Методические материалы для проведения предметной недели по истории
методическая разработка по истории на тему

Зырзов Вадим Валерьевич

Сценарии конкурсов,игр и викторин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аукцион знаний. 8 класс

Цели:

1.Познакомить учащихся со словами-историзмами, встречающимися в публицистической, художественной и исторической литературе, происхождением, значением, сферой употребления этих слов.

2.Развивать познавательно-мыслительную деятельность, умение сопоставлять, анализировать и обобщать факты и явления.

3.Формировать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы со справочно-энциклопедической и специальной литературой по истории и географии.

Оборудование: поднос с различными предметами быта, о которых предстоит узнать участникам аукциона; карточки-информаторы со значением некоторых слов, называющих предметы, выставленные на аукцион.

Ход аукциона:

1-й ведущий. Добрый день! Все чаще мы слышим об аукционах в нашей стране. В них, конечно, больше участвуют взрослые. Но ребятам ведь тоже интересно знать суть и значение этого иностранного слова. Так что же такое аукцион?  

Аукцион – это продажа имущества с публичного торга.

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка. - М: Сов. энциклопедия, 1978. -С. 30).

Вот мы и попытаемся провести сегодня аукцион.

2-й ведущий. Что только не предлагается широкой аудитории на аукционах: живопись и антиквариат, лошади и пушнина. А мы решили разыграть предметы, которые появились в глубокой древности (перечисление предметов аукциона).

1-й  ведущий. Ваше участие и активность на аукционе будут лучшим доказательством того, что вы отлично знаете историю с древних времен до настоящего дня.

2-й ведущий. Разумеется, мы попытаемся выявить наиболее эрудированных участников аукциона, и именно они станут обладателями наград. Но прежде чем прозвучит первый вопрос, напоминаем правила нашего аукциона.

1-й ведущий. На аукционе побеждает и приобретает предмет последний отвечающий.

2-й ведущий. За ходом аукциона внимательно и объективно обязуется  наблюдать уважаемое жюри (представляет членов жюри).

1-й ведущий. Ну, а главным лицом аукциона является конечно же, аукционист. Он обладает почти верховной властью: может назначить музыкальную паузу, задать вопрос и даже удалить из зала недисциплинированных.

2-й  ведущий. Позвольте представить нашего  аукциониста. (представление).

Аукционист выходит, трижды стучит молотком.

Аукционист. Я приветствую вас, дорогие друзья. Не будем терять времени на долгие разговоры. Приступим сразу к делу.

1. Итак, разыгрывается бумага! Слушайте вопрос.

Здесь и далее перед каждым вопросом звучит гонг.

- Когда и где появилась бумага?

- Каким был первоначальный  способ ее изготовления?

( в 1 тысячелетии до.н.э. в Китае)

2. Разыгрывается глобус! Итак, хочу произнести вопрос,

Мнений быть не может разброс:

-  Когда и кто создал 1-й глобус?

(Бехайм. немецкий ученый.)

3. Разыгрывается пачка чая.

Вопрос задам я вам сейчас.

Труда, пожалуй, не представляет он для вас:

- Когда и где появился чай?

( в Китае, в 1 тысячелетии до.н.э.)

4. Разыгрывается компас.

-  Когда и кем был изобретен компас?

5. Разыгрываются шахматы.

Слушайте внимательно

Вопрос занимательный:

- В какой стране появились шахматы?

- Что воплотилось в этой знаменитой игре?

6. Разыгрывается стеклянный графин.

Вот он, стоит на столе один.

Вопрос кому-то покажется сложным,  

Но, поверьте, ответить правильно можно!

- Где впервые появились стекло?

- Каким был первоначальный способ его изготовления?  

Аукционист. А теперь объявляю перерыв и предлагаю нашим гостям проверить на сколько они эрудированны в море исторических знаний. Хочу предложить вашему вниманию занимательные вопросы, слушайте их внимательно:  

- Кто написал эти  стихи? О каких событиях в них говориться?

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно»

(А.С. Пушкин. «Строительство Петербурга», 1703 год).

«Близок, близок час победы…

Ура, мы ломим, гнуться шведы».

(А.С. Пушкин. «Полтавская битва», 1709 год).

- Назовите имя русского князя, знаменитого полководца и битву 1380 года. Войска золотоордынского хана Мамая в ней потерпели полное поражение. А князь за эту битву был прозван…?  

(Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 года).

- При каком царе начали строить корабли? С какого времени мы можем говорить о рождении русского флота?

(январь 1696 год, указ Петра 1 о строительстве флота во время Азовских походов).

- Слог первый морское названье востока,

  Второй же – в земле вырывают глубоко,

  А целое можно узнать без труда:

  Его окружает сплошная вода.

( остров).

Ведуший. Продолжаем наш аукцион.

7. Разыгрывается книга - мудрости источник.  

Кто на вопрос теперь ответить хочет? Вопрос:

- Когда и в какой стране возникла письменность?

( в Древнем Египте, в 3 тысячелетии до.н.э.).

8. Разыгрывается кусок парусной ткани!

Но вопрос, уважаемые, непростой.  

Подумать надо головой! Вопрос:

- В связи с какими событиями и где появилось парусное судно – каравелла?

9. Разыгрываются фломастеры. Вопрос:

- Когда были изобретены артиллерийские орудия? Как они делались?

10. Разыгрываются часы. Вопрос:

- Когда и где появились первые часы и как они выглядели?  

Итак, в ходе нашей интеллектуальной охоты были распроданы все наши лоты!

