковалась Победа. Одним из факторов, обеспечивших её, был трудовой подвиг тружеников тыла.

На нашей Хвощевской земле не рвались бомбы и снаряды,   не топтали железными гусеницами хлебные поля грозные фашистские танки, не ходили по улицам отряды карателей. Но была здесь своя  особая война, и в ней тоже надо было выжить, выстоять и победить.

Жители нашего края в годы войны внесли свой весомый вклад в дело Великой Победы. Сегодня на территории Хвощёвского сельского поселения  проживает немногим более 100 тыловиков, в том числе 40 – в Хвощёвке. Они  ещё могут рассказать нам о жизни и труде в то  далёкое военное  время. С некоторыми из них вы встретились. Они рассказали, как жили и трудились в годы войны. Некоторые из них были детьми, учились в школе, другие трудились на полях, принимали участие в строительстве оборонительных рубежей.  

Сегодня мы проводим особый урок. Основным источником  для его проведения является  не учебник истории, а нечто более ценное и живое. Что же это?

Ученики:    воспоминания старожилов нашего села, ваших соседей, родственников, ныне живущих в селе,  фото из их семейных архивов, материалы школьного краеведческого музея, а также опубликованные в разное время  воспоминания наших земляков.

Как вы, думаете, чем ценны для нас указанные источники? Все ли сказано и написано о войне?

Что можно выяснить и узнать на основе указанных вами  источников?

Учащиеся формулируют цели и задачи урока, основные вопросы урока.

II.Операционно- познавательный этап.

 2.Организация деятельности  учащихся в группах.

Группам, сформированным заранее, раздаются задания: изучить документы, ответить на вопросы к ним.  Учитель дает инструктаж о времени выполнения задания  (10 - 12 минут), необходимости подготовить выступление по вопросу урока.

1.Мобилизация военнообязанных. Как попадали на фронт?

Учитель: Вспомните, когда в стране был принят закон о всеобщей воинской обязанности?

Когда и с какой целью  был создан ГКО. Аналогичные органы власти создавались  в областях страны, в том числе в Горьковской области.

23.10.1941 года был создан областной комитет обороны под председательством М.И.Родионова)

Выступление учащихся 1 группы:

Всего из Горьковской области ушло на фронт 800 тысяч человек. Не вернулось 334 393.

  Из Богородска и  Богородского района  было призвано на фронт 19 342 человека.

  Домой вернулись 10 023 человека

Из Хвощевки и окрестных деревень на войну  ушли 697 человек. Не вернулись 369- более половины.

Презентация о предприятиях г. Богородска, работавших на нужды войны. (Приложение №1)

Дополняют учащиеся  других групп, которым было предложено проанализировать воспоминания участников войны по мобилизации на фронт и ответить на вопросы.

Как попадали на фронт? Что нового вы узнали. Какие  детали отправки на фронт вам показались важными?

Учебный материал для работы в группах.

1. Публикация Богородской газеты о  Е. Г.Богатыревой.  «Тётя Дуня родилась и выросла в Поспелихе. В её семье росли четыре сестры  и брат. Дуня была самой младшей.  Учиться ходила за шесть километров в Хвощевскую школу.  Но когда Дуня окончила 9 классов, отец решил, что хватит ей учиться, пора работать.

Отправили  учиться на трактористку. Училась 2 года. Из воспоминаний Евдокии Григорьевны: «Я была  одной из первых в округе девушек-трактористок. Вместе с Клавой Лаптевой направляли нас работать в д. Касаниха (около Ягодного) и в другие деревни. Работали  нас 2 девчонки, а остальные мужики. Трактор был тяжёлый, не то , что сейчас, только с ручки можно было завести. А её покрутишь…»

Однажды железная рукоятка вырвалась из рук Клавы Лаптевой, когда она трактор заводила, и рукояткой  с размаху ей по лицу. После того случая Клава ушла из трактористок, а вслед за ней ушла и Дуся. Не захотела работать одна в бригаде среди мужчин.

Работала   на мельнице, что стояла за деревней на пригорке. Такая же мельница была и в д.Ключищи.

«Муку мы мололи дотемна, вспоминает тётя Дуня, - Мои подруги уж на поседки собираются, а ещё только домой иду.  Вся в муке.»

