Технологическая карта урока обществознания в 7 классе "Межличностные отношения"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Кожевникова Ольга Сергеевна

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме: "Межличностные отношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл межличностные отношения 7 класс35.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шляпниковская СОШ»

учитель истории и обществознания

Кожевникова О.С.

1 категория

Тема урока:

Межличностные отношения 7 класс

Образовательная цель: расширение  представления учащихся об особенностях межличностных отношений.

Планируемые результаты:

Предметные

- способность применять понятийный аппарат обществоведческих  знаний;

понять «чувства» как основу межличностных отношений и подвести к пониманию из чего складываются симпатия и антипатия; расширить представления учащихся об особенностях межличностных отношений;  продолжить формирование умений работать с текстом учебника, с иллюстрациями, дополнительным материалом; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми;
Метапредметные

Регулятивные:  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив; целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные: структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение структурировать знания.

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого; умение выражать свои мысли; организовывать работу в группе, самостоятельно вырабатывать решения; умение выражать свои мысли;

Личностные

- осознавать свои эмоции,  вырабатывать желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал  

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Новые понятия: межличностные отношения

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

Рабочие заметки

I. Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

В начале урока я предлагаю вам прочитать притчу.

В чем смысл данной притчи?

Какое отношение она имеет к нашему уроку? А нужно ли нам это изучать? Зачем?

Читают притчу.

Нужно уметь правильно общаться чтобы понимать других.

Мы будем знакомится с нормами общения, взаимопонимания

(Приложение № 1)

Слайд № 1

II.  Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Мы уже выяснили на предыдущих уроках, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Что такое социальная среда?

 Общество состоит из групп. Я зачитываю признаки группы, а вы определяете, какая это группа.

Сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в разнообразные отношения.

1. Малая

2. Большая

3. Первичная

4. Вторичная

5. Номинальная

6. Реальная

7. Формальная

8. Неформальная

III. Выявление места и причины затруднения

Даны две ситуации: Первая ситуация: На автобусной остановке, услышав интересный рассказ, чужие люди стали обмениваться информацией.

Вторая ситуация: Во время рассказа ваше внимание было привлечено к тому, как живо, образно, эмоционально говорил рассказчик, и вы решили познакомиться с ним поближе.

В каком случае говорится о межличностных отношениях?

Давайте сформулируем тему урока.

Затрудняются ответить, т.к  еще не изучили данную тему.

Межличностные отношения.

Слайд № 2

Слайд № 3

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Итак, что именно мы должны изучить ?

Из каких источников мы возьмем информацию?

План:

1. Понятие

2.Виды межличностных отношений.

3.Особенности межличностных отношений.

Учебник, рассказ учителя, личный опыт.

V. Реализация построения проекта

Работать мы сегодня будем в группе.

В  какой группе?

Чтобы было комфортно работать в группе нужно соблюдать правила.

Как я вам уже говорила, жизнь человека немыслима без контактов с различными людьми. Эти контакты происходят постоянно. Вам приходится слышать такие слова:

- Мне нравятся мои отношения с одноклассниками.

- Отношения между нашими странами в последние годы значительно улучшились.

- На уроке математики я находил отношение шести к двум.

- Какое слово является ключевым?

А что оно означает?

А что значит межличностные отношения?

Задание № 1

У вас на столах  в конверте даны слова, из которых нужно составить определение межличностных отношений. Какие слова ключевые в определении?

Вернемся к нашим ситуациям, какая верная? Почему?

Задание № 2

Работая с дополнительной информацией запишите себе рабочем листе  виды межличностных отношений, и  их характерные черты.

(ответы группы)

Задание № 3

Со всеми ли людьми просто вступить в межличностные отношения?

Так вот вам сейчас нужно составить кластер: 1 группа качества притягивающие,

2 группа качества отталкивающие, можете добавить свои качества.

Малая, первичная, формальная.

1. прислушиваться к мнению

2. соблюдать время

Отношения.

Ответы уч-ся

Отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.

Никакая т. к. люди мало знакомые и встретились случайно

Знакомство

Приятельство

Товарищество

Дружба

Любовь

Нет, т.к. есть люди, с которыми не хочется общаться.

Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, скука, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Приложение № 2

Слайд № 7

Слайд № 8

VI. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи

В основе межличностных отношений лежат взаимодействие и взаимопонимание. Эти положения мы с вами сейчас и проверим. В начале урока вы создали команды по своему желанию, вам в ней комфортно(командам раздаются задания).

Инструкция. Сейчас вам предстоит выполнить задание без слов. Необходимо точно соблюдать инструкцию. Нужно как можно быстрее собрать прямоугольник из частей. Нельзя отбирать детали у другого, разговаривать, мешать другому. Выполнив задание, поднимите руку. После его выполнения необходимо прокомментировать деятельность группы По моему сигналу вы приступаете к работе.

Анализ тренинга. Слово предоставляется группам для анализа своих действий в том порядке, в котором они выполнили задание.

Вывод: Как вы и заметили, наиболее успешными были те группы, в которых участники не мешали, а по возможности кооперировали свои действия.