Завершает наш аукцион музыкальный аттракцион.



Предварительный просмотр:

Сценарий игры «Знатоки истории» 9 -11 класс

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Цицерон говорил: «История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».

Знать историю необходимо, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, и предвидеть возможные изменения в будущем, чтобы уметь разби-раться в текущих событиях, не становясь заложником предвзятых суждений и скороспелых выводов.

Вы должны показать, насколько хорошо изучили эту интересную науку. Оценивать ваши знания будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри). А теперь познакомимся с участниками конкурса: команды: «Александр» и «Александрина».

В нашем конкурсе многое будет зависеть от быстроты вашей реакции. Команда, первой поднявшая табличку с соответствующим знаком, получает право ответа. В случае неправильного ответа у ее соперницы появляется шанс заработать балл.

Конкурс № 1 «Всякая всячина».

Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на   25 вопросов в отведенные на конкурс две минуты.

Вопросы команде «Александр»:

1.Воспитатель Александра 1. (Ф.Лагарп.)

2.Бабушка Николая I. (Екатерина П.)

3.Чьи    это    слова:    «Дней    Александровых    прекрасное    начало»?        (А.С. Пушкина.)

4.Кружок единомышленников Александра  1  в начальный период его царствования. (Негласный комитет.)

5.Архитектор, создатель здания Главного Адмиралтейства в Петербурге. (Л.Д.Захаров.)

6.Год открытия лицея в Царском Селе. (1811 г.)

7.Организатор   военных  поселений,   доверенное   лицо   Александра   1. (А.А.Аракчеев.)

8.Высший судебный орган страны. (Сенат.)

9.Автор «Записки о древней и новой России». (Н.М.Карамзин.)

10.Место ссылки М.Сперанского. (Нижний Новгород.)

11.Кто сказал: «О, как шагает этот юный Бонапарт»? (А. В.Суворов.)

12.Командующий 2-й русской армией в Отечественной войне 1812 года.          (П. И.Багратион.)

13.Первое тайное общество декабристов. (Союз спасения.)

14.Лидер Северного общества. (Н.М.Муравьев.)

15.Глава    третьего    отделения    его    императорского    величества канцелярии. (А.Х.Бенкендорф.)

16.Автор «Философических писем». (П.Я. Чаадаев)

17.Автор «теории официальной народности». (С.С.Уваров.)

18.Вес, высота «Александрийского столпа». (Вес свыше 600 т, высота около 48м.)

19.Какие станции связала первая в России железная дорога? (Петербург -Царское Село)

20.Основатель школы русских химиков. (Н.Н.Зинин.)

21.Создатели первого паровоза в России. (Братья Ю. и М. Черепановы.)

22.Автор теории общинного социализма. (А.И.Герцен.)

23.Год открытия Антарктиды. (1820г.)

24.Министр финансов при Николае I. (Е.Ф.Канкрин.) 

25.Место смерти Александра 1. (Таганрог.)

Вопросы команде «Александрина».

1.Прозвище Екатерины П. (Фике.)

2.Сколько отделений было при императорской канцелярии Николая 1? (6.)

3.Место проведения торговли. (Ярмарки.)

4.Обрядовая пища русских. (Каша.)

5.Трактир в Санкт-Петербурге, где любил бывать А.С.Пушкин. (Трактир Талона.)

6.Город, где был открыт Демидовский лицей. (Ярославль.)

7.«Светило русской бюрократии». (М.М.Сперанский.)

8.Поэт, гусар, партизан. (Д.Давыдов.)

9.Губернатор Москвы в 1812 г. (Ф.В.Ростопчин.)

10.Архитектор, творец храма Христа Спасителя. (К. Тон.)

11.Автор картины «Всадница». (К. Брюллов.)

12.Автор оперы "Жизнь за царя». (М. Глинка.)

13.Командующий 1-й русской армией в Отечественной войне 1812 г.           (М.Б. Барклай-де Толли.)

14.Самый крупный город в начале XIX века. (Петербург.)

15.Самое многочисленное сословие в России. (Крестьянство.)

16.Поэт, автор одного из проектов Конституции в эпоху Александра I.                ( П.Вяземский.)

17.О ком сказал П.Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»?                  (об Александре I.)

18.Программный документ Южного общества. (Русская правда)

19.Самая знаменитая ярмарка. (Нижегородская.)

20.Солдаты на Сенатской площади были готовы принести присягу Константину и его жене. Как ее звали? (Конституция.)

21.Самая знаменитая ювелирная фирма в России. (Фаберже.)

22.Национальность  П.И.Багратиона. (Грузин.)

23.Создатель «неевклидовой» геометрии. (Н.И. Лобачевский.)    

24.Художник, создавший картину «На пашне». (А.Г.Венецианов.)

25.Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.?

(6 месяцев.)

Конкурс № 2 «История... «как много в этом звуке...»

Завершите приводимые высказывания.

-   М.И.Калинин:  «Родная  сторона  становится  еще  более  близкой  и родной, когда...» (Знаешь ее историю)

-  В.Г. Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и...» (предвидеть будущее)

-   Ф.А.Абрамов: «Народ  умирает,   когда  становится   населением,   а населением он становится тогда, когда...» (забывает свою историю)

-  М.Горький: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот... (изучать необходимо)

-  В.М.Васнецов: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит...» (свою историю)

Конкурс № 3 «Историческая личность».

Угадайте, о ком идет речь.

