Разработка урока
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Разработка урока по истории Кабардино-Балкарской Республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с. п. Карасу.

Разработка урока по истории КБР

тема:

«Духовная культура. Семейный быт»

Учитель истории и истории КБР

Кучменова Л.М.


Тема: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. СЕМЕЙНЫЙ БЫТ.

Цели и задачи урока:

  • Систематизировать знания учащихся о том, как они понимают, что такое малая и большая семья.
  • Какие формы заключения брака были у балкарцев и кабардинцев.
  • Описание свадьбы на современном этапе.
  • Нравственное и трудовое воспитание у кабардинцев и балкарцев.

Ожидаемые результаты:

– знание материальной культуры кабардинцев и балкарцев;

– знание духовной культуры балкарцев и кабардинцев.

Новые термины: этикет, «тау адет», «адыгэ хабзэ», левират, сорорат.

Оборудование: учебники, рисунки, картины, национальная форма одежды.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.

Вопрос: Какие танцы были у кабардинцев и у балкарцев?

Ответ: У кабардинцев и балкарцев танцы были сольными, массовыми, мужскими и женскими.

Вопрос: Какие танцы вам известны?

Ответ: «Кафа», «Исламей», «Сандыракъ», «Абезех», «Тюзтепсеу», «Тёгерек тепсеу».

Вопрос: Как решались особо важные вопросы?

Ответ: Для решения наиболее важных вопросов созывалось народное собрание.

Вопрос: Какие формы некровного родства вам известны?

Ответ: К искусственным, некровным формам родства относились куначество, аталычество, побратимство, усыновление и покровительство.

  1. Изучение  нового материала.

План.

  1. Духовная культура.
  2. Большая и малая семья.
  3. Свадебные обряды.
  4. Воспитание детей.
  5. Этикет адыгов и балкарцев.

    На доске: тема урока, домашнее задание, новые понятия и термины:

Левират –

по обычаю разрешалось жениться на вдове умершего брата

Сорорат –

по обычаю также разрешалось заключать брак с сестрой умершей жены

Этикет –

свод неписаных законов и обычаев, известных как «Адыгэ хабзэ» – у кабардинцев, «Тау адет» – у балкарцев

Духовная культура. Духовная культура народа представляет собой совокупность различных предметов, изделий и сооружений, созданных трудом человека и служащих ему в повседневном быту. Ее неотъемлемыми элементами являются поселения и жилища, одежда и украшения, пища и утварь, оружия труда и оружие, архитектурные памятники и многое другое. Все они, вместе взятые, отражают уровень экономики и культуры, способ хозяйствования и торговые связи народов, так как каждая вещь представляет собой совокупность многих свойств и может быть полезна различными своими сторонами.

О духовной культуре кабардинцев и балкарцев писали такие знаменитые ученые как Иосафат Барбаро, Джорджио Интериано, Адам Олеария, Э. Кемпфер, Мартин Броневский, Ян Потоцкий, Ян Стрейс, Жан Батист и др.

2. Большая и малая семья. Кабардинцы и балкарцы жили большими семьями, которые состояли из нескольких поколений. Численность такой семьи состояла из 20-40 чел. Все члены семьи  проживали в одном дворе, пищу готовили в одном котле. Во главе семьи стоял отец, он был хозяином всей собственности и распорядителем хозяйственной деятельности  семьи.

После отмены крепостного права стало расти число малых семей. Средняя численность малой семьи состояла 5-8 чел. Она состояла из двух поколений- родителей и их детей.

Отделившиеся от родителей сыновья никогда не порывали  с ними связи. В большинстве случаев родители оставались с одним  из сыновей, чаще всего с младшим сыном.

3. Свадебные обряды. У кабардинцев и балкарцев брак издавна был экзогамным, т.е. запрещались браки в пределах одной родственной группы.

Кабардинцы и балкарцы соблюдали порядок старшинства в браке. По обычаю младший брат не имел право жениться раньше старшего. Осуждалось также выход замуж младшей сестры раньше старшей. Девушки вступали в брак с 16-18, а юноши c 18-20 лет.

Существовало несколько форм заключения брака: в большинстве случаев в брак вступали по соглашению между молодыми и их родителями; по соглашению между родителями невесты и жениха на определенных условиях; одной из форм заключения брака было похищение невесты.

Многоженство и развод были очень редким явлением и допускались в исключительных случаях. По обычаю, брат мог жениться на вдове умершего брата (левират). Обычай допускал также брак с сестрой умершей жены (сорорат).

Свадьба продолжалась более двух недель и собирала сотни людей. Это было важным торжеством не только семьи и рода, но и всех односельчан.

Важными моментами свадебного обряда были отправка свадебной процессии за невестой, перевоз невесты в дом жениха, возвращение жениха в отцовский дом, знакомство родителей молодоженов и их родственников. Все эти акты сопровождались музыкой, песнями, танцами, весельем, скачками, разными играми.

4.Воспитание детей. Особе внимание, большое внимание уделялось воспитанию детей. Важное место занимало физическое, трудовое, нравственное, этическое воспитание и военная подготовка. Самое главное было – воспитать здоровое и сильное поколение. Ведь здоровые и сильные дети рождаются от здоровых родителей. Ценили ум, знания, мудрость. Важными средствами физического воспитания детей были труд, различные народные игры по борьбе, бегу, скачки, джигитовка, Стрельба в цель.

Важное место отводилось и нравственному воспитанию. Кабардинцы и балкарцы ставили нравственность, честь и совесть выше  любого богатства и положения.

5.Этикет адыгов и балкарцев. Этикет-это свод неписанных законов и обычаев, как «Адыгэ хабзэ» и «Тау адет». Важнейшими требованиями этикета были: скромность, снисходительность, терпимость; вежливое и чуткое отношение к родителям и старшим; рыцарское, уважительное отношение к женщине. Скромность была нормой поведения горцев. Разговор о собственных достоинствах они считали позорным.

Уважительное отношение к старшим является одним из древних обычаев кабардинцев и балкарцев. По обычаю, возраст ставился выше звания и положения. Молодые не занимали почетного места в комнате среди присутствующих.

У кабардинцев и балкарцев женщины пользовались большим  уважением. В семьях девочек баловали, нежили. На них не повышали голоса, приучали к аккуратности, заботливости. По обычаю женщины и девушки не выполняли тяжелую работу. Кабардинцы и балкарцы, по обычаю, не имели права кричать, ругаться друг с другом, сквернословить в присутствии женщины.

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы к классу: Какие семьи нам известны? Какие свадебные традиции и обряды существовали у кабардинцев и балкарцев? Сколько дней длилась Свадьба? Как воспитывали детей? Что такое Этикет?

V. Подведение итогов.

Домашнее задание: § 39 Ответить на вопросы №2,4 на стр. 219.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...