Конспект урока- проекта по истории "Северная война" 10 класс
проект по истории (10 класс) на тему

Конспект урока-проекта по теме "Северная война", 10 класс и рекламная презентация к фильму о проекте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Урок-проект:  Северная война.

     Цели: 

-создание продукта проекта - рекламной презентации к экранизации рассказа С.П.Алексеева «Без Нарвы не видать моря»;

- решение проблемного вопроса: 

объяснение слов ПетраI: «Но когда сие несчастие получили, тогда неволя ленность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила».
(Петр I. «Гистория Свейской войны»).

      Задачи: 1.Образовательные:

- выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

-   приобретение обучающимися опыта публичного выступления;

          2. Воспитательные:

- способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию обучающихся, путём организации самостоятельной деятельности по оценке  политики Петра I;

-   распространение творческого опыта обучающихся;

         3. Развивающие:

-   развитие проектно - исследовательской деятельности обучающихся;

-   развитие наглядно-образного, исторического мышления;

-  развитие умения мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем создания продукта проекта.

        Обеспечение проекта:

- рассказ С.П.Алексеева «Без Нарвы не видать моря»;

- энциклопедии, справочники, карты, интернетресурс;

- презентации.

Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.

Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные, коммуникативные компетентности учащихся.

  Этапы проекта.

Этап

Содержание

1.

Информационный

Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.

Плановый

Определение конкретной цели  проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками

4.

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.

Этап представления и защиты проекта.

Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.

Аналитический.

Рефлексия.

1.  В рамках IV Санкт-Петербургского Международного культурного форума, который проходил в декабре 2015 года, состоялось пленарное заседание и церемония закрытия Года литературы. (кадр 1) Президент России Владимир Путин выступил на мероприятии и объявил 2016 год — Годом кино, отметив, что он будет таким же интересным и ярким, творческим, станет ещё одним шагом к утверждению в нашем обществе высоких моральных принципов и эстетических вкусов. Году российского кино мы и посвящаем наш  проект - снимаем кино!  Какие Вы знаете жанры кино? (боевик, комедия, драма, фантастика, мелодрама). Не трудно догадаться, что наш проект будет в жанре исторического фильма.

2. Становление Российского государства происходило в битвах Северной войны.  Предлагаю проиллюстрировать события Северной войны рассказом  С.П.Алексеева «Без Нарвы не видать моря!» и взять его за основу фильма (кадр 3)
    Конечно, исторический фильм мы не успеем создать за урок, поэтому продуктом нашего проекта будет рекламная презентация о нём.

Итак, цели нашего проекта 

-  создать  продукт:

 рекламную презентацию  к фильму - экранизации рассказа С.П.Алексеева «Без Нарвы не видать моря».

-   решить проблемный вопрос:

объяснить слова ПетраI: «Но когда сие несчастие получили, тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила».
(Петр I. «Гистория Свейской войны») .(
кадр 2)

       Создадим 3 проектных группы, определим их задания:

1-я группа: сценаристы - режиссёры;

Задания:

а) определить о каком историческом событии (его части) идёт речь в рассказе;

б) составить историческую справку о событии, описанном в рассказе;

в)  подготовить кадры для рекламной презентации.

2-я группа: актёры;

Задания:

а) определить о каких исторических персонажах идёт речь в рассказе;

б) подготовить историческую справку о них;

в) подготовить  кадры к рекламной презентации;

3-я группа: реквизиторы;

Задания:

а) подготовить историческую справку о костюме, оружии Петровской эпохи;

б) создать кадры для презентации.

       Предлагаю выбрать руководителя проекта и групп, которые будут координировать работу и представлять созданные продукты.

                                          Ход урока - проекта.