1. «Он начал царствовать с намерением покончить с чиновничьим казнокрадством, подтянуть дисциплину в гвардейских полках, пресечь всякое вольнодумство. Но выдвиженцы его были не менее алчны и разворовывали казну так же, как любимцы Екатерины. Крайне вспыльчивый и несдержанный, легко впадающий в необузданную ярость, он оттолкнул от себя даже ближайшее окружение. За императором стали замечать странные поступки, удивляясь неожиданным скачкам его мысли. Никто из его окружения не был уверен в завтрашнем дне и личной безопасности».   (Павел I.)

2. «Императрица толста, смугловата и лицо у неё скорее мужское, нежели женское, щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит нанесенные ей оскорбления. Во время ее правления в Россию нагрянуло множество немецких дворян из Курляндии и в стране установилось полное засилье иностранцев». (Анна Иоанновна.)

3. «Приятной наружности, пышущий здоровьем; добродушный, веселого нрава, даже склонный к озорству, царь вместе с тем был благочестив, ревностно соблюл  все религиозные запреты и предписания, ценил красоту в ее старомосковском понимании, без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском. На первых порах царю не слишком хотелось заниматься государственными делами, но постепенно суровая действительность, в частности Соляной бунт, заставила царя обратиться к злободневным делам государства». (Алексеи Михайлович.)

4. «Будучи принцем, он получил никуда не годное воспитание, унижаемый и стесняемый во всем, он усвоил себе дурные вкусы и привычки, стал раздражителен, вздорен, упрям и фальшив... В Голштинии его так плохо учили, что в Россию он приехал неучем. На серьезные вещи он смотрел детским взглядом, а к детским затеям относился с серьезностью взрослого человека, он походил на ребенка, воображающего себя взрослым. Уже, будучи женат, он не мог расстаться со своими куклами, за которыми его не раз заставали придворные посетители».   (Петр III.) 

Конкурс № 4 «История в стихах».

Узнайте по стихотворному отрывку историческое событие.

1. В субботу 5 апреля,

Сырой, рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй.

На шапках - перья птиц веселых,

На шляпах - конские хвосты.

Над ними на древках тяжелых

Качались темные кресты.

Под нами лед, над нами небо.

За ними наши города.

Ни леса, ни земли, ни хлеба,

Не взять нам больше никогда.

(Ледовое побоище.)

2.Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

(Куликовская битва.)

3. Куда ты ведешь нас,

Невидно ни зги,

И вязнем и тонем

В сугробинах снега.

Нам, знать, не добраться

С тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно.

Нарочно с пути,

Но тем Михаила тебе не спасти.

(Польско-шведская интервенция.)

4. С вождем покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала,

С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала.

Страшась вступить с героем в бой,

Кучум к шатрам, как тать презренный,

Подкрался тайною тропой,

Татар толпами окруженный.

(Освоение Ермаком Сибири.)

Конкурс № 5 «Горячая десятка».

Укажите дату исторического события:

- создание Русской Правды (первая половина XI в.)

- Полтавская битва (1709 г.)

- основание Московского университета (1755г.)

- открытие Академии паук (1725 г.)

- избрание царем Михаила Романова (1613 г.)

- Бородинское сражение (1812 г.)

- окончательное свержение ордынского ига (1480 г.)

-  крешение Руси (988 г.)

-  восстание декабристов (1825 г.)

-  начало Первой мировой войны (1914 г.)

Конкурс № 6 «Неотосланные депеши».

Они не нашли своих адресатов, затерялись во времени. Кто и в связи с какими событиями мог послать эти донесения?

1. «Москва пылает. Людей не видно. Голодно. Холодно». (Наполеон из  Москвы, 1812 г.)

2. «Противник разбит наголову, генералы его пленены, сам Карл ранен». (Петр I, 1709 г., после победы под Полтавой.)

3. «Войска   выведены   на   площадь.    Где   Трубецкой?»   (Восстание декабристов, 1825 г.)

4.«Привести   войска   в   полную   боевую   готовность,   обнародовать манифест (Александр II, 1861 г., отмена крепостного права.)

5.«Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса". (Батый, 1240 г, перед осадой Киева.)

Конкурс № 7 «На кого написана эпиграмма».

1. С ног до головы - детина,

С головы до ног - скотина.

Немного царствовал,

Но много начудесил,

125 в Сибирь сослал

И пятерых повесил.

(Николай I.)

2. Воспитанный под барабаном.

Наш царь лихим был атаманом:

Под Аустерлицем он бежал,

В 12-м году - дрожал.

(Александр 1.)

3. Всей России притеснитель.

Губернаторов мучитель.

А царю он друг и брат.

Полон злобы, полон мести.

Без ума, без чувств, без чести.

Кто ж он? «Преданный без лести»

Просто грошевый солдат.

(А.А.Аракчеев.)

Конкурс № 8 «По странам и континентам».

Дайте правильный ответ.

1.В какой стране стали впервые пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (В Китае, бумагу и фарфор изобрели также в Китае.)

2.Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую, ок. 200 г. до.н.э.)

3.Каково расстояние между Царьградом и Константинопополем?     (Это разные названия одного города.)

4.По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной.)

5.В какой стране воевали цветы? (В Англии, воина Алой и Белой розы.) 

6.Какой русский город имел злой характер? (Козельск.)

7.Как звали Чингисхана? (Темучин.)

8.Правитель, какого огромного по территории государства жил и «сарае»? (Столица государства хана Батыя находилась на Волге и называлась Сарай Бату.)

Конкурс № 9 «Необычные имена».

