Рабочая программа по Истории России 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Зубкова Людмила Олеговна

Рабочая программа составлена на основе учебника под редакцией Данилова, издательство "Просвещение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_9_ot.docx74.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по истории составлена на основе образовательного  стандарта основного общего образования по истории, примерной программы   основного общего образования по истории ООП среднего общего образования МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторских программ: А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2010 г., и в соответствии с годовым календарным планом- графиком лицея на 2016-2017 учебный год.

Цели и задачи курса:

  •        Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  •        Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  •        Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  •        Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  •         Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
  • Приобретение знаний  об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.
  • Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с  различными историческими источниками и исторической информацией.
  • Овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

Основное содержание

  РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ

Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ вв. Территориальная структура Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Количественная и качественная (этническая и социальная) характеристика населения Российской империи. Характеристика политического строя Российской империи начала XX в. Образ жизни городского и сельского населения.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Кустарные промыслы. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Либеральная (земская) программа политических преобразований. «Союз освобождения».

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война. Приоритеты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива российского императора. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Влияние войны на внутриполитическую ситуацию. Портсмутский мир. Сближение России и Англии после войны.

Первая российская революция. Реформы политической системы. Причины революции. «Кровавое воскресенье» — начало революции. Основные события периода подъема революции: возникновение Советов, восстание на броненосце «Князь Потемкин-Тварический», Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических (консервативных) и либеральных политических партий. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Лидеры черносотенного движения. Основные законы 1906 г. Становление российского парламентаризма. Деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги революции.

Экономические реформы. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. Развитие кооперативного движения. Итоги столыпинской аграрной реформы и других преобразований.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Новый избирательный закон. Особенности российского парламентаризма. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Убийство П.А. Столыпина. IV Государственная дума. Свертывание правительственного курса на экономическое и социальное реформаторство.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Просвещение. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Поэзия Серебряного века: символизм, футуризм, акмеизм. Изобразительное искусство: русский авангард, «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Скульптура, архитектура, музыка, балет, театр, исполнительское искусство: традиции и новаторство. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры.

Россия в Первой мировой войне. Причины и начало Первой мировой войны, цели и планы воюющих сторон. Отношение народа и политических партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Человек на фронте и в тылу. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». Прогрессивный блок в IV Государственной думе. Нарастание оппозиционных настроений.  

РОССИЯ В 1917— 1921 гг.

Свержение монархии. Причины и начало Февральской революции. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Приоритеты Временного правительства и Исполкома Петроградского совета. Курс на продолжение войны. Демократизация российского общества. Социально-экономическая политика. Новая власть на местах. Национальный вопрос после Февраля.

Россия весной-летом 1917 г. Альтернативы развития страны после Февраля. Политические партии после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. А.Ф. Керенский. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия.

Октябрьская революция. Кризис власти. Демократическое совещание. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти, их значение. Установление новой власти в Москве и на местах.

Формирование советской государственности. Создание новых органов власти. Союз большевиков с левыми эсерами. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Брестский мир: причины подписания, условия, экономические и политические последствия. Распад коалиции большевиков с левыми эсерами. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал». Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Выступление левых эсеров. Конституция РСФСР 1918 г.

Начало Гражданской войны. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии, ее особенности.  

Ход Гражданской войны. Выступление Чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. «Демократическая контрреволюция». Переворот адмирала А. В. Колчака. Политическая программа колчаковского правительства. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. П. Н. Краснов. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Белый режим на севере и его падение. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Война с Польшей, ее итоги. Белый Крым. Разгром П. Н. Врангеля. Красный и белый террор в Гражданской войне.

Социально-экономическая политика красных и белых. Политика военного коммунизма, ее особенности. Промышленность и сельское хозяйство в период военного коммунизма.  Ускоренная национализация. Переход к продразверстке. Ликвидация товарно-денежных отношений. Экономическая политика белых правительств. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля.