Этапы урока

Этапы итогов работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Оргмомент

 Актуальность темы

Подготавливают рабочее место группы, знакомятся со справочными материалами

Проверяет готовность учащихся к уроку

2.Целеполагание и мотивация

Цель

Участники групп называют цель проекта своей группы

Делает вывод, акцентируя внимание на главном

3.Закрепление материала

Создание кадров презентации

Каждая группа представляет свою часть рекламного продукта.

Корректирует, дополняет, помогает делать выводы

4. Освоение и осмысление учебного материала

Обмен информацией

Участники групп подбирают исторические справки, кадры презентации на компьютерах.

 Корректирует, дополняет, помогает делать выводы

5.Закрепление учебного материала

Оформление результатов работы

 Создание рекламной презентации на основе кадров, подобранных группами проекта    

Помощь в подготовке презентации о проекте

6.Проверка и оценка результатов

Экспертиза проекта

Ответственный группы оценивает деятельность каждого участника(согласно критериев)

Помогает анализировать деятельность и оценку учащихся

          Решение проблемного вопроса: Пётр I извлёк урок из поражения в битве за Нарву, провёл реформы и одержал победы в Северной войне.

          Кадр7. Что мне дал проект?

- Я узнал, что такое проект, научился работать в группе;

-Я понял, что не только победа, но и поражение имеет историческое значение, если из него сделать правильные выводы;

-Очень интересно было узнать о костюмах, оружии той эпохи….

Д/З: анализ карты основных событий Северной войны, составление хронологической таблицы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекламная презентация к экранизации рассказа С.П. Алексеева «Без Нарвы не видать моря».

Слайд 2

Северная война 1700-1721гг.

Слайд 3

г.Нарва начала XVII века.

Слайд 4

В н.1700 г. Войну Швеции объявили Дания и Саксо-ния,но 18-летний шведс-кий король Карл XII неожи-данно появился у Копенга-гена и заставил Данию ка-питулировать. Летом,шведы высадились у Риги и разбили саксонцев осаждавших город. В сентябре 1700 г. Петр I во главе 35-тысячной армии двинулся к Нарве, принад лежащей шведам и осадил город. Начало войны. Нарва Основу русской армии в 1700 году составляли стрелецкие полки обладавшие низкой боевой подготовкой и поэтому осада затянулась . Раздосадованный царь оставил армию и уехал в Новгород собирать дополнительные войска . А в это время Карл XII поспешил на помощь осажденному гарнизону. Он совершил стремительный переход к Нарве и, воспользовавшись пургой, атаковал русских.

Слайд 5

Русские понесли значительные потери убитыми, ранеными, утонувшими, пленными. Карл предложил русским покинуть позиции, сохранив оружие, но сдав артиллерию. Петр бежал. Поражение под Нарвой

Слайд 6

Начало войны. В 1704 г. Петр вновь двинулся к городу, осадил его и несколько дней спустя начал штурм. Первым на крепостную стену ворвался фаворит Петра Меншиков. Вскоре Нарва пала.

Слайд 7

Поль Деларош. Портрет Петра I . Пётр Первый Великий (1672-1725). Первый русский император. Сын царя Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной. При нём открыты выходы России в южные моря, в Балтийское море. Развивались торговля, промышленность, наука, искусство. Проведена реформа армии. Одержаны многие славные победы над врагами России (над турками, шведами). Петром основан г.Санкт-Петербург.

Слайд 8

Ф.С. Рокотов. Портрет А.Д.Меншикова. (1673-1729) – Государственный и военный деятель, граф (1702), светлейший князь (1707), президент Военной коллегии, генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. Сопровождал Петра I в Азовских походах 1695-1696 гг., в Великом посольстве 1697-1698 гг. Руководил строительством Санкт-Петербурга, Кронштадта , корабельных верфей на р. Нева и Свирь. Во время Северной войны (1700-1721) командовал крупными силами пехоты и конницы . Одержал ряд побед над шведами. В 1709-1713 гг. командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне . С 1714 г. управлял отвоеванными у шведов землями, вошедшими в состав Русского государства (Прибалтика, Ижорская земля). Первый губернатор Санкт- Петербурга

Слайд 9

«Потешные войска» «Воинские забавы» были увлечением Петра. Сначала маленький «потешный полк», стал реальной военной силой, состоящей из двух батальонов. Позже они были преобразованы в полки - Преображенский и Семеновский. В 1686 году была даже выстроена «потешная» крепость Прешбург .

