Программы внеурочной деятельности
рабочая программа по истории (5, 6, 7 класс)

Бадалов Мехмедалы Фазиль оглы

         Программа внеурочной деятельности «Путешествие в первобытное общество» данная программа является базой для последующего изучения всей истории развития культуры, и к какой бы области человеческой деятельности мы не обратились бы, будь то, искусство, религия, производство или                                 социальные институты – истоки ее лежат в первобытном мире.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_badalov.docx33.28 КБ
PDF icon programma_vneurochki.pdf480.65 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил:
Бадалов Мехмедалы Фазиль оглы

Учитель истории

МБОУ «СШ №18» г. Нижневартовска

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в первобытное общество» данная программа является базой для последующего изучения всей истории развития культуры, и к какой бы области человеческой деятельности мы не обратились бы, будь то, искусство, религия, производство или социальные институты – истоки ее лежат в первобытном мире.

Изучение первобытной культуры даёт прекрасный, а главное, доступный пониманию материал для создания цельной картины мира, показывает примеры взаимодействия человека с природой и обществом, рассказывает о зарождении всех видов человеческой деятельности, через знакомство с художественной и научно-познавательной литературой (адаптированной для данного возраста), через эмоциональные проживания материала в игровой и творческой деятельности, мы стремились оживить в представлениях детей картину того далекого мира, дать им ощущение связи поколений и культур от первобытных времен до наших дней. Сравнивая образ жизни наших предков с реалиями сегодняшнего дня можно попытаться понять, в чем человечество ушло далеко вперед, в чем осталось прежним, а в чем  проиграло.

Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.

 Целью данного курса является формирование личности, способной ценить исторический вклад народов, в том числе и народов России, в мировую культуру.

Задачи курса:

  1. Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
  2. Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом;
  3. Сформировать  у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;

Планируемые результаты и представления:

  • Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира;
  • Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время;
  • Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей;
  • Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания;
  • Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

Сформировать у учащихся личностные результаты:

  • Осмысление опыта предков;
  • Гражданская идентичность

Сформировать у учащихся предметные результаты:

  • умение сравнивать исторические явления;
  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям
  • умение оперировать историческими датами и терминами;
  • умение читать историческую карту.

Сформировать у учащихся метапредметные результаты:

  • умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;
  • умения высказывать собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;
  • умение анализировать и использовать различные источники;
  • способность решать творческие задания:
  • активно применять полученные знания;

Для повышения эффективности занятий предполагается сочетание различных типов заданий:

  • Работа с документом;
  • Работа с картой и графическим материалом;
  • Решение кроссвордов;
  • Устные сообщения учеников;
  • Использование тестовых заданий для контроля за деятельностью учащихся.
  • творческие задания

Творческие задания являются неотъемлемой частью почти каждого занятия. Они дают возможность предложить учащимся разные виды деятельности в рамках одного занятия, развивают у них творческое мышление и воображение, а также умения и навыки практической деятельности, мотивируют познавательную активность наглядными результатами собственного труда ребенка, а также дают ребенку ощущение причастности к далекому, но интересному ему миру его первобытных предков.

 

Тематическое планирование курса по истории «Путешествие в первобытное общество»

                                    1 час в неделю 35 часов в год

Тема занятия

Кол-во   часов

Основное содержание

Дата

проведения

1

Планета Земля

1

Просмотр видеоролика

энциклопедии «Планета Земля»

2-3

Первые люди на Земле

2

Просмотр видеоролика «развитие человеческого общества в доисторический период с делением на древнекаменный, средний каменный и новый каменный век».

Обсуждение поиск исторических источников в библиотеке

(справочник Эрудит страница 30)

обзор найденных материалов

обсуждение, чтение отрывка повести «Приключение доисторического мальчика».

4-5

Практическое занятие

приложение №1

2

Изготовление макета стоянки человека

превращение в жилище

6

«В пещере первобытного человека»

   1

Просмотр видеоролика «Жизнь людей древнекаменного века: условия жизни, жилище, добывание средств существования, общественное устройство». Обсуждение

рассматривание иллюстраций

составление рассказа и обсуждение

7-8

«Охотники каменного века»

2

Отношение древнего человека к окружающему миру. Охота и собирательство. Магические обряды подготовки к охоте. Чтение отрывков из книги С.Покровского «Охотники на мамонтов» (глава «Следы лесных великанов»).

9

«Пещерная живопись»

1

Просмотр видеоролика «Изображение животных эпохи палеолита» творческое задание «Изображение животных – объектов охоты при помощи угля, сангины и мела  на листах тонированной бумаги».