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. «Малая Гражданская война». Положение населения в годы войны. Движение зеленых. Н. И. Махно. Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание: причины и последствия. Причины победы большевиков и поражения их противников.  

СССР НА ПУТЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ОБЩЕСТВА

Переход к новой экономической политике. Причины перехода к нэпу. Сущность нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Экономические и социальные противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис: причины, проявления, меры к преодолению.

Образование СССР. Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Проекты объединения. Подписание Декларации и Договора об образовании СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг. Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. «Полоса признаний». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты со странами Запада. Создание и деятельность Коминтерна.

Политическое развитие в 1920-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Формирование однопартийной системы. Главное противоречие нэпа. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии во время болезни и после смерти В. И. Ленина. Усиление политического влияния И. В. Сталина, разгром «левого» и «правого» уклонов. Причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Духовная жизнь в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Партийный контроль над духовной жизнью. Первая волна эмиграции. Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе.

Социалистическая индустриализация. Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка: результаты, социальные проблемы. Вторая пятилетка и ее особенности. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Причины коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство: правовое положение, социально-психологические особенности. Связь между форсированной индустриализацией и насильственной коллективизацией.

Политическая система СССР в 1930-е гг. Роль партии и идеологии в жизни страны. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Формирование культу личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Принятие второй Конституции СССР. Национальная политика.

Духовная жизнь в 1930-е гг. Культурная революция: задачи и направления. Развитие образования. Реставрация дореволюционных методов обучения и воспитания. Партийно-государственный контроль над наукой. Достижения советской физической школы, химиков, биологов, геологов. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Переход от относительной свободы творчества к подконтрольным партии творческим союзам. М. Горький. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Театр.

Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти в Германии А. Гитлера. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Дальневосточная политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии. Договор о ненападении СССР и Германии и секретные протоколы.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны и Советский Союз. Включение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Война с Финляндией и ее итоги. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Советско-германские отношения накануне войны.

Начало Великой Отечественной войны. Проблема внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Силы и планы сторон. Оборонительные сражения летом — осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Битва за Москву. Разгром немецких войск под Москвой. Героическая оборона Ленинграда.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Начало Сталинградской битвы. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Партизанское и подпольное движение. Создание антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.

Советский тыл в Великой Отечественной войне. Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Церковь в период Великой Отечественной войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Итоги второго периода войны. Тегеранская конференция.

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Русская освободительная армия. Национальная политика в годы войны.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Военно-стратегическая обстановка на Восточном фронте к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Крымская (Ялтинская) конференция. Освобождение Европы от фашизма. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза. Итоги войны.

СССР В 1945—1964 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. «Закручивание гаек» в экономике.

Политическое развитие страны в 1945-1953 гг. Демократический импульс войны. Изменения в структурах власти. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Новый виток репрессий. Национальная политика.

Идеология и культура в 1945-1953 гг.. Восстановление «железного занавеса». Идеологические кампании в литературе, театре, кино, музыке. Развитие образования: достижения и проблемы. Научные дискуссии. Разгром генетики.

Внешняя политика в 1945-1953 гг.. Причины и начало «холодной войны».  Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Противостояние СССР и США в Европе. Раскол Германии. Политика укрепления социалистического лагеря и его союзников. СССР в корейской войне.

Изменения политической системы в 1953-1964 гг. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР. Отстранение от власти Н. С. Хрущева.

Экономика СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г. М. Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли, первый пилотируемый полет в космос Ю.А. Гагарина. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

«Оттепель» в духовной жизни. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Границы десталинизации в сфере культуры, «дело Пастернака». Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Развитие науки, открытия советских ученых в важнейших областях науки. Достижения советского спорта. Развитие образования, реформа школы 1958 г.

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г., его преодоление. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. Организация Варшавского договора. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

СССР В 1964-1991 гг.

Консервация политического режима. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Л. И. Брежнев. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Усиление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформы в промышленности: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Концепция «развитого социализма». Тезис об «обострении идеологической борьбы». Достижения и противоречия художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. Советский театр. «Магнитофонная революция». Советская музыка. Балет. Оперное искусство. Кинематограф. Успехи советского спорта. Инакомыслие. Движение диссидентов.