Назовите исторических деятелей, которые носили эти прозвища:

-  «денежный мешок» (Иван Калита)

-  «железный канцлер» (О. фон Бисмарк)

-  «отец истории» (Геродот)

-  «король – солнце» (Людовик 14).

-  «Друг народа» (Марат)

-  «странный слепец» (Ян Жижка)

-  «железный Феликс» (Ф. Э.Дзержинский)

Конкурс № 10 «Прощай, XX век».

Итак, наш конкурс посвящен ушедшему столетию. Назовите :

- войну века (Великая Отечественная война)

- преступника века (А.Гитлер)

- катастрофу века (авария на Чернобыльской АЭС)

-  полководца века (Г.К.Жуков)

- ученого века ( Л.Эйнштеин )

- событие века (освоение космоса)

- человека века (Ю.А.Гагарин)

- миротворца века (мать Тереза)

- певца века (Ф.И.Шаляпин)

- мультипликатора века (У.Дисней)

- загадку века (неопознанные летающие объекты.)

- юбилей века (2000-летие христианства)

Подведение итогов конкурса и награждение команд.



Предварительный просмотр:

Сценарий игры «Путешествие в страну историю» 5 класс

Цель: Развить интерес к предмету «история», познакомить ребят с неизвестными фактами.  

Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к изучению мировой и отечественной истории.

2.Развить умение сотрудничать в командной игре, распределять обязанности, строить деловые взаимоотношения, решать совместные задачи.

3.Развивать память, мышление, речь учащихся.

4.Расширить кругозор учащихся новыми сведениями об исторических событиях, личностях.

5.создать атмосферу здорового духа, интеллектуального соперничества, состязательности.

Оборудование: карты, эмблемы, иллюстрации по конкурсам, карточки с заданиями.

Эпиграфы:  

«История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». (Цицерон).

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». (Р. Декарт).  

«Силу уму придают упражнения, а не покой». (А. Поп).  

Литература:

1.Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.,1984.

2.Водин О.В. Художественно – историческая хрестоматия. – М.,1977.

3.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

4.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебное пособие. 4 класс. – М.,2005.

5.Саплина Е.В. Введение в историю. Учебное пособие. – М.,2002.  

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Вводное слово учителя: Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.

Сегодня вы должны показать знания по истории, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.

Оценивать ваши знания будет жюри. (Представление жюри).

КОНКУРСЫ.

 1.Приветствие.

Команды должны представить себя, то есть объявить свое название, эмблему, девиз, который они должны защитить.

2. «Города».

- Название какого цветка надо соединить с титулом тюркского князя и мягким знаком, чтобы получить торговый город России – центр рыбного промысла, известного еще громадными размерами и самыми сахарными арбузами?» (АСТРАХАНЬ). 

-  С птицы начинается, Зверьком кончается, как город называется? (ВОРОНЕЖ).

- у какого русского города был «злой характер» ? (КОЗЕЛЬСК).

- О каком городе А.С. Пушкин написал следующие строки: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». (САНКТ – ПЕТЕРБУРГ). 

- Назовите город, где родился знаменитый писатель, создавший удивительную историю про Данилу – мастера и Хозяйку Медной горы. (УРАЛ).  

- Город, который славится своими пуховыми платками. (ОРЕНБУРГ).

3. «Моё Имя».

Командам предлагается список греческих и римских имён. Ребята должны выбрать греческие и объяснить их значение.  

Валериан

Екатерина (греч.) – всегда чистая.

Елена (греч.) – светлая.

Алексей (греч.) – защитник.

Владимир

Пётр (греч.) – камень.

Михаил

Павел

Николай (греч.) – побеждающий народ.

Андрей (греч.) – мужественный.

4. «Историческое лото».  

В течение двух минут командам необходимо выложить карту государства (из разрезных карточек) и ответить на два вопроса:  

1.Какое государство изображено на карте? (ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО).

2.В каком году образовано данное государство?  (882 ГОД). 

5.Конкурс капитанов. «Было или не было?» (Выбор правильного ответа).

Капитаны слушают вопросы и каждый из них должен ответить на вопрос: было ли то или иное историческое событие, используя карточки для ответа. (красная, зеленая).  

- Первую кругосветную экспедицию возглавил Фернан Магеллан. (ДА). 

- 1699 год относится к 18 веку. (НЕТ).

- Пароход был изобретен раньше, чем Христофор Колумб открыл Америку. (НЕТ).

- В 18 веке сообщения часто передавались по телефону. (НЕТ).

- Метро появилось в 19 веке. (НЕТ). 

-Антарктиду открыли русские путешественники. (ДА). 

- Одним из любимых зрелищ в Средневековье были рыцарские турниры. (ДА).

- В 17 веке из Парижа до Вены можно было добраться по железной дороге. (НЕТ).

- В 15 веке появился печатный станок. (ДА). 

- Слово «Рыцарь» появилось в средние века. (ДА). 

6. «История в стихах».

Узнайте по стихотворному отрывку историческое событие.  

1.Какое событие описано?

Ну ж был денёк. Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

(М.Ю. Лермонтов).                                                         (Бородинское сражение).  

2.Какой момент Отечественной войны запечатлен?

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклонной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

(А.С. Пушкин).                                                                          (Пожар Москвы).

3.Назовите имя человека, о котором идет речь.

На страшном поле Бородинском,

В бою кровавом, исполинском,

Ты показал, что может росс.

На Бога веру возлагая,

Врагов все силы презирая,

Он всюду, завсегда колосс.

