Рабочая программа по истории (6 класс)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Рабочая программа по истории  (6 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_fgos.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО __________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СШ № 10

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Приказом №_____

от «____»_________20___г.

Рабочая программа

 по  истории

для  6  класса

основного общего образования

базовый уровень.

Учитель: Жукова Елена Борисовна

Квалификационная категория: высшая.

2015/2016  учебный год


 

Пояснительная записка

Классы:  6А

Количество часов:   всего -  68 ч.,   в неделю -  2 ч.

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по истории и составлена на основе:

 программы:  Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Майков А.Н.: История средних веков.- М.: «Вентана-Граф», 2012

- программы: Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Шейко Н.Г.: История России с древнейших времен до начала XVI века. – М.: Вентана-Граф 2012 г.

Учебники: 

- Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В.: История Средних веков. 6 класс.– М.: Вентана-Граф, 2013

- Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М.: История России. 6 класс.– М.: Вентана-Граф, 2012

Курс «История» в 6 классе продолжает изучение всемирной истории, начатое курсом «История Древнего мира», и начинает системное изучение отечественной истории.

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение истории 70 часов в год, из расчета – 2 часа в неделю.  В 6 классе: «История России с древнейших времен до начала XVI века» - не менее 30 часов, «История Средних веков» - не менее 30 часов. В учебном плане школы на изучение истории в 6 классе отводится 68 часов в год,  из расчета – 2 часа в неделю.

Особенности программы:  обучение проходит последовательно: вначале изучается всеобщая историю, а затем история  России. На изучение всеобщей истории отводится 30 часов, на изучение истории России - 38 часов.

Цели и задачи программы:

  • формирование   у обучащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном периоде всемирной истории; об истории России с древнейших времен до начала XVI века;
  • освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии основных регионов Европы, мира и России с древнейших времен до конца XVI века;
  • развитие  у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этническими традициями;
  • формирование толерантного отношения к представителям других народов, рас, религий.

Планируемые результаты обучения

Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на  использование современных технологий обучения.

Личностные  результаты обучения:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные  результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты:

В результате изучения курса ученик должен:

Знать:

  • хронологические рамки  периода Средневековья;
  • основные события данного периода  в истории стран Западной Европы и России;
  • основные понятия периода Средневековья государств Западной Европы, стран Востока, России.

Уметь:

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизации;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах;

б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;
  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств  Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.


Учебно-тематический план курса

Дата

(план/

факт)

№ п/п

Название раздела, тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Д/з

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

1

Введение: Средневековье как период всеобщей истории. Хронология.

Работа с учебником и схемами.

Знать понятия: Средневековье, эпоха, исторические источники. Определять взаимосвязь между периодами.

с.3-6

Раздел 1. Средневековый мир в V – XI  веках. (13 часов)

Глава 1. Рождение средневековой Европы (2 ч.)

2

3

Древние германцы

Варварские королевства.

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника.  

 Работа со схемами.

Составление таблиц.

Раскрывать связь между природными условиями и общественным устройством древних германцев. Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств.

§1

§2

Глава 2. Западная Европа в V – XI вв. (6ч.)

4

5

6

7

8

9

Распространение христианства.

Империя Карла Великого.

Крестьяне и феодалы.

Феодальная раздробленность. Франция и Германия.

Викинги. Образование новых европейских государств.

Культура Западной Европы.

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника. Составление плана, схем. Работа с дополнительной литературой.

Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого. Оценивать историческое значение «Каролингского возрождения». Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого.

Знать, что представлял собой период феодальной раздробленности.  Выявлять причины распада империи Карла Великого. Показывать по карте процесс распада империи Карла Великого.  

Знать особенности развития северных  германских народов. Последствия набегов викингов для них самих и жителей других земель.

Знать памятники культуры данной эпохи. Осуществлять анализ иллюстративного материала учебника по теме «Культура Западной Европы».

§4

§6

§7

§8

§9

§10

Глава 3. Византия и славяне (3ч.)

10

11

12

Византийская империя.

Образование славянских государств.

Культура Византии и славянских государств.

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника. Составление таблицы.  Работа с дополни-тельной литературой.

Знать особенности православного мира; причины и этапы развития самобытности византийской цивилизации. Знать, какое влияние Византия оказала на политическое развитие славянских государств. Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Знать  и показывать на карте первые славянские государства,  называть причины их ослабления.

§11

§12

§13

Глава 4. Арабы в VI -  XI вв. (2ч.)

13

14

Аравия в V –VI вв. Зарождение и распространение ислама.

Культура исламских стран

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника. Работа со схемами.

Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. Устанавливать причины распада халифата. Показывать по карте направления завоевательных походов арабов. Воспроизводить схему «Система управления халифатом». Выявлять характерные особенности культуры исламских государств. Составлять устный рассказ об арабском городе. Сравнивать особенности исламской и христианской культур. Извлекать информацию из фрагмента литературного сочинения.

§14-15

§16

Раздел 2. Средневековый мир в XII – XV вв. (12 часов. )

Глава 5. Средневековое общество Европы (3 ч)

15

16

17

Европа в  XII — XV веков: природа и человек.

Рыцарство.

Город и горожане.

 

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника. Составление плана. Работа с дополни-тельной литературой.

Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории. Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Составлять под руководством учителя сложный план по теме «Рыцарство».

Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Составлять рассказ об облике средневекового города. Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. Показывать по карте важнейшие торговые пути, сферы влияния Венеции, Генуи и Ганзы, крупнейшие ярмарки.

§17

§18

§19

Глава 6. Развитие европейских государств в XII - XV  веках (6 ч)

18

19

20

21

22

23

Католическая  церковь в борьбе а власть.

Англия.

Франция. Столетняя война

Священная Римская империя. Итальянские государства.

Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста.

Византия и Юго-Восточная Европа в XII - XV  веках. Тестирование по теме: «Развитие европейских государств в XII – XV веках».

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника. Составление плана.

Составление сравнительной таблицы. Работа с дополнительной литературой.

Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов.

Выявлять особенности образования централизованного государства в Англии. Определять историческое значение появления английского парламента. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Уот Тайлер. Различать сословно-представительную и абсолютную монархию.

Выявлять особенности процесса образования централизованного государства во Франции. Определять историческое значение появления Генеральных штатов. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Филипп IV, Жанна д’Арк. Составлять сравнительную таблицу «Народные движения в Средние века». Рассказывать по карте о ходе Столетней войны.

Выявлять причины объединения Испании. Раскрывать особую роль католической церкви в жизни Испанского королевства. Рассказывать по карте о ходе Реконкисты и процессе объединения Испании.

Устанавливать особенности политического развития государств Центральной и Восточной Европы в XI–XV вв.

§20

§21

§22

§23

§24

§25

Глава 7.  Культура средневекового мира  в XII - XV  веках (3 ч.)

24

25

26

Наука, образование, литература.

Расцвет средневекового искусства.

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV – XV вв. 

Работа с учебником, терминами. Работа с  иллюстрациями учебника. Работа с дополнительной литературой. Составление плана.

Уметь давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки.

Основные характеристики и элементы романского и готического стиля, памятники искусства данного периода. Уметь различать романский и готический стили.

Раскрывать причины появления гуманизма в Италии в XIV–XV вв. Выявлять особенности гуманистического миросозерцания на основе анализа художественных произведений представителей гуманизма. Составлять под руководством учителя сложный план раздела параграфа.

§ 27

§28

§29

Раздел 3.  Государства и народы Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья. (3 часа.)

27

28

29

Держава Сельджуков и образование Османской империи.

Империя Чингисхана и держава Тимура.

Китай, Япония, Индия.

Работа с учебником, терминами, картой.  Работа с  иллюстрациями учебника.

Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Рассказывать с опорой на карту о территориальном росте Османской империи Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии.

§30

§31

§32

30

Повторительно-обобщающий урок.

Контрольное тестирование

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАЧАЛА XVI В.

31

Введение в историю России.

Работа с учебником и иллюстрациями.

Знать группы исторических источников.

с. 3-5

Раздел 1. Народы и государства на территории России (с древнейших времен до середины IX в.) (5ч.)

32

33

34

35

36

Древнейшее население на территории нашей страны.

Древнейшие культуры.

Славянский мир.

Восточные славяне и их соседи.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Народы и государства на территории России с древнейших времен до середины IX в.». Тестирование.

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника. Составление плана.

Составление таблицы. Работа со схемой.

Называть основные занятия людейв древности.

Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны.

Находить территории, где располагались греческие колонии.

Давать характеристику исторических источников различных археологических культур.

Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора.

Называть племена восточных славян и показывать на карте места их расселения.

Характеризовать основные занятия восточных славян в древности.

Отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной.

Выделять характерные черты верований восточных славян. Различать родовую общину и соседскую.  Делать описание исторического памятника. Использовать рисунки, схемы в своём рассказе.

Знать, что восточные славяне заложили основы государства Русь, России.

§1

§2

§3

§4

Раздел 2. Древняя Русь (середина IX – первая треть XII в.) (11 ч.)

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

Основание Древнерусского государства.

Деятельность первых русских князей. Князь Игорь, княгиня Ольга.

Походы князя Святослава.

Русь на рубеже X – XI вв.

Князь Владимир. Принятие христианства.

Расцвет древнерусского государства.

Земледельцы и землевладельцы.

Города и горожане.

Мир людей Древней Руси.