Политика разрядки: надежды и результаты. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Афганская война. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. «Доктрина Брежнева».

Реформа политической системы: предыстория, цели, этапы, итоги (1982-1991 гг.). Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. К. У. Черненко. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы. Проведение выборов народных депутатов СССР и I Съезд народных депутатов СССР (1989 г.). Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Провозглашение союзными республиками независимости. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Обострение экономической ситуации, падение производства и уровня жизни. Программа «500 дней».

Политика гласности: достижения и издержки. Пересмотр партийной идеологии. Провозглашение политики гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности.

Внешняя политика 1985-1991 гг. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана. Распад социалистической системы. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

РОССИЯ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ XXI вв.

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ. «Шоковая терапия». Либерализация цен. Приватизация. Корректировка хода реформ. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике.

Политическая жизнь в 1992-1999 гг. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Итоги политического развития страны в 1990-е гг.

Духовная жизнь России. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии в современной России.

Строительство обновленной федерации. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и страны СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Россия в начале XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Выборы 2003-2004 гг. и 2007-2008 гг. Избрание Президентом России Д.А. Медведева.  Президент В.В. Путин.

Планируемые результаты прохождения программы.

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; - - объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний  об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

Учебно-тематическое планирование

по истории в 9 классе (2 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов

Всего

часов на раздел

Плановых контрольных работ

1

Россия в 1900-1916 гг.

11

1

2

Россия в поисках перспектив 1917-1927 гг.

10

1

3

СССР на путях строительства нового общества.

11

1

4

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

8

1

5

СССР в 1945-1953 гг.

4

6

СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. ХХ века.

4

7

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг ХХ в.

5

1

8

Перестройка в СССР (1985-1991).

4

9

Россия в конце ХХ в.

5

10

Россия в начале ХХI в.

5

11

Итоговое повторение

3

1

ИТОГО

70

6

Календарно-тематическое планирование по истории_____(предмету) __9___класса

_____2___ часа в неделю.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Примечания

Россия в 1900-1916 гг. (11 часов)

1

01.09-03.09

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.

Давать определения понятиям  геополитика, модернизация, индустриальное общество, анализировать модернизационные процессы в странах Европы, США и России, объяснять причины отставания отечественной экономики.

П.1, стр.5-11.

2

01.09-03.09

Экономическое развитие России в начале ХХ в.

Выделять особенности развития российской экономики и роль государства в ней. Определять причины применения  и роль иностранного капитала в российской экономике. Характеризовать российский монополистический капитализм, его специфику, формы, место и роль в экономике.

П.2, стр.11-17.

3

05.09-10.09

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Характеризовать предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий  в России. Классификация политических партий.  Составлять таблицы сравнительные.

П.3, стр.17-27.

4

05.09-10.09

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Называть  основные направления внешней политики; причины, цели, характер Русско-японской войны, ее итоги.

П.4, стр.27-32.

5

12.09-17.09

Первая российская революция. Реформы политической системы.

Определять причины, характер и движущие силы революции, основные этапы; оценивать итоги  и значение революции для развития страны.

П.5, стр.32-43.

6

12.09-17.09

Экономические реформы.

Оценивать личность и деятельность П.А.Столыпина; называть   основные положения экономических реформ и их результаты, называть альтернативы общ. развития.

П.6, стр.43-48.

7

19.09-24.09

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

Давать характеристику Николаю II;  объяснять причины конфликта между властью и обществом;   определять  роль  политических организаций в жизни российского общества.

П.7, стр.48-54.

8

19.09-24.09

Духовная жизнь Серебряного века.

Называть  основные стили в художественной культуре и их представителей, готовить сообщения, оценивать сообщения учащихся.

П.8, стр.54-62.