С своими чувствами сражаясь,

Решился ты Москву отдать;

Но, духом паче укрепляясь,

Един лишь ты возмог сказать:

«Столицы царств не составляют».

(К.Ф. Рылеев).                                                                               (М.И. Кутузов).

4.О каких событиях Великой Отечественной войны напоминают эти стихотворные строки.

В атаку, стальными рядами,

Мы поступью твердой идем.

Родная столица за нами,

Врагами преградим путь огнем.

За нами родные заводы.

И красные звезды Кремля.

(А. Сурков).                                                                             (Оборона Москвы).

5.Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей        

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикыл собой.

(С. Орлов).                                                                              ( Бои за Сталинград).

6.Как молоды мы все на этом снимке.

И веселы: Берлин у наших ног…

Вот только фон какой – то необычный  -

Сирень.

А взяли только что рейхстаг…

(А. Смольников).                                                                        (Штурм Берлина).  

7. Аукцион. «Что дал Древний Восток миру?».

Учитель проводит аукцион, показывая карточку с названием предмета, участники должны ответить на  вопрос : какое государство Древнего Востока первым это открыло.

Выигрывает та команда, которая больше всех получит карточек за правильный ответ.  

- БУМАГА (Китай). 

- КОМПАС (Китай).

- СТЕКЛО (Финикия). 

- ШЁЛК (Китай). 

- ХЛОПОК (Индия). 

- ЧАЙ (Китай). 

- ШАХМАТЫ (Индия). 

- ПИСЬМО (Египет). 

8. «Историческая Викторина».  

- Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

- Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь). 

- В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена).

- Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

- Как называются цифры, которыми мы пользуемся сейчас? (Арабские). 

- Кто был изобретателем печатного станка? (Иоганн Гуттенберг).

Жюри подводит итоги путешествия, объявляет команду победителя, производит награждение.

 



Предварительный просмотр:

Цель: повторить, закрепить, углубить знания учащихся по истории средних веков.

Эпиграфы: «Силу уму придают упражнения, а не покой».

А. Поп.

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».

Р. Декарт.

Оборудование: картины «В средневековом городе», «В мастерской ремесленника», «Средневековая ярмарка», карточки с заданиями.

Класс делится на 3 команды. Каждая команда назначает лидера, который будет по жребию выбирать задания для команды, и консультантов, оказывающих помощь своим командам. Избирается жюри из 3 учащихся-старшеклассников. Члены жюри должны заранее знать, какие конкурсы они будут судить, глубже и качественнее подготовиться, интересно их провести и обогатить знания ребят. В ходе соревнований оценки за конкурсы должны быть перед глазами участников. С этой целью заранее расчерчивается классная доска или специальный большой плакат, где указаны конкурсы и максимальное количество баллов за каждый конкурс. После каждого конкурса жюри показывает командам оценки и объявляет общее количество баллов.

Ход Турнира:

Учитель: Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.

В средние века в странах Западной Европы система рыцарского воспитания обеспечивала необходимую физическую закалку будущих рыцарей и способствовала распространению в среде рыцарской молодежи норм рыцарской морали. В обязанность рыцарей входили верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота, знание духовной грамоты и христианского вероучения, соблюдение кодекса рыцарской чести.

Вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.

Конкурсы

1. Приветствие.

Команды должны представить себя, то есть объявить свое название, девиз, который они должны защитить.

2. «Крылатые выражения».

Задание: предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить «крылатое выражение» и объяснить его.

1 карточка

Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: «Что с возу упало, то пропало».

Ответ: Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли.

2 карточка

Турнир подходил к концу. Ржание лошадей, стоны, треск копий наполняли ристалище. Воины уже немало поменяли копий. С тех пор и пошло выражение «Копья ломать».

Ответ: В средние века конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьем в железные латы. Копья часто ломались. Выражение означает яростную борьбу, ожесточенную схватку.

3 карточка

Рыцарь громко заявил: «Я не могу вызвать этого человека на бой, он едет с «открытым забралом».

Ответ: Забрало - передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Оно опускалась перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями. Выражение означает «открытые действия, без подвоха, честное поведение».

Оценка - 5 баллов за полный и аргументированный ответ по каждой карточке.

3. Игра «Историческое путешествие».

В начале игры команды вытягивают листы с различными ситуациями и должны в письменной форме объяснить их, выражая свое личное отношение.

Представить воображаемое историческое путешествие команды должны в устной форме, излагая эмоционально: что запомнилось, что поразило?

Оценка 6 баллов.

Задания:

1)  Представьте, что вы студент средневекового университета в XV в. Расскажите о вашей жизни и учебе.

В ответе должны найти отражение история создания университета и место его расположения. В выборе города ученики самостоятельны. В XV в. в Европе существовало 60 университетов. Ученики знают из них четыре.

2) Представьте, что вы — старожил города Орлеана. В 1439 г. вы рассказываете о событиях десятилетней давности. О чем вы можете поведать?

В 1429 г. Орлеан в период Столетней войны был освобожден от осады. Важно отметить роль Жанны д'Арк в освобождении города, ее встречу с орлеанцами, а также казнь героини. Особенно ценна здесь эмоциональная окраска событий.

3)  Представьте, что вы попали в мастерскую средневекового ремесленника в XIII в. и провели там целый день. Опишите мастерскую и работу в ней. Что произвело на вас самое сильное впечатление?

Выбрав любое ремесло, ученики должны описать орудия труда, процесс изготовления продукта, отношение к труду средневекового ремесленника.  