Культура Древней Руси.

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь (середина IX – первая треть XII в.).

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника.

Работа с дополни-тельной литературой.

Составление плана.

Составление таблицы. Работа со схемой.

Работа с документами.

Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты.

Знать, что восточные славяне — предки трёх братских народов: русских, украинцев, белорусов.

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке.

Знать значение походов князя Святослава. Показывать на карте направления походов.

Знать основные признаки государства.

Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром.

Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства.

Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства. Понимать, для чего необходимы законы.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Знать важнейшие положения первого свода законов — «Русской Правды» и историю её создания. Знать, на какие социальные группы делилось население Древней Руси. Делать описания вотчины, основных занятий земледельцев и ремесленников.

Знать, какую роль играли города в жизни Древней Руси и чем занимались их обитатели.

Представлять облик древнерусского города. Называть материал, на котором писали в Древней Руси. Оценивать значение создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки.

Знать памятники культуры Древней Руси, исторические памятники этого периода в родном крае.

Знать важнейшие даты и исторические личности данного периода.

§5

§6

§7

§8

§9

§10

§11

§12

§13

§14

Раздел 3. Раздробленность на Руси (вторая треть XII – XIII вв.) (10 ч.)

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

Появление самостоятельных княжеств.

Владимиро-Суздальское княжество.

Господин Великий Новгород.

Культура. Мир людей Руси XII – начала XIII вв.

Культурное наследие времен раздробленности.

Русь «между двух огней». XIII в.

Нашествие Батыя на Русь.

Победы над Шведами и ливонским орденом.

Зависимость русских земель от Золотой Орды.

Контрольная работа по теме: «Раздробленность на Руси (вторая треть  XII – XIII вв.)

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника.

Работа с дополни-тельной литературой.

Составление плана.

Составление таблицы. Работа со схемой.

Работа с документами

Объяснять причины и последствия  распада Руси на отдельные княжества.

Находить на карте княжества, на которые распалась Русь.

Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов.

Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо. Знать особенности развития Новгородской земли. Знать  устройство политической системы управления  и роль веча в Великом Новгороде. Использовать схему при объяснении устройства системы управления в Новгороде.

Знать памятники материальной культуры изучаемой эпохи.

Знать названия наиболее известных литературных памятников эпохи раздробленности.

Знать, какие народы представляли опасность для Руси  в XIII в.

Знать причины монгольского нашествия и установления ига на Руси. Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества.

Показывать по карте направления ударов иноземных захватчиков в XIII в.

Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242 г.

Понимать, что нашествие немецких рыцарей являлось крестовым походом на Русь.

Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке.

Знать причины ускоренного развития Золотой Орды в конце XII-XIV в.

Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига.

Знать важнейшие даты и исторические личности данного периода. Группировать даты и имена исторических деятелей по предложенным признакам.

§15

§16

§17

§18

§19

§20

§21

§22

§23

Раздел 4. На пути к единому государству (XIV – начало XVI в.) (10 ч).

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

Первые шаги на пути объединения русских земель.

Московское княжество при Дмитрии Донском.

Русь в первой половине XV в.

Объединение русских земель (вторая половина XV — начало XVI в.)

Московская Русь — единое государство.

Люди Московской Руси.

Взгляд средневекового человека на мир.

 Быт наших предков в XIV — начале XVI в.

 Культурное наследие  Московской Руси.

Повторительно-обобщающий урок по теме «На пути к единому государству».

Работа с учебником, терминами, картой. Работа с  иллюстра-циями учебника.

Работа с дополни-тельной литературой.

Составление плана.

Составление таблицы. Работа со схемой.

Работа с документами

Знать причины объединения русских земель.

Соперничество Тверского и Московского княжеств за первенство на Руси. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали.

Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче. Объяснять, используя схему сражения, в чём проявился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича.

Характеризовать отношения между Литовским и Московским княжествами.

Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в.

Называть основные черты единого (централизованного) государства. Оценивать историческое значение освобождения Руси от ига Золотой Орды.

Характеризовать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления.. Оценивать значение принятия Иваном III титула «Государь всея Руси».

Знать группы населения в Московском государстве, их права и обязанности. Объяснять значение важнейших понятий темы.

Сравнивать вотчину и поместье.

Знать что представляло собой жилище и быт крестьян и дворянский быт. Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче.

Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Иване III.

Знать важнейшие даты и исторические личности данного периода.

Знать важнейшие даты и исторические личности данного периода.

Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России.

Знать, какие условия способствовали объединению. Определять основные черты единого (централизованного) государства.

Находить на карте места важнейших сражений.

Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке, как шло объединение.

§24

§25

§26

§27

§28

§29

§30

§31

§32

68

Итоговое повторение по курсу

Контрольное тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...