В начале 1941 года  Дуне пришёл вызов: явиться в Хвощёвскую МТС. Было решено направить её учиться на  токаря в г.Богородске . Но, наверное,  потому, что намучилась девушка с «железным конём»  на полях,  она  отказалась от этой учёбы. А за отказ получила  в 1942   повестку на фронт .

Тогда , в июле 1942 года, из окрестных деревень на войну призвали  еще двух девушек: Марию Недошивину и школьную учительницу Дарью Зюзину.

И вот сборный пункт в военкомате в Горьком. У всех троих девушек были тяжёлые длинные косы. Стали их обрезать. И у девчонок, надевших непривычные солдатские шинели,  выступили слёзы на глазах. И тогда  парикмахер, сжалился  и  отдал по одной отрезанной косе на память  каждой из нас на память. На память  о юности , и о мирной жизни….»

2. Воспоминания Елисеева М.И. уроженца с. Шарголи, выпускника Хвощевской школы 1942 года.

Вопросы к документу: Кто и как попадал на фронт? Что нового вы узнали. Какие  детали отправки на фронт вам показались важными?

Елисеев М.И. 1924 года рождения получил повестку 8 октября 1942 года. В военкомат нужно было прибыть 12 октября в свой день рождения. Ему исполнялось 18 лет. В своих воспоминаниях он пишет6 «11 октября» были проводы.На проводы из деревни Шарголи пришел проводить меня мой дядя Михаил Сяганов. Он был стар, но бодр и умен. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу и людям.  Все в округе его уважали и считали святым. Он позвал меня в другую комнату и дал совет: быть честным перед товарищами и помогать им, уважать командиров и не бояться врага… Он сказал, что главное быть честным с Богом. Он дал мне текст молитвы и велел читать перед Богом три раза. Уходя, он сказал: «Мишенька, ты домой вернешься живым, я чую душой, буду за тебя молиться, пока буду жив.» Конечно, я до этого не молился, и не совсем верил в Бога, но почему-то на душе стало спокойнее. На фронте я всегда чувствовал, что меня кто- то охраняет.»

Из военкомата в г. Богородске Елисеева М.И. направили в первое Горьковское танковое училище, которое находилось на станции Ильино в Гроховецких лагерях.

Вспоминал, будучи курсантом, «нашу учебную роту отправили в Сормово на стажировку на завод «Красное Сормово». Туда  подошли из Подмосковья несколько поездов с разбитой и сгоревшей в боях техникой. А в этот период на заводе, кроме специалистов высокого класса -мужчин, работали в основном женщины и молодежь. Вот им и предстояло разбирать эти битые танки. А нередко в этих танках внутри оставались ещё полуразложившиеся трупы танкистов или части туловищ. От них шло зловоние. Многие девчата и женщины, падали в обморок,  отказывались от такой «работы». Вот эту работу  и предложил директор завода Е.Э Рубинчик нам курсантам. Конечно, и курсанты не все выдерживали зловонный запах при разборке танков. Директор завода каждое утро бывал на нашем участке, успокаивал нас, разрешил почаще делать перерывы и в рабочее время купаться в Волге.»

Вывод: Воспоминания дают нам представление о том,  как по всей России во всех городах и селах проходила мобилизация: уходили на войну мужчины и женщины, в основном молодежь, которой едва исполнялось 18 лет. А в тылу оставались старики, дети, женщины.

Июнь. Далёкий 41 год.

Великая война в стране идёт.

Не только фронт в военных сводках был.

Ковал победу и советский тыл.

2. У каждого была своя война. (Строительство оборонительных рубежей).

Учитель: Вокруг города на территории Горьковской области развернулось строительство оборонительного рубежа. Как вы думаете для чего строился рубеж? Назовите примерные сроки строительства? К

Выступление учащихся 2 группы. Показывают карту оборонительного рубежа. Презентацию «У каждого была своя война» (Приложение №3)

В плане Барбаросса отводилось особое место горьковской области. Отводилось особое место. Из дневника начальника немецкого штаба Гальдера в районе Москвы и Горького сосредоточено 28% военной промышленности». Горький  подлежал захвату на завершающем этапе плана – при выходе немецких войск  на линию Архангельск-Волга в районе Казани. Немцы планировали вступить в Горький в конце сентября – начале  октября 1941 года. Силами армии Гудериана по Московскому шоссе и дороге Горький – Муром. Это делало г.Горький прифронтовым городом с первых дней войны.