4. «Знаешь ли ты исторических деятелей».

Приводиться высказывание какого-то исторического деятеля и требуется определить, кому оно принадлежит.

«Так и ты поступил с моей чашей». (Хлодвиг.)

«Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать». (Людовик XI.)

«Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать». (Иннокентий III, папа римский.)

«Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» (Английский проповедник XIV в. Джон Болл.)

«Если изменю слову своему, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду?». (Отрывок из речи Яна Гуса на Констанцском соборе.)

«Дворяне - главный нерв государства». (Французский кардинал Ришелье.)

«Сабля и религия - неразлучны». (Турецкий султан Мехмед II, войска которого захватили Константинополь.)

«Государство - это я». (Французский король конца XVII в. Людовик XIV.)

«На этом я стою и не могу иначе». (Мартин Лютер.)

«Прав у подданных нет, есть лишь одни обязанности». (Людовик XIV.)

5. «Историческое сочинение».

В самом начале турнира по 1-му человеку от каждой команды тянут темы сочинений и пишут их в течение 25 минут. Учащиеся должны показать знание эпохи, ее характерных черт, высказать личное отношение к описываем событиям. Сочинение должно быть написано грамотно, логично, эмоционально.

Высший балл за этот конкурс - 6.

Темы сочинений:

1)  «С Айвенго на рыцарский турнир» (подготовка к состязанию, сам ход турнира, обстановка на нем, вооружение рыцарей).

2)  «Один день в средневековом городе» (описать внешний вид города, его жизнь с момента открытия ворот и до их закрытия, отразить быт горожан).

3)  «Экскурсия в средневековый храм» (описать внешнее и внутреннее убранство романского и готического храмов, отметить архитектурные детали, характерные черты стиля).

6. «Исторические задачи».

Каждая команда вытягивает лист с исторической задачей. На ее решение дается 3 минуты. Каждая команда решает задачу сообща. Нужно как можно правильней ответить, приближаясь к образцовому ответу.  

Максимальный балл - 5.

Задача 1. «Обувь»

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV-XV веках, родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам - в две ступни (60 см), рыцарям - полторы ступни (45 см), горожанам - в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни - 15 см.

Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристегивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: Предположите, для чего еще в данном случае использовали зеркало.

Правильный ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

Задача 2. «Как доказать?»

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы - грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документ о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.

Правильный ответ: Лист разрезали посередине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали - только тогда документ признавался подлинным.

Задача 3. «Кто не умеет притворяться...»

Французский король Людовик XI был непревзойденным дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук» создал разветвленную сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скаредный, скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеревался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.

Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают, не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал его к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?».

Вопрос: Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше.

Правильный ответ: «Государь, - ответил заподозривший неладное астролог, - звезды не имеют от меня тайн. Они поведали, что я умру за три дня до смерти Вашего величества». После этих слов астролог был окружен особой заботой, для него были созданы королевские условия жизни.

7. «Можешь ли ты быть оратором?»

Участники (от каждой команды по 1 человеку) вытягивают задания с различными ситуациями.

Общая оценка - 6 баллов. Необходимо произнести речь по всем правилам ораторского искусства, передать дух эпохи, эмоциональный настрой.

1. Представьте, что вы - мушкетер короля, который охраняет дворец и очень горд этим. Как вы это покажете?

2.  Представьте, что от имени восставших горожан вы предъявляете требования сеньору.

3. Представьте, что вы - цеховой старшина, который обнаружил у ремесленника товар плохого качества. Как вы поступите? Что при этом скажете?

8. «Было или не было»? (Выбор правильного ответа.)

 По 2 участника от каждой команды получают по одной карточке с приведенными ниже вопросами, против которых каждый из них должен вписать ответы. Время для ответов ограничивается.

Затем играющие отдают карточки на проверку жюри. Выигрывает та команда, участники которой дали наибольшее количество верных ответов за ограниченное время.

Карточка № 1

1. Был ли 1453 год

... годом окончания Столетней войны?

... годом начала войны Алой и Белой розы?

... годом падения Византии?

2. Был ли Томас Мюнцер

... последователем таборитов?

... вождем крестьянского восстания?

... автором «12 статей»?

3. Была ли Чехия

... участником Столетней войны?

... частью Священной Римской империи?

... страной, в которую вторглись крестоносцы?

4. Арабский халифат

... существовал ли в VI веке н. э.? ... имел ли столицей город Дамаск? ...граничил ли с Индией?

5. Леонардо да Винчи

... был ли создателем картины «Джоконда»?

... жил ли во Франции?

... был ли современником Яна Гуса?

Карточка № 2

1. Балканский полуостров

... входил ли в состав Арабского халифата? ... был ли частью Османской империи? ... подвергался ли нашествию монголов?

2. Людовик XI

... объединил ли под своей властью всю страну?

... вел ли войну с Англией?

... был ли современником испанского короля Филиппа II?

3. Верденский договор

... был ли заключен при жизни Карла Великого?

... положил ли начало существованию трех государств:

Франции, Германии и Италии?

... был ли заключен в 962 г. ?

4. Гуситские войны

 ... происходили ли в период Столетней войны?  

 ... велись ли под руководством Яна Гуса?    

 ... закончились ли в 1453 году?

5.  1429 год

 ... был ли годом освобождения Орлеана от осады английскими захватчиками?

 ... был ли годом окончания войны с Англией?

 ... был ли годом смерти Жанны д'Арк?

Жюри подводит итоги турнира, анализирует работу команд, объявляет команду победителя, производит награждение.