9-10

26.09-1.10

Россия в первой мировой войне

Характеризовать русско-германские отношения, причины первой мировой войны, планы воюющих сторон. Анализировать военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг. итоги  военной кампании 1914-1916 гг. отношение политических партий к войне, нарастание революционных движений.

П.9, стр.62-73.

11

03.10-08.10

Контрольная работа №1: «Россия в 1900-1916 гг.»

Анализировать  и обобщать основные события начала ХХ в,  определять основные направления развития экономического и политического развития.

Россия в поисках перспектив 1917-1927 гг. (10 часов).

12

03.10-08.10

Свержение монархии.

Характеризовать взаимоотношения буржуазии и правительства, отношение народа к войне. Называть причины революции, раскрывать суть двоевластия и  причины его появления, отречения Николая II.

П.10, стр.73-80.

13

10.10-15.10

Россия весной- летом 1917 г.

Характеризовать деятельность политических партий после Февраля, анализировать  «Апрельские тезисы»,  апрельский, июньский  и июльский  кризисы власти. Определять  причины кризисов Временного правительства и их последствия,   значение выступления Корнилова.

П.11, стр.80-87.

14

10.10-15.10

Октябрьская революция.

Объяснять причины создания  коалиционного правительства и  роспуска Учредительного собрания. Определять роль  II съезда Советов и его  решений

П.12, стр.87-93.

15

17.10-22.10

Формирование советской государственности.

Характеризовать первые  мероприятия советской власти в области экономики, закон  о социализации земли. Называть  причины установления продовольственной диктатуры, перехода   к продразверстке, ускоренной  национализации и ликвидации товарно-денежных отношений.

П.13, стр.93-103.

16

17.10-22.10

Начало Гражданской войны.

Характеризовать мятеж адмирала Колчака, политическую и экономическую программы колчаковского правительства, определять  причины краха колчаковского режима.  Работать с картой,  документами.

П.14, стр.103-109.

17

24.10-29.10

На фронтах гражданской войны.

Характеризовать антибольшевитские выступления на Дону,  Всевеликое войско Донское, атамана Краснова, Добровольческая армия генерала Деникина. Белый террор. Анализировать причины перехода Красной Армии в наступление, падения режима на севере.

П.15, стр.109-118.

18

24.10-29.10

Экономическая политика красных и белых.

Раскрывать   сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Сравнивать нэп с другими экономическими  политиками.

П.16, стр.118-124.

19

31.10-03.11

Экономический  кризис начала 20-х годов

Давать оценку  точкам зрения о принципах построения государства. Называть  исходные документы образования СССР, анализировать их.

П.17, стр.124-132.

20

31.10-03.11

Политический кризис начала 20-х годов

Характеризовать  сущность политики военного коммунизма,  сравнивать с экономической  политикой белых, оценивать их влияние  на итоги войны.  

П.17, стр.124-132.

21

14.11-19.11

Контрольная работа №2: «Итоги развития России в 1917-1927 годах».

Анализировать  и обобщать основные события начала ХХ в,  определять основные направления развития экономического и политического развития.

СССР на путях строительства нового общества. (11 часов).

22

14.11-19.11

Переход к НЭПУ.

Характеризовать хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявление, меры к преодолению, пути выхода из кризиса, социально-политическая подготовка «великого перелома».

П.18, стр.132-139.

23

21.11-26.11

Образование Союза Советских Социалистических Республик.

Давать оценку  точкам зрения о принципах построения государства. Называть  исходные документы образования СССР, анализировать их.

П.19, стр.139-146.

24

21.11-26.11

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.

Определять  основные направления внешней политики,  содержание и цели советско-германского пакта, последствия  попыток создания системы коллективной безопасности;  анализировать документы.

П.20, стр.146-151.

25

28.11-03.12

Политическое развитие  в 20-е гг.

Определять плюсы и минусы «большого скачка», «Великого перелома», в развитии культуры . Характеризовать  принципы построения и содержание  Конституции 1936 г.  Анализировать и давать оценку свершений.

П.21, стр.151-158.