10-11

«Колдовская пляска»

2

Подражательная магия: танец и пантомима в обрядах подготовки к охоте. Чтение отрывков из книги С.Покровского «Охотники на мамонтов» (глава «Колдовская пляска»).

Зарождение музыки. Первые музыкальные инструменты. Прослушивание музыкальных фрагментов реконструкции звучания древнейших музыкальных инструментов. Творческая деятельность

Танцевальные пантомимы по мотивам первобытных охотничьих танцев.

12-13

«Тотемизм»

2

Отношение первобытного человека к окружающему его миру. Животные как объект поклонения.  Животные – «предки». Тотемизм. Обряд примирения с душой убитого животного.

Чтение отрывка из книги А. М. Линевского «Листы каменной книги» Знаки принадлежности к роду. Часть вместо целого.

технология приготовления соленого теста.

14-15

Практическое занятие

2

Изготовление «зубов» и «клыков» животных для магического ожерелья из  соленого теста.

16

Рисунок по рассказам

1

Просмотр видеоролика обсуждение

составление рассказов по  репродукциям.

17

Приручение животных

1

Просмотр видеоролика чтение отрывков.

Обсуждение.

18-19

«Дом и очаг»

2

Древнейшие жилища: пещеры, землянки, шалаши, ветровые заслоны, переносные палатки.

Почитание огня. Мифы о похищении огня. Способы добывания огня

Очаг. Внутреннее убранство жилищ. Картины домашней жизни. Понятия «свой» и «чужой». Обычаи защиты своей территории и обычаи гостеприимства.

Проект:  выбор  макета первобытного жилища первобытного, взяв за основу одно из рассмотренных ими изображений.

Наряду с рисунками в книгах преподаватель должен показать 2-3 готовых макета. Дети, рассмотрев изображения, сообщают преподавателю о своём выборе, и о том какие материалы и в каком количестве  понадобятся им для работы.

20-25

Проектные занятия

5

Создать макет первобытного жилища первобытного, взяв за основу одно из рассмотренных ими изображений.

Занятие 20 начинается с рассматривания учащимися своих макетов, сделанных на предыдущем занятиях.  Преподаватель спрашивает, чего не хватает в макетах, чем бы хотелось их дополнить. Дети предлагают различные предметы, которые могли бы находиться внутри жилища или поблизости от него (домашняя утварь, оружие, сети, кости животных), а также обычно выражают желание «слепить человечков», чтобы оживить свой макет. Преподаватель соглашается, но предлагает уточнить, кто и чем может заниматься возле жилища. Дети представляют себе различные бытовые сцены из жизни первобытных людей. Очень часто кто-нибудь из мальчиков высказывает желание изобразить сцену нападения врагов.  Это может послужить началом разговора о взаимоотношениях между общинами первобытных людей, об обычаях защиты своей территории и ведении переговоров с соседними племенами.  Рассказ преподавателя можно проиллюстрировать отрывками из книг (интересно рассмотреть разницу в правилах поведения внутри племени (со «своими») и по отношению к  представителями другого племени («чужим»). Можно задать детям вопросы: «Изменилось ли представление людей о границах «своей» территории?» Что они считают «своей территорией»: дом, микрорайон, город, страну, планету Земля, ближний космос?

26-27

Первобытные моды

2

«Первобытные моды». Забота человека о своём теле. Сложная роль украшений, одежды и грима в первобытном мире. Маскирующая и боевая раскраска тела. Украшения из раковин, перьев, камней. Украшения из когтей и зубов животных.

28-29

 Практическое занятие

2

Создание украшения, несущего информацию о своем хозяине и придающего ему магическую защиту и силу

30-31

Как было написано первое письмо

2

Просмотр видеоролика.

Способы передачи информации у первобытных народов. Речь, жест, знаки, сигналы. Пиктография.

Творческая деятельность.

«Читаем» примеры пиктографических писем, «пишем» пиктографические письма.

32-33

Итоговое занятие

2

Игра «Путешествие на машине времени»

34-35

Творческий отчет кружковцев

2

Презентация образовательного продукта

Содержание занятий

  1. Занятие «Планета Земля»
  • Вводная беседа
  • просмотр видеоролика
  • энциклопедии «Планета Земля» (рассматривание иллюстраций, обсуждение)

2-3. Занятие «Первые люди на Земле»

Просмотр видеоролика «развитие человеческого общества в доисторический период с делением на древнекаменный, средний каменный и новый каменный век»

Картина  развития человеческого общества в доисторический период с делением на древнекаменный, средний каменный и новый каменный век.

4-5. Занятие

Практическое занятие изготовление макета стоянки человека   превращение в жилище.