Учитель: Сегодня, ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в знаниях, находчивости, смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию.



Предварительный просмотр:

«Чудеса света» 5 класс

Цель: раскрыть уникальность «Семи чудес света», их историю и значение для античной эпохи.

Оборудование: Репродукции «Семи чудес света».

Эпиграфы записаны на доске:

«История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». Цицерон.

 «Все на свете боится времени, а время боится пирамид».

Арабская пословица.

Учитель: Интерес к выдающимся достижениям всегда был свойствен человеку и коренится в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и он сохраняет свою актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий? У какого автомобиля или самолета самая большая скорость?

Погоня за рекордами нередко принимает странные формы.

Однако было бы неверно рассматривать «Семь чудес света» лишь как рекордные достижения. Разумеется, пирамида Хеопса и сейчас самое грандиозное сооружение, созданное когда-либо руками человека, и храм Зевса в Олимпии в свое время был самым величественным культовым сооружением на земле Греции. Но статуя Зевса в этом храме вовсе не была невиданной величины, а стала знаменитой благодаря своим художественным достоинствам.

Каждое из «Семи чудес света» было выдающимся техническим достижением своего времени. Они вызывали восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству. Следовательно, в них замечательным образом соединились искусство и техника. Это, и только это уберегло их от забвения.

Сегодня мы попробуем совершить путешествие в далекую от нас древнюю эпоху и раскрыть все тайны этих удивительных творений, созданных руками человека.

Класс делится на 7 туристических групп. Каждая группа представляет одно чудо света. Материал может быть собран в виде альбома путешественника, газеты, стенда, писем туриста или просто новеллы. Весь этот материал оформляет вся группа, представляет исторический материал-сообщение.

Каждый стол обозначен табличкой с названием «чуда света».

Ход мероприятия:

I этап путешествия

Задание. Подробно рассказать о  выбранном чуде света, используя наглядность.

Представляется жюри из 3 учащихся-старшеклассников.

1. Египетские пирамиды (1-я группа учащихся).

Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад (XXVIII век до нашей эры) основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы.

Оно было поручено зодчему Имхотену, который создал первую ступенчатую пирамиду - мать пирамид. Ее высота - 60 метров, длина - 120 м, ширина - 109 м. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известняковых блоков.

Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса в начале XXVII века до н. э. Ее высота - 146,6 м, длина каждой из сторон - 233 м. Сложена она из тщательно отесанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2300000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру нужно пройти 1 км. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тыс. рабов, крестьян и ремесленников.

Египтяне, говоря о пирамиде Джосера, подчеркивали, что в ней несколько мастаб, а мастаба в переводе с арабского означает «спальня».

Жюри, глядя на художественное оформление группы, рассматривает ответ с позиций глубины знаний учащихся и аргументированности.

2. «Висячие сады» Семирамиды (2-я группа).

Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага - Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 метра, наименьшая -34 метра.

В 331 году до н. э. войска А. Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени висячих садов, он скончался в 339 г. до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок.

Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

3. Зевс Олимпийский (3-я группа).

В северо-западной части Эллады был расположен г. Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 см, величие и красота которой настолько поражали воображение современников, что она была признана новым чудом света.

Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий.

Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие обломки, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества.

Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и мудрой человечности.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, а также специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обозначенные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней.

Трон был сделан по одним источникам из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Подлокотники трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором.

В конце IV - начале V в. н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения искусства. В V в. н. э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

4. Фаросский маяк (4-я группа).

Зимой 332 г. до н. э. войска А. Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов, центром науки, культуры и торговли.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в Александрийскую гавань. При Птолемее I (III век до н. э.) на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 метров) от Александрии, был построен маяк - величественное сооружение, признанное одним из «Семи чудес света».

Высота маяка была 135 м, его свет был виден на расстоянии до 60 км (по другим свидетельствам - до 100 км). Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 метров (площадь 600 кв. м.) Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья часть) маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады: 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой  бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костер.

Горючий материал доставляли по винтообразной лестнице, построенной внутри маяка.

История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые обнаружили надпись: «Сострат, сын Денстифона, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора; он закрыл ее слоем штукатурки.

В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в Александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он был разрушен почти до основания.

5. Храм Артемиды Эфесской.

Храм был построен в 450 г. до н. э. в г. Эфесе в честь Артемиды, быстроногой богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен на болотистой почве.

В 356 г. до н. э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (IV век до н. э.).

На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Строительство поручили архитектору Хейрогера-ту, прославившемуся созданием плана города Александрии в Египте.

Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 м, ширина - 50 метрам.

Многие прославленные мастера того времени приняли участие в создании нового храма Артемиды. Скульптор Скопас создал изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, во внутренних помещениях стояли статуи Праксителя. Среди произведений живописи выделялся портрет Александра Македонского, которого художник Апеллес изобразил в облике Зевса с молнией в руке.

В 263 г. н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Со временем болото поглотило его остатки.

6. Мавзолей в Галинарнасе.

В 32 г. до н. э. в городе Галинарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже.

По другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его.

Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров.

Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба высотой 20 метров и площадью 5 тыс. кв. м. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой.

Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие квадригой - четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.

Одно из чудес света - мавзолей в Галикарнасе - простоял почти 2 тысячи лет. Он был окончательно разрушен в 1522 г.

7. Колосс Родосский.

В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Де-метрия Поллорнета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статью бога Гелиоса, покровителя Родоса.