26

28.11-03.12

Духовная жизнь в 20-е гг.

Характеризовать развитие образования,  отношения между  властью  и наукой;  развитие   социалистического реализма. Представлять сообщения о достижениях культуры, ее представителях.

П.22, стр.158-166.

27

05.12-10.12

Социалистическая индустриализация.

Выделять  особенности индустриализации, ее цели. Методы, источники. Первые пятилетки,  итоги индустриализации.

П.23, стр.166-173.

28

05.12-10.12

Коллективизация сельского хозяйства.

Выделять  особенности коллективизации сельского хозяйства; раскулачивание, Форсирование индустриализации и насильственная коллективизация;  первые итоги индустриализации и коллективизации.

П.24, стр.173-179.

29

12.12-17.12

Политическая система СССР в 30-е гг.

Давать определения понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, Конституция. Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране.

П.25, стр.179-188.

30

12.12-17.12

Духовная жизнь в 30-е гг.

Называть выдающихся деятелей и достижения отечественной науки и культуры начала  века.

П.26, стр.188-194.

31

19.12-24.12

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Крах Версальско-Вашингтонской системы, несостоятельность Лиги Наций, провал идеи коллективной безопасности. Указывать основные направления внешней политики СССР. Давать оценку «нового» курса. Советской дипломатии, анализировать советско-германские соглашения. Соглашения 1939г.

П.27, стр.194-203.

32

19.12-24.12

Контрольная работа №3: «СССР на путях строительства нового общества».

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний.

Великая Отечественная война1941-1945 гг. (8 часов).

33

26.12-29.12

СССР накануне Великой Отечественной войны.

Соотносить события истории  нашей страны  с событиями всеобщей истории данного периода; использовать  хронологический и фактический материал первого периода войны.

П.28, стр.203-207.

34

26.12-29.12

Начало Великой Отечественной войны.

Выделять   основные  события данного периода,  работать с картой  и документами, высказывать суждения, готовить сообщения.

П.29, стр.207-215.

35

11.01-14.01

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.

Выделять   основные  события данного периода,  работать с картой  и документами, высказывать суждения, готовить сообщения.

П.30, стр.215-222.

36

11.01-14.01

Советский тыл в Великой Отечественной войне.

Определять роль  трудового и фронтового тыла  в ходе войны. Высказывать свое суждение, извлекать информацию из сообщений уч-ся, оценивать их выступления.

П.31, стр.222-229.

37

16.01-21.01

Коренной перелом в ходе войны.

Выделять  даты и основные события коренного перелома в ходе войны, его значение, цену. Определять  цели и итоги Тегеранской конференции.

П.32, стр.229-234.

38

16.01-21.01

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

Определять причины победы над фашизмом, итоги и цену победы. Характеризовать  выдающихся полководцев, вклад  советского народа и других народов в разгром фашизма. Готовить сообщения. Высказывать суждения, анализировать различные источники.

П.33, стр.234-239.

39

23.01-28.01

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.

Приводить  факты  великого подвига народа. Давать оценку роли СССР во Второй мировой войне.  Определять цели и итоги  Ялтинской и Потсдамской конференций, итоги  и значение  Великой Победы;  характеризовать выдающихся полководцев. Готовить сообщения, высказывать свои суждения.

П.34, стр.239-249.

40

23.01-28.01

Контрольная работа №4: «Великая Отечественная война1941-1945 гг.»

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний.

СССР в 1945-1953 гг. (4 часа).

41

30.01-04.02

Восстановление экономики.

Цена людских и материальных потерь. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановлений. «Экономические проблемы построения социализма в СССР». Выполнение творческих заданий.

П.35, стр.249-255.

42

30.01-04.02

Политическое развитие.

Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения в послевоенной экономики, политике внутренней и внешней.

П.36, стр.255-260.

43

06.02-11.02

Идеология и культура.

Властные перестройки. Кампании: «врагов народа»; «Лениградское дело»; «дело врачей»; «дело космополитов».

