Социально-общественные задачи неформального образования
статья по истории

Проблемы неформального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molchanova_statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова И.В.

ГБОУ СОШ № 213

СПб

Социально-общественные задачи неформального образования.

     Сегодня происходят радикальные изменения  в том, чему демократические  общества учат молодежь, и эти изменения еще толком не осмыслены. Жаждущие прибыли страны и их системы образования беззаботно избавляются от умений, необходимых для сохранения жизнеспособности демократии. Если подобная тенденция не изменится, скоро все страны мира начнут производить поколения полезных машин, а не полноценных граждан, способных самостоятельно мыслить. 1.

     Практически во всех странах мира в школах, колледжах и вузах сокращается объем изучаемых гуманитарных наук. Политики считают эту область знаний бессмысленным и ненужным излишеством в эпоху, когда государства берут курс на краткосрочную рентабельность и формируют полезные, высшей степени востребованные умения, необходимые для получения прибыли.

     Образование нужно не только для образования граждан. Оно готовит людей к работе и, что куда более важно, к наполненной смыслом жизни.

     Национальные интересы любого демократического государства требуют наличия сильной экономики и развитой деловой культуры. А этот экономический интерес тоже вынуждает нас обращаться к гуманитарным наукам и искусству: они позволяют создать атмосферу ответственного управления и культуру творческих новаций.

     В настоящее время школа должна сосредоточиться на поиске тех механизмов, которые позволяют не только передавать слушателям знания, накопленные ранее, а воспитывать в них навыки, позволяющие им самим искать знания и создавать новые. И здесь большую роль может обеспечить неформальное образование.

     Следует отметить, что в России деление умственного образования на два типа произвел В.В.Розанов. 2. Он выделил формальное и реальное (неформальное) образование. Это деление получило развитие в 70-е годы ХХ века в гуманистической психологии, которое стало одной из основ неформального образования. 3.

     Для обучения различным видам искусства, например, пение в хоре, игра в оркестре, участие в танцевальном или драматическом коллективе, нужны дисциплина и трудолюбие, а они развивают способности к сочувствию, самовыражению и коллективизму.

     Участники таких коллективов выступают эмоционально, их лица озарены радостью, которую им доставляет участие в концерте, а это как раз и есть то, что программы неформального образования стремятся привить как самим исполнителям, так и зрителям.

     Участие детей в творчестве не может не рождать талантов. Опыт неформального образования с 1987 по 2008 год подробно освещен в книгах доцента, учителя высшей категории А.А.Милюкова. Автор рассказывает о детях, учившихся изобразительному искусству, художественному труду и поэзии в реабилитационном центре «Детские Дюны», где дети рисовали, сочиняли стихи на военные темы, о блокаде, о санатории. В результате были созданы две выставки, проводились отчетные концерты, творческие встречи. 4.

  1. Нуссбаум, М. Не ради прибыли; Зачем демократии нужны гуманитарные науки. (перевод с англ.)  М., ВШЭ. 2014. С. 15-16. (192 с.)
  2. Розанов В.В.  Сумерки просвещения. М., Педагогика. 1990. С.239-246. (624 с.)
  3. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых.// ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2010.- № 4. С.158-162.
  4. Милюков А.А. Рождались бывало в Детских Дюнах» таланты. СПб. 2014, (308 с.); Милюков А.А. …Со столетием «Детские Дюны». СПб., 2008. (320 с)

     Приобщение к литературе и искусству может так или иначе способствовать развитию сочувствия через знакомства с множеством различных литературных, музыкальных, живописных и танцевальных произведений. Это первая задача неформального образования.

     Сократ утверждал, что «жизнь без … исследования не есть жизнь для человека». 5.

Поэтому второй задачей неформального образования  является создание условий для исследовательской, конструкторской деятельности в технических кружках и обществах молодежи. Для многих людей способность самостоятельно мыслить, аргументировать и конструировать является чем-то несущественным. Занятия в технических кружках и обществах по интересам развивают технологическую культуру учащихся, прививают навыки самоанализа, умения формировать идеи и цели и их реализовывать.

     Третьей задачей  неформального образования является практическое познание истории своего города и страны в целом. Участвуя  в движениях и поисковых отрядах, молодежь занимается розыском погибших защитников Отечества, сообщает семьям о  судьбе их родственников, добивается установления памятников героям Великой Отечественной войны, участвует в реконструкции военных сражений, археологических раскопках и т.п.  Все это способствует развитию у молодежи патриотизма и любви к Родине.

     Подведем итоги. Формальное образование в хронологической последовательности начальная школа – средняя школа – университет обеспечивают техническое и профессиональное образование, т.е. дают своеобразный фундамент знаний, но это лишь фундамент, опираясь на который человек строит  свое здание знаний всю жизнь.

     В условиях прогресса,  накоплению знаний и опыта в значительной мере способствует неформальное образование, которое направлено  прежде всего на личностное ориентированное обучение, в нем создается уникальное знание, конструируемое на основе опыта. Однако такое обучение делает нечто  куда более ценное: оно создает мир, в котором хочется жить, людей, которые способны видеть в окружающих полноценных членов общества, обладающих собственными мыслями и чувствами и заслуживающих уважения  и сострадания.

5. Платон. Апология Сократа // Суд над Сократом. Сб. исторических свидетельств. СПб., 1997. С.69 (365 с.)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная деятельность учащихся и техники неформального образования

Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г.  Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуал...

Творческий проект как одна из форм технологии неформального образования

Неформальное образование - образование по выбору (добровольное), для удовлетворения образовательных личностных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами госу...

Неформальное образование в области физической культуры.

   Представлен новый ресурс для профессионального развития учителей физической культуры, виртуальная стажировка, как неформальное образование в области физической культуры....

Неформальное образование в области физической культуры.

       В статье предстален новый ресурс для профессионального развития учителей физической культуры, виртуальная стажировка, как неформальное образование в области физическо...

Эффективные механизмы неформального образования педагогов

laquo;Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху». Джим Рон...

Неформальное образование в пространстве школы

В данной презентации представлена выборка мнений сотрудников ГБОУ средней школы №21 им. Э.П.Шаффе по итогам стратегической сессии, проводимой для сотрудников. В ходе дискуссии, которая планомерно возн...

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной Интернет – конференции «Современные тенденции развития навыков XXI века: проблемы, перспективы» БОУ ДПО "ИРООО"

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной  Интернет – конференции  «Совреме...