6. Занятие «В пещере первобытного человека»

  • просмотр видеоролика «Жизнь людей древнекаменного века: условия жизни, жилище, добывание средств существования, общественное устройство»
  • обсуждение
  • рассматривание иллюстраций, комментарий, сопоставление  пещеры и современного жилья
  • составление рассказа и обсуждение

7-8. Занятие «Охотники каменного века»

  • Отношение древнего человека к окружающему миру.
  • Охота и собирательство.
  • Магические обряды подготовки к охоте.
  • Чтение отрывков из книги С.Покровского «Охотники на мамонтов» (глава «Следы лесных великанов»).

9. Занятие «Пещерная живопись»

  • просмотр видеоролика «Изображение животных эпохи палеолита»
  • творческое задание «Изображение животных – объектов охоты при помощи угля, сангины и мела  на листах тонированной бумаги»
  • обсуждение

10-11. Занятие «Колдовская пляска»

  • Подражательная магия: танец и пантомима в обрядах подготовки к охоте. Чтение отрывков из книги С.Покровского «Охотники на мамонтов» (глава «Колдовская пляска»).
  • Зарождение музыки. Первые музыкальные инструменты. Прослушивание музыкальных фрагментов реконструкции звучания древнейших музыкальных инструментов. Творческая деятельность

Танцевальные пантомимы по мотивам первобытных охотничьих танцев.

12-13. Занятие «Тотемизм»

Отношение первобытного человека к окружающему его миру. Животные как объект поклонения.  Животные – «предки». Тотемизм. Обряд примирения с душой убитого животного. Чтение отрывка из книги А. М. Линевского «Листы каменной книги» Знаки принадлежности к роду. Часть вместо целого, технология приготовления соленого теста.

14-15. Занятие «Практическое занятие»

Изготовление «зубов» и «клыков» животных для магического ожерелья из  соленого теста.

16. Занятие «Рисунок по рассказам»

  • просмотр видеоролика
  • обсуждение
  • рисунок рассказов по  репродукциям

17. Занятие «Приручение животных»

  • просмотр видеоролика
  • чтение отрывков
  • обсуждение

18-19. Занятие «Дом и очаг»

  • Древнейшие жилища: пещеры, землянки, шалаши, ветровые заслоны, переносные палатки.
  • Почитание огня. Мифы о похищении огня. Способы добывания огня
  • Очаг. Внутреннее убранство жилищ. Картины домашней жизни.
  • Понятия «свой» и «чужой». Обычаи защиты своей территории и обычаи гостеприимства.

20-25. Занятие «Проектные занятия»

Создать макет первобытного жилища первобытного, взяв за основу одно из рассмотренных ими изображений.

26-27. Занятие «Первобытные моды»

  • Забота человека о своём теле.
  • Сложная роль украшений, одежды и грима в первобытном мире.
  • Маскирующая и боевая раскраска тела.
  • Украшения из раковин, перьев, камней. Украшения из когтей и зубов животных.

28-29. Занятие «Практическое занятие»

Создание украшения, несущего информацию о своем хозяине и придающего ему магическую защиту и силу.

30-31. Занятие «Как было написано первое письмо»

  • Просмотр видеоролика
  • Способы передачи информации у первобытных народов.
  • Речь, жест, знаки, сигналы. Пиктография.
  • Творческая деятельность.

«Читаем» примеры пиктографических писем, «пишем» пиктографические письма.

32-33. Занятие «Путешествие на машине времени»

Цель: обобщить знания учащихся об истории и культуре первобытного общества;

осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

развивать познавательную активность и умение работать в группах.

34-35. Занятие «Творческий отчет кружковцев»

  1. Создание альбомов иллюстраций
  2. Создание альбома «Пещерная живопись»
  3. Экспонаты для музея: магические ожерелья, макеты жилища, украшения, пиктографические письма

Результативность

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, репродукция, аудиовизуальный ряд). Отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации, перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в рисунок, из аудиовизуального ряда в текст и др.).

Список литературы к занятиям

  1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2002.

2. Браниган К. Первобытные люди. / пер. с англ. М. Заславской – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

3. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчёк и др.- Мн.: Харвест, М.: АСТ.,1999.Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век./

4. Д’Эрвильи, Э. Приключения доисторического мальчика / Э. Д`Эрвильи. - М.: Эксмо, 2005.

5. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. – М.: Дет. лит., 1986.

6. Покровский С. В. Охотники на мамонтов. Посёлок на озере: Повести - Пермь: Кн. изд-во, 1990.

7. В.В. Сухов и др. М.: Дрофа, 2000.История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс /

Интернет ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru
  2. http://window.edu.ru
  3. http://standart.edu.ru

Электронные пособия и ресурсы

Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...