«Железный занавес» - знать сущность понятия. Умет делать сравнение о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг.

П.37, стр.260-265.

44

06.02-11.02

Внешняя политика.

Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения в послевоенной экономики, политике внутренней и внешней.

П.38, стр.265-271.

СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. ХХ века. (4 часа).

45

13.02-18.02

Изменения политической системы.

Понятия: ротация, реабилитация, «оттепель», расширенное производство, диссидент, паритет, разоружение, пацифизм. Давать общую оценку экономических реформ Н.Хрущева.

Лекция  с элементами проблемной беседы.

П.39, стр.271-277.

46

13.02-18.02

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

Понятия: ротация, реабилитация, «оттепель», расширенное производство, диссидент, паритет, разоружение, пацифизм. Давать общую оценку экономических реформ Н.Хрущева.

Лекция  с элементами проблемной беседы.

П.40, стр.277-283.

47

20.02-25.02

«Оттепель» в духовной жизни.

Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма». Знать решение XX съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС. Выполнение дифференцированных заданий. Работа с дополнительными источниками.

П.41, стр.283-292.

48

20.02-25.02

Мирное существование: успехи и противоречия.

Работа в группах. Причины и содержание «холодной войны». Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики. Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий. Составление конспекта. Подготовка сообщения.

П.42, стр.292-294.

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг ХХ в. (5 часов).

49

27.02-04.03

Консервация политического режима.

Характеризовать политическую и экономическую особенность развития страны. Объяснить причины отставания экономики западных стран. Оценивать характер СССР и с другими станами. Лекция с элементами проблемной задачи. Индивидульно-групповая. Эссе «Почему у многих людей в наши ностальгия по застою?».

П.43, стр.294-298.

50

27.02-04.03

Экономика «развитого социализма».

Усиление позиций партгосноменкпатуры. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Конституция 1977 г. Знать и владеть понятиями: период стагнации, «развитой социализм». «Золотой век партгосноменклатуры». Выполнение дифференцированных заданий. Работа с учебником.

П.44, стр.298-305.

51

06.03-11.03

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х годов.

Характеризовать политическую и экономическую особенность развития страны. Объяснить причины отставания экономики западных стран. Оценивать характер СССР и с другими станами. Лекция с элементами проблемной задачи. Индивидульно-групповая. Эссе «Почему у многих людей в наши ностальгия по застою?».

П.45, стр.305-310.

52

06.03-11.03

Политика разрядки: надежды и результаты.

Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР. Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики. Выполнение индивидуальных заданий. Подготовка рефератов.

П.46, стр.310-317.

53

13.03-18.03

Контрольная работа №5: «Итоги развития СССР в послевоенное время».

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний.

Перестройка в СССР (1985-1991г.г.) (4 часа).

54

13.03-18.03

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.

Объяснить понятия: кадровая революция, перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление». Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране, давать им оценку. Оценивать результаты политики «нового».

П.47, стр. 317-324.

55

20.03-25.03

Экономические реформы 1985-1991 гг.

Объяснить понятия: кадровая революция, перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление». Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране, давать им оценку. Оценивать результаты политики «нового».

П.48, стр.324-328.

56

20.03-25.03

Политика «гласности».

Реформа политической системы. Формирование многопартийности. Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку. Выполнение дифференцированных заданий. Составление сложного плана.

П.49, стр.328-333.

57

03.04-08.04

Внешняя политика СССР в 1985-19991 гг.

Семинарское занятие. Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма. Разбираться в причинах завершения «холодной войны» и основных положениях новой внешнеполитической доктрины, выполнение индивидуальных заданий. Подготовка сообщений, заполнение таблицы.

П.50, стр.333-338.

Россия в конце ХХ в. (5 часов).

58

03.04-08.04

Переход к рынку: замыслы и первые итоги.

Понятия: «шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Давать экономическую оценку страны в 90-е годы. Выделять положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики. Лекция с элементами проблемной задачи.