Оборонительный рубеж представлял собой систему земляных строительных сооружений, состоящую из противотанкового рва, дзотов, дотов, блиндажей и окопов. В нашей местности он проходил около селений Шарголи, Новинки, Крутиха, Сохтанка, гора Калениха. Протяженность рва по нашей местности составила около 20 километров.

Материал для обсуждения в группах: воспоминания жителей села, принимавших участие в строительстве противотанкового рва.

                                           Вопросы к документам.

Кто принимал участие в строительстве рва. Как трудились на строительстве. Какие трудности испытывали рабочие? Какие вопросы вы бы задали автору воспоминаний, рабочим? Можно ли считать их труд героическим? Почему? Как увековечена память о строителях рубежа на территории нашего поселения, в Богородском районе? В Нижегородской области?

Учебный материал для работы в группах.

1.Воспоминания Катина Николая Константиновича,  жителя с.Хвощевки:

"В 1941 году я закончил 9 классов. Нас направили на рытьё противотанкового рва, определили участок от Коленихи до Сохтанки. Каждому давали задание, выполнив которое, отпускали домой. Ходили пешком туда и обратно. На одном из участков около деревни Новинки на помощь приехали взрывники. Работать стало легче. Сначала копали шурфы 75 на 75 см. и глубиной 2 м. Взрывники помещали в шурфы мешки с взрывчаткой. Далее прокладывали бикфордов шнур, который выводился наверх. Всё делалось вечером, а рано утром производили взрыв. Однажды произошёл несчастный случай. Рабочие пришли раньше взрывников, и, ничего не подозревая, развели костёр. Ночью прошёл снег, и замело следы вечерней работы. Начались один за другим взрывы. Погибли почти все рабочие, сколько, не знаю, говорили, что около 60 человек".

2.Воспоминания Сучковой  Евгении Васильевны -1924 года рождения ныне жительница села. Хвощевка по ул. Центральной д. 102

Осенью 1941 года местные власти обратились с призывом к населению, в котором сообщалось  о том, что всё население от 16 до 50 лет мобилизуется на рытьё окопов противотанковых рвов. Среди мобилизованных была и она. Е.В.Сучкова вспоминает «На площади – подводы, обозы.  Велели взять с собой еды на сутки, бельё, тёплую одежду. Куда ехать  никто не знает. Отряд образовался в километр. К вечеру остановились возле деревни Яковское, Студенец. Это 15 км от дома. Нас разместили на квартиры к местным жителям.- 8 человек в дом.. Спали на полу, на соломе. Продукты получали по списку из магазина. Хозяйка пекла нам хлеб. Пайка нам хватало.»

Приступили к работе. Дали  лопаты-кирки в виде мотыги начали копать. Никакой техники, всё вручную. Рвы длиной очень большой, опоясывали всю деревню, шириной 3-4 метра, высотой- 5 метров.

Руководили работой прорабы- инженеры, техники, все машины. Работали с утра до вечера без обеда. Осенью ещё туда-сюда сносно. Но потом наступила зима. Земля промерзала на метр, стлались от земли искры. Зябли ноги, руки, обмораживало лицо. С работы еле-еле возвращались. Кто-то копал, кто-то на носилках землю носил. Сначала рыли землю, потом носили носилки, прораб только кричал -  выровнить, чтобы стены были гладкими. Строили и  огневые точки. Вместе с женщинами  работали рабочие мужчины. Проработали осень, зиму, лето, а осенью всю работу закончили. После работы нам выдали зарплату, конечно,  вычли за питание, довольно неплохие деньги из Смоленска- плохо одеты, плохо обуты. Огневая точка - это срубы похожие на баню за окном, бревна обтёсаны. Евгения Васильевна вспоминает : «Мы, девчонки, подносили  брёвна. Здесь работа была полегче.  Ни в какой бане мы не мылись, просто обтирались кое- как, но девчата мыли голову, на которые можно было купить одежду, обувь после этого я стала искать работу.»