Слайд 10

Реорганизация армии Поражение под Нарвой показало неотложную необходимость ускорения реформы армии . Основой новой армии стали Семеновский и Преображенский полки. Уже с 1699 г. армия стала регулярной . Вместо стрелецкого войска были введены полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжения, единой формой одежды, системой подготовки и обучения.

Слайд 11

Боевые отличия Нагрудные офицерские знаки с надписью «1700 г., ноября 19» (за Нарву ). За стойкость в битве при Нарве (1700), где стойкость Преображенского и Семеновского полков спасла русскую армию от полного разгрома, преображенцы и семёновцы получили красные чулки, в знак того, что гвардейцы выстояли на флангах «по колено в крови». Несколько лет именно этот элемент обмундирования отличал лейб-гвардию от армейских полков.

Слайд 13

Форма русских солдат и офицеров после военной реформы Петра I .

Слайд 14

Мундиры преображенцев

Слайд 15

ОФИЦЕР ЛЕЙБ-ГВАРДИИ СЕМЕНОВСКОГО ПОЛКА. 1700-1720 В связи с парадом у Летнего дворца в Петербурге (июнь 1721 года) камер-юнкер Ф. Берхгольц в своем дневнике отметил: "Оба полка (Преображенский и Семеновский) имеют зеленые мундиры с красными отворотами , но воротники у Преображенского красные, а у Семеновского голубые, равно как, для большего отличия, у первого зеленые, а у последнего синие епанчи. У унтер-офицеров отвороты и воротники (которые также разных цветов, смотря по полку) обшиты узким золотым галуном . Все офицеры, от полковника до прапорщика, имеют одинаковый мундир зеленого цвета, обложенный кругом золотым галуном; только шарфы и значки отличают их друг от друга

Слайд 16

оружие Эпизод Северной войны (драгун отбивает шведское знамя)

Слайд 17

Оружие петровской армии. 1 — драгунский палаш, 2 — солдатская шпага, 3 — офицерская шпага, 4 — офицерский протазан, 5 — кавалерийский пистолет 6 — кремневое ружье со штыком

Слайд 18

Обоеручный боец В те времена шведская система рукопашного боя считалась самой передовой в мире. Пехотинец, согласно Уставу, вел бой, держа ружье в левой руке, а шпагу — в правой, то есть сразу готовился как обоеручный боец. Соответственно, офицер , чьим штатным огнестрельным оружием был пистолет, должен был уметь сражаться, перехватив разряженный пистолет за ствол и держа его в левой руке

Слайд 19

Кафтан эпохи Петра I .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)

Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Конспект урока-проекта по русскому языку «Интересная фразеология» 6 класс

Тип проекта: информационно-исследовательскийКатегория учащихся: учащиеся 6-го классаПредметная область: русский язык Основополагающие вопросы:1)Что такое фразеология?2) Каковы источники фра...

Конспект урока-проекта в 9 классе "Мы выпускаем газету на французском языке"

Конспект урока-проекта в 9 классе "Мы выпускаем газету на французском языке"...

План-конспект урока-проекта в 5 классе по учебнику «Английский язык» для 5 класса (авторы: И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева) «Parts of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland»

Урок в форме проекта показывает приемы парной и групповой работы по обобщению изученного материала по теме ...

План – конспект урока английского языка в 8 классе. Как стать хорошим путешественником? Проект

Цели: социокультурный аспект — развитие умения представлять собственную культуру; развивающий аспект — развитие способности к логическому изложению содержания высказывания, способности к реш...