Сооружение монумента поручили известному скульптору Ха-ресу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца. На искусственном холме Харес установил три каменных столба, на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, затем икры и т. д.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.

Поскольку каких-либо достоверных сведений о Колоссе Родосском нет, существуют различные попытки реконструкции этой огромной статуи бога Солнца. По современным предположениям, статуя Гелиоса была установлена где-то в городе, а не стояла с широко расставленными ногами над входом в гавань, как это изображено на гравюре неизвестного художника.

По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землетрясением.

От сильных толчков надломились колени статуи, и она рухнула.

II этап путешествия

Жюри задает каждой группе путешественников вопросы:

Вопрос к 1-й группе:

- Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера «большая скамья».

Правильный ответ: По установившейся традиции для погребения фараонов и знати сооружалась мастаба - усыпальница, напоминавшая по форме скамью, а слово «мастаба» в переводе с арабского и означает «скамья». Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы фараона Джосера, заключалось в том, что он возвел ее по форме шести скамей, поставленных друг на друга, причем каждая последующая была меньше предыдущей.

Вопрос ко 2-й группе:

 - Предположите, что было сделано для того, чтобы вода не просачивалась на нижние ярусы во время полива (о «висячих садах»). Как подавалась вода на верхний ярус?

Ответ: Чтобы предотвратить просачивание воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх чего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечноцветущий зеленый холм.

В полости колонн помещались трубы - по ним вода из Евфрата день и ночь насосами подавалась на верхний ярус садов, откуда она стекала ручейками и небольшими водопадами, орошая растения нижних ярусов.

Вопрос к 3-й группе: 

- Предположите, для чего нужен был бассейн перед пьедесталом статуи Зевса.

Ответ: По словам древнегреческого писателя Павсания (II в. н. э.), бассейн служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую.

Вопрос к 4-й группе: 

- В чем заключалась находчивость архитектора, построившего маяк на острове Фарос? Предположите, каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка.

Ответ: Надпись архитектора сохранилась благодаря тому, что он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

Каким образом достигались удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла, по другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.

Вопрос к 5-й группе: 

-Предположите, чем объяснялась необычность выбора места строительства храма - на болоте.

Ответ: Храм Артемиды Эфесской был возведен на болотистой почве. Необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва должна была послужить амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.

Вопрос к 6-й группе: 

- Предположите, для чего предназначался второй этаж мавзолея.

Ответ: На втором этаже хранились жертвоприношения.

Вопрос к 7-й группе: Сооружение Колосса Родосского - довольно дорогостоящее дело.  

- Предположите, откуда могли взять деньги родосцы - жители острова.

Известно, что сборка монумента шла снизу вверх. Предположите, как устанавливались самые верхние части.  

Ответ: Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадных орудий, брошенных неприятелем при отступлении. Среди них была и принесшая немалую выручку гемополида - чудо военной техники: огромная осадная башня, оснащенная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостками.

Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, икры и т. д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм срыли.

Жюри подводит итоги II этапа путешествия по 5-балльной системе, ответ групп должен как можно больше приближаться к образцу ответа.

Заключительное слово учителя: Сегодня мы попытались с вами совершить заочное увлекательное путешествие в античность, познакомиться с «Семью чудесами света». Вы, ребята, подобрали очень интересный материал, позволивший вам соприкоснуться с удивительными творениями архитектуры и искусства. Возникает ощущение того, что вы оказываетесь в том далеком древнем мире, а путешествие становится реальностью. Собранные вами сведения о чудесах света смогут стать интереснейшим путеводителем в древнюю историю для других классов. Может быть, такой же путеводитель в своё время написал финикийский писатель Антипатр из Сидона (II в. до н. э.), который посетил все эти места древности, путешествуя торговыми путями, и описал их. Позже арабские ученые обнаружили античные рукописи и начали их изучать. Лишь в конце XV века, в эпоху Возрождения, в Европе вновь пробуждается интерес к античности.

Основываясь на старинных источниках, австрийский архитектор Фишер фон Эрлах (1656-1723) в своих «Набросках по истории архитектуры» описал «Семь чудес света», вернув их тем самым I сокровищницу знаний европейцев. Но прошло еще два столетия прежде чем ученые занялись раскопками памятников древнего мира и представили изумленному взору человека нового времени достижения наших предков. Так заново были открыты «Семь чудес света».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению предметной недели истории в педагогическом колледже.

Наибольшую значимость в организации внеклассной работы по истории имеют предметные недели, которые позволяют организовывать и проводить внеклассные мероприятия не спонтанно, а с определённой направлен...

Материалы для проведения ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ по русскому языку и литературе

Планирование ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ по русскому языку и литературе; Русский язык в кроссвордах (задания и ответы); интеллектуальная игра по литературе для учащихся 5 -6 классов "Вместе к Пушкину"....

Материалы для проведения предметной недели по математике(викторина, стихи). Автор Галимова Н. В.

Материалы для проведения предметной недели по математике(викторина, стихи). Автор Галимова Н. В....

Материалы для проведения предметной недели биологии

Предлагаемые материалы  могут быть использовани при проведении  предметной недели в школе.Кроссворды, ребусы, интересные вопросы и задания помогут учащимся вспомнить пройденный материа...

Материалы для проведения предметной недели по математике

Сценарии, разработки уроков, презентации...

Материалы для проведения предметной недели по математике

Сценарии, разработки уроков, презентации...

Материалы для проведения предметной недели по математике

Материал для оформления стендов, для проведения тематических игр и уроков...