Программа по внеурочному курсу "Археология" для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Лукшина Тамара Анатольевна

Программа рассчитана на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arheologiya_programma.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

«Апраксинская основная общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                           Принято                                                            Утверждено:

Зам.директора по УВР                                                       на заседании                                                директор школы

Дмитриева О.В.__________                                                           педсовета                                                           ________Толстоброва Г.Л.

«  » _________ 2016 г.                                                           Протокол №   от «  » _________ 2016 г.             Приказ №  от  _______2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ АРХЕОЛОГ»

НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составил:

Лукшина Т.А.

Кострома, 2016

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.

Цель программы:

Развитие компетентностей учеников в области археологической науки.

Задачи:

Формирование  представлений о методах археологического исследования;

Формирование базовых знаний об археологических памятниках родного края;

Формирование предметных УУД по  истории родного края средствами экскурсионной деятельности;

Развитие коммуникативных навыков;

Воспитание социальной активности учащихся.

Общая характеристика программы кружка «ЮНЫЙ АРХЕОЛОГ». Программа кружка «Юный археолог» предназначена и рассчитана для учащихся 5-6 классов, подготовлена на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 34 учебных часов, 1 урок в неделю.

Программа рассчитана на тридцать пять учебных занятий, на каждом из которых предусматривается информационная часть в виде лекций и докладов, практическая часть в виде работы с документами и вещественными источниками и обобщение, представленное в виде самостоятельной творческой работы, которая в последствии может быть продемонстрирована на районной научно-практической конференции. Учащиеся получат базовые знание об археологии как исторической дисциплины, будут заниматься исследованием и сопоставлением различных видов источников: археологических, нарративных, эпиграфических. На практике учащиеся познакомятся с археологическими памятниками Костромского края. На занятии предусматривается коммуникативная деятельность.

По окончанию работы кружка планируется проектная работа учащихся, тематика будет определена в течении учебного года.

Формы и методы реализации программы: презентация, круглый стол, беседа, игра, видео-уроки,  исследование, проектная деятельность. работа с источниками, экскурсия, практическая деятельность (полевая практика).

Результаты освоения предмета:

  1. Овладение целостным представлением об археологии и ее месте среди других исторических дисциплин;
  2. Овладение методами археологического исследования;
  3. Понимание культурного многообразия археологических памятников Костромского края;
  4. Умения изучать и систематизировать информацию из источников;

Формы оценки достижения результата: проектная работа учащихся.

2. Учебно-тематический план.

№ пп

Тема, раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Тема 1. Введение в курс археологии

5

3

2

1.1.

Археология в системе исторических дисциплин. Основные понятия и терминология

1.2.

Этапы археологического исследования: полевой, лабораторный, кабинетный

1.3.

Археологические источники и их особенности.

1.4.

История становления и развития Археологической науки в России и за рубежом.

2

Тема 2. Методы археологического исследования

7

4

3

2.1

Разведка археологических памятников

2.2

Раскопка могильников

2.3

Раскопка поселений

2.4

Археологическая периодизация. Способы датировки.

3

Тема 3. Каменный век

8

4

4

3.1

Основные этапы. История Изучения.

3.2

Палеолит.

3.3

Мезолит

3.4

Типологизация каменных орудий. Методика изготовления и обработки.

3.5

Неолит. Неолитическая революция. Неолитическое искусство.

3.6

Керамика как исторический источник.

4

Тема 4. Энеолит и бронзовый век

4

2

2

4.1

Энеолит

4.2

Бронзовый век

5

Тема 5. Железный век

10

5

5

5.1

Скифская культура

5.2

Костромская культура

5.3

Культура курганов Костромского края

5.4

Культура курганов Костромского края

5.5

Археология Южной Сибири и Центральной Азии

5.6

Итоговое занятие

3. Содержание программы.

1. Введение в курс археологии (5)

Археология - наука о древнейшем прошлом человека. Основные понятия и термины археологии (Культурный слой, археологическая культура, стратиграфия, горизонт и т. д.). Археология в системе исторических дисциплин. Основные понятия и терминология. Этапы археологического исследования: полевой, лабораторный, кабинетный. Археологические источники и их особенности. История становления и развития Археологической науки в России и за рубежом.

2. Методы археологического исследования (7)        

Разведка археологических памятников. Основные приемы обнаружения археологических памятников. Полевая работа на обнаруженном археологическом памятнике. Раскопка могильников. Виды могильников и основные принципы их полевого изучения. Исследование погребений. Раскопка поселений.  Археологическая периодизация. Способы датировки. Абсолютные и относительные даты. Датировка по письменным источникам, монетам, художественным особенностям древних вещей.

3. Каменный век. (8)

Основные этапы. История Изучения. Палеолит. Мезолит. Его периодизация. Климат, растительный и животный мир. Оледенения. Орудия труда, искусство. Костромской край в каменном веке. Типологизация каменных орудий. Методика изготовления и обработки. Неолит. Неолитическая революция. Неолитическое искусство. Керамика как исторический источник.

4. Энеолит и бронзовый век (4)

Знакомство человека с металлом. Археологические культуры. Костромской край в эпоху энеолита. Появление бронзовых орудий. Расселение людей в эпоху бронзы, их культура, хозяйство, быт, обряды, верования. Костромской край в эпоху бронзы.