3.Жизнь и труд села в годы войны.

Учитель: Сегодня на уроке мы говорим о тех, кто кормил Красную армию и жителей городов.

Вспомните, какие чрезвычайные меры были приняты правительством для организации производства в тылу?

С 1 сентября 1941 года в стране вводится нормированная выдача хлеба. Кто же вел эту битву за хлеб? Как трудились жители села?

Выступление 3 группы. Демонстрируются  фотографии военных лет:

В пору военных разрух

С хлебом в стране было туго.

Не выпускала из рук

Ты ни серпа  и ни плуга.

Вот почему ты , деревня жива.

Сладок твой хлебушек черный.

Хоть на твои жернова

Падали горькие слезы.

Учебный материал для работы в группах.

Рассказы о жизни военной деревни на основе воспоминаний жителей села.

1.Крохиной  Олимпиады Алексеевны (Дубровиной). (Ныне проживает в д. Макариха. Родилась  14 июля 1926 года в деревне Новинки в семье Дубровиных  Алексея Лукича и Анастасии Фёдоровны. В многодетной семье (5 детей) она была первым ребёнком. До войны училась в школе д. Шарголи, где окончила 6 классов.)

Когда Олимпиаде Алексеевне было 13 лет,  началась война.  Учиться было некогда и, как многие дети того времени, Олимпиада Алексеевна  пошла работать. Жить было очень трудно. Отца в первые же  дни войны забрали на фронт.  Мама работала целыми сутками…

    Слушая эту женщину, понимаешь, как трудно говорить ей об этом времени.  Как больно было получать похоронку на отца. Дрожащими губами она рассказывает, что было в последнем письме, последнем напутствии  от 5 сентября 1941 года : «Доченька, учись, учись,  7 сентября пойдём в бой…» И всё, после этого боя от него не было никакой весточки. Анастасия Фёдоровна её мать осталась одна с 5 детьми.

В годы войны Олимпиада Алексеевна  работала на лошади в колхозе имени «Чкалова» в Хвощевке. Зимой возила сено,  дрова на Костину Гору, а летом отвозила  хлеб в госпоставку в город Богородск (около нынешнего аэродрома). На повозку грузили по 8-10 мешков. Так она молоденькой девушкой трудилась 3,5 года. Не передать словами как трудно жилось в   военные годы . И голод, и холод, и слёзы от похоронок.  Как же все  радовались  долгожданной Победе.

2.Воспоминания Востряковой Анны Васильевны ныне жительницы села.

«Я окончила 5 классов в 1943году и  пошла, работать звеньевой  в колхоз  им. Чкалова. Прошла все тяжёлые работы. Работала и днём и ночью, особенно в уборочную.   Мы пололи семенные участки ржи и пшеницы. Жали , вязали , а снопы  на току обмолачивали  для этого их мочили чтобы пояс у снопа не ломался. Сначала молотили от шкифа мельницы, а затем расчищали в поле по две клади, чтобы между  ними  мог пройти трактор с молотилкой. Снопы просушивали и стаскивали в третью смену после ужина. Снопы стаскивали к скирдам на длинных шестах, где их сладировал старик наш бригадир Ламзин Николай Иванович и старушка Шарандина  Анна Ивановна, которая работала конюхом, а в ночную работала в поле. Помню когда сеяли клевер, кто из лукошка , а кто из хлебной плошки,  нам Николай Иванович кричал под левую ногу, чтобы  не было пропусков . Да какие клевера-то уродились. А луга у нас были заливные на пруду и под трубами  вытаскивали рыбу  из воды по пояс на граблях. На  обед варили рыбу и  у кого что есть.

Чай готовили из кустов  чёрной  смородины. Нас, молодёжь, оставляли работать до победного. Старушки  уходят свою  скотину убирать, а мы остаёмся когда сметают стога и согребём  за копёшками.

 Еще     ездили в заготконтору    сдавать зерно.  Разгружали мешки   да ещё пропускали  горох обмолоченный через змейку, а на верх  лазали  с узлами по лестнице  и носили пропущенный в сусеки. Заработка никакого не было,  работали за пустые палочки, а затем нам стали выдавать по 200 гр. хлеба. Кладовщицей работала Отрокова Татьяна Ивановна. По зимам собирали куриный помёт и золу  по домам и баням, навоз на своих санях  вывозили, да какие штабеля –то наваливали.»

