Конспект урока истории "Время консерваторов"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Андреева Татьяна Александровна

 

Цели урока:

1.      Познакомить учащихся с политическими изменениями, происходившими в СССР в 60-80 годы.

2.      Подвести учащихся к пониманию причин восстановления черт тоталитаризма.

3.      Продолжить формирование умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Время консерваторов»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с политическими изменениями, происходившими в СССР в 60-80 годы.
  2. Подвести учащихся к пониманию причин восстановления черт тоталитаризма.
  3. Продолжить формирование умений и навыков.

1 Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Расскажите о борьбе в партийных верхах  в 1953-1964 гг.

- назовите основные направления политики Хрущева.

- осветите события Карибского кризиса с точки зрения корреспондента советской и американской газеты.

3. Изучение новой темы

План:

  1. Нарастание внутренних проблем
  2. Судьба экономических реформ
  3. Попытка «капитального ремонта»

В середине 1960-х гг. хрущевская оттепель постепенно переходила в слякоть; режим резко поправел. У номенклатуры появлялись все новые незаконные привилегии, искусственно возвеличивалась фигура генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева.

  1. Просмотр видеоролика. Характеристика Л.И.Брежнева как человека, прошедшего Великую Отечественную войну, сделавшего карьеру благодаря своим способностям и личным качествам.  После отставки Н.С.Хрущева партийным лидером стал Л.И.Брежнев., пост председателя Совета министров занял А.Н.Косыгин. Одни историки называют брежневскую эпоху «застойной» или «временем консерваторов», другие относят ее к периоду поступательного развития СССР. Критики отмечали, что за внешними признаками имперского величия Советского Союза скрывались серьезные болезни системы, вступившей в стадию разложения и исчерпавшей внутренний потенциал для развития. О «застое» нельзя говорить т.к. промышленный потенциал СССР утроился, а сельского хозяйства увеличился в 1,5 раза, национальный доход вырос в 2,5 раза, а капиталовложения – в 2,7 раза. Как считают ученые,  разговоры о застое возникли в связи со снижением темпов экономического роста в 1980-е гг., в сравнении с 1960 –ми. Реальный застой наблюдался, по их мнению, в общественно-политической жизни.

При характеристике брежневской эпохи основное внимание историки уделяют оценке внутренней политике партии, квалифицируя ее как «консервативную». Сюда относят контрреформы в области партийного и советского строительства.

СССР достиг военного паритета с США. Однако оборотной стороной этого процесса стало истощение экономики. На военные нужды тратилось до 20% ВНП. Большинство западных историков более уместными для характеристики брежневской эпохи считают термин «распад». По их мнению, почти 20 летнее правление Брежнева показало окончательное исчерпание внутреннего потенциала советской системы.

Характеристика Брежнева как человека и политика. Мемуары Горбачева.

  1. Состоявшийся в марте 1965 г. Пленум ЦК КПСС наметил ряд неотложных мер в области с/х. На Пленуме говорилось о резком отставании с/х производства, низком уровне культуры земледелия и т.д. Для поддержки колхозов с них списали долги, установили твердые планы закупок хлеба. В результате этих мер в 8 пятилетки увеличились темпы, но ненадолго. Сокращение численности сельского населения. Попыткой перестройки экономического механизма в СССР была хозяйственная реформа 1965г (Косыгин). Суть реформы состояла в расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и усилении экономического стимулирования производства. Часть прибыли остается у предприятий. Во второй половине 1970-х гг. существенно возросли трудности в хозяйственном развитии страны. Снижение темпов экономического роста. Изменения социальной структуры общества. Конституция 1977 года. Сравнить с Конституцией 1993 Работа с документами.
  2. После смерти в ноябре 1982 г. Л.И.Брежнева генеральным секретарем стал Ю.В.Андропов. Жесткие административные меры по наведению порядка и возрождению на всех участках производства дисциплины труда были положительно восприняты многими. В центе своей непродолжительной деятельности Андропов поставил преодоление догматических наслоений в марксизме-ленинизме.
  3.  Опережающее домашнее задание «Рассказы родителей и бабушек». Две точки зрения на экономическую и социальную политику,  проводимую в эти годы. Подтверждение фактами, жизненным опытом.
  4. Закрепление изученного. Решение тестовых заданий.
  5.  Задание «Какой бы памятник и кому из политических деятелей этой эпохи вы бы воздвигли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...