Так что лежит в основе межличностных отношений?

Слово предоставляется группам для анализа своих действий в том порядке, в котором они выполнили задание.

Взаимопонимание!

Слайд № 9

Анализ тренинга.

(Приложение № 3)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вам нужно вписать виды межличностных отношений в пропуски.

(Проверка по эталону)

Знакомство

Приятельство

Товарищество

Дружба

Любовь

Слайд № 10

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Д.з.

Я вам предлагаю составить памятку «Как ты должен вести себя,  с родителями,  

с друзьями,

с одноклассниками,

с учителями».

Тест «Какой я в общении»

Перед вами чистое небо – это наш урок. У вас на столах  у каждого имеются «туча» и «солнышко». Если вам на сегодняшнем уроке было интересно, все понятно и  комфортно – наклейте на «небо» «солнышко», если же нет, и осталось много вопросов – «тучу». У кого туча – пишет вопрос, именно что непонятно. 

Слайд № 11

Приложение № 4

Слайд № 12

Источники

1. http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/05/06/urok-obshchestvoznaniya-7-klass

2. https://edu.tatar.ru/apastovo/kildurazy/sch/page1662084.htm

3.  http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/01/08/plan-konspekt-uroka-mezhlichnostnye-otnosheniya-7-klass

4. https://infourok.ru/urok_obschestvoznaniya_v_7_klasse_po_teme-152384.htm

5.https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/uroki/urokdlia7klas

6. http://xreferat.com/77/869-1-mezhlichnostnye-otnosheniya-i-obshenie.html

7.  Кравченко А.И, Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 7 класса., «Русское слово» 2010

Приложение № 1 Притча

Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.

  - Вот видите – воскликнул мулла – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», а он, показав два пальца, ответил «и его, и Пророка его, Мухаммеда тоже». Далее показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?», а он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».

Спутники решили узнать, так ли действительно все понял пастух. Пастух отвечал:
   - Он мне показал палец и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял.
 

Вопросы к классу:

  • О чем притча?
  • Какое отношение она имеет к нашему уроку?

Приложение № 2

Многообразие непосредственных отношений между людьми  позволяет выделить разные виды межличностных отношений. Самый распространенный вид межличностных отношений – знакомства.

В круг знакомых входит множество людей – все ученики твоей школы, может быть, пассажиры автобуса, с которыми ты каждый день едешь по маршруту от дома до школы, продавцы соседнего магазина и т.д. Есть среди твоих знакомых более узкий круг. Это те знакомые тебе люди, которые узнают тебя, с которыми ты при встрече разговариваешь, беседуешь на общие темы.

Из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной приязни) возникают приятельские отношения. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, стремление к контакту, к общению.

Более близкими межличностными отношения становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяет общая цель, средства и результаты общей деятельности. Более высокий уровень отношений характеризуется словом дружба. Обычно настоящих друзей много не бывает.  Дружба – велика ценность и дорогой дар, которого удостаивается тот, кто сам умеет и хочет дружить. Найти друга – значит разделить беду и умножить радость, найти опору и завоевать доверие. В подростковом возрасте о дружбе мечтают все без исключения. Друзья юности – часто самые надежные и верные спутники на всем жизненном пути. Постепенно дружба между юношей и девушкой может перерасти в новый вид отношений – любовь. Это- уже более высокие чувства сильной привязанности друг к другу.

Приложение № 3

Анализ работы по заданию

Вопрос

Ответ

Все сразу поняли, что нужно делать?

Кто взял инициативу на себя?

Что принесло успех делу?

Что мешало?

Кто был лучшим партнером?

Кто «тянул одеяло на себя»?

Приложение № 4

Тест «Познай себя»

Как  к вам относятся окружающие?

1.Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

2.Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

3.Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите «язык за зубами»?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

4.Обращаются ли к вам за помощью или советом?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

5.Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

6.Позволяете ли вы говорить критичным тоном, с сарказмом (насмешкой) или с нотами агрессии?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

7.Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

8.Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

9.Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?

А) часто,

Б) иногда,

В) никогда.

           Ключ к тесту

а

б

в

1

0

10

5

2

0

10

0

3

10

0

0

4

10

5

10

5

0

5

10

6

0

5

10

7

0

5

10

8

10

5

0

9

10

5

0

Подсчитайте баллы.

80-100. Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они, в свою очередь, считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.

45-75. Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.

0-40. Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто бояться быть на виду. Но как только они вылезают из своей «скорлупы», то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе на тему "Межличностные отношения"

Данный урок представлен в виде технологнической карты и построен в соответствии с требованиями ФГОС. В обязательном порядке в самом начале данного документа прописаны так называемые планируемые образо...

Технологическая карта урока математики по теме "Отношения чисел"

Технологическая карта урока математики в 6 классе по учебнику Никольского....

Технологическая карта урока на тему: "Межличностные отношения"

Технологическая карта по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" для 6 класса...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта урока обществознания "Межличностные отношения"

данный материал способствует формированию начальных знаний, представлений о проблемах взаимоотношения человека с другими людьми ...