5.  Железный век. (10)

Появление железа, первые способы его добычи и обработки. Археологические культуры Костромского края. Мир кочевников и лесного населения. Эпоха великого переселения народов. Кочевники и земледельцы на территории Костромского края. Археологические памятники Костромского края. Скифская культура. Костромская культура. Культура курганов Костромского края. Археология Южной Сибири и Центральной Азии. Итоговое занятие

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

Предметные:

1. Ученик должен знать периодизацию истории Костромского края в древности (палеолит, мезолит, неолит);

2. Ученик должен знать основные достижения эпохи палеолита, мезолита, неолита (изменения в способах изготовления и обработки орудий труда; особенности сооружения жилищ; обряды древних людей);

Метапредметные:

3. Выполнять задания по контурной карте "Археологические находки на территории нашего края";

(специальные умения, навыки и способы деятельности)

4. Объяснять причины перехода к различным формам ведения хозяйства;

5. Соотносить и сравнивать общие исторические процессы и процессы, происходившие в древности на территории края, выявлять их существенные черты;

6. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция; стоянка, микролиты.

Личностные:

  1. Уметь применять свои знания в практической деятельности;
  2. Самостоятельно добывать новые знания при помощи дополнительных источников информации.

5. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Количество часов

УУД

Дата

Тема 1. Введение в курс археологии – 5 часов.                                                                                            Факт

План

1.

Археология в системе исторических дисциплин. Основные понятия и терминология

1

Знать основные понятия и термины

2 - 3.

Этапы археологического исследования: полевой, лабораторный, кабинетный

2

Знать основные этапы полевого, лабораторного и кабинетного исследования.

4.

Археологические источники и их особенности.

1

Знать понятие «археологические источники», виды источников и их особенности

5.

История становления и развития Археологической науки в России и зарубежом.

1

Знать этапы становления археологии как науки; основных представителей археологической науки России и зарубежных стран, которые внесли особый вклад в развитие науки.

Тема 2. Методы археологического исследования – 7 часов.

6.

Разведка археологических памятников

1

Знать основные приемы обнаружения археологических памятников, принципы ведения полевых работ на обнаруженном археологическом памятнике.

7-8.

Раскопка могильников

2

Знать виды могильников, исследование погребений.

Уметь вести разметку внешней части курганных могильников.

9-10.

Раскопка поселений

2

Знать основные правила ведения раскопок.

11-12.

Археологическая периодизация. Способы датировки.

2

Уметь датировать памятники по различным источникам.

Тема 3. Каменный век – 8 часов.

13.

Основные этапы. История Изучения.

1

Знать основные этапы каменного века.

14.

Палеолит.

1

Знать особенности археологии эпохи палеолита, датировку периода.

15.

Мезолит

1

Знать особенности археологии эпохи мезолита, датировку периода.

16-17.

Типологизация каменных орудий. Методика изготовления и обработки.

2

Знать виды каменных орудий, методику их изготовления и обработки.

Уметь определять тип орудия.

18-19.

Неолит. Неолитическая революция. Неолитическое исскуство.

2

Знать особенности археологии эпохи неолита, датировку периода.

20.

Керамика как исторический источник.

1

Знать понятие «керамика», виды керамических изделий.

Уметь приводить примеры керамических изделий древности.

Тема 4. Энеолит и бронзовый век – 4 часа.

21 – 22.

Энеолит

2

Знать понятие энеолит, периодизацию

23 - 24.

Бронзовый век

2

Знать особенности археологии эпохи бронзового века, датировку периода.

Тема 5. Железный век – 10 часов

25.

Скифская культура

1

Знать особенности скифской культуры, территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство.

26 – 27.

Костромская  культура

2

Знать особенности костромской культуры, территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство.

28 – 29.

Культура Костромского края

2

Знать особенности культуры курганов Костромского края территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство.

30 – 31.

Культура Костромского края

2

Знать особенности костромской культуры, территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство.

32 – 34.

Археология Южной Сибири и Центральной Азии

3

Знать особенности культуры южной Сибири и центральной Азии,  периодизацию, виды орудий, искусство.

35.

Итоговое занятие

1

Представление проектных работ

6. Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы.

6.1. Нормативно-правовая база:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

6.2. Учебно-методическое обеспечение:

  1. Мартынов А.И. Археология СССР. М.: 1982
  2. Математические методы в археологических реконструкциях / Отв. ред., академик А.П.Деревянко, д.и.н.Ю.П. Холюшкин. Новосибирск, М.: 1995.
  3. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М.: 2002.

6.3. Список литературы:

  1. Амальрик А.С., Монгайт А.Л.. Что такое археология. М.: 1959.
  2. Бойко С.П.. Первобытные архимеды: Рассказы об истории вещей. Ставрополь. М: 1977
  3. Федоров - Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М.: 1990.
  4. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М.: 1979.

7. Материально-техническое обеспечение.

  1. Учебный кабинет,  удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для занятий группы 12 – 15 человек;  
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Колонки;
  4. Иллюстративный материал (электронные карты, фотоматериалы);
  5. Компьютер (ноутбук) с выделенным каналом выхода в Интернет;
  6. Канцелярские принадлежности;
  7. При проведении практических занятий: компас, рулетка, чертежные и измерительные приборы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...