П.51, стр.338-345.

59

10.04-15.04

Развитие политической системы.

Понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция. Характеризовать результаты политического  развития страны, определять обозначающиеся проблемы.

П.52, стр.345-351.

60

10.04-15.04

Духовная жизнь России.

Разобраться в понятиях: «концептуализм», «постмодернизм», «публицистика», «ностальгия», «элитная и массовая культура».

П.53, стр.351-358.

61

17.04-22.04

Строительство обновленной Федерации.

Август 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993 г. Российский парламентаризм. Б. Н. Ельцина. Понимать причины и сущность политических

кризисов1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР.

П.54, стр.358-363.

62

17.04-22.04

Геополитическое положение и внешняя политика России.

Характеризовать основные направления  внешней политики страны. Называть основные социально-экономические и политические преобразования в Российском обществе в 2000-2001гг. определять положительные результаты и нерешенные проблемы Российской внешней политики.

П.55, стр.363-369.

Россия в начале ХХI в. (5 часов).

63

24.04-29.04

Политическое развитие.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, гражданского согласия, экономический подъем и социальную стабильность. Ознакомиться с основными направлениями политики В. В. Путина. Знать основные преобразования.

П.56, стр.369-375.

64

24.04-29.04

Экономика России.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, гражданского согласия, экономический подъем и социальную стабильность. Ознакомиться с основными направлениями политики В. В. Путина. Знать основные преобразования.

П.57, стр.375-379.

65

01.05-06.05

Повседневная и духовная жизнь общества.

Развитие гражданского общества – приоритетная задача. Поддержка молодежных организаций. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и СМИ. Власть и церковь.

П.58, стр.379-383.

66

01.05-06.05

Внешняя политика России.

Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Российско-американские отношения. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами ШОС. Отношения со странами Латинской Америки.

П.59, стр.383-388.

67

08.05-13.05

Россия на путях к инновационному развитию.

Президент Медведев Д.А. и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой политический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений.

П.60, стр.388-397.

68

08.05-13.05

Итоговая контрольная работа.

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний.

69

15.05-20.05

Итоговое повторение

Урок повторения и закрепления полученных знаний, самостоятельная работа.

70

15.05-20.05

Итоговое повторение.

Урок повторения и закрепления полученных знаний, самостоятельная работа.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение познавательного процесса.

-        Данилов А.А. История России, XX – начало XXIвека . 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Бранд. – 2-е изд._ М.: Просвещение, 2014.

- Данилов А.А. , Косулина Л.Г. История России, XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь 9 кл.: для общеобразоват. учреждений в 2-х частях, 2-е изд., – М : Просвещение, 2016.

 - История России. XX век. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель,         2007.

        - Герои русской истории. – М.: Белый город, 2005.

        - Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991 / Н. Верт. – М.: Прогресс-Академия, 1994.

        - Васильев Д.М. Портреты времени: 1861 – 1914. Литературно-художественное издание / Д.М. Васильев. – СПб, 2008.

        - Волков Ф.Д. Взлёт и падение Сталина. – М.: Спектр, 1992.

        - Волкогонов Д.А., Сиполс В.Я., Кошкин А.А. и др. Актуальные проблемы новейшей истории / Д.А. Волкогонов, В.Я. Сиполс, А.А. Кошкин и др.; Под         общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1991.

         - История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист», 1999.

        - Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя / Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблёва. – М.:         Просвещение, 1988.

      - Журналы из серии «100 битв, которые изменили мир». – М.: ООО «Де Агостини», 2011: № 2: Сталинград – 1942 – 1943 гг.;  № 5: Цусима – 1905 г.;         № 8: Курск – 1943 г.; № 12: Ленинград – 1941 – 1944 гг.; № 17: Москва – 1941 г.; № 23: Операция «Багратион» – 1944 г.; № 29: Операция «Барбаросса»         - 1941 г.; № 32: Брусиловский прорыв – 1916 г.; № 36 – Берлин – 1945 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...