Приходится поражаться силе и стойкости женщин, молодых девушек. Ведь они работали и  на колхозных полях и дома, помогали матерям растить братьев, сестер.  И в каждой семье были те, кто находился на фронте, кому было ещё тяжелей. Все жили единой верой в победу, в то, что скоро придет конец тяжёлой войне, а вместе с ним и тяжёлому труду.              

3.Воспоминания Востряковой  Любови  Александровны о том, как работала школа в годы войны.

«Отопление было печное, с дровами были трудности. Учителя и ученики часто сами ездили в лес за дровами. Ученики садились за парты в одежде. Учились во вторую смену при керосиновых лампах, но и керосина часто не было. Уроки проводятся впотьмах. Дома  у учителей керосина тоже нет. После уроков дети работали на полях колхоза им. Чкалова: убирали свеклу, картофель, сортировали зерно. Учились и работали в полуголодном состоянии.» О том, как школьники помогали колхозу, часто писала Богородская газета, например, в №146 от 24.12.1943 года «Школьники деревни Крутиха активно помогают колхозу в подготовке к весеннему севу. В воскресенье 19 декабря учащиеся провели субботник по сбору удобрений: куриного помета, навоза…»

Вопросы для обсуждения:

1.Что поразило вас в условиях труда, быта в военное время?

Примерные ответы учеников.

-трудились все

-труд был безвозмездный;

-не было ни праздников , ни выходных

-всем жилось очень тяжело: голод, лишения, потеря близких, родных.

-никто не отлынивал, труд был самоотверженный, героический.

III. Подведение итогов занятия. Оценочно –рефлексивный этап.

Обобщающая дискуссия. Цель: подвести  учащихся  к выводам о новизне и неисчерпаемости исторического познания, многообразии источников и интерпретаций исторического прошлого, к формулированию собственных суждений, к разработке перспектив исследования и общественного обсуждения данной темы

 Узнали ли вы что-то новое о войне? Какие чувства вызвали у Вас Воспоминания жителей села, материалы урока. Почти все материалы записаны со слов жителей, которые живут рядом с нами в нашем селе. Вами был собран и оформлен материал по теме. В чем значимость вашей работы, можно ли считать наш сегодняшний урок и ваши материалы – сохранением исторической памяти о подвиге народа. Почему?

Как вы поняли эпиграф нашего урока? Можете ли вы отнести этот эпиграф к себе. Как изменилось Ваше отношение к односельчанам, пережившим войну, что каждый из нас может сделать для  сохранения исторической памяти о войне.

Россия всегда будет хранить память о Великой Победе, о том, какой ценой она досталась, о подвигах отцов и дедов. Как и они, мы будем также любить свою Родину, а если придется, будем самоотверженно защищать её.

В качестве рефлексии возможно использование Листа опроса.

                   Вопросы урока

Твое отношение

Мобилизация

Строительство рубежа

Жизнь и быт в годы

войны

Вызвал наибольший интерес

Хотел бы продолжить исследование

Что  могу сделать для сохранения исторической памяти

Список использованной литературы.

1.Зерчанинов Л.М. Горьковчане в  Великой Отечественной войне. Горький, 1977г.;

2.Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной

   Войны. Н.Новгород, ФГУУИПП, 2002г.

3.Газета "Земля Нижегородская ". 2005 г. №9,№13, №19, №26, №34,

   №40,№42;

4.Богородская газета.

4.Воспоминания тружеников тыла ( рукописи). Школьный музей МБОУ «Хвощевская школа»

Интернет ресурсы.ReallyStory.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия по воспитанию патриота и гражданина для учащихся 4-6-х классов. Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"

Пояснительная запискаВ представленном конспекте описан ход занятия с учащимися  12-13 лет  в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ ...

Методическая разработка учебного занятия по экономике для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений среднего образования по теме "Налоги-люди-государство"

Методическая разработка учебного занятия по экономике для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений среднего образования по теме "Налоги-люди-государство"...

Методическая разработка учебного занятия для учащихся 10-12 лет

laquo;Использование квест-технологии в работепедагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»...